Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Екушева Е.В.

Отдел патологии вегетативной нервной системы Научно-исследовательского центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва

Артеменко А.Р.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Осипова В.В.

НИО неврологии НИЦ ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия;
ГБУ «Научно-практический психоневрологический центр» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия

Диагностика рефрактерных форм хронической первичной головной боли

Авторы:

Екушева Е.В., Артеменко А.Р., Осипова В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1864

Загрузок: 10


Как цитировать:

Екушева Е.В., Артеменко А.Р., Осипова В.В. Диагностика рефрактерных форм хронической первичной головной боли. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(1‑2):48‑53.
Ekusheva EV, Artemenko AR, Osipova VV. Diagnosis of refractory forms of chronic primary headache. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(1‑2):48‑53. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20171171248-53

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фи­зи­чес­кая ак­тив­ность при сар­ко­пе­нии: ре­аби­ли­та­ци­он­ные под­хо­ды в про­фи­лак­ти­ке и ле­че­нии воз­рас­тной па­то­ло­гии мы­шеч­ной тка­ни. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):52-60
Вза­имос­вязь ми­опии и гла­уко­мы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):93-98

Головная боль (ГБ) остается одним из наиболее распространенных расстройств в общей популяции, ее частота достигает 60—80% [1], являясь одной из основных причин нетрудоспособности [2].ГБ занимает 5-е место среди 10 ведущих медицинских причин снижения качества жизни населения; по данным аналогичного анализа 2013 г. 6-е место заняла мигрень [3, 4]. В подавляющем большинстве случаев (более 90%) ГБ носит первичный характер [5, 6], хроническиеее формы (табл. 1) сопряженысразвитиемстойкогоболевогосиндрома, выраженнойдезадаптациейинизкимкачествомжизни [7, 8], значительнымиматериальнымизатратамипациентаиегосемьи, системыздравоохраненияисуммарнымиэкономическимипотерямиобществавцелом. Следует отметить, что в нашей стране распространенность в общей популяции одной из наиболее значимых с медицинской и социо-экономической точки зрения первичной ГБ — мигрени достигает 20,8%, а ее хронической формы (ХМ) — 6,8%, что превышает среднемировые показатели в 2 и 3 раза соответственно [3]. Суммарные затраты, связанные с мигренью, составляют в нашей стране около 1 трл рублей в год [9].

Таблица 1. Наиболее частые формы первичных хронических ГБ [10] Примечание. * — ХМ является одной из форм мигрени, что отражено в Международной классификации головной боли (МКГБ-3 бета, 2013 г.) [6], а не ее осложнением, как считалось ранее [11].

Многолетняя практика ведения пациентов с хронической ГБ и результаты многочисленных клинических исследований позволили сформулировать принципы ведения таких пациентов и определить наиболее эффективные классы препаратов для успешной профилактики ГБ [7, 12—16]. Вместе с тем некоторые пациенты остаются нечувствительными (рефрактерными) к лечению, или положительный эффект оказывается кратковременным, несмотря на правильно подобранные препараты, адекватную терапевтическую дозу и достаточную продолжительность терапии. Точное число таких пациентов для каждой из первичных форм ГБ до конца не ясно; но известно, что мигрень у 5,1% пациентов в одной из ведущих клиник по лечению ГБ в США была расценена как рефрактерная к терапии [17]. Важность проблемы рефрактерности определяется тем, что пациенты полностью дезадаптированы, нетрудоспособны, имеют высокий риск развития серьезных побочных эффектов постоянно используемых препаратов для купирования и профилактики ГБ, а также неконтролируемого применения методов лечения, безопасность и эффективность которых не подтверждена [18—22]. Ведение таких пациентов представляет большие трудности.

В связи с данными обстоятельствами среди хронических форм ГБ необходимо выделять не отвечающие на общепринятые методы терапии и расценивать их как рефрактерные хронические формы Г.Б. Важно также уметь правильно диагностировать наиболее значимые из них — рефрактерную ХМ (рХМ) и рефрактерную ХКГБ (рХКГБ), для которых экспертами Европейской федерации головной боли (ЕФГБ) сформулированы диагностические критерии в двух отдельных Консенсусах 2014 г.: один для рХМ [23], а другой для рХКГБ [24].

История, терминология и развитие проблемы рефрактерной ГБ

Один из первых исследователей, описавший в 1672 г. пациента с тяжелой и упорной цефалгией, не поддающейся лечению, был английский врач Т. Уиллис [16]. В 1952 г. E. Reisman представил данные об успешном лечении алкалоидами спорыньи больного с некурабельными мигренозными приступами [25]. В 1986 г. был впервые предложен алгоритм ведения пациентов с фармакорезистентными мигренозными приступами [26], в дальнейшем неоднократно модифицированный и дополненный другими исследователями [27, 28]. Приведенные данные о рефрактерности этих форм ГБ представляются неоднозначными, поскольку на момент их публикации триптаны (наиболее эффективные средства для купирования мигренозного приступа) и препараты с доказанной эффективностью для их профилактики еще не применялись [29].

Для описания трудно поддающейся лечению ГБ использовались разные термины: «фармакорезистентная», «некурабельная», «труднокурабельная», «некупируемая», «неподдающаяся лечению», «не чувствительная к лекарственному лечению», «не отвечающая на лечение» [7, 15, 17, 18]. Термин «рефрактерная» ГБ используется чаще других и, согласно заключению экспертов ЕФГБ 2014 г., наиболее точно отражает характерную особенность такой цефалгии — отсутствие эффекта от лечения.

В 1993 г. Е. Schulman и G. Traumuta было предложено понятие «рефрактерная цефалгия» для обозначения ГБ, «продолжающейся как минимум 15 дней в месяц, резистентной ко всем препаратам, обладающим доказанной эффективностью для профилактического лечения ГБ, принимаемым достаточное время в надлежащей дозе, при условии отсутствия у пациента рикошетной ГБ (т.е. ухудшения состояния больного в ответ на отмену использованного анальгетика) [30]. В 2000 г. Американским обществом по исследованию ГБ была создана Секция по изучению рефрактерной ГБ, основные интересы которой были сфокусированы на рефрактерных вариантах ХМ и ХКГБ [22, 28, 31—34]. На сегодняшний день большинство исследований посвящено именно этим типам ГБ, сопряженным с серьезной дезадаптацией и представляющим наибольшие трудности для ведения пациентов [27, 28, 30—33], при этом более изучена проблема рХМ [15, 18, 19, 21—23, 28, 34—37].

Диагностические критерии рХМ

На протяжении последних 10 лет диагностические критерии рХМ остаются предметом дискуссий, они неоднократно пересматривались и дополнялись. Так, в 2006 г. предложены критерии некупируемой ГБ при мигрени [38], в 2008 г. опубликованы критерии рефрактерной эпизодической мигрени и рХМ [17], в том же году предложены критерии рХМ [39]. В 2014 г. опубликованы диагностические критерии рХМ, являющиеся результатом Консенсуса мнений экспертов ЕФГБ (табл. 2), наиболее полно отражающие современные представления о ХМ, роли избыточного применения лекарств для купирования острой боли при мигрени, новых методах лечения ХМ [23]. По мнению экспертов ЕФГБ, определение рХМ должно базироваться на отсутствии эффекта от профилактического лечения, а не отсутствии ответа на терапию для купирования приступа.

Таблица 2. Диагностические критерии рХМ Примечание. * — PREEMPT — двойное слепое, рандомизированное, плацебо-контролируемое клиническое исследование эффективности ботулинического токсина типа, А в профилактическом лечении ХМ; ** — абузусный фактор — фактор избыточного употребления лекарственных средств для уменьшения ГБ.

Согласно заключению экспертов ЕФГБ (см. табл. 2), для установления диагноза рХМ необходимы следующие условия:

1) соответствие ГБ критериям ХМ согласно МКГБ-3 бета;

2) отсутствие лекарственного абузуса (злоупотребление лекарственными препаратами) или его адекватное лечение, в том числе детоксикация. Подчеркивается, что у пациентов с лекарственным абузусом ГБ может быть признана рефрактерной только в том случае, если критерии рефрактерности сохраняются и после отмены препаратов злоупотребления и проведения детоксикационных мероприятий. Другими словами, первичная ГБ у пациента не может быть признана рефрактерной до тех пор, пока не преодолен лекарственный абузус;

3) неэффективность адекватно проводимого профилактического лечения по крайней мере 3 из 5 классов препаратов с доказанной эффективностью, принимаемых в рекомендованных дозах на протяжении не менее 3 мес каждый. Впервые в перечень профилактических препаратов включен один из ботулинических токсинов типа, А — onabotulinumtoxin A, лечение которым также рекомендуется проводить прежде, чем рассматривать ХМ как рефрактерную; эффективность препарата доказана результатами исследований PREEMPT, опубликованными в 2010 г. [23] (в РФ зарегистрирован под торговым названием ботокс и разрешен для лечения взрослых пациентов с ХМ с декабря 2012 г.);

4) особое внимание должно уделяться лечению часто встречающихся коморбидных психических и/или соматических заболеваний у пациентов с рХМ. Наиболее важными факторами хронификации мигрени являются депрессивные и тревожные расстройства, которые должны активно выявляться и устраняться [16, 19, 40, 41]. В настоящее время рХМ предлагается рассматривать как клинический вариант ХМ и включить ее в МКГБ в виде подпункта 1.3.1 (рХМ) [23, 42].

Таким образом, представленное заключение экспертов ЕФГБ позволило подвести некоторый итог в современных представлениях о рефрактерности мигрени, но дискуссии по этому вопросу продолжаются [43]. Спорными вопросами остаются роль абузусного фактора; дозы для начальной терапии, режим титрования и целевые максимальные дозы принимаемых с профилактической целью препаратов; включение новых лекарственных препаратов в перечень средств профилактической терапии (например, сартанов), необходимость исследования давления и состава ЦСЖ.

Диагностические критерии рХКГБ

По сравнению с другими формами ГБ рХКГБ изучена значительно меньше, что в первую очередь связано с существенно меньшей ее распространенностью в популяции. В то же время мучительный характер этой цефалгии и выраженная дезадаптация, особенно у пациентов с ХКГБ, обусловливают необходимость ее дальнейшего изучения [3, 33, 44].

Накопление клинических наблюдений рХКГБ, резистентной к адекватной профилактической терапии, обусловило необходимость формулировки критериев ее рефрактерности. В табл. 3 приведены диагностические критерии рХКГБ Совета экспертов ЕФГБ [24].

Таблица 3. Диагностические критерии рХКГБ [24] Примечание. Профилактическая терапия проводится с применением препаратов, эффективность которых доказана в рандомизированных плацебо-контролируемых исследованиях, и включает: верапамил, литий, стероиды, блокаду большого затылочного нерва, топирамат, метисергид, эрготы цис-изомер капсацина и триптаны длительного действия; комбинированная профилактическая терапия подбирается лечащим врачом и может быть рекомендована, если один препарат для превентивной терапии снизил частоту атак, но существенно не улучшил качество жизни пациента; необходим лекарственный мониторинг концентрации принимаемых препаратов в крови (верапамил, литий, метисергид) и наличие у врача клинического опыта (блокада большого затылочного нерва).

Согласно мнению экспертов ЕФГБ, основной критерий рефрактерности рХКГБ — безуспешность попыток прервать хроническое течение цефалгии при проведении повторных курсов профилактического лечения разными препаратами с доказанной эффективностью при условии применения адекватных доз и достаточной длительности терапии. При этом сами приступы ГБ могут облегчаться при проведении купирующей терапии [24].

Авторы представленных диагностических критериев подчеркивают необходимость лекарственного мониторинга при длительном приеме верапамила, лития и метисергида, связанного с риском побочных эффектов [24]. Кроме того, эксперты ЕФГБ предлагают включить рефрактерную кластерную ГБ в МКГБ как подтип ХКГБ (3.3.1 — рХКГБ) [24].

Принципы лечения пациентов с рефрактерными формами ГБ

Главная трудность ведения пациентов с рХМ и рХКГБ заключается в выборе тактики лечения после того, как цефалгия была признана рефрактерной [17, 37, 45, 46]. Среди возможных путей улучшения состояния и снижения дезадаптации этой категории пациентов обсуждается вопрос о применении мультидисциплинарного подхода, который предполагает сочетание комбинированной терапии несколькими средствами с доказанной эффективностью и таких нелекарственных методов воздействия, как когнитивно-поведенческая терапия, психологическая релаксация, биологическая обратная связь, иглорефлексотерапия и др. [13, 23, 25, 35, 45, 47]. Особо подчеркивается роль специализированных междисциплинарных центров по лечению ГБ, возможности и оснащение которых позволяют на высоком уровне осуществлять помощь пациентам с хроническими рефрактерными формами ГБ [18, 29, 45, 46, 48, 49].Накоплено достаточно сведений об успешном применении нейромодуляции (нейростимуляции), в том числе инвазивных как наиболее эффективных в облегчении течения рефрактерных форм ГБ [33, 36, 50—52].

Наибольшей эффективностью, доказанной результатами рандомизированных контролируемых исследований, при рХМ обладает инвазивная стимуляция большого затылочного нерва [33, 36, 50], при рХКГБ — крылонебного ганглия [51, 52] и глубокая стимуляция головного мозга [53]. Для широкого внедрения этих методик для лечения рефрактерных форм ГБ необходима большая административная работа (включение рХМ и рХКГБ в перечень российских нейрохирургических рекомендаций, разработка показаний для инвазивной нейростимуляции, определение порядка квотирования и др.).

Заключение

Таким образом, в связи с широким распространением в популяции и тяжестью клинических проявлений рефрактерные формы первичных хронических ГБ привлекают все большее внимание исследователей. В первую очередь речь идет о мигрени и КГБ. Требует изучения ряд вопросов, включая эпидемиологические аспекты (распространенность рефрактерных ГБ в общей популяции и в специализированных центрах по лечению ГБ), патофизиологические механизмы рефрактерности, в том числе факторы, определяющие прогрессирование хронических цефалгий в рефрактерный вариант ГБ.

Несмотря на неоднократные попытки сформулировать четкие характеристики этих цефалгий, диагностические критерии рефрактерных ГБ нельзя считать окончательно установленными. Более или менее единодушное мнение высказывается о перечне, дозировках и режиме приема профилактических средств, к которым оказались нечувствительны пациенты с рефрактерными первичными хроническими цефалгиями. Обсуждается необходимость признания облигатности факта отсутствия или успешного лечения лекарственного абузуса для того, чтобы цефалгия была признана рефрактерной. Обсуждается целесообразность включения рХМ и рХКГБ в МКГБ-3 бета в качестве подтипов ХМ и ХКГБ соответственно [23, 24].

Для изучения механизмов рефрактерности ГБ и разработки эффективных подходов к ведению этих пациентов необходимо накопление дальнейшего клинического опыта и продолжение научных исследований.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.