Хронический простатит — самое распространенное урологическое заболевание у мужчин моложе 50 лет и третье по частоте среди урологических диагнозов у мужчин старше 50 лет; составляет 8% амбулаторных визитов к урологу [1]. С увеличением возраста частота заболевания увеличивается и достигает 30—73% [2—4]. По влиянию на качество жизни это заболевание сопоставимо с инфарктом миокарда, стенокардией, болезнью Крона, что обусловливает также значительные психологические и социальные проблемы у больных простатитом мужчин трудоспособного возраста [5]. На долю хронического бактериального простатита приходится 5—15% случаев заболевания [6]. Одной из причин, способствующих увеличению частоты развития воспалительных процессов в органах малого таза и простате, являются урогенитальные передающиеся половым путем инфекции, вызываемые хламидиями, трихомонадами, микоплазмой и др. Это связано как с изменением полового поведения в обществе, так и с появляющейся резистентностью возбудителя к лекарственным препаратам [7, 8]. Кроме того, противомикробные препараты плохо проникают в простату и концентрация их в железе значительно ниже, чем в сыворотке крови [1, 9].
Урогенитальный хламидиоз относится к наиболее распространенным болезням мочеполовой системы мужчин [2]. Течение хронического хламидийного простатита (ХХП), как и простатитов, вызванных другими инфекционными агентами, не бывает монотонным с одинаковой интенсивностью клинических проявлений. Как правило, этому заболеванию свойственны периодические обострения с заметным усилением субъективных и объективных расстройств, сменяющихся периодом затишья. При ХХП развиваются значительные изменения иммунологических показателей, формируется вторичный иммунодефицит, который проявляется дисфункцией системного и местного иммунитета. Рациональное применение иммуностимулирующей терапии в комплексе с антибиотиками и местным медикаментозным лечением по сравнению с моноантибиотикотерапией способствует не только этиотропному излечению ХХП, но и более полной реабилитации больных [3, 7, 10].
Метод иммунокоррекции с использованием иммуномодулятора циклоферона был использован нами как дополнение к комплексной терапии хронического урогенитального хламидиоза. Нами исследована клиническая и иммунологическая эффективность циклоферона при ХХП.
Материал и методы
Исследование проведено у 50 пациентов с хроническим простатитом, у которых методами полимеразной цепной реакции (ПИФ) и прямой иммунофлюоресценции (ПЦР) с праймерами на основе плазмиды C. trachomatis был обнаружен хламидиоз. Материалом для диагностики служили осадок первой порции мочи, секрет простаты, эякулят. Основным критерием инфекционного процесса было выявление в 3-й порции мочи посkt массажf, секрете простаты патогенной микрофлоры (хламидий, трихомонад и др.) или условно-патогенной в концентрации 1·104 микробных тел/мл и выше. Средний возраст больных мужчин составил 36,05±0,8 года, средний возраст здоровых — 29,8±0,8 года. Больные ХХП получали комплексную терапию: антибактериальный препарат офлоксин в дозе 400 мг 2 раза в сутки в течение 15 дней, индуктор интерферонов циклоферон, который вводили в виде раствора (125 мг/мл) для внутримышечных инъекций в дозе 2 мл по традиционной схеме, на курс 10 инъекций, кроме того осуществляли коррекцию микроциркуляции и воспаления посредством противовоспалительных препаратов (свечи дикловит, найз), ферментативных препаратов (лонгидаза), α-адреноблокаторов (зоксон по 2 мг ежедневно); одновременно назначали физиотерапию в виде низкоинтенсивного инфракрасного лазерного излучения и магнитотерапию на область промежности (аппарат Интрамаг, Мустанг), массажи простаты, инстилляции в уретру проторгола.
У всех пациентов исследовали состояния местного и системного иммунитета до лечения и через 1 мес после окончания терапии. В периферической крови определяли уровень различных субпопуляций лимфоцитов, активность, интенсивность фагоцитоза, НСТ-тест, иммуноглобулины (Ig) классов А, М, G. В эякуляте больных ХХП определяли общее число лейкоцитов, процент жизнеспособных клеток, лизосомальную активность нейтрофилов, активность фагоцитоза, НСТ-тест.
Контрольную группу составили 50 здоровых мужчин без урогенитальной патологии и урогенитальных инфекций.
Всем пациентам проводили трансабдоминальное ультразвуковое исследование (УЗИ) для определения количество остаточной мочи. Всех пациентов подвергали трансректальному УЗИ простаты.
Эффективность метода лечения подтверждали результатами ПИФ и ПЦР, свидетельствующих об эрадикации хламидий из организма человека. Контроль излеченности проводили через 2 мес после окончания лечения.
Результаты и обсуждение
Эффективность терапии оценивали по этиологическому и клиническому выздоровлению больных (купирование болевого синдрома, дизурии, восстановление половой функции, исчезновению психосоматических расстройств), нормализации клинико-лабораторных показателей. Жалобы сопоставляли до лечения и через 2 мес после окончания терапии.
На основании жалоб, данных анамнеза и результатов лабораторных исследований, хронический катаральный (поверхностный) простатит был диагностирован у 12 (24%) больных, фолликулярная форма — у 28 (56%), паренхиматозный простатит — у 10 (20%).
При исследовании секрета простаты у всех пациентов был выявлен лейкоцитоз, умеренное количество липоидных зерен — у 23 (46%) и небольшое количество — у 27 (54%); кроме того, было характерно наличие слизи, слущенного эпителия, флоры.
Наиболее частыми симптомами у наблюдаемых больных хроническим простатитом были боль (в промежности, над лобком, в паховой области, в области заднего прохода, в пояснице, по внутренней поверхности бедер, в половом члене, в яичках) у 90% больных, дизурические явления — у 31 (62%).
Остаточная моча после акта мочеиспускания отсутствовала или определялась в минимальном количестве (до 10 мл) у 24 (48%), 11—50 мл — у 21 (42%), 51—100 мл у 5 (10%) больных хроническим простатитом. У больных, отмечавших чувство неполного опорожнения мочевого пузыря после акта мочеиспускания, среднее количество остаточной мочи составило 40,1±4,84 мл, а у больных без этого ощущения —11,03±1,41 мл.
Трансректальное УЗИ позволило выявить гиперэхогенные изменения в структуре железы у 88% больных, микрокальцинаты — у 14%. Наиболее характерными находками на эхограммах больных хроническим простатитом были участки чередования мелких зон повышенной эхогенности (участки фиброза, клеточной инфильтрации) и пониженной плотности (зоны воспалительного отека, инфильтрации и ретенционных кист).
У больных, получавших комплексную терапию с использованием циклоферона, через 2 мес после лечения наблюдалось значительное улучшение состояния: исчезали болевые ощущения, императивные позывы на мочеиспускание и позывы на мочеиспускание в предутренние часы, остальные симптомы дизурии значительно ослабели (табл. 1, 2).
После лечения циклофероном только у 2 (4%) пациентов сохранялись боли при эрекции, боль во время эякуляции перестала беспокоить после лечения всех пациентов с данными жалобами. Ослабление эрекции в группе больных, получавших циклоферон, сохранялось у 6 (12%) мужчин.
Комплексная терапия с применением циклоферона приводила к улучшению половой функции, при этом значительно уменьшалось количество жалоб на преждевременную эякуляцию, стертый оргазм, снижение полового влечения.
Через 1 мес после комплексного лечения ХХП с применением циклоферона гипоэхогенные образования в простате сохранялись лишь у 4 (8%) больных. Расширение перипростатических вен наблюдалось у 3 (6%) мужчин, получавших циклоферон.
После лечения у пациентов жалобы на неполное опорожнение мочевого пузыря отсутствовали. При УЗИ остаточная моча не определялась у всех пациентов.
Результаты анализа проведенных исследований указывают на высокую эффективность комплексной терапии ХХП с применением циклоферона.
Анализ результатов ПЦР и ПИФ, выполненный через 2 мес, позволил выявить, что при применении комплексной терапии с циклофероном элиминация возбудителя в группе больных ХХП наблюдалась в 49 (98%) случаях, в то время как эффективность традиционных схем лечения ХХП колеблется от 85 до 90%.
Важно отметить, что состояние больного, получавшего циклоферон, в терапии которого не удалось добиться полной элиминации возбудителя, оценивалось как стабильное, связанное с персистенцией хламидий. Жалобы и клинические проявления у данного больного отсутствовали.
Нами была произведена оценка показателей системного и местного иммунитета у мужчин с ХХП и иммунологической эффективности терапии циклофероном.
У больных с ХХП по сравнению с группой здоровых мужчин в эякуляте отмечалось повышенное содержание лейкоцитов, увеличение процента жизнеспособных лейкоцитов и активности лизосом, а также повышение НСТ-спонтанной и НСТ-индуцированной активности нейтрофилов. Необходимо отметить, что при этом снижались функциональный резерв нейтрофилов, активность и интенсивность фагоцитоза, процентное содержание нейтрофилов в эякуляте больных ХХП.
После лечения у пациентов, получавших терапию циклофероном, наблюдалось уменьшение количества лейкоцитов, нейтрофилов, снижалась активность лизосом нейтрофилов, НСТ-спонтанная и НСТ-индуцированная активность нейтрофилов, а также процент жизнеспособных лейкоцитов. После лечения пациентов, получавших терапию циклофероном, наблюдалось также увеличение процента содержания нейтрофилов, активности и интенсивности фагоцитоза нейтрофилов и функционального резерва нейтрофилов (табл. 3).
В периферической крови у пациентов с ХХП по сравнению с группой здоровых доноров снижалось содержание лейкоцитов, лимфоцитов, увеличивалось содержание моноцитов при неизменном уровне эозинофилов в периферической крови. Отмечались также изменения в показателях субпопуляций лимфоцитов: понижалось содержание лимфоцитов CD3+, CD4+, регистрировалось уменьшение соотношения CD4+/CD8+. Увеличивалось содержание Ig классов А, М, G, а также циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК) у больных ХХП. По сравнению с группой здоровых доноров у больных этой группы увеличивалась НСТ-спонтанная и НСТ-индуцированная активность нейтрофилов при снижении их функционального резерва, а также отмечалось снижение активности и интенсивности фагоцитоза в периферической крови.
Оценка системного иммунитета пациентов, получавших циклоферон, показала, что препарат способствовал увеличению количества лейкоцитов в периферической крови, повышению содержания лимфоцитов, увеличению функционального резерва нейтрофилов за счет снижения спонтанной активности нейтрофилов в НСТ-тесте, повышению активности фагоцитоза (табл. 4).
После лечения с использованием циклоферона в периферической крови пациентов отмечалось, по сравнению с группой больных возрастание лимфоцитов CD3+, СD4+, а также существенное возрастание соотношения CD4+/CD8+ (табл. 5).
Колебания уровней иммуноглобулинов и ЦИК после лечения циклофероном отражены в табл. 6.
Выводы
Эффективность комплексного лечения больных ХХП с использованием циклоферона доказана не только клиническим выздоровлением, но и высоким процентом элиминации возбудителя из мочеполового тракта, а также улучшением показателей местного и системного иммунитета. Результаты анализа данных показывают, что циклоферон воздействует на большинство звеньев иммунитета. Представленные материалы подтверждают высокую эффективность циклоферона и необходимость применения этого иммунотропного препарата при лечении больных ХХП.