Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Брусов О.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Симашкова Н.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Карпова Н.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» РАН, Москва, Россия

Фактор М.И.

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Никитина С.Г.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Тромбодинамические корреляты тяжести кататонии у детей с аутизмом

Авторы:

Брусов О.С., Симашкова Н.В., Карпова Н.С., Фактор М.И., Никитина С.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1289

Загрузок: 19


Как цитировать:

Брусов О.С., Симашкова Н.В., Карпова Н.С., Фактор М.И., Никитина С.Г. Тромбодинамические корреляты тяжести кататонии у детей с аутизмом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(12):57‑61.
Brusov OS, Simashkova NV, Karpova NS, Faktor MI, Nikitina SG. Thrombodynamic correlates of catatonia severity in children with autism. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(12):57‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201911912157

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка плаз­мен­но­го ге­мос­та­за ме­то­дом тром­бо­ди­на­ми­ки у лиц, ре­вак­ци­ни­ро­ван­ных про­тив ви­ру­са SARS-CoV-2. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):88-94

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) относят к расстройствам психического развития, характеризующимся стойким дефицитом способности поддерживать социальное взаимодействие, коммуникацию, которые сопровождаются сопутствующей патологией: двигательными и сенсорными нарушениями, психическими расстройствами, эпилепсией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, расстройствами настроения [1]. Кроме того, при РАС по МКБ-10 (1994) имеются и неспецифические симптомы (фобии, возбуждение, нарушение влечений) [2]. При тяжелых формах РАС возможно развитие кататонии с остановкой развития, регрессом высших психических функций [3, 4].

Кататония при РАС — один из самых сложных аспектов аутизма, исследование молекулярных механизмов которой является актуальной задачей биологической психиатрии. В последнее время было обнаружено, что тяжелая кататония у взрослых при шизофрении и у детей с РАС во многом определяются патологией олигодендроглии вследствие снижения активности, миелиновой 2,3-цикло-нуклеотид-3-фосфодиэстеразы, что приводит к процессу демиелинизации нервных волокон, развитием активации микроглии с формированием в очаге демиелинизации прогредиентно развивающегося нейровоспаления (НВ) [5, 6]. Известно, что НВ быстро переходит в системное воспаление вследствие нарушения проницаемости гематоэнцефалического барьера (ГЭБ). Эти процессы сопровождаются активацией тромбоцитов и генерацией ими большого числа тромбоцитарных микрочастиц, обладающих высокой прокоагулянтной активностью [7, 8]. В работе О.С. Брусова и соавт. [9] с использованием теста тромбодинамики было показано, что у больных РАС наблюдается повышенная свертываемость крови (гиперкоагуляция) со спонтанными сгустками, что свидетельствует о наличии у них НВ и связанного с ним системного воспаления. Полученные результаты позволяют сформулировать рабочую гипотезу о том, что тромбодинамические показатели гиперкоагуляции со спонтанными сгустками, связанные с остротой НВ, могут коррелировать с тяжестью кататонии у больных РАС.

Цель исследования — используя тест тромбодинамики, изучить корреляционную связь между значениями показателей гиперкоагуляции со спонтанными сгустками (микротромбами) с тяжестью кататонии, определенную по шкале кататонии у больных РАС.

Материал и методы

Обследовали больных РАС, поступивших на стационарное лечение и наблюдающихся амбулаторно в Отделе детской психиатрии НЦПЗ.

Изученная группа пациентов состояла из 24 больных, 22 мальчиков и 2 девочек, состояние которых соответствовало по МКБ-10 инфантильному психозу при детском аутизме (рубрика F84.02). Медианный возраст больных был равен Me [±95% доверительный интервал медианы] = 5,5 года [4,7—7,0]; Min = 3 года; Max = 13 лет.

При клиническом обследовании пациентов с РАС в качестве дополнительного инструмента использовали шкалу количественной оценки выраженности детского аутизма [10]. Тяжесть кататонии определяли по шкале кататонии BFCRS [11]: менее 25 баллов — легкая; 25—35 баллов — умеренная; более 35 баллов — тяжелая. В исследованной группе у 20 (83%) больных была диагностирована легкая/умеренная форма кататонии и у 4 (17%) больных — умеренная.

У 80% больных кататонические расстройства занимали ведущее место в приступе, носили генерализованный гиперкинетический характер (бег по кругу, из угла в угол, подпрыгивания, раскачивания, атетоз, потряхивание кистями, ходьба с опорой на пальцы ног, изменчивый мышечный тонус) и сопровождались остановкой в развитии речи. Моторному возбуждению сопутствовал негативизм. У больных имела место эхопраксия, эхолалия, поведенческие и двигательные стереотипии, тяжелый аутизм. На этапе ремиссии у больных преобладали гиперкинетические расстройства с дефицитом внимания и психопатоподобными проявлениями, развивалась эмоциональная сфера, смягчались проявления аутизма. У 20% больных кататонические расстройства носили как гиперкинетический, так и гипокинетический характер (пациенты кратковременно застывали на месте, становились на голову, принимали позу «паука», «ежа», выгибались дугой), сопровождались регрессом. Подкорковые двигательные стереотипии древнего архаического руброспинального и стриопалидарного уровня («моющего», складывающего, потирающего типа, битье по подбородку, взмахи руками как крыльями) вытесняли целенаправленные движения. Ремиссии были низкого качества с сохранением двигательных стереотипий, тяжелого аутизма, когнитивного дефицита.

По клинической картине, течению заболевания имевшиеся расстройства приближались к атипичному аутизму (АА) в гетерогенном континууме типов РАС, «переходным формам», но не достигали АА (F84.12) полностью [12].

Тест тромбодинамики выполняли на плазме крови больных, как описано в нашей предыдущей работе [9]. У всех больных утром, натощак проводили забор венозной крови из локтевой вены в вакутейнер типа Vacuette (Австрия), содержащий 3,2% раствор цитрата натрия. Соотношение объемов антикоагулянта и крови 1:9. Свежую кровь центрифугировали 15 мин при 1600 g. Отбирали плазму, обедненную тромбоцитами, и центрифугировали 5 мин при 10 000 g. Полученную плазму, свободную от тромбоцитов, использовали для проведения теста тромбодинамики на анализаторе Регистратор тромбодинамики Т-2 (OOO «Гемакор», Россия). Рекальцификацию плазмы, добавку ингибитора контактного свертывания и все другие преаналитические процедуры для исследования свертывания крови проводили согласно инструкции производителя на наборах реагентов (OOO «Гемакор», Россия) [13].

При постановке теста тромбодинамики рассчитывали следующие параметры: Tlag, мин — время задержки роста сгустков в минутах; Clot Size (CS) мкм размер сгустка на 30-й минуте. Vi, Vst, V мкм/мин — инициальная (Vi), стационарная (Vst) и скорректированная на нелинейность (V) скорости роста сгустка от активатора в мкм/мин. Density (D) a.u. — плотность сгустка в усл. ед.; Tsp — время появления спонтанных сгустков в минутах.

Статистический анализ полученных количественных данных проводили с использованием программы Статистика, версия 8 («Stat Soft», США), SPSS-20 (IBM, США) и MedCalc, version 17.4.1 (Belgium). В связи с тем что у части анализируемых выборок больных данные не имели нормального распределения, была использована непараметрическая статистика. Для доказательства статистически значимых отличий средних значений показателей тромбодинамики у больных от нормальных значений использовали одновыборочный непараметрический критерий знаков (One sample Signed RS-test). Анализ корреляционных связей проводили с использованием непараметрического метода Spearman’s R и с помощью диаграммы рассеяния данных с использованием метода Pearson’s r. Минимальный уровень статистической значимости различий — р<0,05.

Результаты и обсуждение

Основные результаты представлены в табл. 1, которые

Таблица 1. Тромбодинамические показатели коагуляции у детей с детским аутизмом (n=24) Примечание. * — статистически значимая корреляция с р<0,05; ** — то же самое с р<0,01.
показывают, что тромбодинамические показатели скоростей роста сгустка от активатора (V, Vi и Vst) оказались статистически значимо выше их нормальных значений. Более того, нижние значения 95% доверительного интервала для этих скоростей оказались выше верхних границ нормы для этих скоростей. Аналогичные результаты были получены для показателя CS мкм: Значения показателей Tlag и D оказались в пределах нормы. Значения показателя Tsp мин оказались меньше нижних предельных значений для нормы (30 мин).

Корреляционный анализ показал (табл. 2),

Таблица 2. Корреляционный анализ связей между параметрами тромбодинамики (ТД) и шкалой кататонии в баллах: оценки ранговой корреляции по Spearman ρ Примечание. * — статистически значимые корреляции с р<0,01. Note. * — statistical significant correlations with р<0.01.
что только значения инициальной скорости роста сгустка (Vi) и времени появления спонтанных сгустков (Tsp) статистически значимо коррелируют с тяжестью кататонии. При этом коэффициент корреляции Spearman ρ для показателя Vi=0,52, p=0,009, а для показателя Tsp Spearman ρ= –0,612; p=0,002. Т. е. для показателя Vi наблюдается положительная корреляция с тяжестью кататонии, а для показателя Tsp — отрицательная корреляция средней силы (0,5<ρ<0,7) между значениями Tsp и тяжестью кататонии у детей с инфантильным психозом в рамках РАС. На рисунке
Диаграмма рассеяния данных: Tsp (мин) versus шкала кататонии (баллы).
показана диаграмма рассеяния данных между значениями тяжести кататонии (ось Y) и значениями времени появления спонтанных сгустков (ось Х). Видно, что с увеличением времени появления спонтанных сгустков уменьшается выраженность тяжести кататонии у детей с РАС.

Известно, что НВ у больных с инфантильным психозом в рамках РАС влияет на тяжесть заболевания [14]. НВ способствует развитию когнитивного дефицита вследствие снижения у больных числа нейрональных синапсов в мозге (снижение коннективности нейронов). Этот процесс напрямую связан с активацией микроглии при НВ, которая при активации теряет контроль за гибелью нейронов в очагах НВ [15—18]. При Н.В. также наблюдается повышение проницаемости ГЭБ, что приводит к попаданию в паренхиму мозга в очаге НВ клеток крови и факторов свертываемости крови [7]. Это приводит к активации клеток иммунной системы и тромбоцитов в кровяном русле, что приводит к развитию системного, стерильного воспаления [8, 19, 20]. В литературе мы не нашли данных о нарушении у больных РАС плазменного и тромбоцитарного гемостаза как следствия развития у них системного, стерильного воспаления.

Поэтому приведенные в нашей работе данные являются первыми в мире данными о развитии у больных с инфантильным психозом в рамках РАС гиперкоагуляции со спонтанными сгустками и о связи этих параметров с тяжестью кататонии.

Полученные данные позволяют сформулировать следующие выводы: 1) у больных детей с инфантильным психозом в рамках РАС подтверждено наличие выраженной гиперкоагуляции со спонтанными сгустками; 2) впервые показано, что тромбодинамические показатели Vi и Tsp у пациентов с инфантильным психозом в рамках РАС, отражающие нарушения пламенного и тромбоцитарного гемостаза соответственно, связанны с тяжестью кататонии у этих больных.

Таким образом, в настоящей работе было впервые показано, что НВ в белом веществе мозга и связанное с ним системное воспаление у детей, больных РАС с кататонией, влияет на систему гемостаза, что отражается у них быстрыми спонтанными сгустками (Tsp <30 мин), время появления которых статистически значимо коррелирует с тяжестью кататонии. Т. е. чем раньше появляются спонтанные сгустки, тем больше тяжесть кататонии, и наоборот. Кроме того, также показано, что инициальная скорость роста тромба от активатора (Vi) положительно коррелирует с тяжестью кататонии. Т. е. чем больше выражена плазменная гиперкоагуляция по скорости Vi, тем выраженней тяжесть кататонии у больных с инфантильным психозом в рамках РАС. Это, возможно, позволит использовать тромбодинамические параметры Tsp и Vi как дополнительные показатели объективной оценки тяжести кататонии у пациентов с РАС, а также для определения эффективности психофармакотерапии с целью редукции продуктивной кататонической симптоматики у таких больных. Полученные данные открывают перспективу использования специфического лечения, направленного на нормализацию плазменного и тромбоцитарного гемостаза для повышения эффективности лечения больных РАС с кататонией.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Брусов О.С. — https://orcid.org/0000-0003-1269-679X; e-mail: oleg.brusow@yandex.ru

Симашкова Н.В. — https://orcid.org/0000-0002-8809-3429; e-mail: simashkovanv@mail.ru

Карпова Н.С. — https://orcid.org/0000-0003-2061-8097; e-mail: nat_karpova@mail.ru

Фактор М.И. — https://orcid.org/0000-0003-4366-5558; e-mail: magnolia-faktor@mail.ru

Никитина С.Г. — https://orcid.org/0000-0002-7775-1692; e-mail: nikitina.svt@mail.ru

Как цитировать:

Брусов О.С., Симашкова Н.В., Карпова Н.С., Фактор М.И., Никитина С.Г. Тромбодинамические корреляты тяжести кататонии у детей с аутизмом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(12):57-61. https://doi.org/10.17116/jnevro201911912157

Автор, ответственный за переписку: Брусов Олег Сергеевич — e-mail: oleg.brusow@yandex.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.