Введение
Акне — одно из наиболее часто встречающихся заболеваний кожи, наблюдаемое примерно у 20% молодых людей [1]. Установлено, что кожные болезни негативно влияют на качество жизни и самооценку пациентов [2, 3]. Для лечения акне разработан ряд эффективных топических и системных препаратов, тогда как эффективных методов терапии постакне значительно меньше [4].
Симптомокомплекс постакне включает в себя поствоспалительную дисхромию и рубцовые изменения. Поствоспалительная дисхромия является результатом нарушений иммунных реакций и процессов меланогенеза. Воспалительный процесс в коже приводит к высвобождению арахидоновой кислоты и последующей ее оксидации в простагландины, лейкотриены и другие продукты. Эти провоспалительные молекулы оказывают влияние на состояние иммунокомпетентных клеток и меланоцитов [5]. Воздействие их на меланоциты способствует повышенному синтезу меланина и усиленному транспорту пигмента в окружающие кератиноциты, что приводит к эпидермальному гипермеланозу. Если воспаление повреждает базальную мембрану, меланин поглощается макрофагами сосочкового слоя дермы. Другой механизм развития дермальной гиперпигментации — миграция макрофагов в эпидермис, поглощение меланина и возвращение их обратно в дерму. Меланофаги (макрофаги, поглотившие меланин) могут длительно сохраняться в дерме [6].
Образование рубцов при постакне обусловлено изменением баланса между деградацией матрикса и биосинтезом коллагена, приводящим к нарушению процессов репарации. Несмотря на то что формирование рубцов постакне является частым осложнением акне, они встречаются не у всех пациентов. Причины этого до сих пор неизвестны [7]. Одной из гипотез, объясняющих этот факт, служит гипотеза о неодинаковой активности иммунных реакций, развивающихся в коже больных. В пользу этого предположения свидетельствует исследование биоптатов кожи, проведенное у больных, склонных и не склонных к образованию рубцов, с использованием иммуногистохимического анализа [7]. У пациентов первой группы авторы наблюдали активный и неспецифический иммунный ответ в ранних воспалительных элементах, приводящий к быстрому их разрешению, в то время как во второй группе пациентов иммунные реакции протекали менее активно и сопровождались длительным существованием воспалительных явлений, что, по всей видимости, способствовало формированию рубцов.
Терапия симптомокомплекса постакне заключается главным образом в коррекции дисхромии и рубцовых деформаций. Лечение дисхромии складывается из мер, препятствующих ухудшению состояния кожи, и мер, направленных на снижение интенсивности эритемы и количества меланина в дерме и эпидермисе. Первое реализуется с помощью солнцезащитных средств и контроля основного заболевания [7]. Лечение сформировавшейся дисхромии проводится с использованием топических ретиноидов [8], препаратов азелаиновой кислоты [9], химических пилингов [10] и лазерных технологий [11].
Метод коррекции рубцовых деформаций выбирается исходя из подтипа рубцов: сколотые, прямоугольные, округлые, гипертрофические, келоидные [12]. В терапии используются традиционные аблятивные лазерные технологии [13], неаблятивные лазерные технологии [14], фракционные лазеры [15], химические пилинги [16] дермабразия [17], фракционные биполярные радиочастотные технологии [18], инъекционные наполнители [19]. При лечении гипертрофических и келоидных рубцов терапией первой линии являются внутриочаговые инъекции кортикостероидов [20].
В настоящее время не существует идеального способа коррекции постакне. В то же время известно, что дисхромические и рубцовые изменения на лице сопровождаются значительным снижением самооценки пациентов и вынуждают их прибегать к камуфляжу с помощью декоративной косметики и укладки волос. В исследовании K. França, J. Keri отмечено, что 10% среди 50 опрошенных пациентов нуждаются в необходимости психологической помощи [4], 22% пациентов указали на то, что их качество жизни значительно снижено из-за внешних проявлений постакне.
Одним из новых препаратов для лечения постакне является гель Постакнетин, содержащий в качестве активных ингредиентов мукополисахариды, экстракт репчатого лука, ниацинамид, аллантоин и пионин. В открытом, контролируемом клиническом исследовании A. Campanati и соавт. после двукратного ежедневного использования комплекса «экстракт репчатого лука, аллантоин, мукополисахарид» в течение 24 нед выявили значительное снижение неоангиогенеза в рубцовой ткани (по результатам видеокапилляроскопии), что привело к стабилизации процессов рубцевания и уменьшению эритематозного компонента [21]. По данным исследований in vitro, комплекс экстракта Allium cepa с аллантоином оказывает антипролиферативное действие в отношении фибробластов и компонентов соединительной ткани, таких как коллаген [22]. Использование мукополисахаридов в наружных формах используется для регуляции коллагенообразования уже более 50 лет [23]. Ниацинамид, согласно клиническим испытаниям, вызывает противовоспалительный, противозудный, депигментирующий и антимикробный эффекты [24], Quaternium-73 обладает антимикробной активностью в отношении C. acnes [25].
Цель исследования — оценка эффективности монотерапии постакне гелем для наружного применения Постакнетин.
Материал и методы
Под наблюдением находились 25 пациентов в возрасте 19–37 лет: 19 (76%) женщин и 6 (24%) мужчин. Всем больным проведен курс лечения акне с применением системных ретиноидов или топического комбинированного препарата адапален + бензоила пероксид. После лечения у больных наблюдали проявления постакне различной степени тяжести в виде эритемы, пигментации и атрофических рубцов. Все участники исследования подписали добровольное информированное согласие на проведение лечения.
Терапию постакне проводили с применением геля Постакнетин, содержащего в качестве активных компонентов мукополисахарид полисульфат, пионин, экстракт луковиц лука репчатого, аллантоин и ниацинамид. Пациенты наносили препарат локально на очаги поражения 2 раза в день на протяжении 3 мес. Дополнительно назначали средства для щадящего очищения, увлажнения и фотопротекции кожи.
Оценку выраженности дисхромических проявлений постакне проводили по модифицированной для постакне шкале IGA (Investigator Global Assessment) [26]: 0 баллов соответствовало полному отсутствию эритемы и пигментации, 1 балл — почти полному отсутствию эритемы и пигментации, 2 балла — наличию невыраженной, но заметной эритемы и пигментации, 3 балла — наличию эритемы и пигментации средней степени выраженности, 4 балла — наличию выраженной эритемы и пигментации, 5 баллов — наличию очень выраженной эритемы и пигментации. Рубцовые дефекты оценивали по шкале тяжести рубцов постакне ASAS (Validated 5-point physician-evaluator Acne Scar Assessment Scale) [27] (см. таблицу).
Шкала тяжести рубцов постакне ASAS
Баллы | Степень тяжести рубцов | Описание |
0 | Рубцы отсутствуют | Дисхромия, западений кожи нет |
1 | Очень слабая | Большинство имеющихся западений видно только при боковом освещении. Единичные западения кожи, которые видны при прямом освещении |
2 | Слабая | Большинство западений видно только при боковом освещении. Несколько западений (но <1/2 имеющихся) видно при прямом освещении |
3 | Средняя | Более 1/2 западений видно при прямом освещении |
4 | Тяжелая | Все или почти все западения видно при прямом освещении |
Влияние постакне на качество жизни пациентов оценивали с использованием индекса DLQI (Dermatology Life Quality Index, дерматологический индекс качества жизни) [28]. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica 13.5.
Результаты и обсуждение
При сравнительной оценке результатов, полученных до начала терапии и после 3 мес применения геля Постакнетин, с использованием модифицированной для постакне шкалы Investigator Global Assessment (IGA), у всех больных наблюдалась тенденция к уменьшению клинических признаков дисхромии постакне. Оценка клинических проявлений дисхромии постакне по шкале IGA снизилась после лечения в среднем в 2 раза (с 3,8 до 1,9 балла) по сравнению с исходным значением (рис. 1). При оценке динамики рубцовых изменений постакне после 3 мес терапии средний балл тяжести рубцов по шкале ASAS снизился на 31,3% (с 2,56 до 1,76 балла) (рис. 2). Ни у одного из пациентов не отмечено ухудшения клинической картины постакне.
Рис. 1. Динамика клинических проявлений дисхромии постакне по шкале IGA, баллы.
Рис. 2. Динамика рубцовых изменений постакне по шкале ASAS, баллы.
При оценке исходного психоэмоционального состояния с использованием индекса качества жизни DQLI у всех пациентов установлено выраженное отрицательное влияние постакне на качество жизни. Среднее значение индекса до начала лечения составило 18,8 балла, что соответствует очень сильному влиянию на качество жизни пациентов. Причем величина DQLI не коррелировала со степенью тяжести клинических проявлений постакне. Через 3 мес величина этого показателя снизилась на 18,3% (в среднем 5,5 балла, рис. 3). Пациенты после терапии отмечали значительное улучшение состояния кожи в очагах поражения и уменьшение частоты использования декоративной косметики (рис. 4, 5).
Рис. 3. Динамика дерматологического индекса качества жизни пациентов DQLI.
Рис. 4. Пациентка М., 19 лет, до лечения (а): IGA 3 балла, ASAS 2 балла, DQLI 19 баллов; б — после лечения гелем Постакнетин в течение 3 мес: IGA 2 балла, ASAS 1 балл, DQLI 9 баллов.
Рис. 5. Пациентка А., 21 год, до лечения (а): IGA 4 балла, ASAS 1 балл, DQLI 16 баллов; после лечения гелем Постакнетин в течение 3 мес: IGA 2 балла, ASAS 1 балл, DQLI 5 баллов.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применения геля Постакнетин в лечении пациентов с симптомокомплексом постакне. Гель Постакнетин удобен в применении, наносится на элементы постакне 2 раза в день до достижения удовлетворительного клинического результата. Во время исследования мы не отметили каких-либо нежелательных явлений при проведении лечения.
Выводы
1. При оценке дисхромических проявлений постакне через 3 мес монотерапии гелем Постакнетин средний балл по шкале IGA уменьшился в 2 раза по сравнению с исходным значением.
2. При оценке рубцовых изменений постакне через 3 мес монотерапии гелем Постакнетин средний балл тяжести рубцов по шкале ASAS снизился на 31,3%.
3. После 3 мес монотерапии гелем Постакнетин дерматологический индекс качества жизни DQLI снизился на 18,3%, что расценено пациентами как значительное улучшение.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: Резцова П.А., Разнатовский К.И.
Сбор и обработка материала: Вашкевич А.А., Резцова П.А.
Статистическая обработка: Резцова П.А.
Написание текста: Резцова П.А.
Редактирование: Вашкевич А.А., Разнатовский К.И.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors’ contributions:
The concept and design of the study: Reztsova P.A., Raznatovskiy K.I.
Collecting and interpreting the data: Vashkevich A.A., Reztsova P.A.
Statistical analysis: Reztsova P.A.
Drafting the manuscript: Reztsova P.A.
Revising the manuscript: Vashkevich A.A., Raznatovskiy K.I.
The authors declare no conflict of interest.