Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Волкова О.М.

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Козловская Г.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Проселкова М.О.

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Тревожно-фобические расстройства в раннем детском возрасте

Авторы:

Волкова О.М., Козловская Г.В., Проселкова М.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 5280

Загрузок: 994

Как цитировать:

Волкова О.М., Козловская Г.В., Проселкова М.О. Тревожно-фобические расстройства в раннем детском возрасте. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(1):31‑34.
Volkova OM, Kozlovskaya GV, Proselkova MO. Anxiety-phobic disorders in the early childhood stage. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(1):31‑34. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти на­ру­ше­ний ког­ни­тив­ных фун­кций при би­по­ляр­ном аф­фек­тив­ном расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):15-19

Тревога и страхи - два взаимосвязанных и в то же время самостоятельных психопатологических феномена. Тревога как диффузное проявление внутренней напряженности, беспокойства лишена конкретного содержания. В отличие от тревоги страх имеет конкретное содержание, отражающее ту или иную психическую или физическую угрозу личности. Психологами тревога и страх рассматриваются как естественные этапы становления личности. Однако при определенных условиях эти феномены могут переходить в психопатологические состояния.

Проблема тревоги и страхов в детском возрасте изучалась многими исследователями [1, 2, 4, 6, 7, 13, 14] как в онтогенетическом аспекте, так и в рамках развития различных психических заболеваний. Тем не менее она не является исчерпанной и до сих пор. Изучение возникновения и динамики тревожно-фобических психопатологических проявлений в раннем и дошкольном возрасте, их клиническая феноменология, особенно в аспекте и связи с генетическими, церебрально-органическими и психогенными факторами, представляют большой как научный, так и практический интерес.

Целью настоящего исследования являлось изучение клинических проявлений и возрастной динамики тревож­но-фобических расстройств у детей раннего и дошкольного возраста с учетом их корреляции с факторами риска.

Материал и методы

Для поставленной цели провели отбор детей в возрасте от 0 до 5 лет (60 мес) с проявлениями тревоги и страхов, которые могли составить 3 группы: 1) дети с резидуальной церебрально-органической патологией в форме минимальной мозговой дисфункции; 2) дети из группы высокого риска развития по шизо­френии (с верифицированным диагнозом у ближайших родственников); 3) дети из условий материнской депривации.

В исследование были включены 80 детей: в 1-ю группу вошли 37 детей с негрубой органической церебральной патологией (минимальной мозговой дисфункцией); 2-ю группу составили 34 ребенка с признаками шизотипического диатеза, с верифицированным диагнозом шизофрении в семье; в 3-ю группу вошли 9 детей, лишенные матерей, из дома ребенка.

В работе использовались психопатологический, неврологический, педиатрический и психологический методы исследования.

Результаты и обсуждение

Страх у детей - одна из первых эмоций в онтогенезе. В литературе нет однозначного мнения по поводу сроков появления эмоции страха. Разные авторы [6, 7, 18] указывают в этом отношении на разные сроки - от 2 нед до 7 мес.

Возраст наблюдавшихся нами детей к периоду появления фобического синдрома представлен в табл. 1.

Из таблицы следует, что наиболее часто страхи в младенчестве (0-12 мес) и раннем возрасте (13-36 мес) наблюдаются у детей из группы риска по эндогенной психической патологии (2-я группа), в то время как в дошкольном возрасте (37 мес и старше) основными факторами риска являются резидуальная органическая патология и нарушения в системе мать-дитя.

Учитывая, что ранний возраст сильно колеблется в отношении уровня нервно-психического развития, мы предположили, что клинические проявления тревоги и страха должны различаться на отдельных возрастных этапах раннего детства. Наши наблюдения позволили описать типы реакций страха у детей разного возраста. Они представлены в табл. 2. Из таблицы видно, что проявления тревожно-фобического синдрома усложняются по мере увеличения возраста ребенка и степени зрелости его психических функций.

Имеющиеся в литературе [3, 6, 8, 11, 15, 18] описания детских страхов легли в основу разработанной нами методики их выявления у детей раннего возраста в виде анкеты. Из табл. 3 видно, что все признаки страхов в раннем и дошкольном возрасте сгруппированы на двух уровнях - психическом (эмоциональный и поведенческий) и соматическом (вегетативный и мышечный).

Синдром страхов, являясь предиктором аффективных нарушений в будущем, может служить ранним дифференциально-диагностическим признаком эмоционального дизонтогенеза.

По нашему мнению, фоновым расстройством для возникновения страхов является тревога, проявляющаяся уже с первых месяцев жизни. Первичными признаками тревоги были настороженность, характерная мимика, двигательное беспокойство, мышечный гипертонус, скованность позы. Соматовегетативное сопровождение указанных нарушений проявлялось в виде функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта (срыгивание, рвота, икота, спастический запор, кишечные колики), нарушений дыхательных функций (апноэ, ларингоспазмы) [1, 16]. Отмечена связь между тревожным расстройством и нарушением пищевого поведения младенцев.

Необходимо также отметить, что тревожно-фобические расстройства в наших наблюдениях часто сочетались с сезонными респираторными заболеваниями. Последние отмечались у каждого второго ребенка на 1-м году жизни и у всех детей в возрасте 3-5 лет.

В возрасте старше 3 лет, кроме соматовегетативных расстройств, тревога проявляла себя нарушениями речи (мутизм, заикание, недостаточность коммуникативной функции речи), поведения (агрессия, аутистические тенденции, навязчивые действия, ритуалы) и особенностями игровой деятельности. Тревога при определенных условиях способствовала развитию стойкого синдрома страха.

Говоря об определенных условиях, мы имеем в виду наличие тех или иных факторов риска: церебрально-органические нарушения в виде минимальной мозговой дисфункции, шизотипический диатез и депривационный психический дизонтогенез. Дифференцировать их позволяли принципы формирования групп наших больных. Было установлено, что в этом отношении возможно выделение определенных особенностей, содержания, степени выраженности, особенностей настроения и поведения, а также степени соматизации проявлений тревоги и страхов в зависимости от преморбидного состояния или фактора риска.

Рассмотрим особенности синдромов страха и тревоги в разных группах детей.

Наиболее часто страхи в раннем возрасте возникали на органически неполноценном фоне, т.е. в 1-й группе детей. В этой группе, помимо страхов, имели место повышение нейрорефлекторной возбудимости и признаки гиперпатии. Такие страхи ограничивались невротическим или неврозоподобным уровнем, были обусловлены ситуативным психогенным фактором и чаще имели конкретное содержание. Появление или обострение страхов было связано с ухудшением соматического состояния ребенка (переутомление, соматическое заболевание) и не сопровождалось высоким уровнем тревоги [5].

Во 2-й группе детей, т.е. группе высокого риска по шизофрении, страхи были распространенными нарушениями эмоциональной сферы ребенка. Как правило, они возникали на фоне выраженной тревоги и по степени интенсивности достигали субпсихотического уровня. Это объясняется глубиной поражения психической деятельности в данной группе. По-видимому, в основе эндогенных тревожно-фобических расстройств лежат нарушения не только эмоциональной сферы, но и инстинктов, восприятия и мышления или психики в целом. Именно по­этому их особенностями являются крайняя степень выраженности тревожно-фобического расстройства (паника, ужас), нелепое, вычурное, неадекватное содержание страхов, приближающееся к бредовому, сочетание страхов с нарушениями восприятия (иллюзии, возможно, галлюцинации). У детей из 2-й группы часто отмечались протопатические реакции ужаса (ночной террор) во время сна и в просоночных состояниях с двигательным возбуждением и младенческими криками. У них же были распространены страхи прикосновения (при стрижке ногтей, волос, в душе, при купании, дуновении ветра). В возрасте старше 1 года отмечались нелепые по содержанию страхи новых и хорошо знакомых предметов: кроватки, горшка, цветка, ковра, маленьких детей, игрушечного колеса, своих ручек, шума ветра, воды в трубах.

С возраста 2 лет отмечались страхи закрытых или открытых дверей, «страшного волка» (прячется за ковром), электрички (заедет в дом), дивана (засосет, когда уснешь), мишки-игрушки (задушит).

Бредоподобные страхи можно было заподозрить в случаях ярко выраженного неадекватного страха к конкретному, до этого знакомому лицу - матери, отцу, другим близким или неодушевленному предмету. Например, на фоне ранее наблюдавшихся тревоги и страхов в рамках пограничных расстройств (нередко после небольшой смены жизненного стереотипа, например переезда на дачу), возникало резкое усиление тревожно-боязливого состояния до степени бредоподобных переживаний. Дети вдруг начинали бояться до того привычных предметов: зажженной лампочки, одеяла, бутылочки с молоком, рисунка на обоях, старой знакомой игрушки, дерева, своего дедушки, знакомых людей. Реакции тревоги и страха достигали при этом состояний раптуса и паники [9].

Тревожно-фобические расстройства во 2-й группе находили отражение и в пищевом поведении. Младенцы отказывались от кормления грудью, несмотря на повышенный сосательный рефлекс, принимали некомфортную позу на руках матери, не захватывали сосок, сосание было прерывистым, длительным (могло растягиваться на 1 ч и более). К 4 нед они не фиксировали на матери взгляд, который устремляли мимо. Кормление восполнялось едой во сне, без просыпания. В более старшем возрасте дети из этой группы отказывались от определенных продуктов, обнюхивали пищу. Предполагать бредовые расстройства в виде их прообразов можно было начиная с 2-летнего возраста, но в некоторых случаях и ранее. Например, мальчик 1,5 лет начал упорно отказываться принимать пищу из рук бабушки, отталкивал еду, отмахивался, сбрасывал еду со стола. В другом примере ребенок 1,5 лет обнюхивал пищу перед началом еды, отказывался от еды и не давал ее есть родным, пытался вырвать из рук. В некоторых случаях дети или отказывались принимать пищу определенного цвета (например, белого), или боялись предметов определенной окраски.

Страхи у детей в ситуации материнской депривации (3-я группа) отмечались значительно реже, что объясняется известной дефицитарностью эмоциональной сферы детей-сирот и особенностями их депривационного воспитания [10, 12]. На первый план выходили проявления тревоги в виде нарушений поведения: пищевого - в младенчестве, познавательного и социального - после 1 года (депривационный аутизм, различные формы агрессии, двигательных расстройств и др.). Известно, что система пищевого поведения - это условно-рефлекторное реагирование ребенка на кормление, которая включает в себя комфортную для матери позу младенца, активность захвата соска, наличие и качество сосательных движений, а также следующая за приемом пищи автаркия [17]. Было установлено, что дети-сироты с признаками тревожности были беспокойны, жадно сосали из бутылочки, отличались нетребовательностью к рациону питания и отсутствием чувства насыщения. При кормлении уже со 2-й недели они рассматривали кормящего, с 3-й - следили за бутылочкой. Причиной тревожного расстройства в этой группе было отсутствие сформированной системы мать-дитя.

Результаты проведенного исследования в целом позволяют сделать следующие общие выводы: фоном для возникновения страхов в раннем детском возрасте является тревожное расстройство. Выявление тревожного расстройства возможно с младенческого периода жизни на основании характерных изменений поведения и сопровождающих его соматовегетативной дисфункции и изменений мышечного тонуса. Одним из первых критериев для диагностики тревожных расстройств в раннем возрасте являются особенности пищевого поведения.

Проявления тревожно-фобических расстройств зависят от возраста ребенка, степени его психической зрелости и типа повреждающего фактора. Чем младше ребенок, тем менее эмоциональными и более соматизированными являются проявления тревоги и страха. Преобладание в младенчестве аффективного компонента страха над соматовегетативным можно расценивать как признак психического дизонтогенеза. Клинические особенности тревожно-фобического синдрома у детей с разными факторами риска развития психической патологии могут служить ранним дифференциально-диагностическим признаком нозологической принадлежности расстройства.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.