Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Паневин А.И.

ФКУЗ «Главный клинический госпиталь МВД России», Москва, Россия, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Стулин И.Д.

Evdokimov Moscow State University of Medical Dentistry, Moscow

Садулаева А.Ш.

ФКУЗ «Главный клинический госпиталь МВД России», Москва, Россия, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Прогнозирование исходов травм и ранений головного мозга средней и тяжелой степени тяжести у пострадавших, эвакуированных из районов боевых действий

Авторы:

Паневин А.И., Стулин И.Д., Садулаева А.Ш.

Подробнее об авторах

Прочитано: 433 раза

Как цитировать:

Паневин А.И., Стулин И.Д., Садулаева А.Ш. Прогнозирование исходов травм и ранений головного мозга средней и тяжелой степени тяжести у пострадавших, эвакуированных из районов боевых действий. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(11):4‑9.
Panevin AI, Stulin ID, Sadulaeva ASh. . S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(11):4‑9. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:

Травмы и ранения головного мозга относятся к наиболее значимым причинам смерти или нетрудоспособности у пострадавших при исполнении служебных обязанностей сотрудников правоохранительных органов. По данным литературы [1], из числа оставшихся в живых пациентов с черепно-мозговой травмой (ЧМТ) только у 25% имеется относительно полное восстановление, у остальных сохраняется значительный неврологический дефицит, требующий длительной реабилитации.

В связи с большой медико-социальной значимостью данной проблемы важная роль должна отводиться вопросам прогнозирования течения и исходов травм и ранений головного мозга.

В последние десятилетия предпринимались неоднократные попытки по созданию моделей прогнозирования исходов ЧМТ [4, 5]. Эти исследования очертили достаточно широкий круг возможных факторов, прямо и косвенно влияющих или указывающих на исход травматической болезни. Определенную сложность по созданию универсальной модели вносят необходимость многоаспектности и многоэтапности прогнозирования, а также неоднородность ЧМТ по механизму и тяжести [2, 3].

С учетом изложенного актуальным является проведение исследований по определению предикторов исходов на всех этапах лечения пострадавших с ранениями и травмами головного мозга средней и тяжелой степени тяжести. Особенную ценность прогностические модели и предикторы тяжести исходов имеют для решения задач медицинской эвакуации, когда прогноз может стать основным параметром при определении целесообразности, безопасности и необходимых условий обеспечения транспортировки раненых.

Цель исследования - оценка предикторов и прогностических моделей ближайших исходов при черепномозговых повреждениях средней и тяжелой степени тяжести у пострадавших, эвакуированных из районов боевых действий.

Материал и методы

Для проведения ретроспективного анализа историй болезни в исследуемую группу методом рандомизации были отобраны 75 пострадавших с ранениями или травмами головного мозга средней и тяжелой степени тяжести, эвакуированных в Главный клинический госпиталь МВД России из районов служебно-боевого применения. Все пострадавшие - мужчины, средний возраст 29,9±6,6 года.

Для оценки ближайших исходов применяли шкалу исходов Глазго (хорошее восстановление - 5 баллов, умеренная инвалидизация - 4, тяжелая инвалидизация - 3, вегетативное состояние - 2, смерть - 1), критерии благоприятного исхода (благоприятный исход - 1 балл; неблагоприятный исход, включающий в себя смерть, вегетативное состояние, тяжелую инвалидизацию с необходимостью постоянного постороннего ухода - 0) и признаки стойкого неврологического дефицита при выписке (наличие - 1 балл; отсутствие - 0).

Статистическую обработку полученных результатов проводили с применением методов описательной статистики, корреляционного анализа, множественной линейной регрессии и построения классификации.

Результаты

Из общего числа госпитализированных 77,3% пострадавших получили боевую травму, в том числе 50,7% - минно-взрывную травму, 26,7% - пулевые и осколочные ранения. Экстракраниальные повреждения были у 62,7% пациентов.

Средний срок эвакуации в госпиталь из районов служебно-боевого применения составил 15,3±10,3 дня. На предыдущих этапах хирургическое пособие было выполнено у 63,0% пострадавших, трепанация черепа - у 54,8%, искусственная вентиляция легких (ИВЛ) в других стационарах проводилась в 66,7% случаев, вазопрессорная поддержка - в 9,8%, кортикостероиды применяли при лечении у 72,0% пострадавших, осмотические диуретики - у 50,9%, зондовое питание получали 62,7%, в период транспортировки в госпиталь на ИВЛ находились 14,9% эвакуируемых.

При поступлении в госпиталь в состоянии комы находились 13,3% раненых, сопор или оглушение отмечались у 21,3% пострадавших. У 40,0% пациентов при проведении компьютерной томографии выявлены контузионные очаги головного мозга, у 16,0% - внутричерепные кровоизлияния, признаки облитерации III желудочка и базальных цистерн головного мозга определили у 9,8% травмированных.

Осложненное течение травматической болезни наблюдалось у ⅓ пострадавших: пневмония - у 30,7% пациентов, инфекция мочевых путей - у 13,3%, менингоэнцефалит - у 12,0%, почечная недостаточность - у 6,7%, сепсис, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС) и полиорганная недостаточность - у 5,3%, желудочно-кишечные кровотечения - у 4,0%. За период лечения в стационаре эпизоды психомоторного возбуждения отмечались у 17,3% больных и динамическое ухудшение уровня сознания - у 5,3%.

Неблагоприятный исход (смерть, инвалидность с потребностью постоянного постороннего ухода) был у 18,6% пострадавших, из их числа у 5,3% - летальный исход. По шкале исходов Глазго хорошее восстановление наблюдалось у 24,3% пациентов, умеренная инвалидизация - у 43,3%, тяжелая - у 27,1%. Неврологический дефицит при выписке сохранялся у 64,8% больных.

Результаты корреляционного анализа между изучаемыми предикторами и ближайшими исходами приведены в табл. 1.

Наибольшую значимость показали такие предикторы, как уровень сознания, значения по шкале комы Глазго и ее отдельным подшкалам, сохранность корнеального рефлекса, нарушения функции тазовых органов, наличие пирамидной недостаточности, признаки прорыва гематомы в желудочковую систему по данным КТ, уровни креатинина, мочевины и глюкозы крови, выраженность лейкоцитоза, средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) в первые 14 дней пребывания в госпитале. Все виды осложнений показали свою значимую корреляцию с худшими исходами травматической болезни.

Результаты полученных корреляций легли в основу дальнейшего отбора предикторов для поиска оптимальных, статистически достоверных прогностических моделей исходов с учетом исключения из них коллинеарных показателей. Для прогнозирования исходов наиболее значимыми были такие предикторы, как значение шкалы комы Глазго, ее подшкал «Открывание глаз» и «Вербальная функция», сохранность корнеального рефлекса, выраженность пирамидной недостаточности, лейкоцитоз, уровень мочевины крови, нарушение мочеиспускания при поступлении в госпиталь, средняя частота сердечных сокращений в первые 2 нед пребывания в стационаре, развитие полиорганной недостаточности.

Основные параметры моделей множественной линейной регрессии для прогнозирования благоприятного исхода приведены в табл. 2 и 3.

Коэффициенты детерминации (R2) составили 0,371 (p=0,019) для первой модели и 0,385 (p=0,049) для второй.

Формула модели №1 множественной линейной регрессии для прогнозирования благоприятного исхода в краткосрочной перспективе при травмах и ранениях головного мозга тяжелой и средней степени тяжести: Исход (благопр.)=0,615+0,106·Верб–0,034·Мочев[1]

Формула модели №2 множественной линейной регрессии для прогнозирования благоприятного исхода в краткосрочной перспективе при травмах и ранениях головного мозга тяжелой и средней степени тяжести: Исход (благопр.)=0,832+0,074·Верб–0,019·Лей–0,176·НМоч

При определении предикторов благоприятного исхода методом построения классификаций было отобрано три модели (рис. 1).

Рисунок 1. Классификационные древовидные модели прогнозирования исхода - благоприятного и неблагоприятного - в краткосрочной перспективе при травмах и ранениях головного мозга тяжелой и средней степени тяжести.
В первой модели предикторы «Открывание глаз» свыше 2 баллов (произвольное и на обращенную речь) в совокупности с отсутствием нарушения мочеиспускания в 100% классифицированных наблюдений (48,7% всех изучаемых случаев) предсказали благоприятный исход. Во второй модели аналогичный исход предсказали общий балл по шкале комы Глазго свыше 8 пунктов и уровень мочевины крови при поступлении менее 6,4 ммоль/л. В третьей модели предусмотрено четыре предиктора. Основной предиктор - вербальная функция (с точкой разделения на границе «нечленораздельные звуки, бормотание» и «отдельные слова, бессвязная речь»). Нарушение вербальной функции (1 и 2 балла по шкале) при поступлении в госпиталь и средняя частота сердечных сокращений свыше 90 ударов в минуту (в первые 2 нед пребывания в стационаре) определили неблагоприятный исход в 100% случаев у пациентов данной подгруппы. Сохранность речи (3-5 баллов), уровень лейкоцитоза менее 10·109/л и отсутствие нарушений мочеиспускания предсказывали благоприятный исход.

С целью прогнозирования результатов, оцениваемых по шкале исходов Глазго, методом древовидной классификации разделение изучаемой группы произведено по значению функции «Открывание глаз» шкалы комы Глазго (точка разделения - 2 балла). Дальнейшее деление в подгруппах по результатам исходов определяли уровень мочевины в крови при поступлении и наличие полиорганной недостаточности (рис. 2).

Рисунок 2. Классификационная древовидная модель прогнозирования ближайших результатов, оцененных по шкале исходов Глазго, при травмах и ранениях головного мозга тяжелой и средней степени тяжести.

Прогнозирование сохранности неврологического дефицита по данным изучаемой группы наиболее достоверно представила модель с предикторами в виде выраженности пирамидной недостаточности и сохранности корнеального рефлекса (табл. 4).

Коэффициент детерминации - R2=0,617 (p=0001)

Формула модели множественной линейной регрессии для прогнозирования наличия неврологического дефицита у пострадавших с травмами и ранениями головного мозга тяжелой и средней степени тяжести: Сохранение неврологического дефицита= 0,889+0,295· ПирН–0,381·КорнР

Древовидная модель предсказания неврологического дефицита также включила в себя в качестве основного предиктора выраженность пирамидной недостаточности, вторым предиктором, как и во многих предыдущих классификациях, выступил фактор нарушения мочеиспускания при поступлении (рис. 3).

Рисунок 3. Классификационная древовидная модель прогнозирования стойкого неврологического дефицита у пациентов с травмами и ранениями головного мозга тяжелой и средней степени тяжести.

Обсуждение

Особенности данного исследования (однородность пола и возраста исследуемой группы; определение предикторов в ограниченный промежуток времени, соответствующий периоду эвакуации пострадавших на госпитальный этап; небольшой объем выборки) накладывают соответствующие ограничения на возможность практического использования полученных моделей и экстраполяции их результатов на другие группы пострадавших.

Однако выявленные предикторы и их сочетание в отобранных моделях свидетельствуют о некоторых устойчивых тенденциях, учет которых в острый и ранний восстановительный периоды позволяет более верно оценить ожидаемые риски неблагоприятного течения и исхода травматической болезни и соответственно предоставить своевременную возможность соответствующей коррекции лечебно-профилактических мероприятий.

Настоящее исследование подтверждает данные литературы о прогностической ценности шкалы комы Глазго и ее составляющих подшкал в отдельности. Оценка и учет общесоматических показателей (наличие воспалительных процессов и органной недостаточности, в том числе изменений показателей гемодинамики, нарушений функции почек и мочеиспускания) позволяют существенно улучшить качество любых прогностических моделей для оценки рисков неблагоприятных исходов.

[1] В этой и следующих формулах используются сокращения: благопр. - благоприятный исход; Верб - вербальная функция; Мочев - уровень мочевины в крови; Лей - лейкоциты крови; HMoч - нарушения мочеиспускания; откр. глаз - открывание глаз; ПирН - пирамидная недостаточность; КорнР - корнеальный рефлекс. Все показатели при поступлении в госпиталь.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.