Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Филиппова Н.В.

ГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов

Барыльник Ю.Б.

ГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов

Шульдяков А.А.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Применение ремаксола в качестве гепатопротектора при длительной психофармакотерапии

Авторы:

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Шульдяков А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 7451

Загрузок: 43


Как цитировать:

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Шульдяков А.А. Применение ремаксола в качестве гепатопротектора при длительной психофармакотерапии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(4):43‑46.
Filippova NV, Baryl'nik IuB, Shuldyakov AA. The efficacy of remaxol as a hepatoprotective agent in long-term psychopharmacotherapy. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(4):43‑46. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201911901143

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пси­хи­чес­кие расстройства, ас­со­ци­иро­ван­ные с ос­трой фа­зой те­че­ния COVID-19: кли­ни­ка, под­хо­ды к те­ра­пии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):52-59
Тар­див­ная дис­ки­не­зия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):25-31
Эти­ко-де­он­то­ло­ги­чес­кие проб­ле­мы те­ра­пии пси­хи­чес­ких расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):7-14
Ком­плексная те­ра­пия пси­хо­со­ма­ти­чес­ких расстройств, ас­со­ци­иро­ван­ных с реп­ро­дук­тив­ным цик­лом жен­щи­ны. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):14-21
Фак­то­ры раз­ви­тия ле­таль­но­го ис­хо­да при зло­ка­чес­твен­ном ней­ро­леп­ти­чес­ком син­дро­ме. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(3):54-58
Оп­ти­ми­за­ция ран­не­го пос­ле­опе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода в ре­зек­ци­он­ной хи­рур­гии ки­шеч­ни­ка при ос­трой ки­шеч­ной неп­ро­хо­ди­мос­ти, ос­лож­нен­ной пе­ри­то­ни­том. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):62-68
Роль под­дер­жи­ва­ющей те­ра­пии в ле­че­нии зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):62-66
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ком­по­нен­там муль­ти­мо­даль­ной ан­ти­но­ци­цеп­тив­ной за­щи­ты у боль­ных ра­ком яич­ни­ков. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(9):59-65
Ин­дук­ция ре­па­ра­тив­но­го про­цес­са в пос­ле­опе­ра­ци­он­ных ра­нах в отя­го­щен­ных ус­ло­ви­ях. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2023;(3):5-11
Воз­мож­нос­ти соп­ро­во­ди­тель­ной те­ра­пии зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний оро­фа­рин­ге­аль­ной об­лас­ти. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(5):34-38

Известно, что одной из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются психиатры при лечении психических заболеваний, являются побочные действия лекарственных средств и осложнения фармакотерапии, среди которых значительное место занимают лекарственные поражения печени [1—6].

Принято выделять 2 основные степени токсического фармакогенного поражения печени [6—11], первая из которых включает относительно благоприятные, практически бессимптомные формы поражения, проявляющиеся почти исключительно повышением сывороточной активности ферментов печени, а вторая — относительно редкие случаи острого лекарственного поражения печени с тяжелым течением, приводящего к развитию гепатита и желтухи и характеризующегося высокой летальностью.

Среди разных групп психотропных препаратов очень высокой степенью гепатотоксичности отличаются нефазодон, пемолин и такрин [12—14]. Но практически чаще речь идет о нейролептиках, антидепрессантах и препаратах вальпроевой кислоты, особенно при их комбинированном применении [15].

В настоящее время при лечении заболеваний печени различного генеза успешно применяются комплексные препараты, в состав которых входит янтарная кислота [16]. Из отечественных препаратов наиболее известны реамберин, цитофлавин и ремаксол [17—21]. Считают, что, кроме янтарной кислоты, в состав комбинированных средств целесообразно включать предшественники макроэргов, незаменимые кислоты и соединения, корригирующие окислительно-восстановительные процессы. В полной мере этим требованиям соответствует лекарственный раствор ремаксол [22—25]. Препарат ремаксол является гепатопротектором, цитопротективный эффект которого опосредуется биологическими эффектами его активных компонентов: янтарной кислоты, рибоксина, никотинамида, метионина, натрия, хлоридов калия и магния.

Исследований эффективности применения ремаксола для профилактики и коррекции поражений печени у психически больных при длительной психофармакотерапии до сих пор не проводили.

Цель настоящей работы — оценка эффективности применения комбинированного препарата ремаксол в комплексной терапии больных шизофренией, т. е. при его сочетании с традиционной терапией нейролептиками.

Материал и методы

В исследование были включены 60 больных мужского пола в возрасте от 27 до 56 лет (средний возраст 35,6 года) с длительностью заболевания от 7 до 22 лет (в среднем 11,7 года).

Все больные в период обследования находились на стационарном лечении в Саратовской городской клинической больнице № 2 им. В.И. Разумовского с диагнозом «параноидная шизофрения, непрерывно-прогредиентный тип течения» (F20.00 по МКБ-10). По поводу основного заболевания им было назначено лечение нейролептиками: галоперидолом 30—40 мг/сут и трифтазином 30—40 мг/сут.

Пациенты были разделены на две группы — основную и контрольную. Основную группу составили 30 пациентов, получавших нейролептическую терапию в комплексе с внутривенными инфузиями ремаксола (400 мл) в течение 12 дней, в группу контроля вошли 30 сопоставимых по возрасту пациентов, получавших «активное плацебо» (0,9% раствор хлорида натрия, 400 мл) также в течение 12 дней.

Что касается соматического состояния пациентов, то они в период проведения исследования не имели тяжелых сопутствующих заболеваний внутренних органов (включая патологию печени). Лабораторные показатели функции печени при поступлении в стационар у них соответствовали следующим критериям: уровень общего белка выше 65 г/л; альбумины более 46 г/л; активность аланинаминотрансферазы (АлАТ) и аспартатаминотрансферазы (АсАТ) в пределах 60—150 ед/л (норма 11—40 и 10—43 ед/л соответственно); концентрация щелочной фосфатазы (ЩФ) более 150 ед/л (норма 117—140 ед/л); активность гамма-глютаматтранспептидазы (ГГТП) выше 50 ед/л (норма 7—50 ед/л).

Эффективность лечения анализировали на основании общепринятых клинических показателей психического состояния с учетом лабораторных данных, касающихся состояния функции печени. Кроме того, дополнительно были использованы показатели качества жизни пациентов (КЖ) по опроснику SF-36.

Полученные результаты обрабатывали статистически с помощью пакетов программ для статистической обработки Microsoft Excel 2010 («MicroSoft Corp») и Statistica 8,0.

Результаты и обсуждение

Оценка степени выраженности нарушения функции печени у всех вошедших в исследование пациентов до начала терапии ремаксолом показала, что у большинства регистрировались умеренно выраженные изменения уровня трансфераз (на 81,7 и 76,2% соответственно). И только у 18,3% больных основной группы и 23,8% пациентов контрольной группы уровни АлАТ и АсАТ находились на верхней границе нормы.

Наиболее частыми соматическими жалобами пациентов были слабость, быстрая утомляемость, тяжесть в правом подреберье и снижение аппетита (табл. 1).

Таблица 1. Динамика клинических симптомов в процессе терапии, % (М±m) Примечание. * — различия достоверны (p<0,05) при сравнении показателей внутри группы перед началом лечения ремаксолом (0-й день терапии) и после окончания курса (13-й день лечения); ** — различия достоверны (p<0,05) при сравнении основной и контрольной групп.

При клиническом осмотре на момент начала лечения у большей части пациентов и в основной, и в контрольной группе регистрировали астеновегетативный (87,6 и 83,3%) и диспепсический (80,0 и 76,7%) синдромы. Умеренно выраженная гепатомегалия была выявлена у 3 (10%) пациентов основной группы и у 1 (3,3%) пациента контрольной группы, иктеричность кожи и/или склер наблюдали у 3 больных: у 2 (6,7%) основной и у 1 (3,3%) контрольной группы, а геморрагический синдром — только у 1 (10%) больного основной группы.

Спустя 2 нед терапии у пациентов основной группы существенно снизились частота и выраженность астеновегетативного синдрома (с 87,6 до 10,0%), при этом значительно уменьшились общая слабость (с 83,3 до 6,7%), быстрая утомляемость (с 56,7 до 13,3%) и потливость (с 13,3 до 0%). Аналогичная положительная динамика отмечена и по диспепсическому синдрому, частота встречаемости которого снизилась с 80,0 до 3,3%, что проявилось уменьшением тяжести в правом подреберье (с 56,7 до 6,7%), тошноты (с 10,0 до 0%), жалоб на снижение аппетита (с 26,7 до 0%). В группе пациентов, получавших плацебо (контрольная группа), частота астеновегетативного и диспепсического синдромов к 13-му дню терапии составила 53,3 и 30,0% соответственно. Положительная динамика в основной группе исследования отмечена и по более редко встречающимся синдромам гепатомегалии, а также геморрагическому и холестатическому: до начала терапии они выявлялись у 10,3, 6,7 и 3,3% больных соответственно, а к 13-му дню гепатомегалия и холестатический синдром обнаружены лишь у 3,3% пациентов, в то время как геморрагический синдром полностью купирован у всех больных.

При оценке биохимических показателей крови у пациентов, получавших ремаксол (основная группа), отмечена достоверно более выраженная положительная динамика по показателям, отражающим синдромы цитолиза (АлАТ, АсАТ), холестаза (ЩФ, ГГТП), а также билирубинового обмена (табл. 2).

Таблица 2. Динамика изменения биохимических показателей крови в зависимости от метода терапии (М±m) Примечание. * — различия достоверны (p<0,05) при сравнении основной и контрольной групп.

Таким образом, включение в терапию гепатопротектора ремаксола обеспечивает стабилизацию цитолитического и холестатического синдромов, а также нормализацию билирубинового обмена, что позволяет проводить дальнейшую терапию психотропными средствами без коррекции ее схемы и доз препаратов.

При оценке показателей качества жизни (КЖ) пациентов до назначения ремаксола было выявлено снижение как психического, так и физического компонентов здоровья по соответствующим шкалам опросника SF-36 в обеих групах (без существенных различий). При анализе данных после окончания исследовательского периода выявлено, что у пациентов, получавших ремаксол, достоверно улучшились показатели как собственно физического функционирования (с 76,7±2,9 до 97,6±2,1 балла), так и общего состояния (с 80,0±3,4 до 93,3±2,8 балла), тогда как в группе контроля существенного изменения этих показателей не произошло. В то же время в обеих группах увеличились показатели по шкалам «физическое состояние», «интенсивность боли», «жизненная активность» и «психическое здоровье». При этом в основной группе увеличение данных показателей было существенно больше. В сферах эмоционального и социального функционирования достоверного увеличения количества баллов в обеих обследуемых группах не наблюдали.

Анализ клинических проявлений, свидетельствующих о поражении печени на фоне длительной нейролептической терапии, позволил констатировать, что к 13-му дню после завершения курса терапии с ремаксолом у пациентов основной группы отмечено значительное клиническое улучшение, о чем свидетельствует положительная динамика значений как лабораторных показателей, так и характеристик КЖ пациентов. Переносимость ремаксола у всех пациентов основной группы была хорошей, побочных явлений при применении препарата не зафиксировано.

Таким образом, использование корректора клеточного метаболизма и регулятора энергетического обмена клеток ремаксола в составе патогенетической терапии шизофрении при длительном применении нейролептиков улучшает клинико-биохимические показатели, функции печени, а также уменьшает частоту и степень выраженности астеновегетативного, диспепсического, геморрагического, цитолитического, холестатического синдромов, позволяя достичь также улучшения общих показателей К.Ж. Препарат ремаксол хорошо переносится пациентами, и при его применении не было выявлено побочных эффектов, требующих отмены препарата. Курс терапии ремаксолом позволяет проводить дальнейшую терапию психотропными средствами без коррекции дозы и схемы лечения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Филиппова Наталья Валерьевна — к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России; https://orcid.org/0000-0002-3380-5935; e-mail: natdoc@mail.ru

Барыльник Юлия Борисовна — д.м.н., доцент, зав. кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России; https://orcid.org/0000-0001-6837-5894; e-mail: juljab@yandex.ru

Шульдяков Андрей Анатольевич — д.м.н., проф., зав. кафедрой инфекционных болезней Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России; https://orcid.org/0000-0002-3009-9262; e-mail: shuldaykov@mail.ru

*e-mail: natdoc@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.