Избыточная масса тела (МТ) и ожирение являются все возрастающей проблемой как в России, так и во всем мире. C избыточной массой тела отчетливо связано повышение риска развития артериальной гипертонии, инсулиннезависимого сахарного диабета, атеросклероза, ишемической болезни сердца, смерти от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний [1]. Количество лиц с избыточной массой тела прогрессивно увеличивается. К настоящему времени более 1 млрд человек в мире имеют избыточную массу тела, у 250 млн из них выявляют ожирение [2]. Ранее нами была показана устойчивость избыточной МТ как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний (ФР ССЗ) при проспективном наблюдении [3]. В ряде исследований [4, 5] уже указано на множество потенциальных причин, приводящих к распространению лишней массы тела (питание с большим количеством жирных продуктов и недостаточная физическая нагрузка, привычка мало спать, плохой микроклимат в помещениях). Такие причины следует рассматривать как факторы образа жизни современного человека, влияние на которые в значительной мере оказывает общественная среда. Результаты Фремингемского исследования указывают на фактор социальных связей как один из наиболее важных в распространении избыточной МТ в современном обществе [6], в связи с чем особую значимость приобретает изучение семейных причин. Члены семьи имеют общие социально-экономические, санитарно-гигиенические условия жизни, организацию быта, питания; в семье формируются общие привычки, отношение к своему здоровью, лечению и профилактике [7]. До настоящего времени вопрос взаимосвязи факторов риска ССЗ среди супругов и влияния этих факторов на смертность остается неизученным.
Цель исследования — изучить частоту избыточной МТ у мужчин и женщин в зависимости от МТ их супругов, а также оценить выживаемость и риск общей смертности в зависимости от градиента МТ супруга в проспективном 17-летнем исследовании.
Материал и методы
В 1988—1991 гг. для изучения распространенности основных ФР ССЗ была обследована выполненная случайным методом поквартирная выборка жителей Ленинского района Томска (1546 мужчин и женщин в возрасте 20—59 лет). В когортное семейное исследование включены все супружеские пары из числа обследованных — всего 427 пар. Повторное исследование проведено в 2002—2005 гг. Период наблюдения, а также сбор информации о жизненном статусе осуществлялся с момента исходного обследования до наступления «конечной точки» для умерших или до мая 2005 г. для живых. Период наблюдения составил от 1 года до 17 лет, в среднем 15,47 года (для мужчин — 15,01 года, для женщин — 15,79 года). Для выявления случаев избыточной МТ использовали критерии ВОЗ (1997) — индекс Кетле (ИК) ≥25 кг/м2. МТ измеряли на медицинских весах с точностью до 0,1 кг, рост — с точностью до 0,5 см.
Анализируемая база данных была сформирована в программе Microsoft Excel 2003. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ SPSS 17.0. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05 (р — достигнутый уровень значимости). Описание категориальных данных проводилось путем построения таблиц сопряженности с указанием абсолютных и относительных (%) частот встречаемости признаков. Для определения достоверности различий категориальных признаков использовали анализ таблиц сопряженности (критерий χ2 Пирсона, а также двусторонний точный тест Фишера). Проверка на нормальность распределения количественных данных проводилась по критерию Шапиро—Уилка. Нормально распределенные количественные данные представляли в виде среднего значения и стандартного отклонения. Сравнение двух независимых нормально распределенных выборок проводили с помощью t-критерия Стьюдента. Выживаемость пациентов исследовалась методом множительных оценок Каплана—Мейера с использованием логрангового критерия. Оценка значимости факторов риска проводилась с помощью многофакторной модели пропорциональных рисков Кокса.
Результаты исследования
При проведении скринингового обследования (1988—1991 гг.) изучена МТ у 427 супружеских пар (табл. 1).
Изучение взаимосвязей избыточной МТ среди супругов (табл. 2)
По результатам 17-летнего наблюдения с целью изучения одновременного эффекта нескольких факторов в формировании риска смерти построены многомерные модели на основе регрессионного анализа пропорционального риска Кокса. В моделирование были включены следующие категориальные переменные: пол, возрастная группа, артериальная гипертония, избыточная МТ, курение, употребление алкоголя, гиперхолестеринемия, гипертриглицеридемия, гипоальфахолестеринемия, а также избыточная МТ супруга. Модель оценивалась по критерию χ2 максимального правдоподобия (Likelihood Ratio). Приведены данные только в отношении предиктора — избыточной МТ супруга. Было установлено, что избыточная МТ супруга является значимым фактором риска, увеличивающим с каждым годом шанс смерти от всех причин в 1,52 раза. Относительный риск смерти среди тех, чьи супруги имели избыточную МТ, составил 1,68 (табл. 3).
Выживаемость среди мужчин и женщин в зависимости от наличия или отсутствия избыточной МТ у их супругов изучили с использованием множительных оценок Каплана—Мейера. В целом в наблюдаемой когорте (табл. 4)
Кумулятивные кривые выживаемости в зависимости от наличия/отсутствия избыточной МТ у супругов (рис. 1, 2)
Обсуждение
В основе развития избыточной МТ лежит дисбаланс потребления и расходования энергии, обусловленный воздействием различных причинных факторов. Наиболее важным из них является наследственная предрасположенность [8]. В предложенной нами модели (изучение взаимозависимости изменения МТ в супружеских парах в проспективном наблюдении) значение генетического фактора минимизируется (супруги не являются родственниками), и становится возможным исследовать естественную динамику МТ, для которой важны влияния социальных, в том числе семейных причин [9].
Выявленная нами при первом скрининговом исследовании закономерность того, что у лиц с избыточной МТ супруги также чаще имеют избыточную массу тела, можно в некоторой мере объяснить брачной ассортативностью [10]. Вместе с тем обнаруженный нами факт роста МТ преимущественно у тех мужчин и женщин, чьи супруги также увеличили МТ до уровня избыточной, не может быть объяснен только с позиции брачной ассортативности или генетической предрасположенности, но весьма вероятно влияние общих факторов, формирующихся в семье, — отношение к здоровью, нарушение пищевого поведения, пониженная физическая активность [11]. Недавние исследования, проведенные в университете Цинциннати (США), показали, что социальный стресс (который может быть вызван в том числе длительными напряженными отношениями в семье, общими психологическими проблемами, переживаемыми членами семьи), приводит к метаболическим изменениям в организме и увеличению массы тела. Также было сделано заключение о том, что потребление пищи, богатой жирами, в периоды социального напряжения взаимно усиливают риск развития избыточной массы тела, что наблюдается в современном обществе, где традиционная диета постепенно замещается энергетически насыщенным рационом с высоким содержанием жиров [12]. Одной из возможных причин увеличения МТ может быть изменение представления супругом, каким должен быть приемлемый вес, в условиях значительного увеличения МТ у другого супруга. В 32-летнем исследовании (Framingham Heart Study) проанализированы данные 12 067 мужчин и женщин и более 30 тыс. их социальных связей. Было установлено, что шансы человека в отношении развития ожирения возрастают на 37%, если у его супруга сформировалась избыточная масса тела. В случае, если брат или сестра имеет ожирение, вероятность пополнеть повышается на 40%, шансы набрать лишнюю массу тела увеличиваются на 57%, если среди близких друзей есть страдающие ожирением. Авторы пришли к заключению, что межличностные и социальные эффекты проявляются не только потому, что близкие люди принимают образ жизни друг друга, но преимущественно вследствие того, что происходит изменение отношения к лишней массе тела как социальной норме, и если близкие люди имеют избыточную массу тела, то и сам человек может не считать полноту недостатком. Было выяснено, что друзья оказывают более сильное влияние, чем родственники: это позволило исследователям прийти к выводу, что социальные связи имеют большее влияние на формирование избыточной массы тела, чем биологические и генетические [6].
Супруги имеют единые бытовые условия. Сложившиеся ритмы сна и бодрствования одного супруга могут оказывать влияние на режим сна другого. К настоящему времени установлена взаимосвязь между депривацией сна и избыточной массой тела, которую объясняют повышением аппетита, обусловленным изменением уровней лептина и/или грелина, приверженностью к высокоуглеводной диете, снижением расхода энергии вследствие общей слабости и утомляемости, а также изменением терморегуляции. В ряде исследований показано, что даже короткие периоды ограничения сна связаны с повышением висцерального ожирения вследствие снижения «пластичности» метаболических процессов и развития резистентности к инсулину [4, 13].
Выявленная взаимосвязь МТ супругов может быть в какой-то мере вызвана воздействием единых неблагоприятных микроклиматических условий в помещении, где проживает семья. В работе [5] указывается, что в последние десятилетия наблюдается тенденция к плавному повышению температуры в домах на протяжении отопительного сезона. Выработанная в связи с этим привычка проводить зимой время в помещениях с центральным отоплением или кондиционером сужает температурный интервал, в котором человек чувствует себя комфортно. По этой причине люди стараются реже подвергать себя действию умеренного холодового стресса, который заставляет организм интенсивно расходовать жир для теплопродукции. В результате энергетический баланс смещается в сторону накопления жира, а не производства энергии, что ведет к повышению массы тела. Кроме того, недостаточное действие низкой температуры приводит к снижению общего объема бурой жировой ткани в организме. В отличие от белой жировой ткани, способной только запасать жиры, эта ткань способна сжигать запасы, производя тепло.
Важным результатом проведенного исследования явилось установление факта значительно более низкой выживаемости среди мужчин, женатых на женщинах с избыточной МТ, по сравнению с мужчинами, жены которых имеют нормальную МТ. Известно, что наиболее социально значимые хронические неинфекционные заболевания, значительно сокращающие продолжительность жизни современников, развиваются на общей платформе ФР, и важное место среди них занимают факторы образа жизни [14]. Женщины больше мужчин предрасположены к избыточной МТ [15]. Обстоятельства, которые приводят к формированию избыточной МТ у жен, не во всех случаях становятся причинами лишней массы тела у мужчин, но могут способствовать развитию у них онкологических, атерогенных и других метаболических заболеваний [16], ускоряющих фатальный исход. В связи с этим избыточную МТ и ожирение супруги следует рассматривать как интегральный показатель состояния здоровья семьи.
Также можно предполагать, что профилактические программы по контролю массы тела, поддерживающиеся супругами, могут быть более успешными, чем планирующиеся без учета семейного фактора.
Выводы
1. Установлен факт взаимосвязи МТ супругов: если у одного из супругов выявляется избыточная МТ, то вероятность избыточной массы тела у другого супруга повышается.
2. Избыточная МТ супруги является независимым предиктором риска общей смертности среди мужчин.
3. У мужчин, чьи жены имеют избыточную МТ, более низкие показатели выживаемости по сравнению с мужчинами, жены которых имеют нормальную МТ.
4. Риск общей смертности и показатели выживаемости среди женщин не зависят от градиента МТ супруга.