Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кекелидзе З.И.

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», Москва, Россия

Клименко Т.В.

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», Москва, Россия;
ФГБО УВО «Всероссийский государственный университет юстиции», Москва, Россия

Козлов А.А.

Кафедра и клиника факультетской хирургии, кафедра общей и клинической патологии Самарского государственного медицинского университета, Самарская ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова

Шахова С.М.

Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия;
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Дифференцированный подход к терапии острого психоза вследствие употребления синтетических каннабиноидов

Авторы:

Кекелидзе З.И., Клименко Т.В., Козлов А.А., Шахова С.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 732

Загрузок: 7


Как цитировать:

Кекелидзе З.И., Клименко Т.В., Козлов А.А., Шахова С.М. Дифференцированный подход к терапии острого психоза вследствие употребления синтетических каннабиноидов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(12):21‑26.
Kekelidze ZI, Klimenko TV, Kozlov AA, Shakhova SM. Differential approaches to the treatment of acute psychosis due to the use of synthetic cannabinoids. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(12):21‑26. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201711712121-26

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рас­се­ян­ный скле­роз с эпи­зо­дом ши­зоф­ре­но­по­доб­но­го син­дро­ма. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):120-124
Вли­яние пан­де­мии COVID-19 на воз­ник­но­ве­ние и те­че­ние пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний у лиц по­жи­ло­го воз­рас­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):131-138
Ини­ци­аль­ные пси­хи­чес­кие расстройства у боль­ных с пси­хо­ти­чес­ки­ми фор­ма­ми ши­зоф­ре­нии, де­бю­ти­ро­вав­шей в под­рос­тко­вом воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):93-98
Го­тов­ность при­ла­гать уси­лия в груп­пе кли­ни­чес­ко­го вы­со­ко­го рис­ка раз­ви­тия пси­хо­за: связь с вы­ра­жен­нос­тью и ста­биль­нос­тью не­га­тив­ной сим­пто­ма­ти­ки. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):109-115

Последние несколько лет в Российской Федерации наблюдается тенденция к изменению структуры аддиктивных расстройств за счет увеличения доли лиц, употребляющих с немедицинской целью курительные смеси, в состав которых входят синтетические каннабиноиды (СК) [1—3]. Наиболее часто потребители СК госпитализируются в медицинские наркологические и токсикологические учреждения в связи с острым психотическим состоянием [4, 5]. Рутинная практика показала, что купирование интоксикационного психоза независимо от его психопатологической структуры и состояния пациента осуществляется в достаточно короткие сроки, но многие больные после выписки из стационара практически сразу возобновляют употребление С.К. Это связано с тем, что после купирования острых психотических расстройств у больных сохраняется патологическое влечение к СК, отсутствует критика к их приему и нет установки на лечение и отказ от употребления [6]. В связи с этим разработка эффективной стратегии терапии данной категории пациентов представляется чрезвычайно актуальной.

Цель исследования — разработка дифференцированных подходов к терапии больных с острым психозом вследствие употребления СК.

Материал и методы

Обследовали 43 больных, которые в период с 2014 по 2016 г. поступили на стационарное лечение в Национальный научный центр наркологии, входящий в структуру Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, в связи с острым психозом вследствие употребления СК.

У 15 (35,3%) больных было злоупотребление СК, у 28 (64,7%) — синдром зависимости от СК, диагностика которых проводилась в соответствии с критериями МКБ-10.

Основными методами исследования были клинико-психопатологический, психометрический, лабораторно-инструментальный и статистический.

Всем пациентам в лаборатории аналитической токсикологии проводили химико-токсикологическое исследование проб мочи. Во всех исследованных образцах были выявлены СК, наиболее часто JWH, AB-PINACA и TMCP [7].

38 (89%) обследованных были лицами мужского пола. Возраст больных колебался от 18 до 45 лет (средний — 25±0,1 года).

Психотические состояния в изученных случаях развились в состоянии интоксикации СК — у 28 (65,1%) больных, либо на фоне абстинентных расстройств — у 12 (27,9%). У 3 (7,0%) пациентов возникновение психотического состояния имело отсроченный дебют вплоть до 20 дней после последнего употребления С.К. Достоверно чаще (65,1%) психоз развивался в состоянии интоксикации СК.

По психопатологической структуре с учетом структуры и глубины помрачения сознания были выделены три клинических варианта психоза: 1) делириозный психоз — у 18 (41,9%) больных проявлялся ложной ориентировкой в окружающем, множественными красочными и динамичными парейдолиями, сценоподобными зрительными галлюцинациями, единичными тактильными и слуховыми обманами восприятия, отрывочными образного характера бредовыми идеями на фоне рече-двигательного возбуждения и изменчивого аффекта с преобладанием тревоги и страха; 2) делириозно-онейроидный психоз — у 19 (44,2%) больных характеризовался сновидным помрачением сознания с наплывом грезоподобных фантастических галлюцинаторно-бредовых переживаний, дезориентировкой в месте и времени и двойной ориентировкой в собственной личности, нарушенным восприятием времени, кататоническими расстройствами в виде субступора, каталепсии и отдельных кратковременных эпизодов возбуждения в пределах постели; 3) психоз по аментивному типу — у 6 (13,9%) пациентов проявлялся глубоким нарушением сознания с обеднением всех видов психической деятельности, грубой дезориентировкой в месте, времени и собственной личности, единичными бессвязными и лишенными определенной тематики зрительными и слуховыми галлюцинациями и элементами бессвязного и отрывочного образного бреда, выраженной дезинтеграцией всех компонентов мышления, распадом самосознания. Выход из психотических состояний у всех больных был литическим, через продолжительный глубокий сон [8].

В зависимости от особенностей лечения все больные были разделены на две группы.

1-я группа (16 больных, из них у 6 — делириозная форма психоза, у 7 — делириозно-онейроидная, у 3 — аментивноподобная) получала базовую терапию согласно традиционным терапевтическим схемам интенсивной терапии больных с острым интоксикационным психозом: 1) инфузионную дезинтоксикационную терапию; 2) ноотропы (пирацетам 20% раствор 20 мл внутривенно с 10 мл 40% раствора глюкозы; пиридитол 0,2—0,8 г/сут, пантогам 1,5—3,0 г/сут, фенибут 0,75—1,0 г/сут); 3) инъекции витаминов: В1, В6 — по 2,0 мл 5% раствора (чередовали через день), В12 — по 400 мкг/сут назначали для стимуляции общего обмена веществ и нормализации работы ЦНС; 4) транквилизаторы бензодиазепинового ряда (феназепам до 4—6 мг/сут; диазепам до 80 мг/сут) назначали для купирования психомоторного возбуждения. Для купирования соматических расстройств проводилась симптоматическая терапия.

2-я группа (27 больных, из них у 12 — делириозная форма психоза; у 12 — делириозно-онейроидная; у 3 — аментивноподобная) наряду с базовой дезинтоксикационной терапией получала нейролептики: бутирофеноны, обладающие мощным общим инцизивным действием, равномерно редуцирующим различные психотические расстройства (галоперидол 1,5—20 мг/сут) (подгруппа 2А — 13 человек) или атипичные антипсихотические средства из группы замещенных бензаминов (тиапридал 100—800 мг/сут) как обладающие седативным, противосудорожным, антипсихотическим эффектом (подгруппа 2Б — 14 человек). Применение нейролептиков было обусловлено их влиянием прежде всего на дофамин-, адренергические системы [9].

Терапию назначали с первого дня пребывания больного в стационаре. Эффективность лечения определяли по нормализации поведения пациента, исчезновению психомоторного возбуждения, купированию продуктивной психотической симптоматики, восстановлению критического отношения к перенесенным психическим расстройствам и ориентировки в окружающей обстановке и собственной личности.

При оценке результатов лечения использовали короткую психиатрическую оценочную шкалу (MMSE) и шкалу общего клинического впечатления (CGI) [10]. Эффект признавали хорошим при достижении полной редукции симптоматики. Оценку каждого признака осуществляли по 3-балльной шкале: 0 — отсутствие симптома, 1 — слабовыраженный, 2 — умеренно выраженный, 3 — сильно выраженный симптом.

Результаты и обсуждение

У всех больных к 3-му дню терапии наблюдался заметный терапевтический эффект по купированию продуктивной психопатологической симптоматики, аффективных расстройств, дисфории, налаживался сон. К 7-му дню наблюдалась дезактуализация синдрома патологического влечения к С.К. Сравнительный анализ терапевтической динамики показал, что включение в комплексную терапию галоперидола (подгруппа 2А) обеспечивало купирование психических расстройств в более короткие сроки по сравнению с больными из 1-й группы и подгруппы 2Б.

Соматоневрологическая симптоматика в виде общего гипергидроза, легкого тремора языка и век, выраженной тахикардии, преходящей анизокории, легкого менингизма уже с 1-го дня терапии нивелировалась у больных, получающих в комплексной терапии тиапридал (подгруппа 2Б), достоверно быстрее по сравнению с больными из 1-й группы и подгруппы 2А. Уже к 3-му дню терапии было выявлено отставание терапевтической динамики соматоневрологических нарушений у больных в подгруппе 2А (использование галоперидола) и больных 1-й группы, что сохранялось и к 7-му дню терапии. К 10-му дню наблюдалась практически полная редукция соматоневрологических расстройств.

У больных с разной психопатологической структурой психоза эффективность использованных терапевтических схем была хорошей, но динамика состояния больных имела некоторые особенности в зависимости от варианта психоза и выраженности соматоневрологических расстройств.

У больных с делириозной формой психоза во всех группах и подгруппах уже в течение 1-х суток терапии купировались острые психотические расстройства. Терапевтическая динамика соматоневрологических расстройств достоверно отличалась: у больных 1-й группы она была полностью купирована уже через 1 сут терапии, в подгруппе 2А — к 7-му дню, в подгруппе 2Б — к 3-му дню (рис. 1).

Рис. 1. Терапевтическая динамика соматоневрологической симптоматики у больных с делириозной психопатологической структурой психоза, баллы.

При делириозно-онейроидной структуре психоза терапевтическая динамика психических и соматоневрологических расстройств была достоверно лучше у больных подгруппы 2А и 2Б (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Терапевтическая динамика психических расстройств у больных с делириозно-онейроидной структурой психоза, баллы.
Рис. 3. Терапевтическая динамика соматоневрологических расстройств у больных с делириозно-онейроидной структурой психоза, баллы.
У больных подгрупп 2А и 2Б уже к 3-му дню наблюдалась заметная редукция психических расстройств, а у пациентов 1-й группы первые клинические признаки купирования психотической симптоматики появлялись только к 7-му дню. При этом у больных из подгруппы 2А полная редукция соматоневрологических расстройств наступала в более поздние сроки по сравнению с больными из подгруппы 2Б (см. рис. 3).

У большинства больных с аментивноподобной психопатологической структурой психоза заметная терапевтическая динамика отмечалась к 3-му дню терапии. При этом у больных 1-й группы психические и соматоневрологические признаки психоза сохранялись до 10-го дня. У больных из подгруппы 2Б редукция психических и соматоневрологических расстройств завершалась быстрее по сравнению с больными из подгруппы 2А (рис. 4 и 5).

Рис. 5. Терапевтическая динамика соматоневрологических расстройств у больных с аментивноподобной структурой психоза, баллы.
Рис. 4. Терапевтическая динамика психических расстройств у больных с аментивноподобной структурой психоза, баллы.

Продолжительность психоза также зависела от его психопатологической структуры и особенностей использованной терапии.

Делириозная форма психоза вследствие употребления СК купировалась в максимально короткие сроки (24±4,5 ч) при использовании традиционной дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии. При включении в терапевтический комплекс нейролептических средств терапевтическая динамика психоза затягивалась за счет замедления редукции соматоневрологических расстройств. При этом включение в программу терапии галоперидола по сравнению с включением тиопридала оказывало более выраженное негативное влияние на купирование соматоневрологических расстройств (см. таблицу).

Средняя продолжительность разных типов психоза, ч

Купирование делириозно-онейроидной формы психоза происходило в более короткие сроки при включении в комплексную терапию нейролептических средств. При этом использование тиопридала было предпочтительнее, поскольку в этом случае в более быстрые сроки наблюдалось купирование соматоневрологических расстройств.

Психотическое состояние аментивноподобной структуры купировалось в более продолжительные сроки. При этом, как и при психозе делириозно-онейроидной структуры, включение в комплексную терапию нейролептических средств существенно ускоряло наступление терапевтического эффекта, при этом эффективность тиапридала была достоверно выше (см. таблицу).

Полученные в настоящей работе данные позволяют сделать вывод, что психотические расстройства вследствие употребления СК отличаются психопатологическим полиморфизмом, что важно учитывать при терапии данных состояний. При выборе терапевтической тактики принципиальным в аспекте эффективности проводимой терапии является не только психопатологическая структура психоза (делириозный, делириозно-онейроидный и аментивноподобный варианты), но и тяжесть ассоциированной с психозом соматоневрологической симптоматики. Это связано с тем, что углубление структуры психоза за счет развития онейроидных и аментивноподобных расстройств требует включения в комплексную дезинтоксикационно-общеукрепляющую терапию нейролептических средств. Поскольку использование в терапии психозов галоперидола замедляет терапевтическую динамику соматоневрологических расстройств, при их клинической выраженности средством выбора является тиапридал. При лечении психоза делириозной структуры оптимальной является традиционная для интоксикационных психозов дезинтоксикационно-укрепляющая терапия, использование которой позволяет купировать психоз в течение 1 сут. Применение нейролептиков в данной терапевтической ситуации нежелательно, поскольку существенно затягивает купирование ассоциированных с психозом соматоневрологических расстройств.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: klimenko17@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.