Калашникова Т.П.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Сатюкова М.О.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Анисимов Г.В.

ООО ПМПЦ «Лингва Бона»

Каракулова Ю.В.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей

Авторы:

Калашникова Т.П., Сатюкова М.О., Анисимов Г.В., Каракулова Ю.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 4069 раз


Как цитировать:

Калашникова Т.П., Сатюкова М.О., Анисимов Г.В., Каракулова Ю.В. Генетические предпосылки дислексии и дисграфии у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(5):48‑52.
Kalashnikova TP, Satyukova MO, Anisimov GV, Karakulova YuV. Genetic background of dyslexia and dysgraphy in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(5):48‑52. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312305148

Одной из актуальных проблем в современной педиатрической практике являются трудности приобретения навыков чтения и письма у детей с сохранным интеллектом. Частота дислексии колеблется в пределах 25—31% у младших школьников [1—4]. Вопросы диагностики и коррекции дислексии и дисграфии лежат в сфере компетентности различных специалистов. Традиционно такими детьми занимались в основном педагоги, логопеды или дефектологи. В медицинских учреждениях школьники в большинстве случаев обследовались у психиатров для уточнения интеллектуального статуса. В последние десятилетия с развитием нейронаук сформировалось отдельное направление — когнитивная неврология. Парадигма повреждения мозга в педиатрической неврологии при понимании ряда патологических состояний сменилась концепцией эволюционной неврологии. Доминирование онтогенетического подхода обусловило появление нового раздела в МКБ-11 — «Расстройства нейро-психического развития» [5]. К одному из клинических вариантов расстройств нейро-психического развития относятся дислексия и дисграфия. Их рассматривают в рубрике «специфических расстройств развития учебных навыков». Специфическое расстройство чтения, или дислексия развития, в МКБ определяется как специфическая недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, проблемами, связанными с остротой зрения, или неадекватным обучением в школе. Созвучным является определение А.Н. Корнева [6]: дислексия — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения/письма, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.

В англо-американской традиции под термином «дислексия» подразумевают нарушения чтения и письма. Нарушение письма в этом контексте рассматривается как графомоторная проблема (нарушение почерка) и/или нарушение спеллингования. В отечественной литературе нарушения письма имеют самостоятельное значение. Кроме того, существует понятие «дизорфография». Это наименее изученная категория нарушений письма, проявляющаяся в большом количестве орфографических ошибок. У многих детей со специфическими нарушениями письма имеет место тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Однако нередко в процессе лечебно-коррекционных мероприятий исчезают дисграфические проявления, а на первый план выступают резистентные орфографические ошибки.

Во многих других областях деятельности ребенок может проявлять яркие способности (в математике, физике, живописи или музыке).

Клинические проявления дислексии достаточно подробно описаны. Разработаны классификации, в основе которых лежат разнообразные критерии. Например, первичная дисфункция одного из анализаторов — слухового, зрительного, моторного, нарушение психических функций, учет операций процесса чтения, степень выраженности нарушений чтения.

Чтение — многокомпонентный, иерархаически организованный процесс, где отдельные функции, вносящие вклад в целостный процесс чтения (фонематическое понимание, фонологическое декодирование, способность быстро обрабатывать стимулы и автоматизировать этот процесс, память, способность узнавать слова и др.), с одной стороны, взаимозависимы, с другой — имеют определенную степень самостоятельности. Нет полного представления об универсальном механизме чтения, не разработана единая карта мозга, связанная с чтением. Изучены лишь некоторые конкретные механизмы и области мозга, обеспечивающие когнитивные процессы, сопряженные с чтением. Тем не менее современные исследования значительно расширили представления об этиологии дислексии и морфофункциональных особенностях мозга при этом состоянии.

Дислексия — гетерогенное состояние со значительным влиянием генетических факторов на его развитие [7]. Однако интерпретация полученных результатов молекулярно-генетических исследований имеет определенную сложность. Во-первых, неясно, как влияет характер языка — алфабетический или логографический, на генетические механизмы обеспечения чтения. Во-вторых, открытым остается вопрос о наличии генетических различий даже в одной системе (например, алфабетической) с учетом этнических различий, лингвистических особенностей, фонологии языка. В-третьих, не исключено, что генетические изменения связаны не столько с системным влиянием на механизмы чтения, сколько с воздействием на отдельные звенья и парциальные нейропсихологические механизмы процесса чтения [8, 9].

В современных исследованиях рассматриваются различные генетические механизмы нарушения развития чтения и письма. С начала 1980-х годов хромосома 15 рассматривается как потенциально вовлеченная в патогенез дислексии. Первоначально положительная связь с хромосомой 15 была обнаружена в исследовании американских семей с дислексией и обозначен ген DYX1C1 (Dyslexia susceptibility 1 candidate 1) в качестве первого гена-кандидата, сопряженного с формированием дислексии [10]. Дальнейшие исследования углубили представления о роли хромосомы 15. Картирована точка разрыва хромосомной транслокации на 15q, в области, ограниченной D15S143 и D15S1029, вторично нарушающая работу гена DYX1C1 [11]. Далее было выявлено значение более редких аллелей гена DYX1C1, в частности аллеля 1249G и гаплотипа -3G/1249G [12]. Обнаружено, что аллель-3G гена DYX1C1 ассоциирована с одной из ведущих нейропсихологических предпосылок чтения — способности удерживать фонологическую информацию в течение коротких интервалов времени [12, 13].

Влияние генотипа на отдельные нейропсихологические механизмы чтения обнаружены другими исследователями. Так, изменения в генах DCDC2, CNTNAP2, CYFIP1, DNAAF4, FOXP2 были связаны с нарушением самого процесса фонологической обработки — одного из фундаментальных основ языковых навыков [14, 15]. Некоторые полиморфизмы локуса 18q12.2 сопряжены со скоростью автоматизированного называния букв [16].

Имеются доказательства связи между различными клиническими фенотипами дислексии с хромосомными областями 6q22.2 (локус DCDC2 и DYX2), со сбалансированными хромосомными транслокациями, затрагивающими локус ROBO1 (3q12) [17]. Показано, что ген-кандидат KIAA0319 на хромосоме 6 может определять наиболее тяжелый фенотип дислексии [18].

Изучались генетические механизмы дислексии с учетом этнической принадлежности и орфографических особенностей языка. К более универсальным, свойственным пациентам с дислексией в общей популяции, относятся локус MRPL19/C2ORF3 на хромосоме 2, KIAA0319 и DCDC2 на хромосоме 6 и DYX1C1 на хромосоме 15 [12, 19]. Ген ROBO1 на хромосоме 3 является достаточно редким и идентифицирован в финской популяции. Как и ген EKN1 на 15q был идентифицирован с помощью точки разрыва транслокации в этой же этнической группе [20]. Имеются некоторые генетические особенности у пациентов с дислексией в системе логографического письма. Так, связь DCDC2 и KIAA0319 с нарушением чтения в китайской популяции не является доказанной и должна быть дополнительно подтверждена [21]. В то же время при определенном варианте DIP2A был доказан повышенный риск формирования дислексии у китайских детей [22].

Кроме того, современные исследования свидетельствуют о плейотропности генов, участвующих в обучении. Так, локус на 15q обладает плейотропными свойствами, которые, помимо дислексии, обусловливают другие расстройства развития — синдром дефицита внимания и гиперактивности [23, 24], нарушение звукопроизношения [25], расстройство правописания [13].

Метаанализ публикаций за последнее десятилетие свидетельствует о наличии 21 гена, 13 из которых совпадали для дислексии и специфического расстройства речи (specific language impairment, SLI) — понятия, близкого к термину «дисфазия развития». Шесть генов оказались общими для дислексии и дискалькулии, а 2 — для всех 3 синдромов: дислексии, дискалькулии и SLI. Таким образом, имеется общая биологическая база механизмов, лежащих в основе трудностей обучения. На основании этого сформирована гипотеза перекрытия генов при нарушениях нервно-психического развития [14]. Ключевой функцией многих из выделенных генов является их участие в процессах нейрогенеза, что обусловливает особенности морфологии мозга у пациентов с дислексией [13, 26].

Перспектива интеграции данных нейровизуализации с генетическими и нейроповеденческими данными для получения модели, объединяющей свойства гена, функции и структуры мозга и конечного поведенческого фенотипа, так называемая генетика визуализации, является достаточно привлекательной. Генетические дисфункции обусловливают атипичную миграцию нейронов, образование эктопий, неадекватный рост аксонов и ветвления дендридов на раннем этапе развития мозга [26, 27]. Визуализационно-генетические исследования дислексии демонстрируют связь генов DCDC2 и KIAA0319 (6p22) с дисфункцией миграции нейронов во время развития плода [28, 29]. Микроделеция в интроне 2 DCDC2 содержит функциональный вариант, названный READ1, способный модулировать экспрессию DCDC2 и, таким образом, влиять на структуру серого вещества [30, 31]. Кроме того, обнаружена ассоциация между однонуклеотидными повторами в DCDC2 и объемом белого вещества в левой височно-теменной области, что влияет на эффективность чтения [32]. Имеются сведения о воздействии на объем височно-теменной, верхней префронтальной, височной и затылочной областей локуса DYX2 [33, 34]. В дополнение к объему серого/белого вещества DCDC2, по-видимому, изменяет паттерны активации мозга и региональные связи в различных анатомических центрах языка и чтения [35].

FOXP2, длительное время считавшийся специфическим геном речевых функций человека, модулирует развитие прогениторных клеток и нейронов [36, 37]. FOXP2 является транскрипционным фактором и модулирует транскрипцию ДНК в многочисленных локусах по всему геному, что подчеркивает важность транскрипционной регуляции при дислексии и других поведенческих расстройствах. При его мутациях снижается плотность серого вещества в хвостатых ядрах, мозжечке, базальных отделах лобной коры, а по данным функциональной МРТ наблюдается пониженная активация области Брока, поясной коры, избыточная активация левого хвостатого ядра и левой вентральной префронтальной области [38].

Одной из генных мишеней FOXP2 является ген клеточной адгезии CNTNAP2, который экспрессируется в лобной и височной долях развивающегося мозга, важных для чтения и развития языка, опосредует состояние потенциалзависимых каналов в перехватах Ранвье, может вызывать нарушения в распространении потенциалов действия по нейронным цепям и интеграции стимулов письменного языка. Также существует гипотеза, что CNTNAP2 помогает опосредовать взаимодействие между нейронами и глией [39—41]. Кроме того, при нарушении гена наблюдалось уменьшение объема серого вещества в фузиформной извилине, полушариях мозжечка, правом лобном полюсе, уменьшение объема белого вещества в заднем таламическом пучке (от таламуса до стыка теменной и затылочной коры) [40]. Исследования подтвердили участие DYX1C1 (хромосома 15) и DYX3 (хромосома 2) с другими основными генами в миграции нейронов и путях развития мозга [42, 43]. Обнаружена ассоциация вариантов в DYX3 и структуры белого вещества в задней части мозолистого тела и поясной извилины [44].

Таким образом, приведенные сведения углубляют наше представление о механизмах развития дислексии и дисграфии. Гены, создающие риск развития нарушения чтения и письма, оказывают фундаментальное влияние на морфологию развивающегося мозга. Изменения в объеме серого и белого вещества могут искажать правильное распространение и/или интеграцию языковых стимулов в критических областях мозга, что приводит к нарушениям в фонологии, семантике, правописании и общем понимании прочитанного. Эти генетические ассоциации с различиями в объеме серого и белого вещества повышают достоверность существующей гипотезы о нарушении миграции нейронов, лежащей в основе дислексии. Возможно, выявленные структурные изменения обусловливают нарушение активации отдельных зон мозга и/или расстройство эффективной их интеграции, которые влияют на навыки чтения.

Имеющиеся на современном этапе знания представляют как теоретический, так и прикладной аспект. Во-первых, появляется возможность выделить и обосновать многокомпонентные модели риска и патогенеза дислексии и дисграфии, основанные на клинических проявлениях, данных нейровизуализации и генетических исследованиях. Во-вторых, сложность раннего выявления рисков дислексии делает генетическое тестирование и нейровизуализационные паттерны представляющими интерес для диагностики нарушения письменной речи в дошкольном возрасте. Разработанные модели риска позволят более точно использовать визуализационные и генетические данные в качестве диагностического или скринингового инструмента. Чувствительность, специфичность и экономическая эффективность этих методов требует дальнейшего изучения. Тем не менее раннее выявление дислексии и уточнение ее рисков в дошкольном возрасте жизненно важны для обоснованной коррекции, оптимизации академических результатов и смягчения психосоциальных последствий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Lovett MW, Steinbach KA, Frijters JC. Remediating the core deficits of developmental reading disability: a double-deficit perspective. Journal of learning Disabilities. 2000;33(4):334-358.  https://doi.org/10.1177/002221940003300406
  2. Astrom RL, Wadsworth SJ, DeFries JC. Etiology of the stability of reading difficulties: the longitudinal study of reading disabilities. Twin reseearch and human genetics. 2007;10(3):434-439.  https://doi.org/10.1375/twin.10.3.434
  3. Eicher JD, Gruen JR. Imaging-genetics in dyslexia: connecting risk genetic variants to brain neuroimaging and ultimately to reading impairments. Molecular genetics and Metabolism. 2013;110(3):201-212.  https://doi.org/10.1016/j.ymgme.2013.07.001
  4. Величенкова О.А., Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. Проблема нарушения письма и чтения у детей: данные всероссийского опроса. Специальное образование. 2019;3:36-49.  https://doi.org/10.26170/sp19-03-03
  5. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Одиннадцатый пересмотр (МКБ-11). Всемирная организация здравоохранения. Ссылка активна на 08.12.22.  https://icd.who.int/ru
  6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ; 1997.
  7. Peterson RL, Pennington BF. Developmental dyslexia. Annual Review of Clinical Psychology. 2015;1-1:283-307.  https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032814-112842
  8. Plomin R, Kovas Y. Generalist genes and learning disabilities. Psychological Bulletin. 2005;131(4):592-617.  https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.4.592
  9. Grigorenko EL. Developmental dyslexia: an update on genes, brains and environments. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2018;42(1):91-125.  https://doi.org/10.1111/1469-7610.00704
  10. Smith-Spark J, Fisk J, Fawcett A, et al. Investigating the central executive in adult dyslexics: Evidence from phonological and visuospatial working memory performance. European Journal of Cognitive Psychology. 2003;15(4):567-587.  https://doi.org/10.1080/09541440340000024
  11. Gibson CJ, Gruen JR. The human lexinome: genes of language and reading. Journal of Communication Disorders. 2008;41(5):409-420.  https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2008.03.003
  12. Marino C, Citterio A, Giorda R, et al. Association of short-term memory with a variant within DYX1C1 in developmental dyslexia. Genes, Brain and Behavior. 2007;6(7):640-646.  https://doi.org/10.1111/j.1601-183x.2006.00291.x
  13. Scerri TS, Schulte-Körne G. Genetics of developmental dyslexia. European Child Adolescent Psychiatry. 2010;19(3):179-197.  https://doi.org/10.1007/s00787-009-0081-0
  14. Unger N, Heim S, Hilger DI, et al. Identification of Phonology-Related Genes and Functional Characterization of Broca’s and Wernicke’s Regions in Language and Learning Disorders. Frontiers in Neuroscience. 2021;15:680-762.  https://doi.org/10.3389/fnins.2021.680762
  15. Brkanac Z, Chapman NH, Matsushita MM, et al. Evaluation of candidate genes for DYX1 and DYX2 in families with dyslexia. American Journal of Medical Genetics Part B: Neuropsychiatric Genetics. 2007;144B(4):556-560.  https://doi.org/10.1002/ajmg.b.30471
  16. Gialluisi A, Andlauer TFM, Mirza-Schreiber N, et al. Genome-wide association scan identifies new variants associated with a cognitive predictor of dyslexia. Translational Psychiatry. 2019;9(1):77.  https://doi.org/10.1038/s41398-019-0402-0
  17. Poelmans G, Engelen JJM, Lent-Albrechts JV, et al. Identification of novel dyslexia candidate genes through the analysis of a chromosomal deletion. American Journal of Medical Genetics Part B: Neuropsychiatric Genetics. 2009;150B(1):140-147.  https://doi.org/10.1002/ajmg.b.30787
  18. Ramus F. Dyslexia. Talk of two theories. Nature. 2001;412(6845):393-394.  https://doi.org/10.1038/35086683
  19. König IR, Schumacher J, Hoffmann P, et al. Mapping for Dyslexia and Related Cognitive Trait Loci Provides Strong Evidence for Further Risk Genes on Chromosome 6p21. American Journal of Medical Genetics Part B: Neuropsychiatric Genetics. 2011;156(1):36-43.  https://doi.org/10.1002/ajmg.b.31135
  20. Wigg KG, Couto JM, Feng Y, et al. Support for EKN1 as the susceptibility locus for dyslexia on 15q21. Molecular Psychiatry. 2004;9(12):1111-1121. https://doi.org/10.1038/sj.mp.4001543
  21. Sun Y, Gao Y, Zhou Y, et al. Association study of developmental dyslexia candidate genes DCDC2 and KIAA0319 in Chinese population. American Journal of Medical Genetics Part B: Neuropsychiatric Genetics. 2014;165(8):627-634.  https://doi.org/10.1002/ajmg.b.32267
  22. Kong R, Shao S, Wang J, et al. Genetic variant in DIP2A gene is associated with developmental dyslexia in Chinese population. American Journal of Medical Genetics Part B: Neuropsychiatric Genetics. 2016;171(2):203-208.  https://doi.org/10.1002/ajmg.b.32392
  23. Bakker SC, Beter M, van der Meulen EM, et al. DAT1, DRD4, and DRD5 polymorphisms are not associated with ADHD in Dutch families. American Journal of Medical Genetics Part B Neuropsychiatric Genetics. 2005;132B(1):50-52.  https://doi.org/10.1002/ajmg.b.30089
  24. Sánchez-Morán M, Hernández JA, Duñabeitia JA, et al. Genetic association study of dyslexia and ADHD candidate genes in a Spanish cohort: Implications of comorbid samples. PLoS One. 2018;13(10):e0206431. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0209718
  25. Smith SD, Pennington BF, Boada R, Shriberg LD. Linkage of speech sound disorder to reading disability loci. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005;46(10):1057-1066. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2005.01534.x
  26. Liu W, Wu X, Zhou D, Gong Q. Reading deficits correlate with cortical and subcortical volume changes in a genetic migration disorder. Medicine. 2019;98(36):e17070. https://doi.org/10.1097/md.0000000000017070
  27. Ozernov-Palchik O, Gaab N. Tackling the ‘dyslexia paradox’: reading brain and behavior for early markers of developmental dyslexia. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2016;7(2):156-176.  https://doi.org/10.1002/wcs.1383
  28. Paracchini S, Thomas A, Castro S, et al. The chromosome 6p22 haplotype associated with dyslexia reduces the expression of KIAA0319, a novel gene involved in neuronal migration. Human Molecular Genetics. 2006;15(10):1659-1666. https://doi.org/10.1093/hmg/ddl089
  29. Burbridge TJ, Wang Y, Volz AJ, et al. Postnatal analysis of the effect of embryonic knockdown and overexpression of candidate dyslexia susceptibility gene homolog Dcdc2 in the rat. Neuroscience. 2008;152(3):723-733.  https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2008.01.020
  30. Powers NR, Eicher JD, Butter F, et al. Alleles of a polymorphic ETV6 binding site in DCDC2 confer risk of reading and language impairment. The American Journal of Human Genetics. 2013;93(1):19-28.  https://doi.org/10.1016/j.ajhg.2013.05.008
  31. Meng H, Powers NR, Tang L, et al. A dyslexia-associated variant in DCDC2 changes gene expression. Behavior Genetics. 2011;41(1):58-66.  https://doi.org/10.1007/s10519-010-9408-3
  32. Darki F, Peyrard-Janvid M, Matsson H, et al. Three dyslexia susceptibility genes, DYX1C1, DCDC2, and KIAA0319, affect temporo-parietal white matter structure. Biological Psychiatry. 2012;72(8):671-676.  https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2012.05.008
  33. Wilcke A, Weissfuss J, Kirsten H, et al. The role of gene DCDC2 in German dyslexics. Annals of Dyslexia. 2009;59(1):1-11.  https://doi.org/10.1007/s11881-008-0020-7
  34. Marino C, Meng H, Mascheretti S, et al. DCDC2 genetic variants and susceptibility to developmental dyslexia. Psychiatric Genetics. 2012;22(1):25-30.  https://doi.org/10.1097/ypg.0b013e32834acdb2
  35. Jamadar S, Powers NR, Meda SA, et al. Genetic influences of resting state fMRI activity in language-related brain regions in healthy controls and schizophrenia patients: a pilot study. Brain Imaging and Behavior. 2013;7(1):15-27.  https://doi.org/10.1007/s11682-012-9168-1
  36. Enard W, Gehre S, Hammerschmidt K, et al. A humanized version of Foxp2 affects cortico-basal ganglia circuits in mice. Cell. 2009;137(5):961-971.  https://doi.org/10.1016/j.cell.2009.03.041
  37. Reimers-Kipping S, Hevers W, Pääbo S, Enard W. Humanized Foxp2 specifically affects cortico-based ganglia circuits. Neuroscience. 2011;175:75-84.  https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2010.11.042
  38. Belton E, Salmond CH, Watkins KE, et al. Bilateral brain abnormalities associated with dominantly inherited verbal and orofacial dyspraxia. Human Brain Mapping. 2003;18(3):194-200.  https://doi.org/10.3410/f.1015278.196176
  39. Abrahams BS, Tentler D, Perederiy JV, et al. Genome-wide analyses of human perisylvian cerebral cortical patterning. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2007;104(45):17849-17854. https://doi.org/10.1073/pnas.0706128104
  40. Whitehouse AJ, Bishop DV, Ang QW, et al. CNTNAP2 variants affect early language development in the general population. Genes, Brain and Behavior. 2011;10(4):451-456.  https://doi.org/10.1111/j.1601-183x.2011.00684.x
  41. Corfas G, Velardez MO, Ko CP, et al. Mechanisms and roles of axon-Schwann cell interactions. Journal of Neuroscience. 2004;24(42):9250-9260. https://doi.org/10.1523/jneurosci.3649-04.2004
  42. Tammimies K, Tapia-Páez I, Rüegg J, et al. The rs3743205 SNP is important for the regulation of the dyslexia candidate gene DYX1C1 by estrogen receptor-B and DNA methylation. Molecular Endocrinology. 2012;26(4):619-629.  https://doi.org/10.1210/me.2011-1376
  43. Tammimies K, Vitezic M, Matsson H, et al. Molecular networks of DYX1C1 gene show connection to neuronal migration genes and cytoskeletal proteins. Biological Psychiatry. 2013;73(6):583-590.  https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2012.08.012
  44. Scerri TS, Darki F, Newbury DF, et al. The dyslexia candidate locus on 2p12 is associated with general cognitive ability and white matter structure. PLoS One. 2012;7(11):e50321. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0050321
  • Smolen J, Landewe R, Bijlsma J, et al. EULAR recommendations for the management of rheumatoid arthritis with synthetic and biological disease-modifying antirheumatic drugs: 2019 update. Ann Rheum Dis. 2020;79(6):685-699.  https://doi.org/10.1136/annrheumdis-2019-216655
  • Bruyere O, Honvo G, Veronese N, et al. An updated algorithm recommendation for the management of knee osteoarthritis from the European Society for Clinical and Economic Aspects of Osteoporosis, Osteoarthritis and Musculoskeletal Diseases (ESCEO). Semin Arthritis Rheum. 2019;49(3):337-350.  https://doi.org/10.1016/j.semarthrit.2019.04.008
  • Клинические рекомендации Минздрава России «Падения у пациентов пожилого и старческого возраста». 2020. https://cr.rosminzdrav.ru/#!/recomend/1030
  • Клинические рекомендации Минздрава России «Хроническая боль у пациентов пожилого и старческого возраста». 2020. https://cr.rosminzdrav.ru/#!/recomend/1033
  • Клинические рекомендации Минздрава России «Гонартроз». 2021. https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/667_1
  • Клинические рекомендации Минздрава России «Коксартроз». 2021. https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/666_1
  • Iovu M, Dumais G, du Souich P. Anti-inflammatory activity of chondroitin sulfate. Osteoart Cart. 2008;16 Suppl 3:S14-18.  https://doi.org/10.1016/j.joca.2008.06.008
  • Du Souich P, Garcia A,Verges J, Montell E. Immunomodulatory and anti-inflammatory effects of chondroitin sulphate. J Cell Mol Med. 2009;3(8A):1451-1463. https://doi.org/10.1111/j.1582-4934.2009.00826.x
  • de Abajo F, Gil M, Garcia Poza P, et al. Risk of nonfatal acute myocardial infarction associated with non-steroidal antiinflammatory drugs, non-narcotic analgesics and other drugs used in osteoarthritis: a nested case-control study. Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2014;23:1128-1138. https://doi.org/10.1002/pds.3617
  • King D, Xiang J. Glucosamine/Chondroitin and Mortality in a US NHANES Cohort. J Am Board Fam Med. 2020;33(6):842-847.  https://doi.org/10.3122/jabfm.2020.06.200110
  • Bell G, Kantor E, Lampe J, et al. Use of glucosamine and chondroitin in relation to mortality. Eur J Epidemiol. 2012;27(8):593-603.  https://doi.org/10.1007/s10654-012-9714-6
  • Morrison L. Reduction of ischemic coronary heart disease by chondroitin sulfate. Angiology. 1971;22(3):165-174.  https://doi.org/10.1177/000331977102200308
  • Morrison L, Enrick N. Coronary Heart Disease: Reduction of Death Rate By Chondroitin Sulfate. Angiology. 1973;24(5):269-287.  https://doi.org/10.1177/000331977302400503
  • Nakazawa K, Murata K. Comparative study of the effects of chondroitin sulfate isomers on atherosclerotic subjects. Clinical Trial. Z Alternsforsch. 1979;34(2):153-159. 
  • Mazzucchelli R, Rodrı´guez-Martı´n S, Garcı´a-Vadillo A, et al. Risk of acute myocardial infarction among new users of chondroitin sulfate: A nested case-control study. PLoS ONE. 2021;16(7):e0253932. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0253932
  • Melgar-Lesmes P, Sánchez-Herrero A, Lozano-Juan F, et al. Chondroitin Sulphate Attenuates Atherosclerosis in ApoE Knockout Mice Involving Cellular Regulation of the Inflammatory Response. Thromb. Haemost. 2018;118(7):1329-1339. https://doi.org/10.1055/s-0038-1657753
  • Williams K, Tabas I. The response-to-retention hypothesis of early atherogenesis. Arterioscler Thromb Vasc Biol. 1995;15(5):551-561.  https://doi.org/10.1161/01.atv.15.5.551
  • Adhikara I, Yagi K, Mayasari D, et al. Chondroitin Sulfate Nacetylgalactosaminyltransferase-2 Impacts Foam Cell Formation and Atherosclerosis by Altering Macrophage Glycosaminoglycan Chain. Arterioscler Thromb Vasc Biol. 2021 Mar;41(3):1076-1091. https://doi.org/10.1161/ATVBAHA.120.315789
  • Bell J, Rhind S, Di Battista A, et al. Biomarkers of glycocalyx injury are associated with delayed cerebral ischemia following aneurysmal subarachnoid hemorrhage: a case series supporting a new hypothesis. Neurocrit Care. 2016;26(3):339-347.  https://doi.org/10.1007/s12028-016-0357-4
  • Nuytemansa K, Ortelb T, Gomeza L, et al. Variants in chondroitin sulfate metabolism genes in thrombotic storm. Thromb Res. 2018;161:43-51.  https://doi.org/10.1016/j.thromres.2017.11.016
  • Ye J, Esmon C, Johnson A. The chondroitin sulfate moiety of thrombomodulin binds a second molecule of thrombin. J Biol Chem. 1993;268(4):2373-2379.
  • McGee M, Wagner W. Chondroitin Sulfate Anticoagulant Activity Is Linked to Water Transfer Relevance to Proteoglycan Structure in Atherosclerosis. Arterioscler Thromb Vasc Biol. 2003;23(10):1921-1927. https://doi.org/10.1161/01.ATV.0000090673.96120.67
  • Moroudas A, Weinberg P, Parker K, Winlove C. The distribution and diffusion of small ions in chondroitin sulfate, hyaluronate and some proteoglycans solutions. Biophys Chem. 1988;32(2-3):257-270.  https://doi.org/10.1016/0301-4622(88)87012-1
  • Подтверждение e-mail

    На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

    Подтверждение e-mail

    Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.