Федор Андреевич Сербиненко родился 24 мая 1928 г. в селе Дмитриевское Дмитриевского района Ставропольского края в семье сельского механика. Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт и 14-летний Ф.А. Сербиненко был вынужден прервать учебу в школе, чтобы поддержать семью, устроился на работу учеником машиниста и впоследствии стал машинистом-дизелистом. В августе 1945 г., после возвращения отца с фронта, продолжая работать, он возобновил учебу в вечерней школе рабочей молодежи в г. Минеральные Воды, которую закончил с золотой медалью в 1948 г. В том же году поступил на лечебный факультет Первого Московского медицинского института (ныне — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова). В институте хорошо учился, совмещая учебу с общественной работой и занятиями спортом. С третьего курса он начал заниматься научными исследованиями в рамках работы студенческих кружков по фармакологии и хирургии. В 1953 г. он выступил на Всесоюзном съезде научных медицинских студенческих обществ с докладом «Об антихолинэстеразном действии фосфакола».
В 1954 г. он поступил в клиническую ординатуру и затем — в аспирантуру НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР.
Дальнейшая научная деятельность Ф.А. Сербиненко была связана с сосудистой нейрохирургией, что нашло отражение во внушительном списке его научных работ — более 170 публикаций, в том числе около 30 зарубежных и в кандидатской диссертации «Гемодинамика каротидно-кавернозных соустий и их хирургическое лечение» — была защищена им в 1966 г.
В 60-е годы им было много сделано в области создания новой медицинской техники. В содружестве с сотрудниками Научно-исследовательского химического института во Владимире разработаны полихлорвиниловые трубки для дренажных операций; прозрачные эластические трубки для соединительных ангиографических систем и рентгеноконтрастные трубки для катетеризации сонной, височной и подключичной артерий; изготовлены опытные образцы кровоостанавливающей губки. Были также сконструированы для рентгеновского отделения специальные ангиографические вентили, реконструирован аппарат Рива-Роччи для измерения внутрикаротидного давления, реконструированы ангиографические иглы, разработаны металлические замки для крепления пластмассовых полихлорвиниловых трубок. В глазной клинической больнице был разработан и внедрен новый способ венографии орбиты путем катетеризации передней лицевой вены и изготовлен специальный инструментарий.
В эти годы Ф.А. Сербиненко создал также управляемый баллон-катетер и впервые в мире осуществил окклюзию сбрасываемым баллоном фистулы каротидно-кавернозного соустья. По рассказам Ф.А. Сербиненко, идея управляемого внутрисосудистого баллона-катетера пришла к нему во время первомайской демонстрации на Красной площади в 1959 г., когда он увидел, как легко управляют дети воздушными шариками. Понадобилось около 10 лет упорного труда, чтобы воплотить эту идею в клиническую практику — перепробованы десятки материалов для изготовления баллона, вместе с химиками испытывались различные наполнители, отрабатывалась техника навигации. В небольшой кустарной лаборатории он все делал своими руками — изготовлял из латекса баллоны различной формы (в зависимости от размеров соустья), соединял их с катетером, производил под рентгеновским контролем эндовазальную окклюзию каротидно-кавернозных соустий. В 1971 г. он выступал с докладом о новом способе на Первом всесоюзном съезде нейрохирургов и опубликовал статью в журнале «Вопросы нейрохирургии», а затем в 1974 г. — в «Journal of Neurosurgery» («Balloon catheterization and occlusion of major cerebral vessels»)1.
Докторская диссертация Ф.А. Сербиненко «Хирургическое лечение артериовенозных соустий в кавернозном синусе» была защищена лишь в 1975 г. Эпиграфом к ней было взято латинское изречение «Dignus vendice nodus» («Узел, достойный развязывания»). Диссертация была необычно оформлена: тисненый золотом переплет делал ее похожей на церковную книгу.
«За разработку и внедрение в практику методов эндоваскулярной хирургии в 1976 г. Ф.А. Сербиненко получил Государственную премию СССР. Он стал также академиком Российской академии медицинских наук.
С 1976 г. и до конца жизни Ф.А. Сербиненко был заместителем директора Института нейрохирургии АМН СССР по научной работе и одновременно с 1989 г. возглавлял нейрохирургическое отделение с рентгено-эндоваскулярной операционной.
Ф.А. Сербиненко создал школу эндовазальных нейрохирургов2. Его идеи в Москве развивали Т.П. Тиссен, А.Г. Лысачев, В.А. Лазарев, С.Б. Яковлев и др., в Киеве — В.И. Шеглов, в Ленинграде — Ю.Н. Зубков. Соответствующие методы применялись также в Ростове-на-Дону, Риге, Свердловске, Иркутске. Под руководством Ф.А. Сербиненко было подготовлено 18 кандидатских и 3 докторские диссертации.
В последние годы Ф.А. Сербиненко отошел от активной хирургической работы из-за болезни.
Ф.А. Сербиненко был большим человеком не только в силу своего роста и могучей комплекции, но и человеком необычайно добрым. Он всегда помогал своим коллегам не только как профессионал, но и в личной и семейной жизни. Он отличался широтой интересов, и в круг его увлечений входили история, литература, театр, будучи библиофилом, он собирал старинные книги. Он искренне переживал нищету русской глубинки, отрицательные демографические тенденции в стране. В последние годы он стал религиозен.
Ф.А. Сербиненко скоропостижно скончался 1 марта 2002 г. в Институте нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко (ныне — Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко), где проработал почти 48 лет.
В мае 2008 г. состоялось торжественное открытие мемориальной доски рядом с окном его кабинета на первом этаже старого корпуса (скульпторы Н.М. и И.П. Казанские). В июне 2017 г. была открыта мемориальная доска в с. Щелыково Костромской области — на даче, где он постоянно отдыхал.
В заключение еще раз отметим, что Ф.А. Сербиненко был не только прекрасным нейрохирургом-клиницистом, но и выдающимся изобретателем. Он получил 15 авторских свидетельств и 5 патентов на изобретения, которые зарегистрированы во многих странах. Эти изобретения обессмертили его имя.
*e-mail: natacha.duchesne@gmail.com
1К сожалению, организовать в СССР серийное производство баллон-катетеров не удалось. Однако зарубежные образцы широко применяются при каротидно-кавернозных соустьях и артериовенозных мальформациях. За рубежом для окклюзии мешотчатых аневризм стали использовать также отделяемые спирали.
2За рубежом эндовазальных нейрохирургов называют интервенционными нейрокардиологами.