Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пономарев А.Б.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Фёдоров Д.Н.

РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН, Москва

Компьютерные технологии в преподавании патологической анатомии

Авторы:

Пономарев А.Б., Фёдоров Д.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2015;77(2): 32‑34

Просмотров: 506

Загрузок: 10


Как цитировать:

Пономарев А.Б., Фёдоров Д.Н. Компьютерные технологии в преподавании патологической анатомии. Архив патологии. 2015;77(2):32‑34.
Ponomarev AB, Fedorov DN. Computer technologies in teaching pathological anatomy. Russian Journal of Archive of Pathology. 2015;77(2):32‑34. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol201577232-34

Рекомендуем статьи по данной теме:
Про­фес­сор Дмит­рий Его­ро­вич Мин — ме­дик и по­эт. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(5):73-76
Фе­дор Орес­то­вич Евец­кий. (К 170-ле­тию со дня рож­де­ния). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(1):147-150
Вы­да­ющий­ся рус­ский оф­таль­мо­лог Алек­сей Ни­ко­ла­евич Мак­ла­ков. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):99-102

Одной из основных задач преподавания патологической анатомии в медицинском вузе является формирование у студентов понимания того факта, что все реакции организма осуществляются на материальной основе, а основополагающим принципом жизнедеятельности является единство структуры и функции и все патологические процессы развиваются согласно определенным биологическим закономерностям. Эти положения необходимо продемонстрировать студентам на макроскопическом, клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях, показать, где появляются изменения при патологических воздействиях, в чем они заключаются, как развивается болезнь и наступает выздоровление или смерть больного. Следует заметить, что врач мыслит категориями и образами, которые он реально себе представляет. Следовательно, необходимо наглядно и убедительно показать будущему врачу материальный субстрат и механизм развития болезни на самых начальных ее этапах, в динамике процесса и в конце заболевания, что позволит в дальнейшем пользоваться этими знаниями в практической работе.

На большинстве кафедр патологической анатомии ранее применяли методику преподавания, предложенную почти 200 лет назад Р. фон Вирховом, который начал использовать микроскопы при изучении патологической анатомии студентами Берлинского университета. Являясь общепринятой, эта методика не лишена недостатков: далеко не всегда возможен адекватный контроль со стороны преподавателя за тем, что видит студент в микроскоп и как он это интерпретирует. Это влечет за собой снижение качества усвоения материала студентами и параллельно приводит к снижению мотивации преподавателя вследствие не очень высокой результативности работы. Кроме того, для реализации такого метода обучения необходим большой набор микропрепаратов, требующих постоянного пополнения. Это означает, что при кафедрах должны быть специальные гистологические лаборатории с обученным персоналом, оснащенные специальным оборудованием и обеспеченные реактивами и расходными материалами. Также необходимо содержать большой парк микроскопов, которые требуют регулярного технического обслуживания и периодической замены. Вместе с тем подавляющее большинство будущих врачей не будут использовать микроскоп в своей практической деятельности, что снижает целесообразность и эффективность преподавания патологии с помощью микроскопов.

Кроме того, для объяснения учебного материала обычно используются различные эпидиаскопы, с помощью которых студентам демонстрируются слайды, отражающие микроскопическую морфологию того или иного патологического процесса. Однако для этого метода требуются соответствующий парк эпидиаскопов, постоянно нуждающийся в обновлении, экраны, а также фотолаборатория для изготовления слайдов.

Еще одной составляющей традиционного преподавания патологической анатомии является оформление во время практического занятия рабочей тетради, куда студенты обязаны внести описания микро- и макропрепаратов, зарисовать часть микропрепаратов. Корни этой традиции уходят к временам, когда студенты, изучающие патологическую анатомию, были крайне ограничены в источниках информации и не могли всегда иметь под рукой изображение и описание морфологических изменений, характерных для того или иного патологического процесса. В настоящее время повсеместного распространения различных электронных устройств оформление рабочей тетради приобрело форму некоего ритуала, смысл которого в значительной степени утратился, став лишь свидетельством работы студента на практическом занятии. У большинства современных студентов оформление практического занятия в рабочей тетради сводится к автоматическому переписыванию и перерисовыванию препаратов из учебников и атласов без глубокого осмысления увиденного и прочитанного. Более того, письменное оформление практического занятия в рабочей тетради и его последующая проверка преподавателем занимают время, которое могло быть использовано для более подробного объяснения и разбора учебного материала.

На кафедре патологической анатомии им. акад. А.И. Струкова Первого МГУ им. И.М. Сеченова используются электронные технологии в преподавании более 20 лет. В 1993 г. был создан компьютерный класс для проверки усвоения материала с помощью тестовых заданий. Одним из преимуществ компьютерного тестирования является быстрота получения относительно объективной оценки знаний каждого студента. Эта часть практического занятия остается обязательной и в настоящее время. В 1998 г. кафедрой совместно с ЗАО «ДиаМорф» был издан компьютеризованный «Атлас по патологической анатомии», состоящий из двух частей — общей и частной патологической анатомии. Для просмотра атласа используются стандартные браузеры Интернета. Атлас является дополнительным учебным пособием как на занятиях, так и для внеаудиторной работы студентов.

Новый этап в совершенствовании инновационного подхода в преподавании патологической анатомии связан с широким распространением стационарных компьютеров, а также с появлением качественных и недорогих аудиовизуальных устройств, таких как жидкокристаллические телевизоры. Мы оснастили учебные аудитории электронными экранами с диагональю 42 дюйма, позволяющими использовать цифровые носители. Кафедральная коллекция микропрепаратов была переведена в цифровой формат, каждый преподаватель имеет мобильный носитель данных (USB-флеш-накопитель), на котором записан материал к практическим занятиям. Яркость демонстрируемых препаратов, их размеры, проработка деталей — все это заметно повышает качество демонстрации и облегчает объяснение материала преподавателем. На этом же экране демонстрируются список макро- и микропрепаратов, с которыми надлежит работать, и задание, определяющее объем работы. После объяснения преподавателем материала студенты сами могут работать с экраном, а преподаватель выступает в роли консультанта. При этом преподаватель может ответить на вопросы студентов и предлагает им самим показать те или иные клетки, те или иные изменения ткани. Студенты хорошо воспринимают эту методику, они охотно изучают микропрепараты, используя экран.

Учитывая возможности современной электронной техники и те преимущества, которые она может дать в процессе преподавания патологической анатомии, на кафедре решили отказаться от традиционных методов преподавания, заменив их компьютерной технологией как наиболее оптимальной с точки зрения задач, определенных современной программой по дисциплине. Для этого в цифровой вариант были переведены коллекция микропрепаратов, используемых на практических занятиях, а также весь демонстрационный лекционный материал.

В качестве эксперимента вначале на кафедре была создана одна учебная аудитория, оснащенная компьютерами, объединенными локальной сетью, и телевизионным экраном. Занятие начинается с тестового контроля знаний, программой для которого оснащены все компьютеры. После прохождения контроля и объяснения преподавателя студенты приступают к изучению микропрепаратов, их описанию и зарисовке. Изображение патологического процесса на мониторе компьютера позволяет преподавателю и студенту совместно обсуждать детали микропрепарата. Занятия стали проходить активно и более интересно, эффективность их возросла. Мы принципиально не хотим переводить в цифровой вариант макропрепараты, исходя из того, что лечащие врачи больниц должны присутствовать на аутопсии умерших больных и студентам необходимо знать макроскопические особенности патологических изменений органов при различных болезнях. Студенты весьма положительно оценили эту методику преподавания. Ректорат университета поддержал инновационное начинание и приобрел для кафедры 50 компьютеров, что позволило оснастить ими уже 3 учебных аудитории и перевести на компьютерный метод обучения 36 групп (более 700 студентов). Одновременно с компьютерной техникой в ходе практического занятия используются телевизионные экраны. Помимо преимуществ, которые дает компьютерный метод преподавания, мы смогли разгрузить еще пока существующие специальные компьютерные аудитории для контроля знаний студентов и сократить потери времени на такой контроль. Мы полагаем, что в последующем кафедра сможет полностью перейти на метод компьютерного преподавания патологической анатомии, отказавшись от микроскопов, стеклянных микропрепаратов, эпидиаскопов и др.

При таком методе преподавания вся информация хранится в кафедральной базе данных и может быть доступна в любой момент с любого компьютера или мобильного устройства, имеющего доступ в Интернет. Такая особенность является еще одним ключевым моментом разрабатываемой концепции: студенты и преподаватели могут получать доступ к ресурсу, используя любой удобный для них способ. По желанию студенты и преподаватели могут воспользоваться либо личными ноутбуками и мобильными устройствами, либо кафедральными стационарными компьютерами, подключенными к локальной сети.

Отличительной особенностью электронного курса является реализация его в виде он-лайн-версии с веб-интерфейсом, при этом персонализированный доступ для каждого студента и преподавателей осуществляется посредством «личного кабинета» с сайта кафедры (по аналогии с сайтами социальных сетей, блогов и других Интернет-ресурсов, использующих аналогичную структуру и принципы доступа). В «личном кабинете» студенту предоставляется доступ ко всем необходимым на данном этапе обучения модулям и темам, там же студент может получить доступ к он-лайн-версиям учебника по патологической анатомии и лекционному курсу. Кроме того, студент в любое время может получить информацию о расписании, темах и содержании предстоящих практических занятий и лекций, собственной успеваемости, имеющихся задолженностях, а также отработать пропущенные занятия с написанием тестового контроля и оформлением электронной рабочей тетради. Преподаватель также через веб-интерфейс может получить полную информацию об успеваемости студентов, провести проверку оформления страниц практических занятий в «электронной рабочей тетради», внести необходимые коррективы, сделать соответствующие заметки и др., проверить и принять отработки пропущенных занятий.

Широкое использование компьютеров позволит в ближайшее время отказаться от такой устаревшей и малоэффективной формы восполнения знаний студентов, как отработка пропущенных занятий. Отработка нередко превращается в формальность, отнимает много времени и сил у дежурного преподавателя и мало что дает студенту. Вместе с тем разрабатываемая методика открывает возможность для студентов, пропустивших занятия, через сервер университета и Интернет отрабатывать пропущенное занятие дома и дома же пройти электронный контроль знаний. Разумеется, после домашней работы преподаватель должен устно оценить уровень знаний студентом пропущенной темы и посмотреть его альбом.

Наконец, компьютерная методика преподавания патологической анатомии может быть использована для подготовки студентов к досрочной сдаче экзамена по этому предмету. Мы исходим из того, что в группе занимаются разные по своему уровню и характеру студенты — одни все схватывают на лету, выполняют программу занятий намного раньше других и на занятии им становится скучно. Обычно это одаренные люди с творческими задатками и умением самостоятельно мыслить. Другим (тугодумам) целого занятия мало, чтобы усвоить задание. Поэтому первая категория студентов, используя компьютерную методику, помимо расписания, может приходить на кафедру в удобное для них время и ускоренно осваивать программу, выполняя задания, которые проверит дежурный преподаватель, а затем преподаватель, ведущий группу. Досрочно выполнив программу, студент может досрочно сдавать экзамен. Такой опыт у нас уже был, и студенты оценили его положительно (В.С. Пауков, Г.Н. Тихонова, 1992).

Для внеаудиторной работы студенты и преподаватели могут воспользоваться доступом через Интернет из любого удобного места (кафедральный компьютерный класс, домашний стационарный компьютер, ноутбук или другие мобильные устройства). Это значительно расширяет доступность, обеспечивает гибкость и удобство использования учебных ресурсов для студентов, позволяет оптимизировать нагрузку и временные затраты для преподавателей. Кроме того, доступ к учебным ресурсам через веб-интерфейс позволяет использовать различные операционные системы.

Учитывая уже имеющийся у нас опыт компьютерного преподавания и подготовленный иллюстративный цифровой материал, мы планируем в ближайшем будущем приступить к подготовке электронного курса по патологической анатомии, включающего взаимосвязанные между собой учебные модули: руководство к практическим занятиям, атлас цифровых патогистологических изображений, сборник заданий для тестового контроля, электронную рабочую тетрадь студента, сборник иллюстративных лекционных материалов и, конечно, электронный учебник по патологической анатомии. Мы считаем, что электронные технологии открывают и ряд других перспектив в преподавании не только патологической анатомии.

Принцип преподавания патологической анатомии, который отрабатывался на протяжении полутора веков, по нашему мнению, остается неизменным. Однако в настоящее время методика ее преподавания часто не соответствует требованиям, которые предъявляют Федеральные государственные образовательные стандарты, и не достаточно использует возможности, которые открывают современные электронные технологии. Разрабатываемый на нашей кафедре компьютерный метод преподавания обеспечивает качественно более высокий уровень передачи знаний студентам, позволяет избавиться от некоторых традиционных форм усвоения материала, заметно ускоряет передачу информации.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.