Ошоров А.В.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Сафиуллин Д.Р.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Пашин А.А.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Мурадян К.Р.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Коротков Д.С.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Савин И.А.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Оценка оптимального артериального давления с помощью ближней инфракрасной спектрометрии (NIRS) у пациентов с черепно-мозговой травмой. Серия наблюдений

Авторы:

Ошоров А.В., Сафиуллин Д.Р., Пашин А.А., Мурадян К.Р., Коротков Д.С., Савин И.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 738 раз


Как цитировать:

Ошоров А.В., Сафиуллин Д.Р., Пашин А.А., Мурадян К.Р., Коротков Д.С., Савин И.А. Оценка оптимального артериального давления с помощью ближней инфракрасной спектрометрии (NIRS) у пациентов с черепно-мозговой травмой. Серия наблюдений. Анестезиология и реаниматология. 2024;(4):53‑58.
Oshorov AV, Safiullin DR, Pashin AA, Muradyan KR, Korotkov DS, Savin IA. Assessment of optimal blood pressure using near-infrared spectrometry in traumatic brain injury patients. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2024;(4):53‑58. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202404153

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эти­оло­гия ран­них пнев­мо­ний у па­ци­ен­тов в ос­тром пе­ри­оде тя­же­лой че­реп­но-моз­го­вой трав­мы. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(5):58-63
Сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния о пре­эк­лам­псии с уче­том ро­ли про­ни­ца­емос­ти ге­ма­то­эн­це­фа­ли­чес­ко­го барье­ра. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):11-18

Введение

Концепция оптимизации уровня артериального давления (АД) является предметом дискуссий и напрямую связана с качеством оказания медицинской помощи пациентам с острым церебральным повреждением (ОЦП): черепно-мозговой травмой (ЧМТ), субарахноидальным кровоизлиянием, ишемическим и геморрагическии инсультом, постгипоксической энцефалопатией и др. [1—6].

Ведущими элементами указанной концепции являются ранняя диагностика, устранение и дальнейшая профилактика артериальной гипотонии, а также коррекция и профилактика артериальной гипертензии в остром периоде церебрального повреждения [2, 4—8].

Иными словами, оптимизация уровня АД обеспечивает нормальную перфузию и объемный мозговой кровоток в поврежденном мозге, что, по мнению большинства авторов, улучшает функциональные исходы и снижает летальность пациентов с ОЦП [1—4, 7, 9—12].

Оценка оптимального значения АД и церебрального перфузионного давления (ЦПД) у пострадавших стала доступна с момента внедрения мониторинга церебральной ауторегуляции (ЦА) с помощью корреляционных индексов (индексов ЦА), которые рассчитываются на основании значений АД и параметров церебральной гемодинамики и оксигенации [9—13]. Наиболее изучены индексы ЦА, производные от параметров инвазивного АД и линейной скорости кровотока по данным транскраниальной доплерографии (ТКДГ), измерения внутричерепного давления (ВЧД), ближней инфракрасной спектроскопии (NIRS), напряжения кислорода в веществе головного мозга (PtiO2) [13—17].

Индексы ЦА являются корреляционными коэффициентами и позволяют осуществлять измерение параметров ауторегуляции в непрерывном режиме при условии непрерывного измерения исходных параметров (АД, ВЧД, ТКДГ, NIRS-rSO2, PtiO2), причем как инвазивными, так и неинвазивными способами [9, 10, 13, 15]. Индексы ЦА позволяют проводить качественную оценку статуса ауторегуляции (сохранена или нарушена) и полуколичественный анализ (по значению коэффициента корреляции в диапазоне от –1 до 1) [9, 10, 13, 15].

Расчет оптимального уровня АД и ЦПД можно проводить на основании визуализации динамики трендов АД/ЦПД и ВЧД, линейной скорости кровотока, оксиметрии или с помощью программного обеспечения [1, 4, 9—14] (рис. 1, 2 на цв. вклейке) .

Рис. 1. Мониторинг параметров среднего артериального (САД), внутричерепного (ВЧД), церебрально-перфузионного давления (ЦПД) и церебральной оксиметрии (rSO2-L, rSO2-R) (ближняя инфракрасная спектроскопия (NIRS)) у пострадавшего с тяжелой черепно-мозговой травмой в первые двое суток после травмы.

Рис. 2. Мониторинг коэффициентов ауторегуляции COx (производного от САД и rSO2) и PRx (производного от САД и ВЧД).

В качестве оптимальных значений АД и ЦПД принимают их величины, соответствующие наименьшему значению корреляционного коэффициента ауторегуляции, что соответствует наилучшему вазореактивному ответу церебральных сосудов [3, 8—16]. Многие авторы предлагают после определения оптимального значения АД/ЦПД дальнейшую стратегию ориентировать на терапевтическое окно, соответствующее ±5 мм рт. ст. от расчетного оптимального значения [9, 10, 12]. В указанных границах ауторегуляционного ответа, по мнению большинства авторов, можно рассчитывать на обеспечение адекватного мозгового кровотока, церебральной оксигенации и кровенаполнения головного мозга [3, 4, 7, 8, 18, 19].

Оптимизация уровня АД и ЦПД, то есть обеспечение целевых значений АД и ЦПД в пределах границ ауторегуляции, у пострадавших с ЧМТ позволяет проводить дифференцированную терапию с обоснованным агрессивным поддержанием уровня АД и применением целевых значений АД/ЦПД с учетом состояния ЦА [2, 4, 9—12]. При мониторинге пострадавших с тяжелой ЧМТ большую популярность получил индекс реактивности давления (pressure reactivity index), или коэффициент PRx, который является корреляционным индексом Пирсона между уровнями АД и ВЧД [9—15]. Данный факт легко объяснить рутинным измерением производных параметров (АД и ВЧД) и, соответственно, лучшей доступностью для расчета коэффициента PRx у пациентов с ОЦП [1—4, 7, 9, 10, 13].

Однако не у всех пострадавших с ЧМТ доступен мониторинг уровня ВЧД, что может быть обусловлено разными причинами, такими как отсутствие соответствующего оснащения (датчики, мониторы), наличие противопоказаний (коагулопатия) [2, 7, 20]. В указанных случаях расчет оптимального уровня АД можно проводить с применением неинвазивной церебральной оксиметрии (NIRS) и оксиметрического индекса ауторегуляции (COx), который рассчитывается по аналогии с PRx [13, 16, 17, 19]. Возможности оценки ЦА и расчета оптимальных значений уровня АД с помощью NIRS и индекса COx продемонстрированы как в эксперименте на животных, так и в исследованиях с пациентами с диффузным церебральным повреждением после остановки сердца или с ЧМТ [16, 17, 19, 20].

В представленном исследовании на серии наблюдений пострадавших с диффузным травматическим повреждением головного мозга сравнили показатели оптимального значения АД, рассчитанные с помощью неинвазивных и инвазивных методов исследования церебральной оксигенации (NIRS и коэффициента ауторегуляции COx) и гемодинамики (ВЧД и коэффициента ауторегуляции PRx).

Цель исследования — сравнить значения оптимального уровня АД, полученные с помощью инвазивного (ВЧД) и неинвазивного (NIRS) методов оценки церебральной гемодинамики и оксигенации у пострадавших с ЧМТ.

Материал и методы

Анализировали данные мониторинга трех пострадавших с тяжелой ЧМТ (оценка по шкале комы Глазго менее 8 баллов) (табл. 1), всем пациентам проводили искусственную вентиляцию легких, инвазивное измерение уровня АД через артериальную бранюлю в лучевой артерии.

Таблица 1. Клиническая характеристика пациентов

Пациент №

Возраст, годы

Пол

Классификация КТ Marshall

Оценка по ШКГ

Оценка по ШИГ

1

16

мужской

ДП-II

7

4

2

27

мужской

ДП-I

7

5

3

28

мужской

ДП-II

6

1

Примечание. Классификация КТ Marshall — классификация по данным компьютерной томографии при диффузном повреждении головного мозга травматической этиологии [21]; ДП — диффузное повреждение; ШКГ — шкала комы Глазго; ШИГ — шкала исходов Глазго.

Лечение проводили в соответствии с российскими и международными рекомендациями [2, 4, 7]. Датчики ВЧД имплантировали через фрезевое отверстие в точке Кохера в вещество мозга на глубину 2 см (Codman & Shurtleff Inc., США) и присоединяли к монитору ICP Express Codman (Codman & Shurtleff Inc., США), который подключали к прикроватному монитору Philips IntelliVue MP60 (Philips Medical Systems, Нидерланды). Церебральную оксиметрию проводили с помощью монитора NIRS INVOS 5100 (Covidien LLC, США) самоклеящимися датчиками, расположенными с двух сторон в лобной области.

ЦА оценивали с помощью коэффициентов PRx и COx, которые рассчитывали как коэффициенты корреляции Пирсона между уровнями среднего АД (САД) и ВЧД, церебральной сатурации (rSO2) [9, 13, 15]. Сбор, анализ сигналов, расчет коэффициентов ауторегуляции и оптимального АД проводили с помощью программы ICM+ (Великобритания) [14].

Анализировали по 6 равных 6-часовых периодов (всего 36 ч) регистрации параметров САД, ВЧД, rSO2 для каждого пострадавшего (см. рис. 1 на цв. вклейке).

Расчет коэффициентов ауторегуляции PRx и COx (см. рис. 2 на цв. вклейке) проводили с помощью указанного программного обеспечения за временной отрезок времени 6 ч с последовательным повторением 6 раз (всего 36 ч мониторинга).

Оптимальное значение САД для каждого пациента определяли как САД, соответствующее наилучшему ауторегуляционному ответу, то есть минимальному значению коэффициента ауторегуляции [4, 9—17] (рис. 3 на цв. вклейке) .

Рис. 3. Расчет оптимального значения среднего артериального давления, соответствующего наилучшему вазореактивному ответу, то есть наименьшему значению индекса ауторегуляции в 6-часовом окне исследования.

Оптимальный уровень среднего артериального давления по коэффициенту COx равен 82,5 мм рт. ст., по коэффициенту PRx — 77,5 мм рт. ст.

Для сравнения оптимальных значений САД использовали метод Бланда—Альтмана и корреляционный анализ.

Статистический анализ проводили с использованием Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Все данные представлены в виде среднего и стандартного отклонения.

Результаты

Все пострадавшие были с изолированной закрытой ЧМТ, подробная характерстика представлена в табл. 1. Основной механизм травмы: участники ДТП (водитель, пассажир). Согласно классификации КТ Marshall [21], у 2 пациентов было диффузное повреждение головного мозга ДП-II, а у 1 пациента — ДП-I. Данные мониторинга каждого пациента за все время наблюдения представлены в табл. 2.

Таблица 2. Измеряемые параметры за весь период мониторинга

Пациент №

САД, мм рт.ст.

ВЧД, мм рт.ст.

COx-R

COx-L

PRx

1

92 [87; 99]

14 [13; 17]

0,01 [–0,18; 0,25]

–0,01 [–0,19; 0,21]

–0,39 [–0,59; –0,15]

2

88 [85; 93]

10 [8; 11]

0,09 [–0,08; 0,26]

0,07 [–0,11; 0,25]

0,10 [–0,11; 0,29]

3

86 [79; 91]

1 [9; 12]

0,01 [–0,18; 0,17]

–0,03 [–0,20; 0,13]

0,15 [–0,06; 0,36]

Примечание. Данные представлены в виде медианы, 1-го и 3-го квартилей. САД — среднее артериальное давление; ВЧД — внутричерепное давление; COx-R, COx-L — индексы церебральной ауторегуляции, рассчитанные на основе САД и NIRS-rSO2 правого и левого полушария; PRx — индекс церебральной ауторегуляции, рассчитанный на основании уровней САД и ВЧД.

Распределение значений оптимального САД (САДопт) получено с помощью коэффициентов PRx и COx за временные периоды по 6 ч (36 ч мониторинга). На рис. 4 представлено распределение 18 расчетных значений САДопт, расчитанного по наилучшему ауторегуляционному ответу (то есть минимальному значению корреляционного коэффициента ауторегуляции) для COx, и 18 значений САДопт — для PRx. Как видно, основные значения САДопт распределяются в промежутке от 80 до 100 мм рт.ст. (см. рис. 4).

Рис. 4. Сравнение оптимальных значений среднего артериального давления, рассчитанных с помощью коэффициентов COx и PRx.

Корреляция между САДопт, рассчитанным с помощью неинвазивных и инвазивных методов COx и PRx, была статистически значимой и составила R=0,49, R2=0,24, p<0,038 (рис. 5).

Рис. 5. Корреляция между двумя расчетными значениями оптимального среднего артериального давления, полученными с помощью инвазивного (ВЧД) и неинвазивного (NIRS) мониторинга церебральной гемодинамики и оксигенации.

Анализ Бланда—Альтмана показал хорошее согласие между рассчитанными значениями САДопт со смещением 7,89±0,39 для САДопт, определенного по коэффициенту ауторегуляции COx, по сравнению со значением САДопт, определенным по коэффициенту ауторегуляции PRx (рис. 6).

Рис. 6. Сравнение значений оптимального среднего артериального давления, полученных с помощью инвазивного (ВЧД) и неинвазивного (NIRS) мониторинга церебральной гемодинамики и оксигенации, методом Бланда—Альтмана.

Обсуждение

В представленных клинических наблюдениях сравнили оптимальные значения АД, рассчитанные с помощью инвазивного (PRx) и неинвазивного (COx) индексов ЦА. В анализ включили однородных по тяжести состояния и первичному церебральному повреждению пострадавших с тяжелой ЧМТ и, что важно, только с диффузным характером травматического поражения мозга (ДП-I—II) [21]. Именно у данной группы пострадавших с ЧМТ (диффузное повреждение I и II типа по классификации Marshall) показания к инвазивному измерению уровня ВЧД остаются предметом дискуссий [2, 7, 20, 21]. По мнению ряда авторов, причиной тому служит отсутствие четкого субстрата первичного повреждения по данным компьютерной томографии, по мнению других, относительно невысокий риск развития внутричерепной гипертензии [2, 4, 7, 20, 21]. В литературе обсуждаются разные варианты решения проблемы, в том числе активное использование неинвазивных методов диагностики внутричерепной гипертензии, а также уточнение показаний к измерению уровня ВЧД с помощью неинвазивных методов, таких как доплерография, пупиллометрия и др. [1, 8, 13, 15, 20].

Тем не менее контроль уровня АД остается приоритетным и бесспорным элементом интенсивной терапии пациентов с травмой мозга, даже при сомнительном риске развития внутричерепной гипертензии и отсутствии прямых показаний к инвазивному измерению уровня ВЧД [1, 2, 7, 8, 20].

Есть мнение экспертов, что контроль оптимального уровня АД предупреждает развитие «вазогенных» волн ВЧД и обеспечивает стабильность объемного мозгового кровотока [1, 2, 7—9, 11—13, 16, 20], а отклонение от уровня АДопт связано с ухудшением исходов у пострадавших с ЧМТ [4, 8—12]. Эпизоды снижения уровня АД за пределы нижней границы ауторегуляции у пациентов с гипертензионными кровоизлияниями приводят к формированию очагов церебральной ишемии [18]. Показано, что при диффузном повреждении мозга нетравматического генеза, например у пациентов после остановки сердца, оптимизация уровня АД улучшает оксигенацию мозга [19]. В детской популяции пострадавших с тяжелой ЧМТ значения ЦПД ниже на 10 и более мм рт.ст. оптимального значения приводят к неблагоприятным исходам [11]. Современный ВЧД-протокол терапии пострадавших с ЧМТ рассматривает оценку статуса ауторегуляции на втором уровне агрессивной терапии [1, 2, 4]. При наращивании агрессивной терапии, согласно протоколу, предусматривается тест с повышением уровня САД на 10 мм рт.ст. в течение 20 мин, затем проводится оценка церебральной ауторегуляции по динамике изменения уровней АД и ВЧД/ЦПД (при утраченной ауторегуляции наблюдются однонаправленные изменения параметров, при сохранной — разнонаправленные) [1, 2, 4]. При утраченной ауторегуляции от агрессивного повышения уровня АД рекомендуется отказаться, а при сохранной ауторегуляции — определить оптимальные значения АД/ЦПД по трендам [1, 2, 4]. Далее, согласно протоколу, рекомендуется придерживаться расчетных значений оптимального АД/ЦПД до момента выполнения следующего теста ауторегуляции, который может повторяться до 4 раз в зависимости от клинической ситуации [1, 2, 4]. Окончательные выводы об эффективности и безопасности оптимизации значений АД/ЦПД у пациентов с травматическим повреждением головного мозга можно будет сделать по результатам исследования COGiTATE [10, 12]. Вероятно, в дальнейшем протокол оптимизации значений АД займет ключевое место при лечении пациентов с ОЦП различной этиологии.

В качестве альтернативных методов для оценки ауторегуляции и расчета оптимального уровня АД может быть также предложен ряд неинвазивных методов оценки церебрального кровотока (ТКДГ) и оксигенации мозга (NIRS) [13, 15, 16]. Существенным преимуществом данных методов является их неинвазивность и, соответственно, возможность охватить большую популяцию пациентов с ОЦП при отсутствии показаний к инвазивному измерению уровня ВЧД (ишемический инсульт, постгипоксическая, печеночная и почечная энцефалопатия и др.) [13, 15—20]. Общим недостатком любых методов оценки ауторегуляции является необходимость специального программного обеспечения, валидизации индексов ЦА и определения их референсных значений.

Заключение

Значения оптимального артериального давления, полученные с помощью инвазвивного мониторинга церебральной гемодинамики (уровень внутричерепного давления) и оксиметрии (ближней инфракрасной спектроскопии (NIRS)), сопоставимы.

У пациентов с диффузным травматическим повреждением головного мозга (диффузное повреждение I—II степени по классификации Marshall) можно проводить расчет уровня оптимального среднего артериального давления с применением метода ближней инфракрасной спектроскопии на основании коэффициента ауторегуляции COx.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Ошоров А.В., Сафиуллин Д.Р.

Сбор и обработка материала — Пашин А.А., Мурадян К.Р., Коротков Д.С., Ошоров А.В.

Статистический анализ данных — Ошоров А.В., Сафиуллин Д.Р.

Написание текста — Ошоров А.В.

Редактирование — Ошоров А.В., Савин И.А.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.