Сулейменов Е.М.

Клинико-диагностическая лаборатория «ОЛИМП», Астана, Казахстан

Балась А.Н.

Клинико-диагностическая лаборатория «ОЛИМП», Астана, Казахстан

Мурзахметов М.Т.

Клинико-диагностическая лаборатория «ОЛИМП», Астана, Казахстан

Левина И.А.

Клинико-диагностическая лаборатория «ОЛИМП», Астана, Казахстан

Медетова А.Е.

Клинико-диагностическая лаборатория «ОЛИМП», Астана, Казахстан

Информатизация крупной централизованной коммерческой сети клинико-диагностических лабораторий на примере клинико-диагностической лаборатории «ОЛИМП»

Авторы:

Сулейменов Е.М., Балась А.Н., Мурзахметов М.Т., Левина И.А., Медетова А.Е.

Подробнее об авторах

Журнал: Лабораторная служба. 2016;5(4): 50‑54

Прочитано: 1006 раз


Как цитировать:

Сулейменов Е.М., Балась А.Н., Мурзахметов М.Т., Левина И.А., Медетова А.Е. Информатизация крупной централизованной коммерческой сети клинико-диагностических лабораторий на примере клинико-диагностической лаборатории «ОЛИМП». Лабораторная служба. 2016;5(4):50‑54.
Suleimenov EM, Balas AN, Murzahmetov MT, Levina IA, Medetova AE. Informatization of the large centralized commercial network of clinical laboratories: «OLYMP» Labs experience. Laboratory Service. 2016;5(4):50‑54. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/labs20165450-54

Рекомендуем статьи по данной теме:
Маят­ник цен­тра­ли­за­ции — де­цен­тра­ли­за­ции в рос­сий­ском здра­во­ох­ра­не­нии и его вли­яние на ре­ги­ональ­ное не­ра­венство фи­нан­си­ро­ва­ния от­рас­ли. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):7-13
Ин­фор­ма­ци­он­ная сис­те­ма РНЦХ для анес­те­зи­оло­гии: вче­ра, се­год­ня, зав­тра. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):25-33
Срав­ни­тель­ный ана­лиз про­фи­лак­ти­чес­ко­го действия питье­вой суль­фат­ной ми­не­раль­ной во­ды на ор­га­ны ней­ро­гор­мо­наль­ной и им­мун­ной ре­гу­ля­ции при ра­ди­ацион­ном об­лу­че­нии крыс. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2025;(2):45-51

Клинико-диагностическая лаборатория «ОЛИМП» — это крупнейшая коммерческая сеть клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) Республики Казахстан, которая насчитывает 18 производственных комплексов, расположенных во всех областных центрах и городах республиканского значения, что позволяет обеспечить проведение современных лабораторных исследований на всей территории страны. Оснащение сети представлено современным лабораторным оборудованием от производителей с мировым именем: «Beckman Coulter», «Siemens», «Roche» и др. Большая часть производственных комплексов централизована и включает в себя специализированные лаборатории: бактериологические, ПЦР и ИФА. Сеть КДЛ «ОЛИМП» включает более 200 процедурных кабинетов по забору биоматериала, которые функционируют по всей территории Республики Казахстан (рис. 1). Наряду с этим КДЛ «ОЛИМП» плодотворно сотрудничает с партнерами частного и государственного секторов здравоохранения. В ряде областей страны благодаря высокому доверию со стороны государства КДЛ «ОЛИМП» выполняет исследования по госзаказу в рамках государственно-частного партнерства. Ежедневно в лаборатории обрабатывают более 15 тыс. проб биологического материала, выполняя более 40 тыс. лабораторных тестов из широкого спектра, составляющего более 2,5 тыс. наименований. В 2014 г. КДЛ «ОЛИМП» доказала высокое качество своих исследований, пройдя международную аккредитацию по стандарту ISO 15189:2012.

Рис. 1. Распределение процедурных кабинетов КДЛ «ОЛИМП» по территории республики Казахстан.

Информатизация лабораторных процессов в сети обеспечена лабораторно-информационной системой (ЛИС) «АльфаЛАБ» (представлена под брендом ЛИС «K-Lab» на территории Республики Казахстан). С самого начала работы у нас было четкое понимание, что для достижения необходимого уровня качества, скорости выполнения исследований, уровня сервиса и в целом высоких темпов развития необходима полная и качественная информатизация всех процессов в лаборатории. Причем недостаточно было только внедрения современной, известной, хорошо зарекомендовавшей себя ЛИС. Важнейшим условием выбора ЛИС было дальнейшее оперативное сопровождение и, главное, развитие информатизации нашей сети. Поэтому еще на начальных этапах построения бизнеса мы выработали следующие основные критерии для выбора платформы информатизации:

— наличие в ЛИС единого информационного пространства (ЕИП);

— единая полнофункциональная модульная система;

— независимость и неаффилированность разработчика ЛИС;

— надежность, гибкость и масштабируемость технологической платформы информатизации;

— неограниченные интеграционные возможности.

О принципах, особенностях и результатах информатизации нашей сети, реализованных в соответствии с этими критериями, и пойдет речь ниже.

Первым и основополагающим принципом информатизации при построении любой централизованной системы лабораторий является объединение всех производственных комплексов сети и процедурных кабинетов в ЕИП с управлением ими через единую точку входа, что предоставляет из себя мощный инструмент для улучшения сервиса и качества обслуживания пациентов.

Благодаря ЕИП пациенты сети КДЛ «ОЛИМП» получают такие неоспоримые преимущества в обслуживании, как:

— получение результатов в любом процедурном кабинете независимо от того, где был осуществлен забор биоматериала;

— возможность заказать и получить результаты анализов через единый портал в сети Интернет посредством веб-сервисов;

— в любом процедурном кабинете сети действуют все льготы, привилегии и скидки постоянных клиентов.

Взаимодействие с направляющими врачами и партнерами сети также осуществляется через интернет-портал, пользуясь которым наши заказчики могут отследить все этапы выполнения заявки в реальном времени, даже если биоматериал на редкие либо централизованные исследования был отправлен в другое территориальное подразделение сети.

Но «внешнее» взаимодействие — только часть возможностей ЕИП. Другой немаловажной функцией ЕИП является маршрутизация направлений и биоматериала между производственными комплексами сети (рис. 2). То что редкие или специфические исследования экономически выгоднее централизовать, не вызывает сомнений [1, 2,], и поэтому в КДЛ «ОЛИМП» широко используется практика внутреннего аутсорсинга между филиалами. При подобной организации производства ЛИС выполняет такие функции, как отслеживание температурных условий транспортировки биоматериала и контроль сроков готовности исследований. Это весьма актуально для централизованных тестов, где пригодность биоматериала напрямую зависит от условий транспортировки. Сегодня ЛИС прекрасно справляется с такой задачей, благодаря чему результаты исследований предоставляются в срок и никогда не теряют своего клинического значения.

Рис. 2. Топология сети и логистика биоматериала.

Возможность объединения разных производственных баз в единое информационное пространство дает незаменимый инструмент руководству сети для управленческого учета и планирования. Отчеты в режиме реального времени по всем филиалам демонстрируют ясную картину функционирования сети и отражают намечающиеся тренды. Для технологов возможности единого информационного пространства позволяют отследить узкие места процессов даже в удаленных производственных комплексах и своевременно принять меры, не допустив превышения сроков выполнения исследований. Персоналу, ответственному за качество исследований, единое информационное пространство позволяет отслеживать прохождение внутрилабораторного контроля качества по всем филиалам и проводить межлабораторные сличения [3].

Второй немаловажный принцип, который лежит в основе нашего подхода, — это информатизация всех аспектов деятельности сети коммерческих лабораторий. Общеизвестно, что наиболее важной задачей ЛИС является организация производственного процесса лаборатории, которая включает в себя: получение заказов, сортировку биоматериала, выполнение аналитического этапа, подключение анализаторов, валидацию и выдачу результатов, ведение архива биоматериала. На рынке информационных систем имеется огромный выбор различных ЛИС, которые достойно справляются с этими задачами. Но нам требовалась система, которая помимо этого взяла бы на себя такие функции, как:

— информатизация процедурных кабинетов, включая подключение контрольно-кассового оборудования и организацию рабочего места медицинской сестры;

— контроль за температурными условиями транспортировки биоматериала из процедурных кабинетов (и между филиалами);

— накопительная дисконтная система для пациентов;

— уведомления пациентов о готовности результатов по SMS;

— рассылка результатов по электронной почте пациентам, врачам и партнерам;

— веб-сервисы для пациентов («корзина» для заказа услуг на сайте, просмотр результатов на сайте и в личном кабинете);

— веб-сервисы для врачей (личный кабинет врача, возможность направлять пациентов и отслеживать их результаты);

— веб-сервисы для партнеров с возможностью удаленной регистрации направлений и получения результатов;

— организация и контроль работы медицинских представителей и региональных менеджеров;

— функции взаимодействия с заказчиками в рамках клиентской поддержки, включая возможности фотофиксации дефектов биоматериала, автоматического архивирования и прикрепления к электронным заявкам бумажных направительных бланков;

— управление договорами и прайс-листами для корпоративных клиентов и государственных заказчиков, отслеживание ограничений согласно заключенным договорам по количеству исследований и общей сумме договора;

— получение финансовой отчетности для загрузки в бухгалтерскую систему для выставления счетов заказчикам и начисления заработной платы сотрудникам;

— учет реагентов и других расходных материалов в производстве, а также учет возврата пробирок и прочих расходных материалов, переданных заказчикам для забора биоматериала.

Небольшая лаборатория может себе позволить выполнять часть таких функций вручную. Однако при развитии сети это просто недопустимо, так как отсутствие автоматизации подобного функционала будет сильно тормозить дальнейшее развитие компании. Поэтому мы изначально выбирали такую ЛИС, чтобы в ней уже присутствовали все эти модули. Благодаря этому мы смогли сосредоточиться на развитии нашего бизнеса, не отвлекаясь на необходимые доработки информационной системы.

Итак, следующий критерий, на который мы обратили внимание, — это надежность разработчиков ЛИС. При выборе информационной системы мы не испытывали иллюзий, что удастся приобрести программу, которая решит все наши задачи «под ключ». Мы отдавали себе отчет в том, что любая программа со временем потребует доработок и развития. Бурное развитие технологий диктует необходимость таких доработок, и свидетельством стремительного прогресса является появление нового диагностического оборудования, выход новых стандартов в области лабораторной диагностики, расширение аспектов бизнеса, появление новых специализированных видов исследований и т. п. Очень важно было подобрать поставщика системы, у которого были бы все возможности и желание к своевременному и технологичному развитию своей программы. Надежный поставщик должен слышать потребности своего заказчика, предлагать ему неаффилированные решения, иметь ресурсы, чтобы в сжатые сроки реализовать самые неожиданные требования, использовать современные технологии разработки программного обеспечения и управления процессом разработки, чтобы гарантировать качество продукта, который бы не «рассыпался» от обилия ошибок при очередном обновлении. Все это делает поставщика ЛИС партнером, с которым связан успех развития крупной сети.

Данный критерий исходит из понимания того, что технологии и архитектура, положенные в основу информационной системы, должны обеспечивать должную надежность, масштабируемость и гибкость. Постоянный рост сети предполагает стремительное увеличение количества обрабатываемого биоматериала. И здесь очень важно, чтобы растущая нагрузка не привела к деградации производительности системы. При подобных темпах развития любое зависание системы может привести к сбою процесса и в конечном счете к задержкам сроков выполнения исследований, а это несомненно повлечет за собой ухудшение имиджа и в итоге потерю клиентов, что просто недопустимо для растущего бизнеса. Неустойчивость к увеличению нагрузки может привести к необходимости закупки дополнительного серверного оборудования, которое ляжет тяжелой гирей на бюджет компании. Чтобы не допустить этого, поставщик должен гарантировать параметры функционирования системы на том или ином оборудовании при различных видах нагрузки.

И последний по счету, но не по значимости, критерий — это интеграционные возможности системы. Сегодня сфера информатизации здравоохранения переживает бурное развитие. Активно внедряются медицинские информационные системы (МИС), появляются республиканские информационные сервисы, в том числе в сфере электронного здравоохранения. Переход с бумажного носителя на электронный при взаимодействии с корпоративными клиентами и государственными заказчиком является залогом успеха развития на современном этапе. В этих постоянно меняющихся условиях ЛИС обязана быть гибкой, иметь широкие интеграционные возможности с другими системами и поддерживать как стандартные протоколы (HL7, FHIR и т. п.), так и иметь возможность подстроиться под нестандартные [3]. По мере развития нашей сети постоянно увеличивается количество внешних информационных систем и сервисов, с которыми необходимо интегрироваться (рис. 3).

Рис. 3. Интеграция с внешними сервисами.

Электронное взаимодействие не только ускоряет прохождение лабораторного процесса, но и позволяет экономить человеческие ресурсы. Так, подключение к Реестру прикрепленного населения (РПН) позволило для 95% направлений исключить ручной ввод данных пациента и вместо этого получать информацию о пациенте в электронном виде по запросу в РПН при считывании индивидуального идентификационного номера (ИИН) с удостоверения личности. В итоге это ускорило в 3 раза создание направления для пациентов, приходящих в процедурные кабинеты сети, что значительно уменьшило общее время ожидания в очереди. Интеграция с электронными сервисами амбулаторно-поликлинической помощи позволила мгновенно получать заявки, направленные в рамках исполнения госзаказа и подтверждать их выполнение, что сэкономило более 160 человеко-часов в день. Интеграция с МИС наших клиентов позволяет ускорить получение результатов лечащим врачом и снизить количество ошибок, связанных с человеческим фактором, возникающих при вводе направлений с бумажных носителей.

Интеграционные возможности ЛИС важны не только при обмене с внешними по отношению к лаборатории системами, но и при взаимодействии с оборудованием внутри лабораторий. Постоянно появляются новые виды анализаторов, расширяются возможности их взаимодействия с ЛИС. Нашим дополнительным требованием к выбору ЛИС было условие, чтобы поставщик был независим от производителей оборудования, дабы не ограничивать (прямо или косвенно) лабораторию в использовании тех или иных приборов и таким образом не сдерживать возможные векторы развития. Для крупной постоянно развивающейся сети весьма актуально, чтобы ЛИС имела гибкие возможности подключения анализаторов, включая микробиологические, масс-спектрометры, гистологические, а также различные промежуточные системы (middleware), преаналитические комплексы, сортировщики и т. п.

В последнее время появляются и набирают популярность различные экспертные системы. Для современной лаборатории важно не только произвести достоверные измерения, но также дать интерпретацию полученных величин, помогающую лечащему врачу принять решение о диагнозе. Для этого ЛИС должен иметь возможность взаимодействия с экспертными системами и интегрировать их заключения в выдаваемые результаты.

В самом начале пути мы сформулировали для себя четкие критерии, которых придерживались при выборе информационной системы и принципов информатизации нашей централизованной сети. И сейчас, по прошествии девяти лет развития, мы можем с уверенностью сказать, что не ошиблись с выбором. Грамотная информатизация позволила сети КДЛ «ОЛИМП» динамично развиваться, избегая множества проблем, что в конечном итоге и явилось фундаментом успеха нашего бизнеса.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.