Болезни системы кровообращения, в том числе инфаркты, инсульты — основная причина смертности в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия [1]. Они чаще всего являются следствиями тромбозов [2]. Мы предположили, что у людей, которые живут долго, снижен риск тромботических осложнений. Исходя из этого предположения, мы исследовали показатели свертываемости крови у пациентов Иркутского диагностического центра (ИДЦ) старше 79 лет. Было обнаружено, что у обследованных лиц активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ) удлинено по сравнению с референтными значениями. Но, возможно, повышенные значения АЧТВ могли быть связаны с ошибкой преаналитики.
Для проверки этого предположения были обследованы лица в возрасте 85±6 лет. Информированное согласие получено у всех пациентов. Всего обследовано 16 человек. Взятие крови проводили в пробирки вакуумные с двойной стенкой VACUETTE (производитель Greiner Bio-one) с Na-цитратом 3,8% объемом 3,5 мл. При корректном заполнении пробирки концентрация цитрата в пробе составляет 0,129 моль/л. Поскольку итоговая концентрация цитрата в плазме крови влияет на АЧТВ [3], то исследование АЧТВ было повторно проведено для 10 пациентов (двое из обследованных ранее пришли повторно) с использованием пробирок VACUETTE объемом 4,5 мл, конечная концентрация цитрата в пробе 1,09 моль/л.
Для исследования протромбинового времени (ПВ), тромбинового времени (ТВ), АЧТВ, содержания фибриногена использовался коагулометр STA compact MAX2 и реактивы StaGO.
Тромбоцитарный гемостаз оценивали с помощью оборудования Helena Agg RAM и набора реагентов (производства Helena Biosciences) согласно инструкции производителя. Концентрация индукторов агрегации в кювете агрегометра: коллаген 10 мкг/мл, АДФ 20 мкмоль/л, эпинефрин 300 мкмоль/л, ристоцетин 1500 мкг/мл.
В процессе исследования отмечались особенности работы с долгожителями. Пожилые люди чаще остаются дома, а не обследуются в диагностическом центре и целесообразно взятие крови у таких пациентов на дому. Особенности пациентов («вертлявые вены», «тонкая кожа») были учтены с самого начала, так как, по литературным данным, стресс во время забора крови влияет на результат исследования [3, 4].
Мы получили кровь у 8 пациентов. По сравнению с референтными значениями (28—40 с) АЧТВ было статистически незначимо удлинено и составило 41,2 с [95% доверительный интервал 38,1—44]. Так как концентрация цитрата влияет на АЧТВ, мы предположили, что полученный результат является следствием того, что в использованных пробирках она равна 1,29 моль/л.
Далее исследование было повторено с участием 10 пациентов (только двое из обследованных ранее пришли повторно). Использовались пробирки VACUETTE объемом 4,5 мл, концентрация цитрата 1,09 моль/л. Действительно, АЧТВ статистически незначимо уменьшилось по сравнению с результатом для пробирок с концентрацией цитрата 0,129 моль/л. Тем не менее АЧТВ долгожителей 41,2 с [95% доверительный интервал 36,8—43] незначимо повышено по сравнению с верхним референтным пределом, принятым в лаборатории. При этом не были удлинены ПВ и ТВ, содержание фибриногена было в пределах референтных значений.
Доверительные интервалы агрегации тромбоцитов с АДФ не перекрывались, что говорит о том, что у обследованных лиц этот показатель статистически значимо ниже среднепопуляционных значений для взрослого населения. Также средние значения агрегации тромбоцитов с коллагеном, эпинефрином и ристоцетином были ниже литературных данных [5]. Полученные данные представлены в таблице.

Примечание. * — p<0,05.
У одного из пациентов (возраст 91 год) отсутствовала агрегация с коллагеном (дезагреганты пациент не принимает в течение последних трех лет). Интересно, что у его внука (35 лет) нет агрегации с ристоцетином. При сниженной агрегации у остальных пациентов не наблюдалось дезагрегации или второй волны агрегации.
Наше исследование гемостаза долгожителей показало, что повышенная концентрация цитрата незначительно удлиняет АЧТВ, но в нашем случае это увеличение не является статистически значимым. Тенденция к увеличению АЧТВ у пожилых пациентов не является ошибкой преаналитики, а указывает на необходимость определения референтных интервалов для людей старше 79 лет. Этот факт и невысокие значения уровня агрегации согласуются с современными данными о том, что снижение риска тромбозов может привести к увеличению продолжительности жизни.
Авторы выражают глубокую благодарность Школе гемостаза, учеба в которой повлияла на дизайн исследования, и медсестрам Шульга и В.С. Чистовой, без профессионализма в заборе крови которых работа с долгожителями была бы невозможна.
Источники финансирования отсутствуют.
Авторы подтверждают, что статья или ее части ранее не были опубликованы.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.