Агаева Х.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. акад. Е.Н. Мешалкина»

Сирота Д.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. акад. Е.Н. Мешалкина»

Хван Д.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. акад. Е.Н. Мешалкина»

Жульков М.О.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. акад. Е.Н. Мешалкина»

Протопопов А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. акад. Е.Н. Мешалкина»

Лечение периоперационной параплегии при остром расслоении аорты

Авторы:

Агаева Х.А., Сирота Д.А., Хван Д.С., Жульков М.О., Протопопов А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 663

Загрузок: 5


Как цитировать:

Агаева Х.А., Сирота Д.А., Хван Д.С., Жульков М.О., Протопопов А.В. Лечение периоперационной параплегии при остром расслоении аорты. Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2024;17(2):210‑215.
Agaeva HA, Sirota DA, Khvan DS, Zhulkov MO, Protopopov AV. Treatment of perioperative paraplegia in acute aortic dissection. Russian Journal of Cardiology and Cardiovascular Surgery. 2024;17(2):210‑215. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kardio202417021210

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­конструк­ция ре­но-вис­це­раль­ных вет­вей в хи­рур­гии то­ра­ко­аб­до­ми­наль­но­го от­де­ла аор­ты. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(4):355-363
Про­те­зи­ро­ва­ние кор­ня аор­ты по ме­то­ди­ке «Florida Sleeve» и час­тич­ное про­те­зи­ро­ва­ние ду­ги при аор­таль­ной не­дос­та­точ­нос­ти и раз­ры­ве пог­ра­нич­но рас­ши­рен­ной аор­ты. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(6):691-694
Криоаб­ля­ция меж­ре­бер­ных нер­вов под кон­тро­лем ин­тра­опе­ра­ци­он­ной триг­гер­ной элек­тро­ней­ро­ми­ог­ра­фии при ре­конструк­ции то­ра­ко­аб­до­ми­наль­ной аор­ты: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2025;(1):86-95

Введение

Острое расслоение аорты — это жизнеугрожающее состояние, требующее экстренного хирургического вмешательства и сопровождающееся большим количеством возможных осложнений. Наиболее грозным из них является синдром мальперфузии, который может проявляться в статическом или динамическом прекращении кровотока по магистральным артериям [1]. При синдроме мальперфузии частота неврологических осложнений составляет 18%, ишемии спинного мозга — 2—9,5% [2]. В 1944 г. A. Weisman и R. Adams [3] первыми описали 38 случаев параплегии у пациентов со спинальным инсультом на фоне острого расслоения аорты. Инфаркт спинного мозга в большинстве случаев обусловлен прекращением кровотока в бассейне артерии Адамкевича, а развившийся неврологический дефицит представляет собой вялую параплегию и ранние нарушения функции сфинктеров, включая задержку мочи [4]. Начало клинических проявлений может быть немедленным или поздним, даже через несколько недель после операции [5]. В настоящее время патогенетическое лечение отсутствует, а ведение больных направлено если не на ликвидацию, то на уменьшение последствий спинальной ишемии.

В данной статье рассматриваются два клинических случая успешного лечения ранней послеоперационной параплегии нижних конечностей при остром расслоении аорты А и В типа по Стенфорд.

Клинический пример 1

Мужчина 62 лет, предъявлял жалобы на внезапный выраженный болевой синдром в грудной клетке. Вызвана бригада скорой медицинской помощи. По данным ЭКГ выявлены распространенные изменения передней локализации, установлен диагноз острого коронарного синдрома. При поступлении в стационар — эпизод фибрилляции желудочков, проведена эффективная кардиоверсия. Выполнена коронарография, по данным которой патологии коронарного русла не выявлено. По данным МСКТ-аортографии диагностировано острое расслоение аорты типа А. Во время обследования и транспортировки в специализированное учреждение для хирургического лечения у больного нарастала клиника острого пареза правой нижней конечности. Госпитализирован в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. акад. Е.Н. Мешалкина» с диагнозом: «Острое расслоение аорты типа А по Stanford. Аортальная недостаточность II—III ст. Острая сердечная недостаточность II ст. Гемоперикард без признаков тампонады камер сердца. Фибрилляция желудочков. Электроимпульсная терапия. Успешная реанимация. Гипертоническая болезнь 3-й ст., риск 4. Синдром мальперфузии с развитием нижнего правостороннего монопареза».

По данным МСКТ-аортографии (рис. 1), аневризма восходящего отдела аорты диаметром до 59 мм, расслоение грудного отдела аорты типа А на протяжении от некоронарного и правого коронарного синусов аорты до уровня позвонка Th12 с единственной выявленной крупной проксимальной фенестрацией интимы по левой стенке восходящего отдела аорты с признаками тромбоза или стаза кровотока в просвете ложного канала. Все крупные ветви аорты отходят от истинного просвета. Межреберные артерии на уровне Th9 слева и всех вышерасположенных сегментов не контрастируются. Артерии Th10—Th12 и люмбальные ветви аорты заполняются контрастом нормально. Признаки кардиогенного отека легких. Умеренная компрессия легочного ствола аневризмой восходящего отдела аорты. Геморрагическая жидкость в полости перикарда (локализованная перед правым желудочком, толщиной до 11 мм).

Рис. 1. МСКТ-аортография. Острое расслоение аорты типа A по Stanford.

Межреберные артерии Th9 слева и всех вышерасположенных сегментов не контрастируются.

В экстренном порядке пациенту выполнено супракоронарное протезирование восходящего отдела и дуги аорты по типу hemiarch линейным сосудистым протезом Vascutek Gelweave Stretch 28 мм в условиях искусственного кровообращения, гипотермии 24°C и циркуляторного ареста с антеградной унилатеральной перфузией головного мозга. Продолжительность вмешательства составила 300 мин.

В раннем послеоперационном периоде неврологический статус с отрицательной динамикой. Сухожильные и периостальные рефлексы с обеих ног вялые, движения в нижних конечностях с обеих сторон отсутствуют. Сразу после хирургического вмешательства была выполнена установка люмбального дренажа на уровне позвонков L5—S1. Начато лечение согласно протоколу COPS (таблица).

Модифицированный протокол COPS

Составляющие терапии

Мероприятия

Дренаж спинномозговой жидкости

Проверить функцию слива (если не работает, то заменить);

вертикальное положение пациента;

ВЧД <10 мм рт.ст.;

скорость дренажа до 10 мл (медленный, но неограниченный);

функционирование до 7 сут;

5000 Ед гепарина подкожно 3 раза в день

Кислородная терапия

Сатурация (SpO2) >95%;

гемоглобин >100 г/л;

сердечный индекс >2,5 л/мин/м2

Мониторинг давления

Среднее АД >90 мм рт.ст.;

систолическое мозговое перфузионное давление >80 мм рт.ст. (САД-ВЧД);

достаточное наполнение правых отделов сердца

Текущий статус пациента

Постоянный неврологический контроль;

КТ головы или позвоночника при появлении параплегии

Примечание. ВЧД — внутричерепное давление.

В течение первых суток после начала интенсивной терапии отмечается регресс симптоматики и появление движений в нижних конечностях. На момент выписки из стационара движения в нижних конечностях восстановлены в полном объеме. Контрольная МСКТ-аортография при выписке представлена на рис. 2.

Рис. 2. МСКТ-аортография после супракоронарного протезирования восходящего отдела и дуги аорты по типу hemiarch.

Нормальное контрастирование всех межреберных артерий.

Клинический пример 2

Женщина 42 лет, жаловалась на внезапные боли за грудиной, не купируемые наркотическими анальгетиками, одышку. Девять лет назад была оперирована по поводу острого расслоения аорты II типа по De Bakey в объеме супракоронарного протезирования восходящего отдела аорты. Доставлена в стационар, выполнен полный объем обследования.

По данным МСКТ диагностировано острое расслоение аорты типа В, осложненное разрывом аорты и гематораксом слева. Переведена в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. акад. Е.Н. Мешалкина» для хирургического лечения. При объективном осмотре неврологического дефицита нет. По данным МСКТ-аортографии, диаметр грудного отдела аорты дистальнее единого брахиоцефального ствола 3 см, диаметр аорты в нисходящем отделе до 10 см. Расслоение грудного отдела аорты III типа по De Bakey с признаками тромбоза или стаза кровотока в просвете ложного канала. Все крупные ветви аорты отходят от истинного просвета. Межреберные артерии на уровне Th8 слева и всех вышерасположенных сегментов не контрастируются, межреберные артерии Th10—Th12 и люмбальные ветви аорты контрастированы нормально (рис. 3).

Рис. 3. МСКТ-аортография. Острое расслоение аорты III типа по De Bakey.

Учитывая наличие осложненной формы расслоения аорты типа В, отсутствие проксимальной посадочной зоны и большой диаметр аорты для стент-графта, принято решение об открытом хирургическом лечении.

В экстренном порядке были выполнены резекция аневризмы грудного отдела аорты и протезирование грудного отдела аорты сосудистым протезом Vascutek Gelweave Stretch 32 мм. Реконструкция грудного отдела аорты осуществлена в условиях параллельного искусственного кровообращения посредством периферической канюляции по схеме «левая бедренная вена — левая бедренная артерия». Устья межреберных артерий были ушиты Z-образными швами по внутренней поверхности аневризматически измененной аорты. Длительность операции составила 430 мин, искусственного кровообращения — 196 мин, пережатия аорты — 101 мин.

В первые сутки после операции при объективном осмотре сухожильные и периостальные рефлексы с обеих ног вялые, движения в конечностях отсутствовали. Начато лечение согласно протоколу COPS. В течение первых суток после установки спинального дренажа движения в правой нижней конечности восстановлены в полном объеме, сохранялась плегия левой нижней конечности с постепенным регрессом и полным восстановлением на 5-е сутки после операции. МСКТ-аортография при выписке представлена на рис. 4.

Рис. 4. МСКТ-аортография при выписке.

Обсуждение

Нижняя параплегия как результат ишемического повреждения спинного мозга при остром расслоении аорты является следствием острого нарушения кровообращения в спинальных артериях. Условия для этого создаются при остром расслоении аорты или хирургических вмешательствах на грудном и торакоабдоминальном отделах аорты. Описаны редкие случаи безболезненного расслоения аорты с развитием параплегии, что может приводить к ошибочной постановке диагноза [6]. В некоторых случаях диагноз не устанавливали прижизненно. Так, O. Hdiji и соавт. [7] описали пациента с клиникой параплегии неясного генеза. По результатам аутопсии была определена динамическая компрессия межреберных и поясничных артерий, вследствие которой развились ишемия спинного мозга и параплегия.

Клинические проявления данного события возникают при одновременном прекращении перфузии на протяжении не менее 15—20 см, что может быть связано не только с открытым хирургическим вмешательством на аорте (при котором риск параплегии нарастает с увеличением протяженности реконструированной аорты и колеблется от 1,5% до 5,8% [8—10]), но и с эндоваскулярным лечением (TEVAR). Так, риск парапареза или параплегии после TEVAR находится в диапазоне 0,8—1,9% [11]. Согласно современным европейским и американским рекомендациям, для снижения риска ишемии спинного мозга при TEVAR необходимо избегать использования эндопротезов большой длины (более 20 см). Также следует обсуждать превентивное дренирование спинномозговой жидкости (СМЖ) у данной категории пациентов (класс рекомендаций IIA, уровень доказательности C) [11].

Неврологический дефицит может носить постоянный или временный характер, в некоторых случаях — преходящий. Спонтанное восстановление функции нижних конечностей встречается довольно редко, а механизмы плохо изучены [12]. Один из таких случаев описали L. Nicklasuss и соавт. [13]. Пациент поступил с клиникой острого нижнего парапареза на фоне острого расслоения аорты III типа по De Bakey. В качестве хирургического лечения планировали выполнить фенестрацию ложного просвета. Но в течение суток у пациента произошло спонтанное восстановление функций нижних конечностей, что позволило отказаться от хирургического вмешательства.

Дренирование СМЖ — это мера, направленная на увеличение медуллярной перфузии. При помощи этого метода можно добиться регресса дефицита и полного восстановления функции. Как правило, дренаж СМЖ устанавливают перед операцией, хотя это можно сделать и в послеоперационном периоде при наличии признаков ишемии спинного мозга [14, 15].

E.S. Crawford и соавт. [15] считали, что дренирование СМЖ не предотвращает параплегию и единственным значимым предиктором отсроченного неврологического дефицита отмечали послеоперационную гипотензию.

Более поздние исследования подтвердили эффективность дренирования СМЖ как единственной профилактической меры и в сочетании с другими методиками для защиты спинного мозга в предоперационном, раннем или позднем послеоперационном периоде [16].

Дренирование СМЖ как составная часть протокола COPS является эффективным методом лечения острой спинальной ишемии на фоне острого расслоения аорты.

Финансирование. Работа выполнена при поддержке научной школы: грант Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №075-15-2022-823 (внутренний номер НШ-5096.2022.3).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.