Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Макушкин Е.В.

«Центр психического здоровья» МЕДСИ;
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России

Макушкина О.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России

Хайретдинов О.З.

ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»

Абрамов А.В.

ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»;
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России

Шкитырь Е.Ю.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России

Апросимова С.И.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России

Популяционное исследование суицидального поведения у детей и подростков в Российской Федерации в 2023 г.

Авторы:

Макушкин Е.В., Макушкина О.А., Хайретдинов О.З., Абрамов А.В., Шкитырь Е.Ю., Апросимова С.И.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1467 раз


Как цитировать:

Макушкин Е.В., Макушкина О.А., Хайретдинов О.З., Абрамов А.В., Шкитырь Е.Ю., Апросимова С.И. Популяционное исследование суицидального поведения у детей и подростков в Российской Федерации в 2023 г.. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2024;124(11‑2):27‑35.
Makushkin EV, Makushkina OA, Khayretdinov OZ, Abramov AV, Shkityr EYu, Aprosimova SI. The population-based study of suicidal behavior in children and adolescents in the Russian Federation in 2023. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(11‑2):27‑35. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202412411227

Рекомендуем статьи по данной теме:

На современном этапе разработка новых ведомственных и межведомственных мер, определяющих реализацию государственной программы по преодолению и превенции суицидального поведения у несовершеннолетних не вызывает сомнения. На приоритетность разработки эффективных мер по его предупреждению неоднократно указывалось в работах значительного числа отечественных и зарубежных исследователей [1—3].

В 2015 г. главный внештатный специалист психиатр Минздрава России З.И. Кекелидзе и главный внештатный специалист детский психиатр Минздрава России Е.В. Макушкин на различных совещаниях ведомства, посвященных проблемам суицида и суицидоопасного поведения у подростков и молодежи, выступали с предложением организации профилактической работы на уровне системы образования, а также необходимости отдельной федеральной целевой программы. Предлагалось также рассмотреть вопрос о подготовке врачебных кадров для школ. Также указывалось на необходимость повышения осведомленности и обеспечения вовлеченности школьных психологов в психологическую коррекцию и психопрофилактику. В отдельном письме в 2016 г. в адрес ведомства указывались проблемные аспекты, предлагались пути их решения: внедрение единых для всех ведомств стандартизированных форм регистрации и статистического учета суицидального поведения несовершеннолетних на региональном и федеральном уровнях; проведение психологического скрининга в учебных заведениях с целью выявления групп риска в сочетании с целевым обучением преподавательского состава и школьных психологов; внедрение модулей по укреплению жизнестойкости и стрессоустойчивости подростков с целью первичной профилактики их суицидального поведения; обучение родных и близких подростков бдительности относительно ранних признаков депрессии и суицидального поведения, в том числе с применением телемедицинского консультирования; развитие антисуицидальных интернет-ресурсов с привлечением профессионалов для онлайн-консультирования, в том числе добровольцев, успешно переживших кризисное состояние, в противовес сайтам террористической направленности с подстрекательством к суициду; развитие сети кабинетов социально-психологической поддержки, с входящими в их состав мобильными междисциплинарными бригадами, специализированных кризисных стационаров при многопрофильных больницах; реализация ограничительных мер относительно безрецептурной продажи лекарств с учетом их доли в составе средств самоотравления у подростков; усиление информационной и просветительской роли средств массовой информации в превенции суицидального поведения несовершеннолетних.

Было инициировано проведение межведомственного совещания, посвященного проблемам детского и подросткового суицида с подготовкой обращения в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки Национальной стратегии превенции суицида у населения Российской Федерации.

Тридцатилетний опыт работы с несовершеннолетними, включая оказание им специализированной помощи в амбулаторном и стационарном звене, а также производство комплексных судебно-психиатрических экспертиз, включая посмертные по фактам суицида, позволяют отметить значимые социальные и медицинские факторы, предрасполагающие к совершению суицида несовершеннолетними. Среди них: жестокое обращение в семье; буллинг в кругу сверстников; допубертатное и пубертатное начало аффективных расстройств в структуре биполярного-аффективного расстройства либо шизофрении, либо собственно психогенной депрессии; черты сензитивности и тревожности; импульсивность, нарушения регуляции поступков и поведения. На современном этапе общепризнанна потенциирующая роль приема алкоголя, наркотиков, психостимуляторов и иных психоактивных веществ (ПАВ) в повышении риска суицида, также как и значение пережитого детьми сексуального насилия (пациенты обеих полов) и последующего развития посттравматического стрессового расстройства. Также известны далеко не единичные случаи, когда при производстве посмертных экспертиз несовершеннолетним суицидентам экспертами не были обнаружены данные о наличии какого-либо психического расстройства. Соответственно нет оснований полагать, что лишь психическое расстройство предрасполагает к совершению суицида. Следует учитывать и психологическую специфику детей и подростков, также как и аутоагрессивный, «интрапунитивный», практически личностный предболезненный тип реагирования в субъективно сложных ситуациях и жизненных обстоятельствах.

По данным Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ), в 2021 г. число самоубийств детей и подростков в стране возросло на 37,4% по сравнению с 2020 г., и составило 753 случая. В 2023 г. пытались совершить самоубийство 6317 несовершеннолетних, в результате завершенного суицида погибло 678 детей и подростков. В расчете на 100 тыс. населения показатель распространенности суицидального поведения составил 23,2, завершенных суицидов — 2,2. В 2022 г. его значения были равны 18,8 и 2,2 соответственно. Приведенные данные свидетельствуют о неблагоприятных характеристиках с наметившейся тенденцией роста уровня аутоагрессии в детско-подростковой популяции. Отмечаются существенные различия в величинах показателей между субъектами РФ. Имеется рост количества парасуицидов и суицидов несовершеннолетних в Калужской, Самарской областях и Ставропольском крае. Высокие показатели распространенности завершенных суицидов детей и подростков установлены в Республиках Тыва, Бурятия, Марий-Эл (8,1; 5,0 и 4,8 на 100 тыс. населения соответственно). При этом произошедший в Республике Марий-Эл рост показателя летальности несовершеннолетних от суицида, составивший в 2023 г. 133%, сопровождался снижением количества выявления попыток самоубийств на 25%. Это, по мнению СК РФ, свидетельствует о неэффективности профилактической работы.

Для России с ее географической протяженностью и огромным разнообразием в социально-экономическом и культурально-этническом аспектах региональные особенности суицидальной активности детей и подростков имеют особое значение. Ранее были опубликованы результаты ряда исследований, посвященных разработке этой проблемы, в различных регионах страны: г. Москве [4, 5], Краснодарском крае [6—8], Республиках Башкортостан [9] и Бурятии [10—12], Сибирском федеральном округе [13], в том числе у коренных народов Сибири [14—15] и др.

В.А. Макашева и Е.Р. Слободская [13] показали обратную корреляцию между учтенной заболеваемостью психическими расстройствами и частотой суицидов среди детей и подростков в Сибирском федеральном округе, подчеркнув решающее социальное значение службы психического здоровья детей и подростков. По результатам комплексного исследования самоубийств у подростков коренных популяций Сибири, в несколько раз превышающих показатели сверстников других национальностей [14], Н.Б. Семеновой [15] выделены когнитивные факторы риска — дисфункциональные установки, склонность к чрезмерной генерализации, субъективное ощущение неразрешимости жизненных трудностей; меньшая адаптивность поведения в ситуации фрустрации с блокированием активности.

Подавляющее большинство проведенных исследований касались отдельных аспектов суицидологии в детском и подростковом возрасте: клинико-психологических [4], вопросов организации лечения и профилактики суицидального поведения у детей и подростков [5], оценки клинических, когнитивных, культуральных, семейных, социальных факторов [14—20], в том числе по материалам посмертных заключений комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз завершенных суицидов [10—19]. Вместе с тем, комплексных многоаспектных популяционных исследований суицидального поведения у детей и подростков в Российской Федерации ранее не проводилось [2].

17 февраля 2017 г. Президент страны В.В. Путин в рамках Перечня поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей дал поручение Правительству Российской Федерации принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида. Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 №2098-р и от 26.04.2021 №1058-р были утверждены комплексы мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних. Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой (пункт 6 Протокола заседания Правительственной комиссии от 10.10.2023 №1пр) поручено Минздраву России провести анализ случаев совершения подростками в возрасте от 10 до 14 лет попыток суицида, а также непосредственно суицидов в 2023 г.

Цель исследования — изучение суицидального поведения несовершеннолетних с разработкой предложений о дополнительных мерах при организации работы различных субъектов профилактики в отношении детей и подростков.

Материал и методы

В рамках исполнения этого поручения главным внештатным детским специалистом психиатром МЗ РФ были разработаны две карты для анализа случаев совершения суицидов и попыток суицида несовершеннолетними, состоящие из 9 разделов каждая. В них включено 46 социальных, медицинских, деперсонифицированных параметров, значимых и предположительно влияющих на формирование суицидального поведения у детей и подростков, также как и оценочные показатели ведомственного и межведомственного взаимодействия при попытках суицидального поведения, специфика оказания помощи при кризисных состояниях, оперативного реагирования и мер поственции при суицидах у несовершеннолетних. Оценивались: семейная адаптация, условия воспитания; анамнестические сведения о наследственной отягощенности, фактах девиантного и аутоагрессивного поведения, употребления ПАВ; образование и занятость; состояние здоровья с отражением фактов наблюдения у специалистов; социально-психологическое окружение несовершеннолетнего с оценкой наличия проблем интеграции в кругу сверстников, жестокого обращения, сексуального насилия, буллинга, конфликтов по месту обучения. Отдельные разделы карт посвящены обстоятельствам суицидального поведения и мерам, принятым по факту совершения суицида или парасуицида.

В органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья было направлено Письмо Минздрава России №15-2/5046 от 18.12.2023 с поручением представить сведения о фактах суицидального поведения несовершеннолетних. К 15.02.2024 запрашиваемая информация была получена из 63 регионов страны, а к 04.04.2024 — из 78. Руководителями психиатрических служб представлены данные о 429 случаях суицида и 2547 попыток суицида. Общее количество — 2976 случаев. В ряде карт, направленных в Минздрав России из субъектов РФ, при заполнении параметров использовались формулировки «нет сведений». Это определяет расхождение в отдельных количественных показателях.

Систематизация данных осуществлялась в программе Microsoft Office Excel, 2016. Статистический анализ проводился в программе IBM SPSS Statistics 26. Категориальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей.

Результаты

Установлено преобладание лиц старшего подросткового возраста среди несовершеннолетних с суицидальным поведением. Доля лиц в возрасте 15—17 лет составляла 62,0% (n=266) в общем числе респондентов, ушедших из жизни в результате суицида; от 10 до 14 лет — 35,7% (n=153). Аналогичные возрастные характеристики с преобладанием старших подростков имелись у лиц, совершивших суицидальные попытки (табл. 1).

Таблица 1. Социально-демографические характеристики несовершеннолетних с суицидальным поведением, n (%)

Параметр

Суицидальная попытка, n=2547

Завершенный суицид, n=429

Возраст на момент совершения суицида, лет

10—14

1061 (41,7)

153 (35,7)

15—17

1448 (56,9)

266 (62,0)

Пол

мужской

465 (18,3)

230 (53,6)

женский

2051 (80,5)

197 (45,9)

Место проживания

город

1490 (58,5)

266 (62,0)

поселок

135 (5,3)

39 (9,1)

село

353 (13,9)

87 (20,3)

Характеристика семьи

семья социально благополучная

1369 (53,7)

234 (54,5)

семья социально неблагополучная

346 (13,6)

45 (10,5)

семья полная

982 (38,6)

179 (41,7)

несовершеннолетний является сиротой

112 (4,4)

11 (2,6)

Количество детей в семье несовершеннолетнего

1

775 (30,4)

89 (20,7)

2

542 (21,3)

90 (21,0)

3

257 (10,1)

44 (10,3)

4

59 (2,3)

7 (1,6)

5 и более

32 (1,3)

13 (3,0)

Примечание. Здесь и в таблицах 2—4 имеется расхождение в количественных характеристиках оцениваемых параметров с общим числом респондентов, что определяется отсутствием соответствующей информации в картах у части респондентов.

Распространенность, мотивация, импульсивность, иные особенности суицидального поведения различаются в зависимости от возраста. В детском возрасте подобное поведение встречается достаточно редко и, как правило, связано с тяжелыми для ребенка психотравмирующими обстоятельствами. Основной «статистический пик» приходится на возрастную группу 16—19 лет и в большинстве своем связан с манифестацией психических нарушений, в первую очередь расстройств аффективного спектра. В этой возрастной группе наблюдается максимальная выраженность актов самоповреждающего поведения в сочетании с девиантным поведением. По нашим данным, для девушек более характерны психогенные депрессии либо хронические тревожно-депрессивные состояния, для молодых людей — острые стрессовые тревожно-дисфорические реакции и манифестации заболеваний эндогенного спектра.

При анализе гендерных характеристик респондентов установлено некоторое преобладание лиц мужского пола в контингенте лиц, совершивших суицид (53,6%; n=230). В случаях попыток суицида гендерное распределение имело иные характеристики — доля девочек была равна 80,5% (n=2051).

Сведения, полученные из субъектов РФ, свидетельствуют о большей распространенности аутоагрессивного поведения среди подростков, проживающих в городе. Так, в числе лиц, совершивших суицид, жители города составляли 62,0% (n=266). Доля городского населения среди совершивших суицидальные попытки также преобладала (58,5%; n=1490).

По результатам анализа семейной адаптации и условий воспитания несовершеннолетних выявлено, что значительная доля несовершеннолетних с суицидальным поведением воспитывались в социально неблагополучных семьях. При этом данные по профилактизирующей работе с этими семьями не представлены, несмотря на наличие соответствующих пунктов в картах для анализа случаев совершения суицидов и попыток суицида несовершеннолетними, направленных в регионы страны. По результатам запроса в регионы не получены сведения о взаимодействии на региональном уровне органов здравоохранения и органов опеки и попечительства, а также социальной защиты населения по предупреждению суицидального поведения детей из социально неблагополучных семей. В семьях 1009 несовершеннолетних (33,9%) взаимоотношения были конфликтными. В заполненных специалистами субъектов РФ картах отсутствуют сведения об использовании «Телефона доверия», иных формах оказания помощи несовершеннолетним при кризисных ситуациях.

Анализ анамнестических сведений о респондентах позволил установить факты наследственной отягощенности психическими расстройствами у лиц, совершивших суицидальные попытки и из числа ушедших из жизни в результате суицида (табл. 2). Установлено, что родители, близкие родственники несовершеннолетних с суицидальным поведением имели зависимость от ПАВ; имелись родственники, ранее совершавшие суицид либо суицидальные попытки. Различные формы нарушений поведения в подростковом возрасте отмечались у 730 (24,5%) респондентов. Лица с такими проблемами отличались конфликтностью со склонностью к проявлению агрессии к окружающим, отказывались от обучения, прогуливали занятия, употребляли психоактивные вещества в компании сверстников, совершали противоправные действия. В ряде случаев правоохранительные органы проводили профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей (см. табл. 2).

Таблица 2. Особенности развития несовершеннолетних с суицидальным поведением, n (%)

Параметр

Суицидальная попытка, n=2547

Завершенный суицид, n=429

Несовершеннолетний(-ая) имел наследственную отягощенность в связи с психическими расстройствами

287 (11,3)

16 (3,7)

Родители, близкие родственники страдают зависимостью от ПАВ

337 (13,2)

30 (7,0)

В семье имеются родственники, ранее совершавшие суицид либо суицидальные попытки

74 (2,9)

16 (3,7)

Наличие конфликтов в семье несовершеннолетнего

926 (36,4)

83 (19,3)

Ранее отмечались девиации в поведении

669 (26,3)

61 (14,2)

Ранее совершал(-а) суицидальную попытку

407 (16,0)

32 (7,5)

Ранее совершенная попытка суицида была расследована представителями МВД

114 (4,5)

11 (2,6)

Правоохранительные органы обеспечивали профилактическую работу с семьей и ребенком

328 (12,9)

22 (5,1)

Несовершеннолетний употребляет алкоголь/наркотики/ПАВ

292 (11,5)

30 (7,0)

В связи с нарушениями поведения, употреблением ПАВ находился под наблюдением психиатра-нарколога

130 (5,1)

14 (3,3)

Получены данные о распространенности у этого контингента лиц употребления алкоголя, наркотиков и иных ПАВ. При этом под наблюдением у психиатра-нарколога находилась лишь небольшая их доля (см. табл. 2).

Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые респонденты, совершившие суицидальную попытку, и те, чей суицид завершился летальным исходом, ранее уже совершали аутоагрессивные действия (см. табл.2). Это, как известно, является значимым фактором риска повторного суицидального поведения и свидетельствует о необходимости реализации превентивных мероприятий. При этом установлено, что лишь в 11,1% субъектов РФ организовано представление лечебно-профилактической помощи несовершеннолетним с риском суицидального поведения, а также совершившим суицидальные попытки, в специализированных кризисных центрах и стационарах. Межведомственные нормативно-правовые акты и маршруты оказания помощи несовершеннолетнему суициденту находятся в состоянии поэтапного развития и разработки в 41,3% регионах страны, территориальные программы превенции детского суицида имеются в 30,1% из числа представивших данные в сопроводительных письмах. В иных территориях указанные документы требуют разработки и утверждения на уровне субъекта РФ.

В процессе анализа занятости и социальной адаптации респондентов определено, что, несмотря на школьный возраст, к моменту совершения суицидальных действий обучались в образовательных организациях только 2056 человек (69,1%). Установлено, что в 1577 случаях (53,0%) несовершеннолетние с суицидальным поведением имели проблемы интеграции в кругу сверстников, подвергались жестокому обращению, сексуальному насилию, насмешкам и буллингу, в т.ч. посредством информационной среды, отмечали конфликты по месту обучения (табл. 3).

Таблица 3. Адаптационные характеристики несовершеннолетних с суицидальным поведением, n (%)

Параметр

Суицидальные попытки, n=2547

Завершенные суициды, n=429

Образование, занятость

на момент совершения суицида нигде не учился

68 (2,7)

25 (5,8)

являлся учащимся (учащейся) общеобразовательной школы

1480 (58,1)

221 (51,5)

другое место обучения

282 (11,1)

73 (17,0)

на момент совершения суицида работал

32 (1,3)

3 (0,7)

Социально-психологическое окружение несовершеннолетнего

отмечаются/отмечались проблемы интеграции в кругу сверстников

585 (23,0)

27 (6,3)

ранее подвергался жестокому обращению

106 (4,2)

8 (1,9)

ранее подвергался(-ась) сексуальному насилию

38 (1,5)

6 (1,4)

в кругу сверстников подвергался(-ась) насмешкам, буллингу

260 (10,2)

8 (1,9)

подвергался буллингу в информационной среде (социальная сеть, смс-сообщения, фото и прочее)

87 (3,4)

7 (1,6)

отмечаются/отмечались конфликты по месту обучения

431 (16,9)

14 (3,3)

оказывалась коррекционная поддержка психологом в школе

477 (18,7)

39 (9,1)

Известно, что службы оказания медицинской помощи должны включать профилактику суицида в качестве одного из важнейших компонентов предоставляемых услуг детям и их законным представителям. Раннее выявление психических расстройств и расстройств поведения, своевременная и эффективная лечебно-реабилитационная работа — важнейшее условие обеспечения необходимой помощи тем, кто в ней нуждается. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что лишь 90 (21,0%) из 429 респондентов, совершивших завершенный суицид, ранее находились под наблюдением медицинских специалистов (педиатры, неврологи и др. специалисты), в том числе 44 (10,3%) наблюдались детским врачом-психиатром амбулаторно, 6 (1,4%) имели группу инвалидности, 21 (4,9%) получал психофармакотерапию в условиях стационара. Психотерапевтическая коррекция проводилась в отношении 25 (5,8%) респондентов, 8 (1,9%) оказывалась помощь детским психиатром в кризисном центре.

Известно, что суицидальное поведение подростков может быть связано с физическими и неврологическими последствиями различных заболеваний и инвалидностью, что влечет тяжелое социально-экономическое и психологическое бремя для несовершеннолетнего и его семьи, поэтому в программы превенции в отношении этого контингента должен быть обязательно включен анализ групп детей-инвалидов по различным заболеваниям с последующей разработкой комплексных мер психологической поддержки.

В процессе исследования установлено, что наиболее распространенными способами самоубийства несовершеннолетних являлись самоповешание и падение с высоты. Попытка суицида совершались преимущественно путем отравления, приема токсических (в т.ч. лекарственных) веществ (табл. 4).

Таблица 4. Адаптационные характеристики несовершеннолетних с суицидальным поведением, n (%)

Параметр

Суицидальные попытки

n=2547

Завершенные суициды n=429

Способ совершения суицида/попытки суицида

самоповешение

76 (3,0)

188 (43,8)

утопление

7 (0,3)

5 (1,2)

отравление, прием токсических (в т.ч. лекарственных) веществ

1079 (42,4)

18 (4,2)

применение огнестрельного оружия

1 (0,04)

2 (0,5)

попадание под автотранспорт

5 (0,2)

12 (2,8)

падение с высоты

112 (4,4)

117 (27,3)

другое (указать)

766 (30,1)

2 (0,5)

Меры, принятые после совершения суицидальных действий

оказанная медицинская помощь по поводу совершенной попытки суицида

1072 (42,1)

лечение у травматолога

361 (14,2)

лечение у токсиколога

701 (27,5)

другое

356 (14,0)

лечение у психиатра

1514 (59,4)

проводилось расследование попытки суицида со стороны представителей МВД России

941 (36,9)

производилась посмертная/прижизненная судебно-медицинская экспертиза

63 (2,5)

196 (45,7)

производилась судебно-психиатрическая экспертиза

35 (1,4)

123 (28,7)

обстоятельства суицида изучены и доложены межведомственной комиссии

166 (38,7)

межведомственной комиссией приняты решения

673 (26,4)

134 (31,2)

Результаты исследования свидетельствуют о том, что лишь в 59,4% случаев лица, совершившие попытку суицида, в целях предупреждения повторного суицидального поведения получали специализированную медицинскую помощь врача-психиатра. При этом имеется 21 случай отказа родителей или законных представителей от оказания психиатрической помощи несовершеннолетнему (см. табл. 4), что в ряде случаев определяет проблему анозогнозии у родителей, опекунов и законных представителей детей и требует ее отельной проработки в части психообразования родителей психиатрами и психологами в регионах.

Проведен анализ деятельности координационных органов межведомственной профилактики по превенции суицидального поведения несовершеннолетних в субъектах РФ. Установлено, что в таких органах рассмотрено 134 случая суицида и 673 суицидальных попыток. В межведомственной работе принимали участие специалисты системы образования здравоохранения, социальной защиты населения, сотрудники органов полиции, Следственного комитета и МЧС. Количество посмертных судебно-медицинских экспертиз в случаях суицида несовершеннолетних можно считать объективно недостаточным. Их результаты являются крайне важными для разработки региональных программ превенции суицидального поведения у несовершеннолетних. Устанавливаемые в ходе производства экспертиз сведения о соматическом и психическом состоянии подростка, также как и наличие инвалидности, иных факторах, оказавших влияние на совершение суицидов в подростковой популяции, имеют значение для эффективного межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и социальной защиты.

Обсуждение

Классиком отечественной — советской, российской суицидологии А.Г. Амбрумовой еще в 1980 г. была сформирована теоретическая концепция, согласно которой суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Это поведение рассматривается как один из видов поведенческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему диапазону диагностических вариаций — от психической нормы до выраженной патологии. Факторы риска и непосредственно причины суицидального поведения сложны и многообразны. Социокультуральные условия, генетические особенности, состояние физического и психического здоровья индивида, особенности его взаимодействия с окружающей социальной средой, характер актуального психогенного воздействия оказывают влияние на стрессоустойчивость. Реакции различных людей на трудные жизненные ситуации, стрессовые факторы имеют значительные различия — от поиска рационального, конструктивного способа их преодоления до самоубийства.

Суицидальное поведение детей и подростков имеет свой особенный механизм формирования, во многом связанный с факторами семейной и школьной адаптации и опосредованный личностной незрелостью. Свойственные этому возрастному периоду аффективная неустойчивость, недостаточность эмоционального и когнитивного контроля над поведением способствуют формированию неэффективных копинг-стратегий в фрустрирующих ситуациях. Социально неблагополучная семья, жестокое отношение к ребенку, патологические стили воспитания, буллинг в образовательной среде способствуют формированию предрасположенности к аутоагрессии.

Результаты анализа 2976 случаев суицидального поведения несовершеннолетних подтверждают мнение специалистов о том, что добровольный уход из жизни характерен для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Влияние на его формирование оказывают воспитание в неблагополучных семьях, конфликтные внутрисемейные отношения, употребление наркотиков, психостимуляторов, алкоголя и иных ПАВ, жестокое обращение, насмешки и буллинг, конфликты по месту обучения. Помощь и поддержка психологов, педагогов, специалистов системы здравоохранения и органов опеки пока еще оказывается далеко не всем нуждающимся в ней подросткам. На местном уровне необходимо системное и комплексное понимание проблемы, в том числе и решение вопросов кадрового дефицита.

Анализ полученных результатов позволяет выделить две наиболее типичные суицидальные ситуации. Для первой характерно проживание в неблагополучной семье, наличие конфликтных отношений, девиантное поведение. Для второй — воспитание суицидента в благополучной семье, отсутствие конфликтных отношений. Существенное число самоубийств несовершеннолетних из благополучных семей (без проявлений насилия, патологических стилей воспитания и конфликтных взаимоотношений), вероятно, может быть объяснено негативным средовым стрессорным воздействием.

Как показывает практика, испытывая недостаток общения с родителями, в силу особенностей возрастного этапа психического развития, дисгармонии отношений в семье, дети и подростки могут доверяться незнакомым лицам, которые по причине враждебного экстремизма и специальной подготовки «внезапно» становятся субъективно значимыми «авторитетами», обладающими способностями психологического воздействия и негативного инструктирования и побуждения к суициду через информационное пространство и средства коммуникации. Тем самым можно полагать, что в значительном числе случаев имеются искаженная, ложная дезадаптивная компенсация за счет внешней среды, а также сети Интернет, наличие дефицита межличностного внутрисемейного контакта, отказ от реального межличностного взаимодействия с уходом в виртуальный мир и киберпространство с возможным подпаданием под влияние групп террористической направленности, склоняющих к совершению суицида.

В целом полученные данные позволили выявить ряд важных закономерностей, позволяющих кроме обобщенных выводов сформулировать предложения по превентивным мерам в отношении несовершеннолетних из групп риска по суицидальному поведению.

Добровольный уход из жизни, по итогам проведенного анализа, совершен в большом числе случаев подростками из полных, социально благополучных семьей, посещавшими учебные заведения. Факты девиантного поведения установлены у каждого четвертого суицидента, конфликтные семейные отношения — у трети, проблемы социальной адаптации (в т.ч. с насмешками и буллингом, конфликтами по месту обучения) — у половины.

Таким образом, основными мишенями профилактики суицидального поведения в работе с подростками являются обучение навыкам совладания со стрессом и расширение репертуара паттернов поведения в стрессовой ситуации; выявление и профилактика аффективных, психогенно обусловленных депрессивных состояний; обучение навыкам эмоциональной регуляции и дифференциации эмоционального состояния; предупреждение импульсивности при предрасположенности к ней, устранение дисгармоничности в семейных отношениях. Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является одной из краеугольных проблем современной демографии, решение которой возможно лишь на государственном, междисциплинарном и межведомственном уровнях.

Для повышения результативности этой работы крайне важно активное, системное, объявленное предоставление профильной психологической помощи и поддержки учащимся непосредственно в образовательных организациях. Для предотвращения суицида в субъектах необходимо обеспечить межведомственный патронат детей из неблагополучных семей с предупреждением патологического воспитания, безнадзорности, жестокого обращения с своевременным изъятием из семьи в случае угрозы благополучию ребенка.

Важной частью мер превенции является доступность предоставления услуг кризисной, комплексной медицинской помощи и поственции для несовершеннолетних вне зависимости от места их проживания с решением задач подготовки профильных кадров. Еще одна стратегическая задача — это повсеместное внедрение и последующее системное развитие цифровых технологий мониторинга, превенции и обеспечение ответственными за эту деятельность ведомствами и службами безопасности детей в информационном пространстве.

Заключение

В субъектах страны приоритетным является информирование заинтересованных ведомств о самоубийствах и суицидальных попытках несовершеннолетних, обеспечив надежность, достоверность и доступность такого рода данных. Необходимо наличие в каждом регионе страны планов межведомственных мероприятий по предупреждению суицидального поведения детей и подростков субъектами профилактики (по аналогии с Планом межведомственных мероприятий («Дорожная карта») по превенции социального сиротства на 2022—2025 гг.) и контроль их реализации. В этих задачах по направлению деятельности ведомства призваны обеспечивать дальнейшую системную превентивную работу. В том числе неотъемлемой частью межведомственного взаимодействия является продолжение работы по изменению отношения населения к использованию услуг психиатрической, психотерапевтической, психологической помощи и снижению дискриминации по отношению к тем, кто за ней обращается. Напомним, в соответствие и в рамках Перечня поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Правительство Российской Федерации докладывает Президенту страны о реализации комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних в субъектах. Проведенное популяционное исследование в стране позволяет наметить новые этапы развития ведомственной и межведомственной работы для решения поставленных задач, укрепить необходимые субъекты профилактики, рассмотреть жизнесберегающие и смыслообразующие кадровые вопросы в части обеспечения превенции суицида среди несовершеннолетних.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации. Медицинская психология в России. 2012;2:1. Ссылка активна на 30.07.2024. https://www.mprj.ru/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer16.php
  2. Панченко Е.А., Положий Б.С. Суицидальная ситуация среди детей и подростков в России. Российский психиатрический журнал. 2012;1:52-56. 
  3. Макашева В.А., Слободская Е.Р., Варшал А.В. и др. Заболеваемость психическими расстройствами и частота суицидов у детей и подростков в Российской Федерации. Психиатрия. 2016;71:5-14.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2016-70-5-14
  4. Усачева Е.Л., Серебровская О.В., Смирнов И.И. с соавт. Клинико-психологические аспекты суицидального поведения у детей и подростков. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2015;3(21):56-67. 
  5. Bezmenov PV, Basova AYa, Deych RV, et al. The Experience of the Crisis Clinic at the Scientific and Practical Center for Mental Health of Children and Adolescents named after G.E. Sukhareva. Consortium Psychiatricum. 2022;3(4):80-88.  https://doi.org/10.17816/CP218
  6. Бойко Е.О., Васянина Ю.Ш., Мыльникова Ю.А., и др. Распространенность и варианты суицидального поведения детей и подростков Краснодарского края. РМЖ. Мать и дитя. 2022;5(3):223-227.  https://doi.org/10.32364/2618-8430-2022-5-3-223-227
  7. Бойко Е.О., Васянина Ю.Ш., Мыльникова Ю.А., и др. Анализ суицидальной активности детско-подросткового населения Краснодарского края. Социальная и клиническая психиатрия. 2019;29(3):19-22. 
  8. Бойко Е.О., Васянина Ю.Ш., Мыльникова Ю.А., и др. Суицидальная активность среди детей и подростков Краснодарского края. Психическое здоровье. 2021;10:3-7. 
  9. Тимербулатов И.Ф., Евтушенко Е.М., Мухамадеева О.Р., и др. Клинико-эпидемиологические и психопатологические данные по суицидальному поведению у детей и подростков с пограничными психическими расстройствами в республике Башкортостан за 2012-2018 годы. Научный форум. Сибирь. 2021;7(2):17-21. 
  10. Батуева Н.Г., Березанцев А.Ю., Лубсанова С.В., и др. Суициды несовершеннолетних в судебно-психиатрической практике (по материалам Республики Бурятия). Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019;19(2):58-66. 
  11. Лубсанова С.В., Петрунько О.В. Суицидальное поведение несовершеннолетних 15-17 лет в Республике Бурятия. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2020;1(106):67-76.  https://doi.org/10.26617/1810-3111-2020-1(106)-67-76
  12. Антипова А. В. Междисциплинарные аспекты проблемы детско-подросткового суицида (по материалам Забайкальского края). Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2021;2:31-40.  https://doi.org/10.18101/2658-4409-2021-2-31-38
  13. Макашева В.А., Слободская Е.Р. Социальное значение детской психиатрии: связь учтенной заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков с частотой суицидов в Сибирском федеральном округе. Российский психиатрический журнал. 2015;2:38-45. 
  14. Семенова Н.Б. Суицидальное поведение у детей и подростков коренных народов Сибири: клинические факторы риска. Суицидология. 2019;10,1(34):36-47.  https://doi.org/10.32878/suiciderus.19-10-01(34)-36-47
  15. Семенова Н.Б. Суицидальное поведение у детей и подростков коренных народов Сибири: когнитивные факторы риска (часть I). Суицидология. 2019;10,2(35):3-11.  https://doi.org/10.32878/suiciderus.19-10-02(35)-3-11
  16. Саркисова И.А., Грачева О.С. Модели формирования суицидального поведения несовершеннолетних (анализ судебно-психиатрических экспертиз). Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017;17(2):14-22. 
  17. Сыроквашина К.В., Ошевский Д.С., Бадмаева В.Д. с соавт. Факторы риска формирования суицидального поведения у детей и подростков (по результатам анализа региональных посмертных судебных экспертиз). Психология и право. 2019; 9 (1):71-84.  https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090105
  18. Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Сыроквашина К.В., и др. Суициды у подростков: социальные, клинические и психологические факторы. Российский психиатрический журнал. 2016;4:58-63. 
  19. Badmaeva VD, Dozortseva EG, Syrokvashina KV, et al. Suicides of adolescents: social, clinical and psychological factors. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal. 2016;4:58-63. (In Russ.).
  20. Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г. с соавт. Возрастные особенности психического развития и состояния несовершеннолетних, совершивших суициды. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(7-2):20-24.  https://doi.org/10.17116/jnevro201911907220
  21. Семенова Н.Б. Предпосылки суицидального поведения у детей и подростков коренных народов Сибири: когнитивные факторы риска (Часть II). Суицидология. 2019;10,3(36):19-31.  https://doi.org/10.32878/suiciderus.19-10-03(36)-19-31

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.