Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бойко А.Н.

КГБУЗ "Красноярский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями"

Прохоренков В.И.

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Гузей Т.Н.

Медицинский колледж Университета министерства обороны, г. Аддис-Абеба;
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Криптококкоз кожи на фоне ВИЧ-инфекции

Авторы:

Бойко А.Н., Прохоренков В.И., Гузей Т.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3911

Загрузок: 87


Как цитировать:

Бойко А.Н., Прохоренков В.И., Гузей Т.Н. Криптококкоз кожи на фоне ВИЧ-инфекции. Клиническая дерматология и венерология. 2013;11(1):38‑41.
Boĭko AN, Prokhorenkov VI, Guzeĭ TN. Cutaneous cryptococcosis in the presence of HIV infection. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2013;11(1):38‑41. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти им­мун­но­го ста­ту­са у ВИЧ-ин­фи­ци­ро­ван­ных па­ци­ен­тов с раз­ви­ти­ем сар­ко­мы Ка­по­ши. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):130-140
ВИЧ-ас­со­ци­иро­ван­ные дер­ма­то­зы: ак­цен­ти­ру­ем вни­ма­ние. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):309-315
Диаг­нос­ти­чес­кое зна­че­ние ка­чес­твен­но­го и ко­ли­чес­твен­но­го оп­ре­де­ле­ния ДНК ЦМВ в би­оло­ги­чес­ких ма­те­ри­алах у боль­ных ВИЧ-ин­фек­ци­ей с ле­гоч­ной па­то­ло­ги­ей. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2023;(1):7-13
Моз­жеч­ко­вые де­ге­не­ра­ции, ас­со­ци­иро­ван­ные с ВИЧ-ин­фек­ци­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):123-130
Ве­но-ар­те­ри­аль­ная экстра­кор­по­раль­ная мем­бран­ная ок­си­ге­на­ция у па­ци­ен­та с пнев­мо­цис­тной пнев­мо­ни­ей на фо­не им­му­но­де­фи­ци­та. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(5):58-64
Диаг­нос­ти­ка ВИЧ-ин­фек­ции в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке: сов­ре­мен­ное сос­то­яние и пер­спек­ти­вы. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):17-24
Диаг­нос­ти­ка со­че­тан­ных оф­таль­мо­ло­ги­чес­ких и дер­ма­то­ло­ги­чес­ких про­яв­ле­ний ВИЧ-ин­фек­ции. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):79-85

Криптококкоз — глубокий системный микоз, протекающий остро, подостро или хронически с преимущественным поражением мозга и мозговых оболочек, характеризующийся высокой летальностью [1]. Криптококкоз является одним из самых частых глубоких микозов, наблюдаемых при ВИЧ-инфекции и обычно развивается у пациентов с количеством лимфоцитов CD4 менее 100 клеток/мкл.

Заболевание распространено повсеместно. Природный источник Cryptococcus neoformans — почва, содержащая помет голубей, реже — гниющие овощи, фрукты, растения. Заражение происходит при вдыхании содержащихся в пыли мелких клеток гриба. Заражение возможно через поврежденную кожу и слизистые оболочки [2].

Входными воротами инфекции преимущественно являются легкие, поэтому у многих больных развивается пневмонит, однако поражение легких обычно протекает без клинических проявлений. Реже наблюдается первичный криптококкоз кожи, возможно эндогенное развитие инфекции у здоровых носителей при снижении у них иммунной защиты [3].

Из легких возбудитель гематогенным путем может попадать в мозговые оболочки, у ряда больных — в другие органы. Наиболее характерно развитие подострого менингита. У некоторых пациентов заболевание протекает бессимптомно. К неменингеальным формам инфекции относятся поражения легких, кожных покровов, суставов, глаз, надпочечников, желудочно-кишечного тракта, печени, поджелудочной железы, простаты и мочевых путей. Поражения кожи при диссеминированной инфекции встречаются у 10—15% ВИЧ-инфицированных, больных криптококкозом. Чаще они проявляются образованием везикул, узлов или папул, напоминающих контагиозный моллюск. При любых высыпаниях возможно изъязвление [4]. Патогенные штаммы C. neoformans обладают выраженным нейротропизмом, поэтому все клинические формы криптококкоза в большинстве случаев заканчиваются поражением головного мозга и его оболочек. Всем пациентам с клиническими проявлениями криптококковой инфекции или при выделении возбудителя следует проводить анализ спинномозговой жидкости [5].

При менингеальной форме и диссеминированном криптококкозе прогноз плохой, при поражении кожи и слизистых оболочек — благоприятный. По рекомендациям группы по изучению микозов при Национальном институте аллергии и инфекционных заболеваний (NAID Mycosis Stydy Group) препаратом выбора для лечения неменингеальных форм криптококкоза является флуконазол 200—400 мг/сут внутрь неопределенно долго до восстановления иммунной системы, альтернативная схема — итраконазол 200 мг в капсулах 2 раза в сутки внутрь. Необходимость в поддерживающей терапии при криптококковой инфекции без развития менингита не доказана, схема выбора — флуконазол 200 мг/сут внутрь [4].

В литературе описаны единичные случаи первичного криптококкоза кожи. Анализ редких клинических случаев поражений кожи на фоне иммунодефицита в свете распространения ВИЧ-инфекции в России представляет особый клинический интерес.

Под нашим наблюдением находился больной с первичным криптококкозом кожи на фоне ВИЧ-инфекции.

Пациент А., 1965 г. рождения, проживающий в Ермаковском районе Красноярского края, в октября 2011 г. обратился к дерматовенерологу в Краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями с жалобами на высыпания на коже левой кисти без выраженных субъективных ощущений, белый налет во рту, общее недомогание и быструю утомляемость.

Из анамнеза известно, что высыпание в виде «маленькой язвочки» на коже мизинца левой кисти появилось в январе 2011 г. Начало заболевания пациент связывал с травмой во время ремонта автомобиля. С января по апрель больной к врачу не обращался, лечился самостоятельно линиментом бальзамическим по Вишневскому (без эффекта). Размер «язвы» увеличивался. В апреле обратился к дерматологу в поликлинику по месту жительства, получал лечение мазями, название которых не помнит, выписку не предоставил. Лечение без эффекта. В мае обратился в кожно-венерологический диспансер г. Абакана с диагнозом «пиодермия». Рекомендовано: местно мази левомиколь и солкосерил, цефтриаксон 1 г/сут внутримышечно 10 дней. На фоне лечения наблюдалась отрицательная динамика.

В августе пациент был обследован в онкологическом диспансере. Заключение патологогистологического исследования (31.08.11): «В представленном материале участок изъязвленного эпидермиса с формированием грануляционной ткани в дне язвы, покрытой гнойно-некротической пластинкой.

В дерме (глубоко, по всем полям зрения) — выраженная инфильтрация с примесью большого количества нейтрофилов, встречаются многоядерные гигантские клетки типа инородных телец. Данных за онкопатологию нет».

В августе—сентябре пациент самостоятельно принимал ацикловир (таблетки, 400 мг 3 раза в сутки в течение 2 нед), раствор глутоксим 1% (2 мл внутримышечно 5 сут). Лечение положительного результата не дало, размер язвы увеличивался. С середины сентября появились белый налет во рту, общая слабость и утомляемость. В сентябре по рекомендации хирурга направлен в отделение гнойной хирургии Красноярской краевой клинической больницы №1 с диагнозом «длительно не заживающая рана V пальца левой кисти». При поступлении в стационар обследован на ВИЧ-инфекцию. ИФА антитела к ВИЧ, иммуноблоттинг от 25.10.11 — результат положительный. Пациент направлен в Краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.

Хронические заболевания отрицает. Аллергологический, наследственный анамнез не отягощен.

В 1987—1988 гг. употреблял инъекционные наркотики, в настоящее время вредные привычки отрицает.

Общее состояние удовлетворительное. Подмышечные, переднешейные лимфатические узлы увеличены до 1,5 см в диаметре, безболезненны, не спаяны с окружающей клетчаткой и кожей. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Артериальное давление 130/80 мм рт.ст. Тоны сердца ясные, ритмичные, пульс 75 в минуту. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень увеличена, размеры по Курлову 10×9×8 см, пальпируемый край эластичный, ровный. Селезенка увеличена. Стул не нарушен. Мочевыводящая система без патологии. Отеков нет. Костно-суставная система внешне не изменена.

Локальный статус. Кожный процесс носит локализованный, асимметричный характер. На коже тыльной поверхности V пальца левой кисти — язва округлой формы до 50 мм в диаметре, глубиной до 7 мм, по периферии покрытая массивным гнойными и геморрагическими корками от желтого до темно-красного и черного цвета. На фоне бугристого, блестящего дна в центре — скудное слизисто-гнойное отделяемое. Язва безболезненная, плотная при пальпации (рис. 1).

Рисунок 1. Больной А., 47 лет: криптококкоз кожи на фоне ВИЧ-инфекции (а, б).

На слизистой оболочке полости рта, спинке языка, слизистой оболочке щек, мягком небе — множественные белые бляшки, разные по форме, легко удаляющиеся шпателем с обнажением гиперемированной и эрозированной слизистой оболочки.

В клиническом анализе крови эозинофилия (9%), остальные показатели — в пределах нормы.

В клиническом анализе мочи патологических изменений не выявлено.

В биохимическом анализе крови умеренное повышение аланинаминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы, показатели белкового и липидного обмена в норме.

Иммунный статус от 28.10.11: CD4-клетки — 10 клеток/мкл (1%), CD8 — 0.

ПЦР РНК ВИЧ от 28.10.11: 315 000 копий/мл.

Посев на грибы, бактериологическое исследование отделяемого язвы от 31.10.11: выделен возбудитель — C. neoformans, рост умеренный (рис. 2, 3).

Рисунок 2. Посев на грибы отделяемого язвы: колонии C. neoformans.
Рисунок 3. Микроскопия: в патологическом материале криптококк имеет вид дрожжевых клеток округлой формы диаметром 3—10 мкм, окруженных прозрачной желатинообразной капсулой шириной до 50 мкм. Мицелия не образует.

Грибы: идентификация (ID32C) на баканализаторе ATB Expression от 03.11.11: предполагаемая идентификация — C. neoformans (%Id=99,9, T=0,92), следующий выбор — C. laurentii (%id=0,1 , T=0,00).

Грибы: антибиотикограмма на баканализаторе ATB Fungus — C. neoformans устойчивый к амфотерицину.

ПЦР отделяемого язвы на герпес 1—2-го типа от 1.11.11 — результат отрицательный.

Определение антигенов C. neoformans: латекс-агглютинация сыворотки крови, двукратно с интервалом в 2 нед — латексная агглютинация отрицательная.

Антитела к сифилису, Hbs-Ag — отрицательные.

ПЦР гепатит С от 14.11.11 — результат положительный, генотип 1В.

Рентгенография органов грудной клетки: патологических изменений со стороны легких не выявлено.

Рентгенограмма левой кисти в двух проекциях: без костно-травматических и деструктивных изменений.

Консультации специалистов. Нефролог: заболеваний на момент обследования не выявлено. По результатам обследования у невропатолога неврологической патологии не выявлено.

Пациенту был выставлен окончательный диагноз: ВИЧ-инфекция 4 В стадия, фаза прогрессирования. Криптококкоз кожи. Кандидоз слизистой полости рта. Сопутствующий диагноз: хронический вирусный гепатит С, генотип 1 В, умеренная биохимическая активность.

Лечение. Флуконазол в капсулах внутрь по 400 мг 1 раз в сутки. Местно — раствор фукорцина 3 раза в сутки. Одновременно начата противоретровирусная терапия по схеме: комбивир — по 1 таблетке 2 раза в день, атазанавир 200 мг — по 2 капсулы 1 раз в день. Назначена медикаментозная профилактика пневмоцистной пневмонии и токсоплазмоза.

На фоне лечения кожные проявления регрессировали в течение 2 мес. На месте разрешившейся язвы сформировался атрофический рубец (рис. 4).

Рисунок 4. Больной А., 47 лет, после 2 мес лечения.

В настоящее время больной продолжает принимать флуконазол (200 мг/сут) и получает антиретровирусную терапию.

Представленный клинический случай иллюстрирует возможные ошибки диагностики заболеваний кожи у людей, имеющих ВИЧ. Трудности в постановке диагноза были связаны с низкой настороженностью врачей разных специальностей в отношении ВИЧ-инфекции, а также сравнительно редкой встречаемостью глубоких микозов, частота которых будет увеличиваться, учитывая особенности развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России. Уникальность описанного случая связана с отсутствием поражений центральной нервной системы и внутренних органов у пациента с первичным криптококкозом кожи на фоне глубокого иммунодефицита.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.