Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Калашникова Т.П.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России
Сатюкова М.О.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России
Каракулова Ю.В.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России
Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(5): 48‑52
Просмотров: 1432
Загрузок: 5
Как цитировать:
Калашникова Т.П., Сатюкова М.О., Анисимов Г.В., Каракулова Ю.В. Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.
2023;123(5):48‑52.
Kalashnikova TP, Satyukova MO, Anisimov GV, Karakulova YuV. Genetic background of dyslexia and dysgraphy in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(5):48‑52. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312305148
Обзор посвящен одной из актуальных проблем педиатрической неврологии — нарушению чтения и письма у детей в рамках парциального нарушения развития. С развитием нейронаук парадигма «повреждения мозга» в понимании ряда патологических состояний сменилась концепцией «эволюционной неврологии». Доминирование онтогенетического подхода обусловило появление нового раздела в МКБ-11 — «Расстройства нейро-психического развития». Выделен 21 ген, сопряженный с приобретением навыков чтения и письма. Современные исследования демонстрируют связь нейропсихологических предпосылок нарушений чтения и письма, клинических фенотипов дислексии с изменениями в конкретных локусах. Предполагается, что имеются различные молекулярно-генетические основы дислексии и дисграфии в зависимости от этнической принадлежности, орфографических особенностей языка, в том числе логографических. Имеющаяся у ряда генов плейотропность обусловливает коморбидность нарушения чтения и письма с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, специфическим нарушением артикуляции речи, дискалькулией. Ключевой функцией многих из выделенных генов является их участие в процессах нейрогенеза. Их дисфункции обусловливают атипичную миграцию нейронов, образование эктопий, неадекватный рост аксонов и ветвления дендритов на раннем этапе развития мозга. Морфологические изменения могут искажать правильное распространение и/или интеграцию языковых стимулов в критических областях мозга, что приводит к нарушениям в фонологии, семантике, правописании и общем понимании прочитанного. Полученные знания могут быть основой для разработки моделей риска формирования дисграфии и дислексии и использоваться в качестве диагностического и/или скринингового инструмента, что является важным для обоснованной коррекции, оптимизации академических результатов и смягчения психосоциальных последствий.
Ключевые слова:
Авторы:
Калашникова Т.П.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России
Сатюкова М.О.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России
Каракулова Ю.В.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России
Дата поступления:
11.12.2022
Дата принятия в печать:
22.02.2023
Список литературы:
Закрыть метаданные
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Войдите на сайт, используя вашу учетную запись в одном из сервисов
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.