Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гайдукова И.З.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Апаркина А.В.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Хондкарян Э.В.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Ребров А.П.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Эффективность теноксикама у больных с анкилозирующим спондилитом

Авторы:

Гайдукова И.З., Апаркина А.В., Хондкарян Э.В., Ребров А.П.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1307 раз


Как цитировать:

Гайдукова И.З., Апаркина А.В., Хондкарян Э.В., Ребров А.П. Эффективность теноксикама у больных с анкилозирующим спондилитом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(2):35‑39.
Gaydukova IZ, Aparkina AV, Khondkaryan EV, Rebrov AP. Effectiveness of the tenoxicam in patients with ankylosing spondylitis. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(2):35‑39. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181182135-39

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор ис­сле­до­ва­ний эф­фек­тив­нос­ти и фар­ма­ко­бе­зо­пас­нос­ти ме­та­ми­зо­ла нат­рия при бо­ле­вом син­дро­ме у взрос­лых и де­тей. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(4):65-80
При­ме­не­ние фик­си­ро­ван­ной ком­би­на­ции дик­ло­фе­на­ка и ор­фе­над­ри­на (Неодол­пас­се) для пос­ле­опе­ра­ци­он­ной аналь­ге­зии при рас­ши­рен­ной гас­трэк­то­мии с ре­зек­ци­ей ниж­ней тре­ти пи­ще­во­да. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(2):52-56

Анкилозирующий спондилит (АС) (М45.0) — хроническое воспалительное заболевание из группы спондилоартритов, характеризующееся обязательным поражением крестцово-подвздошных суставов и/или позвоночника с потенциальным исходом в анкилоз, с частым вовлечением в патологический процесс энтезисов и периферических суставов [1]. Распространенность А.С. составляет 0,1—1,4%, первые симптомы появляются до 45 лет [1]. Поражение опорно-двигательного аппарата при АС приводит к снижению качества жизни и потере трудоспособности пациентов [2—4].

У больных с АС достаточно быстро происходит хронизация болевого синдрома, который представлен воспалительным, механическим, спастическим, полинейропатическим и центральным компонентами [5—6]. Наиболее часто в клинической практике наблюдается сочетание воспалительного компонента, обусловленного наличием переднего или заднего спондилита, и механического компонента, обусловленного ремоделированием позвоночника с формированием синдесмофитов и анкилоза [5—6].

Показана способность лекарственных средств (нестероидные противовоспалительные препараты — НПВП, ингибиторы фактора некроза опухоли альфа, блокаторы интерлейкина 17А, бисфосфонаты) подавлять активность АС [2—4]. НПВП не только снимают воспаление, но и уменьшают избыточную костную пролиферацию (образование синдесмофитов) при АС [5—6]. При этом известно, что препараты с разной способностью влиять на активность циклооксигеназ 1 и 2 не одинаково воздействуют на боль в целом и отдельные компоненты болевого синдрома. Данные по влиянию НПВП на процессы ремоделирования кости достаточно противоречивы. Ряд работ показывает преимущество постоянного приема НПВП, другие работы демонстрируют сопоставимую эффективность постоянного приема НПВП и приема НПВП в режиме «по требованию» [2—6]. Ведется активная дискуссия — через какое время от начала приема НПВП следует оценивать их эффективность и через какое время следует выполнять замену одного НПВП на другой. В этой связи представляется актуальным изучение особенностей изменения боли в спине и ее компонентов у больных с АС, получающих НПВП в разных режимах, что явилось целью настоящей работы.

Материал и методы

В исследование были включены 40 пациентов (от 18 до 55 лет) с АС, отвечающих модифицированным Нью-Йоркским критериям [7], которые находились на лечении в отделении ревматологии Областной клинической больницы (Саратов) в 2013—2015 гг. Общая продолжительность наблюдения за пациентами составила 56 нед, в течение которых пациенты приняли участие в двух последовательно выполненных научных программах (ПРОГРЕСС и ЭТИКА). Программа ПРОГРЕСС (Программа мониторинга активности и функционального статуса пациентов со спондилоартритами в Саратовской области) имеет регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 01201376830 от 18.12.13, программа ЭТИКА (Эффективность применения препарата тексамен у пациентов с анкилозирующим спондилитом, определяемая клинически и с помощью биомаркеров обмена костной ткани) зарегистрирована 10.02.15 в ЕГИСУ НИОКТР под номером 115021010144. Получено письменное информированное согласие пациентов на участие в обеих программах.

В клинической программе ПРОГРЕСС пациенты принимали НПВП в режиме «по требованию» в течение 52±8 нед. В рамках программы выполнялась оценка клинических данных об активности АС на момент вступления (визит 0) и через 52±8 нед лечения. Пациентам, у которых по истечении 52 нед участия в исследовании ПРОГРЕСС сохранялась высокая активность заболевания, определяемая как сохранение Bath Ankylosing Spondylitis Disease Activity Index (BASDAI) 4,0 и выше [8], было предложено продолжить участие в исследовании ЭТИКА. В рамках исследования ЭТИКА (1-й визит) пациентов в случайном порядке разделили на 2 группы: 30 пациентам (основная группа) были назначены таблетки теноксикама (тексамен, «Mustafa Nevzat Ilac Sanayii», Турция) перорально по 20 мг 1 раз в сутки после еды в течение 30 сут, 10 пациентов (группа сравнения) продолжали ранее проводимую терапию. На 30-е сутки после рандомизации в рамках исследования ЭТИКА (2-й визит) пациентам повторно исследовали активность АС.

Характеристика пациентов, участвующих в исследовании, представлена в таблице,

Характеристика обследованных пациентов Примечание. Данные представлены M±SD (если не указано иное), где M — среднее значение показателя, SD — среднее квадратичное отклонение.
все сравниваемые группы были сопоставимы по основным клиническим характеристикам.

Выбор препарата определялся равным влиянием теноксикама на подавление обеих изоформ циклооксигеназы (ЦОГ-1 и ЦОГ-2) и удобством приема препарата (1 раз в сутки перорально), что представляется важным для сохранения приверженности терапии. Ни один из пациентов не принимал теноксикам ранее.

Критерии исключения: выраженный полинейропатический компонентй боли, интенсивный спастический синдром, остеопороз любого генеза, дефицит 25-(ОН) холекальциферола сыворотки крови (исследование в рамках программы ПРОГРЕСС); перенесенные инфаркт миокарда или инфаркт мозга, неконтролируемая артериальная гипертензия, сахарный диабет, почечная или печеночная недостаточность; наличие эрозивных или язвенных изменений желудочно-кишечного тракта, кровотечений в анамнезе; бронхиальная астма или обострение других хронических заболеваний; вирусный гепатит, ВИЧ, онкологические и онкогематологические заболевания, беременность. Кроме того, в исследование не включали пациентов, принимавших анальгетики, глюкокортикоиды, генно-инженерные биологические препараты, средства для лечения остеопороза (бисфосфонаты, деносумаб, терипаротид). Доза других препаратов, принимаемых по поводу АС (сульфасалазин), не должна была превышать рекомендованные и быть стабильной в течение последнего года.

Для оценки активности АС и эффективности лечения использовались индексы активности BASDAI и Ankylosing Spondylitis Disease Activity Score (ASDAS) [8—13]; уровень C-реактивного белка (С-РБ) определяли с помощью аппарата Hitachi [13]. Оценивали болевой синдром в целом, боль воспалительного и механического характера. Для количественной оценки боли применяли числовую рейтинговую шкалу. Болью воспалительного характера считали боль, соответствующую критериям воспалительной боли Assessment of Spondylo Arthritis international Society (ASAS): боль, дебютировавшая в возрасте до 45 лет, уменьшающаяся при движении, но не в покое, максимальная выраженность воспалительной боли должна наблюдаться в предутренние и ранние утренние часы.

Болью механического характера считали боль, возникающую или усиливающуюся при движении, с максимальной выраженностью во второй половине дня, уменьшающуюся в покое, но не при движении.

Оценка безопасности терапии была выполнена путем учета нежелательных явлений, контроля состояния жизненно важных функций, выполнения физикального обследования и лабораторного контроля.

Исследование было одобрено локальным этическим комитетом Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программ Microsoft Excel, SPSS17. Для проверки соответствия распределения признака нормальному распределению применяли методы Колмогорова—Смирнова и Шапиро—Уилка, нормальным считалось распределение при p>0,05. Для описания нормально распределенных количественных признаков использовалось среднее значение признака и среднее квадратичное отклонение (M±SD); для описания выборочного распределения признаков, отличающегося от нормального указывались медиана, верхний и нижний квартили — Me [Q25; Q75]. Для сравнения двух групп с нормальным распределением количественного признака определялся t-критерий Стьюдента для независимых групп (с учетом вида дисперсии признака, определенного методом Левена). Корреляция двух нормально распределенных количественных признаков изучалась с помощью метода Пирсона, при отклонении распределения от нормального, а также при анализе ассоциации качественных признаков использовался метод Спирмена. Подсчитывали число (процент) пациентов. Сравнение достоверности разницы количественных значений внутри одной группы рассчитывали путем определения критерия Вилкоксона. Различия считались достоверными при p<0,05 [14].

Результаты

На фоне постоянного приема теноксикама большинство больных с АС достигли уменьшения клинических показателей активности заболевания, снизились индекс BASDAI до 4,32±1,25 (p<0,05 по сравнению с начальным показателем и показателем 52-й недели), индекс ASDAS до 2,81±1,1 (p<0,05 по сравнению с начальным показателем и показателем 52-й недели). Показатели активности АС у больных группы сравнения к 56-й неделе не изменились (BASDAI — 5,55±3,3, ASDAS — 3,37±1,04).

Было отмечено неодновременное изменение показателей болевого синдрома, характерного для воспалительной боли и боли механического характера, а также неодинаковый эффект при разных режимах применения НПВП (см. рисунок).

Динамика показателей болевого синдрома при разных режимах применения НПВП. * — различия между показателями общей оценки боли, боли воспалительного и механического характера через 4 нед лечения у больных, получавших теноксикам, и соответствующими исходными показателями достоверны (p<0,05).
Интенсивность оценки боли и ее составляющих у больных группы сравнения, получавших НПВП по требованию, не изменилась, в то время как показатели боли при постоянном приеме теноксикама снизились. Интересно, что больший эффект достигнут при лечении воспалительной боли (p=0,034 для различий интенсивности механической и воспалительной боли на 56-й неделе).

Серьезных нежелательных явлений за время исследования зафиксировано не было. Имело место развитие 16 нежелательных явлений, не потребовавших отмены препарата: 8 случаев диспепсии (эрозивных изменений при эзофагогастрофиброскопии не установили), 4 случая головной боли, не связанной с повышением артериального давления, повышение артериального давления в 2 случаях, активация урогенитальной инфекции и чувство дискомфорта в правом подреберье, без признаков нарушения функции печени и другой органной патологии.

Обсуждение и заключение

В настоящей работе показана эффективность НПВП в лечении хронической боли в спине и возможность влияния на ее воспалительный и механический компоненты. При этом выявлено, что прием НПВП в режиме «по требованию» как на протяжении 52 нед, так и на протяжении 4 нед не уменьшает значимо боль у больных с высокой продолжительностью болезни, выраженными механическим и воспалительным компонентами. В то же время на фоне постоянной терапии теноксикамом, помимо снижения клинической и лабораторной активности АС у больных, не достигших таковой при непостоянном приеме других НПВП, уменьшаются как воспалительный, так и механический компоненты боли. Причем уменьшение боли воспалительного характера превосходит снижение механической боли. Полученные результаты совпадают с данными исследователей группы ASAS [15, 16], показавших превосходство НПВП у больных с воспалительной болью. Однако пациенты со структурными изменениями в позвоночнике почти всегда имеют механический компонент боли, на который НПВП воздействует медленней. Соответственно, заключение о неэффективности НПВП при АС, сделанное в ранние сроки лечения на основании оценки общей боли, может быть ошибочным и определяться наличием механического компонента боли, который необходимо лечить дольше или корригировать ортопедически.

Кроме того, полученные в настоящем исследовании данные согласуются с данными авторов [2—5], изучавших прогрессирование изменений опорно-двигательного аппарата при АС с применением методов визуализации, показавших способность НПВП к торможению рентгенологической прогрессии через большой срок от начала лечения (разрешение воспалительных изменений, наблюдавшихся при МРТ, занимает несколько месяцев, а торможение структурных изменений — несколько лет). Применявшийся в исследовании теноксикам, частично ингибируя ЦОГ-2, может влиять на болевой синдром, процессы воспаления. Причем показана сопоставимая эффективность субакромиального введения теноксикама и глюкокортикоидов [17—19]. Представляется важным факт получения быстрого ответа со стороны воспалительной и механической боли при переключении пациента с неэффективного нерегулярного приема НПВП на клинически эффективный постоянный прием препарата.

Таким образом, в будущих исследованиях необходимо предусмотреть возможность сопоставления полученных клинических и лабораторных результатов с результатами оценки прогрессирования изменений опорно-двигательного аппарата, полученных с применением визуальных методов, в том числе — в долгосрочной перспективе у больных, получающих НПВП в разных режимах.

Режим приема НПВП «по требованию» не приводит к изменению средних показателей интенсивности воспалительной и механической боли в спине у больных с активным АС.

Замена неэффективного длительного приема НПВП в режиме «по требованию» на постоянный прием противовоспалительных препаратов ассоциируется с быстрым (в течение 4 нед) уменьшением клинической активности АС и снижением как воспалительной, так и механической боли.

У больных с АС, принимающих НПВП, снижение интенсивности механического компонента боли в спине происходит в меньшей степени, чем снижение воспалительного компонента боли.

У больных с АС предпочтителен постоянный прием НПВП. При этом оценку эффективности лечения следует выполнять с применением количественной оценки всех компонентов болевого синдрома.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: ubp1976@list.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.