Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Королькова Т.Н.

Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

Калмыкова Н.В.

Отдел радиационной медицины, гематологии, онкологии и токсикологии, ожоговое отделение ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России, Санкт-Петербург, Россия

Круглик Е.В.

Клиника пластической хирургии и косметологии «VIP Clinic», Калининград, Россия

Зиновьев Е.В.

Кафедра хирургии им. Н.Д. Монастырского Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Росздрава

Изучение иммуногистохимических показателей в эпидермисе и дерме при применении средств для регенерации кожи

Авторы:

Королькова Т.Н., Калмыкова Н.В., Круглик Е.В., Зиновьев Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 742

Загрузок: 24


Как цитировать:

Королькова Т.Н., Калмыкова Н.В., Круглик Е.В., Зиновьев Е.В. Изучение иммуногистохимических показателей в эпидермисе и дерме при применении средств для регенерации кожи. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(4):460‑468.
Korol'kova TN, Kalmykova NV, Kruglik EV, Zinov'ev EV. A study of immunohistochemical markers in the epidermis and dermis to measure the effect of topical preparations on the regeneration of skin. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(4):460‑468. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918041460

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сос­то­яние кож­ных пок­ро­вов у мы­шей при воз­действии ан­тро­по­ген­ных фак­то­ров. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(5):550-559
Из­ме­не­ния в ко­же во­ло­сис­той час­ти го­ло­вы, ас­со­ци­иро­ван­ные с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей (COVID-19). Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(6):675-681
Бул­лез­ная фор­ма скле­ро­дер­мии: опыт ком­би­ни­ро­ван­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(1):45-48
Вли­яние ме­но­па­узаль­ной гор­мо­наль­ной те­ра­пии на дер­ма­то­ло­ги­чес­кий ста­тус жен­щи­ны в пос­тме­но­па­узе или меж­дис­цип­ли­нар­ный под­ход в anti-age про­то­ко­лах ком­плексно­го ве­де­ния жен­щин в пе­ри­оде пос­тме­но­па­узы. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):70-80
На­но­час­ти­цы ок­си­да це­рия для хи­рур­гии, плас­ти­чес­кой хи­рур­гии и эс­те­ти­чес­кой ме­ди­ци­ны. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):120-129
Опыт при­ме­не­ния плаз­мен­но­го воз­действия в со­че­та­нии с NO-те­ра­пи­ей при ле­че­нии хро­ни­чес­ких ран раз­ной эти­оло­гии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(10):143-149
Ре­ге­не­ра­ция ро­го­ви­цы: есть ли мес­то для тка­ней пе­ри­на­таль­но­го про­ис­хож­де­ния?. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):121-128
Нек­роз ми­омет­рия в зо­не шва/руб­ца на мат­ке в раз­лич­ные сро­ки пос­ле ке­са­ре­ва се­че­ния. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(6):76-81

Использование деструктивных методов в косметологии довольно распространено. Важным аспектом является продолжительность реабилитации пациента после выполненной процедуры. В связи с этим изучение средств, способных ускорить процесс регенерации поврежденного участка кожи, представляет собой актуальное научно-практическое направление в косметологии.

В основе заживления неглубоких ран лежит инициация воспалительной реакции, опосредованная факторами роста, цитокинами и хемокинами, эпителизация за счет сохранившихся придатков кожи и краевого эпидермиса, что в итоге приводит к полному и быстрому восстановлению кожи с незаметными рубцами или без них [1, 2].

Известно, что при использовании различных цитокинов, факторов роста, покрытий для ран процессы регенерации протекают быстрее. Наше внимание привлекли препарат на основе эпидермального фактора роста (ЭФР) и покрытие, состоящее из гиалуроновой кислоты и коллагена (ПГКК).

ЭФР относится к цитокинам и полипептидам, состоит из 53 аминокислот, присутствует во всех клетках тканей организма и регулирует их рост. ЭФР управляет ростом клеток эпителия, эндотелия и фибробластов, улучшает пролиферацию тканей, регулирует хемотаксис. В нормальных условиях содержание факторов роста в организме человека относительно невелико и стабильно. Однако при повреждениях в полости раны возрастает количество рецепторов, чувствительных к ЭФР, что приводит к повышению его концентрации и миграции клеток из неповрежденных тканей в пораженные участки. Поврежденная поверхность в короткие сроки выстилается клетками, что способствует заживлению кожи и слизистых оболочек без образования рубцов, препятствует развитию раневых инфекций и значительно сокращает сроки заживления [3].

На заживление ран положительно влияют различные раневые покрытия. Оптимальные повязки или покрытия должны обеспечить защиту раны от дальнейшей травмы, гарантировать влажную внутреннюю поверхность покрытия, абсорбировать или удалять избыток экссудата, предотвращать загрязнение и обеспечивать среду, способствующую реализации естественных защитных механизмов [4].

Цель исследования: изучить иммуногистохимические показатели кожи в ответ на применение препарата с ЭФР и покрытия, включающего гиалуроновую кислоту и коллаген.

Материал и методы

Обследована группа из 8 пациентов, получавших лечение в Ленинградской областной клинической больнице по поводу ограниченных глубоких ожогов. Пациентам была показана аутотрансплантация кожи (с участков здоровой кожи с бедер и ягодиц). После взятия материала регенерация донорских участков происходила с помощью различных препаратов. Пациентов распределили в четыре группы: 2 пациента на донорские участки кожи получали наружно препарат на основе ЭФР (GeneTime, ООО «НовоНексус», Китай), 2 пациента — покрытие ПГКК (материал гистоэквивалент-биопластический G-Derm/ДЖИ-ДЕРМ, ООО «Джи-Групп», Россия), 2 пациента — сочетание ЭФР с ПГКК, 2 пациента (контроль) — крем дермазин («LEK», Словения). Через 7 дней выполняли взятие материала из регенерированной зоны.

Иммуногистохимические исследования образцов кожи проводили на криостатных срезах по ранее описанной методике [5]. Криостатные срезы толщиной 5 мкм фиксировали абсолютным ацетоном, высушивали и окрашивали антителами с целью выявления экспрессии маркеров пролиферации (Ki67), антиапоптоза (Bcl-2), рецептора к эпидермальному фактору роста (EGFR) и антигену гистосовместимости (HLA-DR). В работе использовали следующие антитела: Anti-Ki-67 («Bio Genex», США), Anti-Bcl-2 («Dako», Дания), Anti-EGFR («Bio Genex», США), Anti-HLA-DR («Diagnostic Bio Systems», США). Иммуногистохимическое исследование проводили с использованием набора полимера Super Sensitiv TM Polimer HRP IHC Detection Systems («Bio Genex»). Результат реакции проявляли хромогеном диаминобензидином (DAB), препараты окрашивали гематоксилином. Готовые гистологические препараты фотографировали. По отдельности проводили съемку эпидермиса и дермы.

Фотографии обрабатывали с применением программы Морфология 5.0, где выделяли области скопления белка — иммуногистохимического маркера, в зависимости от характера маркера выполняли морфометрию. Для Ki67 подсчитывали количество меченых клеток в поле зрения микроскопа, для Bcl-2 и EGFR — оптическую плотность, HLA-DR — доля окрашенной площади в препарате (в %).

cтатистическую обработку результатов проводили в программе Statistica 6.1. Соответствие показателей иммуногистохимического исследования нормальному распределению оценивали с помощью критерия Колмогорова—Смирнова. Для выявления различий между группами был проведен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Внутригрупповые различия выявляли с использованием апостериорных критериев, в частности критерия Тьюки (Tukey HSD). Достоверность различий принимали на уровне р≤0,05.

Результаты

Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) сравнения четырех групп показал, что применение местных лечебных средств влияет на все исследованные маркеры эпидермального слоя кожи: Ki67 (F=25,1; р≤0,001), HLA-DR (F=76,9; р≤0,001), Bcl-2 (F=17,5; р≤0,001), EGFR (F=5,4; р≤0,01). (табл. 1).

Таблица 1. Изменчивость маркеров эпидермиса под влиянием местных лечебных средств. Показатели однофакторного дисперсионного анализа Примечание. Здесь и в табл. 2: SS — сумма квадратов отклонения от среднего, df — степени свободы, MS — средний квадрат, F — критерий Фишера, p — уровень значимости.

Анализ дермального слоя в группах показал, что проведенные процедуры влияют на маркеры Ki67 (F=9,2; р≤0,001), EGFR (F=110,4; р≥0,001), HLA-DR (F=70,3; р≤0,001), но не отражаются на Bcl-2 (F=0,48; р>0,05) (табл. 2).

Таблица 2. Изменчивость маркеров дермы под влиянием местных лечебных средств. Показатели однофакторного дисперсионного анализа

Результаты сравнивали между указанными группами. Через 7 дней раневого заживления во всех вариантах можно наблюдать процессы активной пролиферации в коже. Меньше всего пролиферирующих клеток (маркер Ki67) в эпидермисе отмечено при использовании ЭФР+ПГКК (табл. 3, рис.

Таблица 3. Показатели маркера Ki67 в коже, количество меченых ядер (Mean + SEM) Примечание. * — р≤0,05; ** — р≤0,01; *** — р≤0,001, различие достоверно по сравнению с группой, пролеченной ПГКК; ^ — р≤0,05; ^^^ — р≤0,001, различие достоверно по сравнению с группой, пролеченной дермазином.
1).
Рис. 1. Показатели маркера Ki67 в эпидермисе донорской раны (ув. 250) на 7-й день после терапии: спреем с ЭФР (а); покрытием с ГКК (б); сочетанием спрея с ЭФР и ПГКК (в); дермазином (г).
Больше всего пролиферирующих клеток было при использования ПГКК и дермазина (различия достоверны). Показатели пролиферации при использовании отдельно ЭФР занимают среднюю позицию и достоверно не отличаются от других групп.

В дерме также сохраняется выявленная разница, но с более выраженными различиями между группами, в группах с использованием ЭФР (ПГКК +ЭФР или только ЭФР) пролиферация достоверно ниже, чем в группе дермазина и ПГКК.

По маркеру Bcl-2 межгрупповые сравнения вы-явили достоверные отличия в эпидермисе в группах применения ЭФР (табл. 4, рис.

Таблица 4. Показатели маркера Bcl-2 в коже, оптическая плотность (Mean + SEM) Примечание. Здесь и в табл. 5, 6. * — р≤0,05; ** — р≤0,01; *** — р≤0,001, различие достоверно по сравнению с группой, пролеченной препаратом ЭФР; ^ — р≤0,05; ^^ — р≤0,01; ^^^ — р≤0,001, различие достоверно по сравнению с группой, пролеченной дермазином.
2).
Рис. 2. Показатели маркера Bcl-2 в эпидермисе донорской раны (ув. 250) на 7-й день после терапии: спреем с ЭФР (а); покрытием с ГКК (б); сочетанием спрея с ЭФР и ПГКК (в); дермазином (г).
Значение показателя содержания антиапоптотического маркера Bcl-2 при применении только ЭФР достоверно выше, чем при использовании ЭФР+ПГКК или только ПГКК. При использовании дермазина маркер в эпидермисе на этом сроке не выявлен.

В дерме статистически значимых различий по этому маркеру между группами не наблюдается.

По маркеру HLA-DR достоверные отличия выявлены в группах применения ЭФР (табл. 5, рис.

Таблица 5. Показатели маркера HLA-DR в коже, доля площади в % (Mean + SEM)
3).
Рис. 3. Показатели маркера HLA-DR в коже донорской раны (ув. 250) на 7-й день после терапии: спреем с ЭФР (а); покрытием с ГКК (б); сочетанием спрея с ЭФР и ПГКК (в); дермазином (г).
Значение показателя в эпидермисе при использовании только ЭФР достоверно выше, чем при использовании ЭФР+ПГКК или только ПГКК. В группе использования дермазина маркер HLA-DR не выявлен.

В дерме, напротив, при ЭФР содержание маркера наименьшее, а при применении дермазина показатели HLA-DR наибольшие и эти различия статистически значимы. Разницы между группами ПГКК и ПГКК+ЭФР по HLA-DR не выявлено.

По маркеру EGFR в эпидермисе наибольшие значения выявлены в группе применения ЭФР (табл. 6, рис.

Таблица 6. Показатели маркера EGFR в коже, оптическая плотность (Mean + SEM)
4)
Рис. 4. Показатели маркера EGFR в эпидермисе донорской раны (ув. 500) на 7-й день после терапии: спреем с ЭФР (а); покрытием с ГКК (б); сочетанием спрея с ЭФР и ПГКК (в); дермазином (г).
и эти показатели достоверно выше, чем при использовании ЭФР+ПГКК или только ПГКК, но не отличаются от показателей в группе дермазина.

В дерме не обнаружено разницы в содержании маркера между вариантами ЭФР и ПГКК и дермазина, однако выявлено полное отсутствие экспрессии рецептора на этом сроке в группе совместного использования ЭФР+ПГКК.

Обсуждение

По данным литературы, антиапоптозный белок Bcl-2 экспрессируется преимущественно в зонах, содержащих пролиферирующие клетки или клетки с большой продолжительностью жизни, он оказывает гомеостатическое влияние на численность клеточной популяции [6]. Экспрессия Bcl-2, повышая устойчивость клеток к гибели по механизму апоптоза, защищает эндотелий, мигрирующие стволовые клетки и фибробласты от высокоактивных продуктов цитотоксических клеток и макрофагов в месте воспаления [7, 8].

Факторы роста семейства EGF, продуцируемые в коже макрофагами и кератиноцитами, осуществляют важные функции в эпителизации раневой поверхности. Эти аутокринные лиганды прикрепляются к EGFR на кератиноцитах и инициируют механизм последующего каскада, поддерживая пролиферацию, миграцию кератиноцитов и реэпителизацию [9]. Уменьшение экспрессии EGFR на поверхности клеток и подавление передачи сигналов EGFR может быть ключевым фактором в патогенезе хронических ран [1].

Иммуногистохимический анализ показал, что существуют некоторые закономерности, выявленные при окраске на маркеры HLA-DR, Bcl-2 и Ki67 в эпидермисе и дерме, которые не противоречат физио-логическому течению процессов регенерации в коже. Наименьшие показатели пролиферативной активности эпидермиса в группах с применением ЭФР, которые сопровождаются увеличением содержания Bcl-2, могут свидетельствовать о постепенном смещении баланса от пролиферации к дифференцировке эпидермиса, о восстановлении эпителиального слоя. В пользу процессов восстановления при применении ЭФР свидетельствует также рост HLA-DR-маркеров в эпидермисе. Данные показатели близки по своим значениям к показателям нормальной интактной кожи, установленным нами ранее [5].

Напротив, наибольшие показатели пролиферации клеток эпидермиса при применении дермазина, при невозможности выявить маркер Bcl-2, может свидетельствовать о затягивании фазы пролиферации. Самые высокие показатели HLA-DR в дерме при использовании дермазина также свидетельствуют об активном воспалительном процессе в наблюдаемые сроки.

Мы высказали предположение о наличии некоторого влияния методов лечения на иммуногистохимические показатели регенерирующей донорской раны.

Покрытие ПГКК сохраняет влажную среду в ране, необходимую для естественного заживления. При использовании только ПГКК в эпидермисе и в дерме количество пролиферирующих клеток (Ki67) наиболее высокое по сравнению с другими группами, однако их показатель дифференцировки (Bcl-2) низкий. Через 1 нед после использования ПГКК в дерме иммунокомпетентных клеток (HLA-DR) в 3 раза больше, чем в эпидермисе, а экспрессия маркера EGFR ниже в эпидермисе по сравнению с дермой. Можно предположить, что ПГКК не препятствует развитию воспалительного процесса в коже при лечении.

Использование ЭФР на донорских участках кожи позволяет сохранить пролиферативную активность клеток и повысить их устойчивость к апоптозу, способствует миграции иммунокомпетентных клеток в эпидермис.

Лечение ПГКК+ЭФР сохраняет пролиферативную активность клеток, в дерме поддерживает воспалительный процесс и в большей степени сохраняет устойчивость клеток к апоптозу, чем при использовании только ПГКК, влияет на регенераторную активность в эпидермисе.

Малое количество пациентов не позволяет нам делать окончательные выводы, но настраивает на дальнейшую работу в изучении вопросов, связанных с регенерацией кожи.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Т.Н. Королькова

Сбор и обработка материала — Е.В. Круглик, Е.В. Зиновьев, Н.В. Калмыкова

Статистическая обработка данных — Е.В. Круглик, Н.В. Калмыкова

Написание текста — Е.В. Круглик, Т.Н. Королькова

Редактирование — Т.Н. Королькова

Authors’ contributions:

The concept and design of the study — T.N. Korolkova

Collecting and interpreting the data — E.V. Kruglik, E.V. Zinovyev, N.V. Kalmykova

Statistical analysis — E.V. Kruglik, N.V. Kalmykova

Drafting the manuscript — E.V. Kruglik, T.N. Korolkova

Revising the manuscript — T.N. Korolkova

Сведения об авторах

Королькова Т.Н. — https://orcid.org/0000-0001-7190-411X

Калмыкова Н.В. — https://orcid.org/0000-0003-4435-1884

Круглик Е.В. — https://orcid.org/0000-0002-2249-5441

Зиновьев Е.В. — https://orcid.org/0000-0002-2493-5498

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Королькова Т.Н., Калмыкова Н.В., Круглик Е.В., Зиновьев Е.В. Изучение иммуногистохимических показателей в эпидермисе и дерме при воздействии средств для регенерации кожи. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(4):-467. https://doi.org/10.17116/klinderma201918041

Автор, ответственный за переписку: Королькова Т.Н. —
e-mail: tnkor@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.