Теремов С.А.

Кафедра хирургии ФПКВ Нижегородской государственной медицинской академии, городская больница №35, Нижний Новгород

Мухин А.С.

Кафедра хирургии ФПКВ Нижегородской государственной медицинской академии, городская больница №35, Нижний Новгород

Градусов В.П.

Кафедра хирургии ФПКВ Нижегородской государственной медицинской академии, городская больница №35, Нижний Новгород

Редкая аномалия треугольника Кало при лапароскопической холецистэктомии

Авторы:

Теремов С.А., Мухин А.С., Градусов В.П.

Подробнее об авторах

Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2011;17(2): 12‑13

Просмотров: 2635

Загрузок: 47

Как цитировать:

Теремов С.А., Мухин А.С., Градусов В.П. Редкая аномалия треугольника Кало при лапароскопической холецистэктомии. Эндоскопическая хирургия. 2011;17(2):12‑13.
Teremov SA, Mukhin AS, Gradusov VP. Triangle of Calot rare anomaly during laparoscopic cholecystectomy. Endoscopic Surgery. 2011;17(2):12‑13. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эн­дос­ко­пи­чес­кое ле­че­ние па­ци­ен­тки с руб­цо­вой стрик­ту­рой пос­ле тя­же­ло­го пов­реж­де­ния об­ще­го пе­че­ноч­но­го про­то­ка. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(4):37-43
Ано­ма­лии кос­тно­го от­де­ла слу­хо­вой тру­бы. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):85-88
Ин­тег­ра­ция ICG-флу­орес­цен­тной хо­лан­ги­ог­ра­фии в сис­те­му бе­зо­пас­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­кой хо­ле­цис­тэк­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(11):89-98
Ин­тра­опе­ра­ци­он­ный кон­троль глу­би­ны анес­те­зии и аналь­ге­зии с по­мощью не­ин­ва­зив­но­го мо­ни­то­ра Conox при ла­па­рос­ко­пи­чес­кой хо­ле­цис­тэк­то­мии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(1):51-56
Кли­ни­ко-эко­но­ми­чес­кое обос­но­ва­ние хо­лан­ги­ог­ра­фии с ин­до­ци­ани­ном зе­ле­ным при «труд­ной» ла­па­рос­ко­пи­чес­кой хо­ле­цис­тэк­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):105-111
Воз­мож­нос­ти ми­ни­маль­но ин­ва­зив­ных вме­ша­тельств в ле­че­нии ос­лож­не­ний, свя­зан­ных с внут­риб­рюш­ны­ми кон­кре­мен­та­ми пос­ле ви­де­ола­па­рос­ко­пи­чес­кой хо­ле­цис­тэк­то­мии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):14-20

В настоящее время лапароскопическая холецистэктомия является одним из наиболее распространенных методов лечения желчнокаменной болезни, как в нашей стране, так и за рубежом [1—3]. Ее внедрение позволило значительно уменьшить число послеоперационных осложнений, сократить сроки стационарного лечения и период реабилитации пациентов [3].

Выполнение подобных вмешательств на базе городских и даже районных больниц привело к значительному росту числа тяжелых осложнений (травма внепеченочных желчных протоков, полых органов и крупных сосудов брюшной полости) и переходов на открытую операцию, зачастую связанных с возникшими осложнениями [1, 4—6].

Одним из факторов, сдерживающих широкое внедрение лапароскопических технологий в хирургии, до настоящего времени являются трудности дифференциации и выделения важных анатомических структур в условиях ограниченной видимости при выполнении операций через лапароскопический доступ [2].

Причина интраоперационных осложнений кроется, прежде всего, в наличии выраженных рубцово-инфильтративных изменений в гепатодуоденальной связке, приводящих к значительному изменению анатомии [7, 8]. Второе, и не менее важное место, занимают атипичные варианты анатомии расположения внепеченочных протоков и ветвей печеночных артерий. Всякие отклонения от анатомической нормы обычно берут начало в нарушениях первичных зародышевых зачатков. Анатомические вариации билиарного дерева ведут к различным вариантам развития соответствующих артериальных структур.

Правильная оценка ситуации, при которой после клипирования и пересечения пузырного протока хирург неожиданно обнаруживает дополнительные трубчатые образования, является весьма сложной задачей.

Вариантам анатомического расположения внепеченочных желчных протоков, а также печеночных артерий и их ветвей, посвящено большое количество публикаций. Тем не менее каждая встреча с нетипичным расположением анатомических структур в гепатодуоденальной связке нередко приводит к развитию тяжелых, подчас инвалидизирующих осложнений, частота которых длительное время не имеет тенденции к снижению [1, 2, 7].

За период с 2000 по 2009 г. в хирургическом отделении городской больницы №35 Нижнего Новгорода выполнено 826 лапароскопических вмешательств по поводу желчнокаменной болезни и ее осложнений. Описываемая ниже аномалия встретилась нам впервые.

Больная К., 72 лет, поступила в хирургическое отделение городской больницы №35 Нижнего Новгорода 10.02.2010 в плановом порядке с диагнозом: желчнокаменная болезнь, хронический калькулезный холецистит. Впервые боли в правом подреберье стали беспокоить в сентябре 2009 г. При поступлении предъявляла жалобы на тупые, ноющие боли в правом подреберье. Анализы крови и мочи в норме. По данным УЗИ, печень увеличена в размерах, переднезадний размер 140 мм. Структура печени неоднородная: в I сегменте лоцируется тонкостенное анэхогенное образование размером 25×16 мм, в IV сегменте — аналогичное образование размером 11 мм. Эхогенность остальной паренхимы повышена, звукопроводимость снижена, сосудистый рисунок обеднен. Внутрипеченочные желчные протоки не расширены. Желчный пузырь размером 76×28 мм, стенка 2 мм. В просвете пузыря лоцируются множественные гиперэхогенные образования размером до 10 мм с дистальной тенью. Поджелудочная железа с четкими ровными контурами, размером 13 мм в области тела, 18 мм в области головки, 12 мм в области хвоста. Структура ее однородная, мелкозернистая, эхогенность ее повышена. Проток поджелудочной железы не расширен.

Операция 11.02.2010 в 10 ч 30 мин: желчный пузырь размером 80×25×25 мм, в зоне шейки — инфильтрат. Из инфильтрированных тканей выделен, клипирован и пересечен пузырный проток. У шейки пузыря обнаружены 2 трубчатые структуры, визуально похожие на желчные протоки диаметром по 3 мм (рис. 1).

Рисунок 1. 1 — желчный пузырь; 2, 3 — дополнительные пузырные протоки; 4 — клипса на пузырном протоке.
Один из них впадает в общий печеночный проток на 3 см выше впадения пузырного протока, второй проток уходит в правую долю печени по правому краю ложа пузыря.

Пузырная артерия двумя короткими стволиками отходит от правой печеночной артерии. Желчный пузырь от дна отделен от ложа электрокоагуляцией. Артерии клипированы и пересечены. Электрокоагуляцией от инфильтрированной шейки желчного пузыря удалось отделить дугообразный дополнительный желчный проток правой доли печени (рис. 2).

Рисунок 2. 1 — желчный пузырь; 2 — дополнительный пузырный проток; 3 — общий желчный проток; 4 — клипса на основном пузырном протоке.
Контроль гемостаза. Улавливающий дренаж.

Послеоперационный период протекал гладко, пациентка выписана из стационара на 5-е сутки после операции.

Таким образом, хирург при выполнении лапароскопической холецистэктомии должен четко представлять основную анатомию печеночно-двенадцатиперстной связки, которая часто изменена вследствие воспалительного процесса, помнить об описанных в литературе анатомических вариантах треугольника Кало, выявлять ориентиры этих аномалий и применять все возможные приемы, чтобы избежать повреждений желчных протоков и крупных артериальных стволов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.