Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шамансурова Н.Х.

Центр развития профессиональной квалификации медицинских работников

Мамадалиева Я.М.

Центр развития профессиональной квалификации медицинских работников

Место соноэластографии в диагностике инвазивного роста опухолевого процесса в мочевой пузырь при раке шейки матки

Авторы:

Шамансурова Н.Х., Мамадалиева Я.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2022;28(1): 102‑105

Просмотров: 875

Загрузок: 11


Как цитировать:

Шамансурова Н.Х., Мамадалиева Я.М. Место соноэластографии в диагностике инвазивного роста опухолевого процесса в мочевой пузырь при раке шейки матки. Проблемы репродукции. 2022;28(1):102‑105.
Shamansurova NKh, Mamadalieva YaM. Sonoelastography in the diagnosis of invasive neoplastic process in the urinary bladder in patients with cervical cancer. Russian Journal of Human Reproduction. 2022;28(1):102‑105. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro202228011102

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ди­на­ми­чес­кая фун­кци­ональ­ная оцен­ка па­то­ло­ги­чес­ких из­ви­тос­тей внут­рен­них сон­ных ар­те­рий у боль­ных с муль­ти­фо­каль­ным ате­рос­кле­ро­зом. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):95-100
Важ­ность ди­на­ми­чес­кой фун­кци­ональ­ной оцен­ки па­то­ло­ги­чес­кой из­ви­тос­ти внут­рен­них сон­ных ар­те­рий у боль­ных с муль­ти­фо­каль­ным ате­рос­кле­ро­зом. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):146-151
Вза­имос­вязь дис­фун­кции та­зо­во­го дна и прок­то­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний у жен­щин поз­дне­го реп­ро­дук­тив­но­го воз­рас­та. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):66-70
Ком­прес­си­он­ная элас­тог­ра­фия как но­вый ме­тод ультраз­ву­ко­вой ви­зу­али­за­ции в диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ке хро­ни­чес­ко­го тон­зил­ли­та. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):20-25
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та в коль­пос­ко­пии в рам­ках скри­нин­го­вых прог­рамм. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):66-71
Вли­яние раз­ных прог­рамм ре­аби­ли­та­ции на уро­вень тре­во­ги и деп­рес­сии пос­ле хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния ра­ка шей­ки мат­ки на ран­них ста­ди­ях. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):40-44
Воз­мож­нос­ти ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки в оп­ре­де­ле­нии ак­тив­нос­ти ор­би­таль­но­го вос­па­ле­ния при гра­ну­ле­ма­то­зе с по­ли­ан­ги­итом. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(6):32-38
Ле­гоч­ная ар­те­ри­аль­ная ги­пер­тен­зия при на­ру­ше­ни­ях пор­то­ка­валь­ной ге­мо­ди­на­ми­ки. Роль ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2025;(1):90-98
К воп­ро­су об эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния ВПЧ-тес­ти­ро­ва­ния и ци­то­ло­ги­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния в рам­ках ком­би­ни­ро­ван­но­го скри­нин­га ра­ка шей­ки мат­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):23-29

Введение

В технологии ультразвуковой диагностики появляются новые возможности для улучшения качества изображения и повышения информативности. Одним из наиболее совершенных методов является соноэластография — метод «ультразвуковой пальпации» тканей, основанный на определении эластичности (жесткости) тканей в реальном времени.

По словам С.О. Чуркиной, включение соноэластографии в комплексное ультразвуковое исследование опухолей матки повышает чувствительность, специфичность и точность метода с 74%, 94% и 89% до 92%, 98% и 96% соответственно [1].

Учитывая сильную корреляцию между выживаемостью пациенток, стадией заболевания и развитием лучевых методов диагностики рака шейки матки, можно утверждать, что одной из главных задач является точное определение распространенности опухолевого процесса и выбор тактики лечения [2—5]. Применение эластографии в диагностике онкологических заболеваний различной локализации, в том числе органов малого таза, является актуальным направлением научных исследований [1, 6—9].

Цель исследования — определить возможности соноэластографии в диагностике локального распространения рака шейки матки в мочевой пузырь.

Материал и методы

Обследованы 48 женщин в возрасте от 31 года до 73 лет (средний возраст составил 51,7 года). У всех пациенток рак шейки матки различной степени дифференцировки подтвержден при гистологическом исследовании. Диагноз рака шейки матки установлен в соответствии с принятой классификацией распространенности процесса — системой TNM (2009) и FIGO [2, 4]. Структура распределения пациенток по стадиям рака шейки матки: стадия IIA выявлена у 10 (20,8%) пациенток, IIB — у 10 (20,8%), IIIB — у 14 (29,2%), IIIA — у 2 (4,2%), IIIB — у 10 (20,8%), IVB — у 2 (4,2%). Женщинам проведена химиотерапия; 11 (22,9%) пациенток получили комплексное лечение (КТ + ЭЛТ). Всем пациенткам проведено комплексное и трансвагинальное ультразвуковое исследование с использованием аппарата LOGIC S8 XD CLEAR (GE Ultrasound Korea, Ltd., Республика Корея), применяли мультичастотные широкополосные датчики: Convex C1-5D, внутриполостной (трансвагинальный) IC5-9D.

Ультразвуковое исследование органов малого таза включало трансабдоминальное исследование с последующим трансвагинальным доступом с использованием доплерографии и соноэластографии.

При исследовании шейки матки в B-режиме оценивали ее размер, форму, ровность и четкость контуров, их отсутствие или деформацию, строение стромы шейки матки, ее эхогенность, состояние цервикального канала и степень распространенности опухолевого процесса. В ходе исследования использована цветная и спектральная доплеровская сонография для качественной и количественной оценки местного кровотока. После оценки состояния шейки матки в сером и цветном режимах проведена деформационная эластография, при которой оценивали эластические свойства стромы шейки матки по стандартной шкале жесткости, разработанной для исследуемого органа. Определяли также следующие параметры: наличие постоянных участков высокой и низкой плотности, коэффициент жесткости (HC). При выполнении эластографии деформации использовали классификацию эластографических изображений для гинекологической патологии [10—12].

Результаты

У 9 (18,7%) женщин в режиме B наблюдались изменения, не выходившие за пределы шейки матки. Контуры шейки матки (colli uteri) выглядели четкими и ровными, с разной степенью эхогенности стромы. У 16 (33,3%) женщин наблюдались признаки инвазии процесса в дистальный сегмент матки. У 23 (47,9%) женщин диагностировано увеличение размеров шейки матки (colli uteri), с неровными, нечеткими контурами, с продолжением процесса в параметральную ткань. У 13 (27%) женщин имелись признаки инфильтрации патологического процесса в заднюю стенку и полость мочевого пузыря (рис. 1). Определена изоэхогенность в области инфильтрации мочевого пузыря и области опухолевой трансформации шейки матки.

Рис. 1. Трансабдоминальное исследование патологически измененной шейки матки в B-режиме.

Слева стрелкой указано место дефекта передней стенки шейки матки с признаками инфильтрации процесса в заднюю стенку мочевого пузыря. Справа 1 — патологический процесс, проникающий в стенку мочевого пузыря; 2 — шейка матки с дефектом ее передней стенки.

При инфекции Clostridium difficile шейки матки у 11 (22,9%) женщин определена низкая степень васкуляризации, у 17 (35,4%) — средняя степень, а у 20 (41,%) — гиперваскуляризация области шейки матки (рис. 2 на цв. вклейке). У всех женщин с признаками инвазии опухолевого процесса в мочевой пузырь при CDI наблюдалась гиперваскуляризация патологической зоны. Доплерометрические показатели указывали на низкорезистентный тип кровотока, что подтверждает наличие признаков патологического неоангиогенеза.

Рис. 2. Трансабдоминальное исследование органов малого таза в B-режиме + CDI.

Гиперваскуляризация шейки матки, а также зоны инфильтрации в мочевой пузырь (мп — мочевой пузырь, кт — кровоток).

Fig. 2. Transabdominal examination of the pelvic organs in B-mode + CDI.

При эластографии деформации у 4 (8,3%) женщин диагностирован жесткий тип окрашивания — умеренно синие узоры, наблюдаемые в области шейки матки. Интактная строма шейки матки окрашена в зеленый цвет, что указывает на ее более эластичные характеристики. У 13 (27%) женщин наблюдались признаки удлинения жесткоэластичного типа окрашивания в дистальных отделах области матки, этот признак соответствует инвазии патологического процесса в сторону тела матки. Визуализирована четкая демаркационная линия между зоной инвазии и нормальным миометрием. У 15 (31,3%) женщин отмечено истончение и смещение параметральной ткани, что указывает на инвазию патологического процесса в параметральную ткань (рис. 3 на цв. вклейке). Степень жесткости в инфильтрированных областях аналогична степени поражения в строме шейки матки. Средние значения HC варьировали от 2,5 до 5,7, в среднем 4,6. У 16 (33,3%) женщин наблюдались признаки дефекта передней стенки шейки матки — отслойка красной полосы параметральной ткани и инвазия жесткой эластичной ткани в стенку и полость мочевого пузыря (рис. 4 на цв. вклейке). Зона инфильтрации мочевого пузыря и зона опухолевого процесса имели идентичные параметры жесткости.

Рис. 3. Трансвагинальное исследование с тензоэластографией.

Слева — в B-режиме визуализируется изоэхогенное патологическое образование с нечеткими, ровными контурами, гипоэхогенным ободком, возможной инфильтрацией в направлении переднего параметрия. Справа — эластография деформации: поражение четко отображается синим цветом (жесткий тип) с отдельными зелено-синими областями (V-эластотип). Метками обозначена область инфильтрации процесса по направлению к задней стенке мочевого пузыря (на это указывает отсутствие красной полосы параметральной ткани).

Fig. 3. Transvaginal examination with strain elastography.

Рис. 4. Трансвагинальное исследование в B-режиме + SE.

В B-режиме визуализируется гипоэхогенный очаг, распространяющийся в направлении переднего параметрия. В месте соединения передний параметрий (красная полоса), примыкающий к гипоэхогенному очагу, истончается. Дефект параметральной прослойки длиной 2,7 мм визуализируется немного ниже.

Fig. 4. Transvaginal examination in B-mode + SE.

При инвазии неоплазмы в мочевой пузырь с распространением процесса на отверстия мочеточников развивается гидронефроз одной или обеих почек и/или нефункционирующая почка. Для исключения инвазии в мочевой пузырь 42 (87,5%) женщинам выполнена магнитно-резонансная томография органов малого таза. У 18 (37,5%) из них выявлены признаки инвазии процесса в заднюю стенку мочевого пузыря, у 14 (29,2%) женщин обнаружена нефростома.

Выводы

1. Доплерографическое исследование зоны инвазии рака шейки матки в стенку мочевого пузыря показало гиперваскуляризацию патологического процесса с низким сопротивлением кровотоку.

2. Эластография деформации с большей вероятностью позволяет отличить патологическую ткань от неповрежденной области.

3. Зоны инвазии в окружающие ткани имели показатели коэффициента жесткости, идентичные пказателям зоны патологического процесса в шейке матки.

4. При сравнительном анализе показатели чувствительности, специфичности и точности B-режима и B-режима + SE (компрессионная эластография) увеличились с 89%, 94,9% и 91,4% до 97,5%, 98,7% и 97,9% соответственно.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.