Партс С.А.

ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы»

Лесков С.В.

ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница»

Куликова Е.Н.

ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница»

Решетов И.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Кузьмина Е.С.

ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы»

Организация и анализ работы дистанционного онкологического консилиума

Авторы:

Партс С.А., Лесков С.В., Куликова Е.Н., Решетов И.В., Кузьмина Е.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 942 раза


Как цитировать:

Партс С.А., Лесков С.В., Куликова Е.Н., Решетов И.В., Кузьмина Е.С. Организация и анализ работы дистанционного онкологического консилиума. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2024;46(4):56‑62.
Parts SA, Leskov SV, Kulikova EN, Reshetov IV, Kuzmina ES. Organization and analysis of distant oncology multidisciplinary team. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2024;46(4):56‑62. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20244604156

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

На протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации сохраняется тенденция к увеличению заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО) [1, 2]. Такая статистика отражает как общемировые демографические тренды, так и растущие возможности отечественной системы здравоохранения в диагностике ЗНО. В сочетании с ростом доли ранних стадий ЗНО происходящие процессы делают все более важной задачу назначения релевантного современным представлениям специального противоопухолевого лечения. Медицинская помощь в Российской Федерации предоставляется в соответствии с требованиями федерального законодательства в области охраны здоровья граждан, с порядками оказания медицинской помощи, а также с клиническими рекомендациями1.

Данные нормативные документы в области онкологии определяют принятие тактических решений и реализацию лечебных планов как результат комплексного подхода, объединяющего возможности хирургического, лучевого и лекарственного методов. Реализация такого подхода основана на создании мультидисциплинарной команды в рамках врачебного онкологического консилиума (ВОК), что зафиксировано в положениях действующего «Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях» (Порядок)2. В то же время в регионах с низкой плотностью населения и сложной транспортной схемой организация работы ВОК является нестандартной задачей. Вариантом может быть дистанционная модель проведения ВОК с использованием телемедицины.

Цель исследования — оценить возможности организации и проанализировать работу дистанционного врачебного онкологического консилиума на примере онкологической службы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Материал и методы

В качестве источника первичных данных использованы журналы проведения ВОК ГБУЗ ЯНАО «Салехардская окружная клиническая больница» и ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская городская больница» за период 2016—2022 гг., нормативно-правовые документы, определяющие требования к организации онкологической службы, схема маршрутизации при оказании онкологической помощи на примере ЯНАО в период 2016—2022 гг.

Этапы проведения исследования:

— анализ особенностей организации онкологической помощи в условиях ЯНАО в соответствии с установленных Порядком;

— SWOT-анализ дистанционной модели работы ВОК ЯНАО для выявления возможностей, угроз, сильных и слабых сторон проекта на основе задач, предлагаемых для решения на онкологическом консилиуме;

— выработка организационных решений по минимизации выявленных рисков;

— изучение динамики показателей: доля ЗНО, не имеющих оценки по стадии заболевания, доля морфологической верификации первично выявленных ЗНО по данным регионального канцер-регистра в ЯНАО в период 2016—2022 гг., корреляция между количеством проведенных ВОК и названными выше показателями.

Для изучения корреляции между количеством проведенных ВОК с долей ЗНО, не имеющих оценки по стадии заболевания, и долей морфологической верификации первично выявленных ЗНО применяли (с учетом небольшого периода наблюдения и невозможности оценить нормальность распределения) коэффициент Спирмена [3]. Статистическая обработка данных осуществлена в программных пакетах Excel («Microsoft Corporation», США), IBM SPSS Statistics v. 20 («IBM Corporation», США).

Результаты

На первом этапе нами проведен анализ основных требований к организации онкологической помощи, установленных Порядком, применительно к условиям ЯНАО. Согласно положениям Порядка, основными звеньями процесса оказания онкологической помощи на региональном уровне являются первичный онкологический кабинет, центр амбулаторной онкологической помощи и онкологический диспансер. Схемы взаимодействия этих подразделений между собой и медицинскими организациями первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) формируют систему внутрирегиональной маршрутизации пациентов со ЗНО. Нами предложена классификация моделей такой маршрутизации на основании нормативных требований и особенностей системы здравоохранения региона [4]. С учетом особенностей регионов Крайнего Севера, к которым относится ЯНАО, таких как низкая плотность населения, значительные расстояния между населенными пунктами, в целях корректной маршрутизации онкологических пациентов оптимальной является модель двухэтапной маршрутизации №2 согласно предложенной авторами классификации (рис. 1).

Рис. 1. Модель маршрутизации №2 [4].

Положения такой маршрутизации закреплены приказом Департамента здравоохранения ЯНАО №745-О от 01 октября 2015 г. «О совершенствовании оказания медицинской помощи населению Ямало-Ненецкого автономного округа по профилю «онкология».

Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях в Российской Федерации определены задачи, для решения которых требуется проведение мультидисциплинарного консилиума специалистов, и состав такого консилиума (табл. 1).

Таблица 1. Задачи врачебного онкологического консилиума

Пункт

Задачи

Пункт 16

Тактика лечения устанавливается консилиумом врачей, включающим врачей-онкологов, врача-радиотерапевта, … медицинской организации, в составе которой имеются отделения хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии, в том числе онкологическим консилиумом, проведенным с применением телемедицинских технологий, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов

Пункт 16

При изменении метода лечения проведение онкологического консилиума обязательно

Приложение 5

Организация проведения консультации или консилиума врачей… для пациентов со злокачественными новообразованиями с осложненным течением заболевания или осложнениями проводимого противоопухолевого лекарственного лечения, а также при прогрессировании заболевания на фоне проводимой терапии

Из приведенных выше положений Порядка следуют важные для практической работы следствия:

— типовые клинические ситуации в онкологии, такие как определение первичной тактики лечения, изменение метода лечения, коррекция осложненного течения заболевания, терапия осложнений самого противоопухолевого лечения, а также прогрессирование заболевания, являются основанием для проведения ВОК;

— допускается принципиальная возможность применения телемедицинских технологий в работе ВОК.

Таким образом, необходимость проведения ВОК в условиях повседневной клинической практики, с одной стороны, и реалии онкологической службы ЯНАО — с другой, определяют необходимость разработки дистанционной модели работы ВОК. Для оценки такой возможности на втором этапе исследования нами проведен SWOT-анализ работы мультидисциплинарных онкологических консилиумов с использованием телемедицинских технологий (табл. 2).

Таблица 2. Результаты SWOT-анализа

Факторы

Положительные

Отрицательные

Внутренние

Сильные стороны S (strength)

Слабые стороны W (weakness)

Мультидисциплинарный характер обсуждения

Необходимость обеспечить участие специалистов из разных медицинских организаций

Комплексный подход в диагностике и лечении

Включение в ВОК химиотерапевта и радиотерапевта

Соответствие принимаемых решений клиническим рекомендациям

Неполное выполнение алгоритмов лечащими врачами

Внешние

Возможности O (opportunities)

Угрозы T (threats)

Разработанные клинические рекомендации по профилю «онкология»

Неполное обследование пациентов, увеличение сроков проведения ВОК

Высокий уровень информатизации — доступ к электронной медицинской карте

Снижение фактора личного контакта с пациентами, сложность оценки его статуса, жалобы со стороны пациентов

Достижение клинических целей — оптимальное по объемам и срокам обследование

Необоснованные направления на ВОК

Соблюдение сроков начала лечения

Недостаточная доступность инструментальных, лабораторных обследований

Примечание. ВОК — врачебный онкологический консилиум.

Дистанционное взаимодействие специалистов имеет очевидные достоинства, в то же время для реализации положительных качеств и возможностей необходимо наметить меры по снижения негативного воздействия внешних угроз и внутренних слабостей системы дистанционной модели ВОК.

На следующем этапе в соответствии с матрицей SWOT-анализа запланированы мероприятия по использованию сильных сторон и реализации возможностей дистанционного ВОК, а также шаги по снижению влияния слабых сторон и нейтрализации угроз (табл. 3).

Таблица 3. Матрица решений

Блоки решений

Рекомендуемые решения

Использование сильных сторон для реализации возможностей

— Введение тарифа для оплаты услуги «врачебный онкологический консилиум» в системе ОМС;

— Включение в состав консилиума ведущих специалистов-онкологов всех онкологических подразделений больниц ЯНАО;

— Привлечение специалистов медицинских организаций из-за пределов субъекта Российской Федерации на договорной основе при необходимости

Преодоление слабых сторон за счет внешних возможностей

— Дистанционное подключение участников консилиумов с помощью телемедицинского сервиса;

— Формирование «обратной связи» — информирование администрации направляющей медицинской организации о допущенных лечащими врачами дефектах;

— Коррекция плана и сроков обследования с учетом возможностей направляющей медицинской организации;

— Полная и актуальная информация о работающем медицинском оборудовании для формирования реально исполнимого для направляющей медицинской организации плана обследования

Использование сильных сторон для устранения угроз

— Проведение обучающих семинаров с врачами медицинских организаций ПМСП силами ведущих специалистов-онкологов;

— Обсуждение выписных эпикризов с помощью телемедицинского сервиса в формате «врач-врач»;

— Проведение заочных консилиумов, не требующих присутствия пациента;

— Рассмотрение сложных для диагностики клинических случаев участниками ВОК для оптимального по объему и срокам плана обследования

Снижение влияния слабых сторон для предотвращения угроз

— Трансформация формата дистанционных консультаций «пациент-врач» в формат «пациент+врач ПСМП — специалисты ВОК»;

— Привлечение ведущих специалистов других профилей (не врачей-онкологов) для коррекции сопутствующей патологии, учета рисков противоопухолевого лечения

Примечание. ОМС — обязательное медицинское страхование; ВОК — врачебный онкологический консилиум; ПСМП — первичная медико-санитарная помощь.

В период 2015—2022 гг. силами специалистов-онкологов медицинских организация ЯНАО в формате дистанционного ВОК проведено 15 856 телезаседаний, медиана ежегодного количества заседаний составила 2374 (min=1171, max=3569, SD 838,1). Данные по годам представлены на рис. 2.

Рис. 2. Количество выявленных злокачественных новообразований и проведенных врачебных онкологических консилиумов.

ЗНО — злокачественные новообразования; ВОК — врачебный онкологический консилиум.

На рис. 2 приведены также данные о заболеваемости ЗНО в период 2016—2022 в ЯНАО. Медиана ежегодной заболеваемости ЗНО в ЯНАО составила 1171 на 100 тыс. населения 2374 (min=1075, max=1255, SD 60,49).

Для оценки влияния механизма коллективного принятия решений в онкологической службе с помощью телемедицинского ВОК на качество работы нами проанализированы следующие показатели: доля ЗНО, не имеющих оценки по стадии заболевания; доля морфологической верификации первично выявленных ЗНО по данным регионального канцер-регистра. Выбор этих показателей обусловлен их принципиально большим значением, отражающим качество организации и работы онкологической службы региона. Оба эти показателя на старте проекта «Дистанционный ВОК» в ЯНАО имели негативные значения. В 2016 г. доля опухолей без указания стадии в Российской Федерации составляла 5,7%, в ЯНАО — 9,6%, то есть в 1,7 раза больше. Доля морфологически верифицированных опухолей в 2016 г. в Российской Федерации составляла 91,3%, в ЯНАО — 89,7%.

В условиях удаленности большинства населенных пунктов и расположенных в них медицинских организаций от онкологических подразделений задачи по первичной диагностике ложатся на плечи врачей других специальностей. В такой ситуации врачи-онкологи — участники дистанционного ВОК оказывают непосредственную помощь в определении верной стадии заболевания, показаний к биопсии, возможностей ее выполнения на месте или в условиях специализированной медицинской организации. Таким образом, обсуждение первичных пациентов на заседаниях ВОК должно приводить к уменьшению доли нестадированных опухолей и росту морфологической верификации. Значения показателей по годам представлены в табл. 4.

Таблица 4. Динамика долей злокачественных новообразований без указания стадии и морфологической классификации

Показатель

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Доля ЗНО без указания стадии, %

9,6

9,4

3,8

4,5

4,9

2,9

4,9

Доля морфологической верификации, %

89,7

92,4

95,9

97,7

97,2

99,9

98,9

Примечание. ЗНО — злокачественные новообразования.

Далее нами изучена корреляция между количеством проведенных ВОК и названными выше показателями. Выявлена прямая сильная корреляция между количеством проведенных заседаний ВОК и долей морфологически верифицированных опухолей (R=0,857, p=0,014). Наблюдалась сильная обратная корреляция между количеством проведенных заседаний ВОК и долей опухолей с неустановленной стадией (R=0,523, p=0,229).

Обсуждение

Назначение оптимального с точки зрения объемов и сроков обследования и лечения ЗНО основывается на клинических рекомендациях и комплексном подходе. Реализация этих стратегий в онкологической службе возлагается на мультидисциплинарную команду врачей. Такое положение соответствует как международной практике — oncology multidisciplinary team [5, 6], так и отечественным традициям — ВОК [7, 8]. Создание ВОК может сталкиваться с рядом трудностей, преимущественно кадрового и организационного характера. Для преодоления этих трудностей в онкологической службе ЯНАО реализована дистанционная модель проведения ВОК для онкологических подразделений медицинских организаций округа, объединенных с помощью телемедицинского сервиса.

Количество проведенных заседаний ВОК в период 2016—2022 гг. имеет нарастающую динамику, что соответствует росту первичной заболеваемости. Исключение составил 2020 г., снижение впервые выявленных ЗНО и уменьшение количества ВОК связано с пандемией COVID-19. В последующем, в 2021 и 2022 г., ситуация стабилизировалась, возобновился рост показателей с компенсаторным увеличением в 2021 г. и последующей стабилизацией в 2022 г. При этом темп роста количества ВОК в период 2016—2019 гг. и в 2021 г. был выше темпа роста заболеваемости.

Реализованные в ЯНАО мероприятия на основе SWOT-анализа и предложенной матрицы решений позволили построить работающую систему дистанционных ВОК. При анализе эффективности предложенной модели нами обращено внимание на показатели, влияющие на возможность принятия решений в части назначения специального лечения в рамках клинических рекомендаций.

Проведена оценка доли ЗНО, не имеющих оценки по стадии заболевания, из числа первично выявленных опухолей. Отмечено снижение доли опухолей без указания стадии с 9,6% в 2016 г. до 4,9% в 2020 г. Корреляционная связь между количеством проведенных ВОК и уровнем ЗНО без указания стадии — обратная, имеет сильный характер, то есть с увеличением числа проводимых ВОК доля опухолей с признаком «нет стадии» снижается, но уровень статистической значимости не достигнут.

При оценке доли морфологически верифицированных опухолей отмечается рост показателя с 89,7% в 2016 г. до 98,9% в 2022 г. Продемонстрирована прямая и сильная корреляция между количеством ВОК и показателем морфологической верификации — с увеличением числа проведенных ВОК отмечается рост уровня морфологической верификации ЗНО. Данная связь имеет статистически значимый характер.

Таким образом, положения нормативной документации определяют высокие требования к организации работы ВОК. Для удаленных от онкологического диспансера медицинских организаций возможной моделью проведения ВОК является дистанционное взаимодействие с использованием телемедицинского сервиса. Представленный в работе SWOT-анализ работы дистанционного ВОК на примере онкологической службы ЯНАО выявил слабые стороны и угрозы. Обоснованы решения для улучшения работы в условиях реальной клинической практики. Реализация предложенных мероприятий позволила значимо увеличить долю морфологического подтверждения ЗНО и сократить долю ЗНО без указания стадии, тем самым создать предпосылки для принятия диагностических и лечебных решений на основе клинических рекомендаций.

Заключение

Предложенная дистанционная модель врачебного онкологического консилиума показала свою работоспособность и может служить основой организационных решений для сети небольших медицинских организаций, оказывающих специализированную помощь по профилю «онкология» взрослому населению.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Партс С.А.

Сбор и обработка материала — Партс С.А., Лесков С.В., Куликова Е.Н.

Статистический анализ данных — Партс С.А.

Написание текста — Партс С.А., Лесков С.В., Куликова Е.Н., Решетов И.В., Кузьмина Е.С.

Редактирование — Решетов И.В., Лесков С.В., Куликова Е.Н., Кузьмина Е.С.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Ссылка активна на 15.10.24. https://base.garant.ru/12191967/

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2021 №116н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях» (с изменениями и дополнениями). Ссылка активна на 15.10.24. https://base.garant.ru/400533605/

Литература / References:

  1. Злокачественные новообразования в России в 2012 году (заболеваемость и смертность). Под ред. Каприна А.Д., Старинского В.В., Петровой Г.В. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена; 2014.
  2. Злокачественные новообразования в России в 2021 году (заболеваемость и смертность). Под ред. Каприна А.Д., Старинского В.В., Шахзадовой А.О. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России; 2022.
  3. Железнякова И.А., Серяпина Ю.В., Михайлов И.А., Омельяновский В.В., Сухоруких О.А., Лукъянцева Д.В. и др. Методологические подходы к внедрению системы контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020;42(4):13-20.  https://doi.org/10.17116/medtech20204204113
  4. Партс С.А., Решетов И.В., Кузьмина Е.С., Галкин В.Н. Организационные модели маршрутизации онкологических пациентов на региональном уровне. Consilium Medicum. 2023;25(8):384-387.  https://doi.org/10.26442/20751753.2023.8.202322
  5. Pillay B, Wootten AC, Crowe H, Corcoran N, Tran B, Bowden P, et al. The impact of multidisciplinary team meetings on patient assessment, management and outcomes in oncology settings: A systematic review of the literature. Cancer Treatment Reviews. 2016; 42:56-72.  https://doi.org/10.1016/j.ctrv.2015.11.007
  6. Houssami N, Sainsbury R. Breast cancer: multidisciplinary care and clinical outcomes. European Journal of Cancer. 2006;42(15):2480-91.  https://doi.org/10.1016/j.ejca.2006.05.023
  7. Тихилов Р.М., Кустов В.М. Медицинский (врачебный) консилиум — история и практика. Уральский медицинский журнал. 2010;(7):5-8. 
  8. Партс С.А., Решетов И.В., Кузьмина Е.С., Галкин В.Н. Повышение эффективности работы врачебного онкологического консилиума в центрах амбулаторной онкологической помощи в Москве. Вопросы онкологии. 2024;70(2):377-383.  https://doi.org/10.37469/0507-3758-2024-70-2-377-383

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.