Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Клиническое наблюдение пункционного ранения восходящей аорты с тампонадой сердца как осложнения стернальной пункции
Журнал: Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2021;(5): 125‑128
Прочитано: 2814 раз
Как цитировать:
В современной гематологии стернальная пункция представляет собой универсальный метод инвазивной диагностики, применяемый при широком спектре опухолевых, диспластических заболеваний кровеносной системы, анемий. Полученный аспират позволяет оценить состояние костного мозга и диагностировать малейшие изменения процесса кроветворения. Манипуляция выполняется в проекции рукоятки или тела грудины по средней линии на уровне первого—третьего межреберья. Как и при любой инвазивной манипуляции, при стернальной пункции возможны осложнения, однако вероятность их возникновения крайне низка и составляет <1% [1—4]. Из всего спектра возможных осложнений превалируют кровотечение из места вкола и инфицирование пункционного канала, относящиеся к категории так называемых малых, или местных, осложнений [3]. К категории опасных осложнений стернальной пункции, зачастую связанных с неправильной техникой или используемым инструментарием, относятся расщепление рукоятки грудины, перелом грудины, поломка биопсийной иглы и сквозной прокол грудины с развитием пневмоперикарда, пневмоторакса или ранения органов средостения. Сквозной прокол грудины с ранением сердца или его сосудистого пучка, сопровождаемый тампонадой, — наиболее опасное ятрогенное осложнение, требующее немедленного хирургического вмешательства, результативность которого определяется своевременностью диагностики и возможностью оказания специализированной хирургической помощи. Представляем подобный клинический случай, произошедший в гематологической и торакальной клинике ГКБ №40.
Больная В., 21 года, направлена в гематологическую клинику ГКБ №40 в декабре 2016 г. В сентябре пациентка перенесла тяжелую острую респираторно-вирусную инфекцию с остаточными явлениями в виде гипохромной анемии I степени, умеренного лейкоцитоза с абсолютным лимфоцитозом. Клинически отмечались общая слабость, одышка при физической нагрузке, головокружение. Больная госпитализирована с предварительным диагнозом «лимфопролиферативное заболевание» для дообследования и уточнения диагноза. В рамках комплексного обследования выполнена стернальная пункция в проекции рукоятки грудины по средней линии под местной анестезией раствором лидокаина 2% 1 мл. Во время пункции у пациентки наблюдали сильный болевой синдром, потерю сознания и гипотонию до 60/40 мм рт.ст. Больную транспортировали в отделение реанимации и интенсивной терапии с предварительным диагнозом «анафилактический шок». На фоне начатых противошоковых мероприятий и введения вазотонических препаратов состояние и давление стабилизировались. Эхокардиографическое исследование продемонстрировало наличие жидкости в полости перикарда с толщиной слоя 1,9 см (рис. 1).
Рис. 1. Эхокардиографическое исследование. Наличие жидкости в полости перикарда.
По известным результатам проводимого ранее, на амбулаторном этапе, эхокардиографического исследования, жидкости в полости перикарда не выявлено. По характерной эхокардиографической картине заподозрено ранение сердца с развитием гемоперикарда. Диагноз уточнен при экстренной компьютерной томографии с внутривенным болюсным усилением (рис. 2).
Рис. 2. Компьютерная томография органов грудной клетки в мягкотканном окне.
Наличие крови в полости перикарда, имбибиция клетчатки переднего средостения, виден след раневого канала в проекции левой плечеголовной вены.
По данным КТ, в полости перикарда диагностирована жидкость, окружающая сердце со всех сторон, с высокой оптической плотностью, соответствующей по плотности крови.
Со стороны легких и плевральных полостей патологических изменений не выявлено (рис. 3).
Рис. 3. Компьютерная томография органов грудной клетки в легочном окне.
Изменений со стороны легких и плевральных полостей нет.
По результатам клинической картины и выполненных исследований выставлен диагноз сквозного прокола грудины с ранением органов средостения, гемоперикардом и тампонадой сердца. Клинический анализ крови: Hb 107 г/л при исходном уровне 114 г/л, Ht 35,4%, лейкоцитоз 25,2∙109/л.
По совокупности данных выставлены показания к экстренной операции. Доступ — полная срединная стернотомия. На операции клетчатка переднего средостения слабо имбибирована кровью. Ранения внеперикардиальных сосудистых структур не отмечено. Стенки перикарда напряжены из-за скопления в его полости крови. Выполнена широкая перикардиотомия по передней стенке перикарда. Эвакуировано около 300 мл жидкой крови со сгустками. После декомпрессии полости перикарда отмечено восстановление продуктивного сокращения сердца и параметров гемодинамики. При ревизии выявлено точечное ранение передней стенки восходящей аорты диаметром около 0,2 мм, расположенного по средней линии на 2 см ниже основания перикарда по линии прикрепления к аорте (проекционно зона отхождения плечеголовного артериального ствола) и на 1,5 см выше зоны аортального клапана. Отмечено поступление из зоны дефекта крови пульсирующей струей (рис. 4).
Рис. 4. Раневое отверстие передней стенки восходящей аорты.
Выполнено ушивание дефекта П-образным швом пролен 4/0 под контролем пальцевого прижатия, без предварительного отжатия стенки аорты. После ликвидации источника кровотечения выполнена санация полости перикарда и переднего средостения (рис. 5).
Рис. 5. Окончательный вид операционного поля после ликвидации дефекта аорты и санации полости перикарда.
Длительность операции составила 80 мин. Продленная искусственная вентиляция легких — 4,5 ч. Послеоперационный период без осложнений. Пациентка выписана из стационара в удовлетворительном состоянии на 8-е сутки после операции.
В диагностике гематологических заболеваний стернальная пункция имеет важное значение, значительно превышающее потенциальные риски осложнений. Согласно данным из доступной нам литературы, общая частота осложнений после стернальной пункции составляет около 0,05—0,8% [1, 2]. Например, в исследовании B. Bain [1] на 54 890 стернальных пункций ятрогенные осложнения различного рода отмечены у 26 больных, из них у 14 — наружные кровотечения. Сквозной прокол грудины и ранение органов средостения во всей серии наблюдений авторами не отмечены, что подчеркивает редкость наблюдения. В настоящее время тампонада сердца вследствие стернальной пункции является казуистическим осложнением, и в литературе анализ подобных осложнений сводится к описанию отдельных клинических случаев [3, 5, 6]. Для сравнения, в серии более ранних наблюдений описание ранения сердца в результате стернальной пункции встречалось гораздо чаще. Так, датские авторы проанализировали 34 смертельных исхода в результате ранения сердца при стернальной пункции [2]. Авторы предположили, что причиной всех смертельных осложнений является порочная методика пункции грудины ниже второго межреберья, т.е. в месте наиболее тесного прилегания перикарда к грудине. Точку пункции выше второго межреберья априори оценивали как безопасную. К удивлению исследователей, обнаружено достаточное количество смертельных наблюдений при пункции рукоятки грудины выше второго межреберья. Анализ материала и данных литературы позволил сделать вывод, что основной причиной осложнений явились неопытность врача или пренебрежение методикой. Трепан-биопсию подвздошной кости авторы предлагают как альтернативу стернальной пункции, предпочтительную с точки зрения объема биопсийного материала и безопасности.
Примерно такие же данные приводят немецкие авторы [7]. Проанализированы 5 случаев ранения сердца в результате стернальной пункции. Четверо больных погибли, одному вовремя оказана экстренная хирургическая помощь в объеме торакотомии справа, ушивания ранения сердца. Авторы сделали акцент на то, что все случаи осложненных стернальных пункций наблюдали в неспециализированных учреждениях. С одной стороны, это явилось основополагающим мотивом развития осложнения, с другой — не было возможности вовремя диагностировать осложнение и оказать больным необходимую специализированную помощь.
В случае подозрения на возникшее интраперикардиальное осложнение или с профилактической целью оптимальным диагностическим методом является эхокардиография [8]. Метод прост в исполнении и информативен с точки зрения визуализации жидкости в полости перикарда, оценки ее свойств, визуализации плотных включений и сгустков. В нашем наблюдении диагноз также подтвержден с помощью эхокариографии. КТ с внутривенным усилением использовали как метод уточняющей диагностики, учитывая стабильное состояние больной. Прогностическим моментом, определяющим успешный результат при возникновении внутриперикардиального осложнения, является своевременность эхокардиографической диагностики и ее доступность в учреждении, в котором выполняется пункция.
Экстренное хирургическое вмешательство в случае сквозного прокола грудины с гемоперикардом является тактикой выбора. При этом, принимая во внимание локализацию раневого канала, оптимальным доступом считается полная стернотомия, обладающая явными преимуществами по сравнению с торакотомией в плане удобства оперирования, полноты ревизии, скорости обнаружения и ликвидации осложнения [4]. Травматический дефект сердца или выносящего тракта ушивается П-образным швом, выполняются декомпрессия перикарда, его санация и дренирование.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.