Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бронников В.А.

ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Пермь, Россия

Данилова М.А.

ГБОУ ВПО "Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера" Минздрава РФ, Пермь

Залазаева Е.А.

ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Пермь, Россия

Эффективность применения комплекса лечебно-профилактических ортодонтических и реабилитационных мероприятий у детей со спастическими формами церебрального паралича

Авторы:

Бронников В.А., Данилова М.А., Залазаева Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 952

Загрузок: 19


Как цитировать:

Бронников В.А., Данилова М.А., Залазаева Е.А. Эффективность применения комплекса лечебно-профилактических ортодонтических и реабилитационных мероприятий у детей со спастическими формами церебрального паралича. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016;116(4‑2):68‑75.
Bronnikov VA, Danilova MA, Zalazaeva EA. The evaluation of the clinical efficacy of complex treatment and preventive orthodontic and rehabilitation measures in children with spastic cerebral paralysis. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(4‑2):68‑75. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20161163268-75

Рекомендуем статьи по данной теме:
Стра­те­гия ран­ней ди­аг­нос­ти­ки ме­ла­но­мы ко­жи. Эф­фек­тив­ность он­ко­дер­ма­то­ло­ги­чес­ких скри­нин­гов. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):46-52
Вза­имо­действие внут­ри муль­ти­дис­цип­ли­нар­ной кар­ди­охи­рур­ги­чес­кой ко­ман­ды. Как по­вы­сить эф­фек­тив­ность. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):53-61

Детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из актуальных медико-социальных проблем, что определяется его распространенностью (3—5 на 1000 новорожденных) и инвалидизацией пациентов с раннего возраста [1]. Поэтому столь большое внимание уделяется медицинским аспектам реабилитации детей с такой патологией, особенно в связи с растущей тенденцией гуманизации медицины во всех развитых странах мира в аспекте реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Система медико-социальной реабилитации интенсивно развивается в Российской Федерации. Постепенно складывается система специализированных учреждений — реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, благодаря которой комплексно решаются проблемы детей-инвалидов и их семей [2].

Проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий при ДЦП особенно сложно, что связано с наличием многих видов нарушений в этих случаях — двигательных, речевых, интеллектуальной недостаточности, симптоматической эпилепсии, вегетативной дисфункции и др. Раннее поражение двигательного анализатора при ДЦП сопровождается мышечной спастичностью [3, 4]. В связи с этим в ряде отечественных и зарубежных исследований указывается на необходимость ранней медицинской реабилитации детей с ДЦП вплоть до достижения ими оптимальной социальной адаптации [5].

Что касается моторных нарушений, то они при ДЦП касаются не только конечностей и туловищ, но и челюстно-лицевой области (ЧЛО) [6]. Речь идет о развитии зубочелюстных аномалий (ЗЧА) у больных ДЦП.

Известно, что у детей с ДЦП в рационе может преобладать протертая и кашицеобразная пища, что связано с нарушением функции глотания и изменением тонуса мускулатуры ЧЛО. Это делает зубочелюстно-лицевой комплекс неэффективным к физиологическим нагрузкам и усугубляет проблемы неправильного вскармливания, нарушения речи, дыхания, глотания и жевания. Ряд авторов [7—9] показали корреляцию патологии зубочелюстной системы (ЗЧС) и задержки психоневрологического развития ребенка.

Обобщая данные литературы о причинах формирования ЗЧА у детей с ДЦП, можно отметить, что в них не отражена полная картина состояния ЗЧС при различных формах ДЦП и разной тяжести двигательных нарушений, не принимались во внимание морфологические основы развития ЗЧС [10, 11].

Полиэтиологичность ДЦП обусловливает необходимость более глубокого исследования патогенетических механизмов возникновения дисфункции ЧЛО у детей со спастическими формами ДЦП и возможностей комплексной реабилитации с позиции мультидисциплинарного подхода, требующего совместной работы врачей разных специальностей [12, 13].

Цель настоящего исследования — определение эффективности комплекса лечебно-профилактических ортодонтических и реабилитационных мероприятий у детей со спастическими формами ДЦП.

Материал и методы

Под наблюдением находились 120 больных со спастическими формами ДЦП в возрасте от 3 до 15 лет.

60 пациентов с гемипаретической формой (право- и левосторонней) составили 1-ю группу, 30 больных со спастической диплегией средней степени тяжести — 2-ю группу, 30 пациентов со спастической диплегией тяжелой степени — 3-ю группу.

Обследование больных проводили на базе Центра комплексной реабилитации инвалидов и кафедры детской стоматологии и ортодонтии Пермского государственного медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера. Больные обследовались до прохождения курса реабилитации и через 12 мес после проведения комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

В каждом случае оценивались неврологический статус, статикомоторное и психоречевое развитие до и после комплексных индивидуальных лечебно-профилактических ортодонтических и реабилитационных мероприятий. В связи с тем, что маркерами, определяющими тяжесть и исход спастических форм ДЦП, являются сроки формирования первоначальных статикомоторных навыков, выраженность спастичности и контрактур, при оценке двигательной сферы особое внимание уделялось изменениям нейро-ортопедического статуса и срокам освоения таких навыков, как стабилизация головы, торзия, развитие свободного сидения, вставание на четвереньки с меньшей площадью опоры, передвижение на четвереньках, стойка на коленях, вынос ноги и ходьба на коленях, вертикальная стойка и ходьба с балльной оценкой качества их выполнения по 5-балльной шкале [14].

Помимо этого производились электромиография (ЭМГ) поверхностно-расположенных мышц лица (жевательных и височных) и анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) с помощью многофункционального стоматологического комплекса «Диастом» и программно-технического комплекса «Поли-спектр». При ЭМГ определялись амплитуда биопотенциала исследуемых мышц (А), продолжительность жевательного периода и количество жевательных движений за жевательный период.

Обследование начинали в утренние часы (9.00—14.00), не ранее чем через 1,5—2 ч после еды и через 10 мин в положении лежа после адаптации к окружающим условиям, в тихой комнате, в которой поддерживалась постоянная температура 20—22 °С. Перед исследованием была обязательной отмена физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры и медикаментозного лечения.

Исследование при функциональной нагрузке, а именно во время естественных движений (жевательная нагрузка) проводилось с использованием жевательной резинки без сахара. Анализ ВСР при проведении функциональных тестов проводился после 5-минутного периода адаптации, а фоновая (исходная) запись осуществлялась в условиях покоя в течение 5 мин. При оценке ВСР внимание обращалось на мощность спектра высокочастотного компонента, характеризующего уровень активности парасимпатического звена регуляции; мощность спектра низкочастотного компонента вариабельности, характеризующего уровень активности гуморального центра; мощность спектра очень низкочастотного компонента вариабельности; отношение средних значений низкочастотного и высокочастотного компонентов, характеризующее активность подкоркового симпатического нервного центра.

Каждому пациенту проводились комплексные и индивидуальные лечебно-профилактические ортодонтические и реабилитационные мероприятия. В соответствующей программе учитывались тяжесть состояния и степень индивидуального развития ребенка. Реабилитационные меры осуществлялись мультидисциплинарной бригадой, в которую входили невролог, ортопед, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, педиатр, детский стоматолог, врач-ортодонт, психолог и логопед. Была создана система непрерывной реабилитации с использованием физиотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа, включая артикуляционную гимнастику для ЧЛО (совместная работа логопеда и врача-ортодонта). Для каждого пациента была подобрана соответствующая диета (совместная работа педиатра и детского стоматолога) с обязательным введением в рацион жесткого компонента пищи и витаминно-минеральных комплексов. Лечебная физкультура проводилась с использованием методики Войта, копирования, гимнастики на мячах, в вертикализаторе, костюме «Атлант», было также использовано новое роботизированное оборудование. Одновременно дети получали курсы массажа, физиотерапевтических процедур (по показаниям — с применением в ЧЛО), коррекции психических функций, психотерапевтической помощи, индивидуальных занятий с логопедом (по показаниям — направление к врачу-ортодонту).

При выявлении функциональных двигательных нарушений в ЧЛО (нарушение глотания, слабость круговой мышцы рта, дисфункции языка, дефекты речи) с целью нормализации положения языка и профилактики их усугубления использовали аппарат для коррекции миофункциональных нарушений челюстно-лицевой области у детей со спастическими формами церебрального паралича ​1​᠎ (рис. 1).

Рис. 1. Аппарат для коррекции миофункциональных нарушений у детей со спастическими формами церебрального паралича. а — вид спереди, б — вид сбоку, в — вид сверху.

Занятия у детей младшей возрастной группы проходили 5 дней в неделю и продолжались от 30 до 75 мин (по нарастающей). У детей дошкольного и школьного возраста занятия проходили 5 дней в неделю от 30 до 60 мин, в зависимости от тяжести состояния. Полный курс реабилитационных мероприятий составлял 21 день и проводился 4 раза в год.

Результаты и обсуждение

Спастические формы ДЦП характеризовались двигательными и психоречевыми нарушениями, которые представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Распределение пациентов с различными вариантами двигательных нарушений при спастических формах ДЦП до и после курса реабилитации, %

Таблица 2. Распределение пациентов с различными неврологическими синдромами при спастических формах ДЦП до и после курса реабилитации, %

Как видно из представленных данных, у детей 1-й группы степень выраженности патологических проявлений преобладала в верхней конечности на стороне поражения (88,57%), также были выявлены одностороннее повышение мышечного тонуса в сгибателях и пронаторах руки (87,69%), повышение тонуса прямой и приводящей мышц бедра (78,98%), гиперрефлексия (76,96%) на стороне пареза. Были нарушены походка по типу гемипаретической и равновесие. Речевое развитие соответствовало возрасту в 50,0% случаев, а задержка психического развития — в 16,51%.

У детей 2-й и 3-й групп степень выраженности патологических проявлений преобладала в нижних конечностях, в положении стоя отмечалась патологическая разгибательно-приводящая установка ног, а при ходьбе свободное перемещение нижних конечностей было ограничено. Походка детей была нарушена по типу спастико-паретической, с опорой на носочки и перекрестом, с выраженным аддукторным синдромом, внутренней ротацией нижних конечностей. Передвижение сопровождалось раскачиваниями тела относительно фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Помимо этого, у детей во 2-й группе были выявлены нарушения речи в виде псевдобульбарной дизартрии у 53,33% и анартрии у 4,33% детей. Задержка психического развития наблюдалась в 25,91% случаев. У детей 3-й группы псевдобульбарная дизартрия и анартрия были диагностированы в 83,37 и 13,33% случаев соответственно, а задержка психического развития — в 48,95%.

Более чем у ½ обследуемых 2-й и 3-й групп и в незначительном проценте случаев у детей 1-й группы была выявлена спастичность артикуляционных мышц. Недостаточность произвольных артикуляционных движений проявлялась в виде нарушения дыхания, глотания, затрудненного жевания.

Помимо этого у детей с гемипаретической формой значительное место занимала нейтральная (физиологическая) окклюзия со значительным преобладанием в периоды молочного и сменного прикусов. У обследуемых со спастической диплегией тяжелой степени значительно преобладали сочетанные ЗЧА во все периоды развития прикуса, нейтральная (физиологическая) окклюзия встречалась лишь в небольшом проценте случаев (рис. 2).

Рис. 2. Структура ЗЧА в разных группах при спастической форме ДЦП. 1 — патология отдельных зубов; 2 — аномалии зубных рядов; 3 — окклюзии; 4 — сочетанные нарушения; 5 — нейтральная окклюзия.

На рис. 3 приведены данные, которые наиболее показывают, что тяжелые речевые расстройства (спастико-ригидная дизартрия и анартрия) наблюдаются у обследуемых с сочетанными ЗЧА. В свою очередь спастико-паретическая дизартрия встречается в наибольшем числе случаев у детей с несочетанными аномалиями. Речевое развитие соответствовало возрасту у детей с нейтральной окклюзией в наибольшем числе случаев.

Рис. 3. Распределение пациентов с ЗЧА в зависимости от речевого развития пациента. 1 — несочетанные аномалии; 2 — сочетанные; 3 — нейтральная окклюзия.

Проведенное нами изучение структуры и распространенности ЗЧА, речевых и двигательных расстройств у обследуемых указывает на то, что эти факторы приводят к синдрому взаимного отягощения.

Структура компонентов спектральной мощности ВРС в покое и при проведении жевательной пробы (ЖП) у детей со СФ ДЦП представлена в табл. 3. У детей 1-й группы по данным ВРС была выявлена тенденция к более высоким фоновым показателям симпатического компонента, что свидетельствует о напряжении симпато-адреналовой системы, что препятствует адекватной реакции этой системы во время выполнения Ж.П. Синдром вегетативной дисфункции с преобладанием симпатических влияний у обследуемых проявлялся расширением зрачков, усиленным блеском глаз, побледнением и сухостью кожных покровов, склонностью к гипертермии и тахикардии и повышением артериального давления.

Таблица 3. Структура компонентов спектральной мощности ВРС в покое и при проведении ЖП у детей со спастическими формами ДЦП (%, M±m)

Компонент VLF (very low frequency), отражающий влияние церебральной эрготропной регуляции на пейсмекерную систему синусового узла у детей 1-й группы в покое и при выполнении ЖП, был несколько ниже, чем у детей 2-й и 3-й групп. Усиление активности симпато-адреналовой системы в покое у детей 1-й группы подтверждалось более высоким показателем LF (low frequency)/HF (high frequency) в сравнении с детьми двух других групп.

Анализ данных показателей ВСР в покое продемонстрировал преобладание парасимпатического высокочастотного компонента %HF над относительной составляющей симпатического низкочастотного компонента %LF) у детей 2-й и 3-й групп. Усиление парасимпатического тонуса у обследуемых характеризовалось сужением зрачков и глазных щелей, склонностью к покраснению кожных покровов и гипергидрозу ладоней, снижением температуры тела и склонностью к брадикардии. Активность парасимпатического звена при выполнении ЖП во 2-й и 3-й группах увеличивалась в сравнении с 1-й группой. При изучении функциональной активности жевательных и наружного пучка височных мышц было выявлено повышение их тонуса в фазе физиологического покоя нижней челюсти во всех возрастных группах обследуемых.

Динамика отношения LF/HF в покое и при проведении жевательной пробы у детей с СФ ДЦП представлена в табл. 4. Оценка амплитуды потенциалов жевательных и височных мышц по группам наблюдений после курса реабилитации представлена в табл. 5.

Таблица 4. Динамика показателей LF/HF (в %) в покое и при проведении ЖП у детей со спастическими формами ДЦП

Таблица 5. Амплитуда потенциалов жевательных и височных мышц у детей со спастическими формами ДЦП до и после курса реабилитации (M±m) Примечание. * — р<0,001; ** — p<0,0001.

Как видно из представленных в таблицах данных, амплитуда потенциалов височных мышц выше, чем у жевательных. Зарегистрированы более высокие показатели амплитуды потенциалов исследуемых мышц у детей с преобладанием симпатического низкочастотного компонента вегетативной нервной системы. Также установлена тенденция к снижению амплитуды потенциалов исследуемых мышц при регулярном выполнении курса лечебно-профилактических мероприятий по показаниям. Установлена тенденция к увеличению амплитуды исследуемых мышц с возрастом. При сравнении данного показателя внутри групп отмечены более высокие показатели амплитуды исследуемых мышц у детей 3-й группы с тяжелыми двигательными нарушениями.

Оказалось, что более высокие значения амплитуды исследуемых мышц отмечены у больных с тяжелыми двигательными нарушениями. Одновременно зарегистрирована более высокая амплитуда потенциалов исследуемых мышц у детей с преобладанием симпатического низкочастотного компонента вегетативной нервной системы.

Обобщая наблюдения за 120 пациентами в течение 12 мес после проведения комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, можно было констатировать определенную положительную динамику в состоянии больных. Отмечались улучшение походки, уменьшение выраженности патологической установки ног, увеличение объема активных движений в суставах (см. табл. 1 и 2). Если при оценке этапов физического развития обследуемых по 5-балльной системе общее количество баллов в начале курса реабилитации составило 2521, то в конце курса — 2803 (прирост — 282 балла).

Минимальные изменения наблюдались по показателю стабилизации положения головы (прирост 6 баллов), максимальные — по развитию свободного движения, сидя на стуле или кушетке (прирост 36 баллов) и по позициям, связанным с положением на четвереньках (24 балла), и стойке на коленях (24 балла), вынос вперед ноги при стойке на коленях (36 баллов). Характерно, что наибольшие изменения отмечены для детей с более серьезными поражениями нервной системы, тогда как у более сохранных детей динамика по всем позициям небольшая.

Динамика прироста эффективности реабилитационных мер по группам наблюдений представлена на рис. 4.

Рис. 4. Динамика прироста эффективности реабилитационных мер по группам наблюдений. До курса реабилитации — светлые столбцы, после курса реабилитации — темные. По оси ординат — баллы.

Приведенные выше результаты были подтверждены оценками родителей и опекунов, которые указывали на улучшение двигательных функций у детей, в виде повышения подвижности в суставах и выполнение более полного объема движений. Они отмечали также, что у некоторых обследуемых отмечались улучшение сна, усиление аппетита, появление желания и возможности самостоятельного передвижения.

При использовании аппарата для коррекции миофункциональных нарушений период адаптации у пациентов прошел успешно и составил в среднем 3—4 нед. Однако в 10,0% случаев у детей этой группы и в 20,0% — 3-й группы наблюдалось негативное отношение к аппаратам в виде нежелания пользоваться ими.

Положительная динамика состояния отмечалась у 43,8% детей 1-й группы. Это выражалось в уменьшении сагиттальной щели во фронтальном отделе в среднем до 1,0 мм за счет роста нижней челюсти в сагиттальном направлении, и благодаря тому, что дети стремились устанавливать нижнюю челюсть и язык в физиологически правильном положении, также постепенно восстанавливалось миодинамическое равновесие мышц ротовой области, что сказывалось на улучшении функции речи (увеличилась амплитуда движений органов артикуляционного аппарата и улучшились точность их движений, а также произношение части звуков). У детей 2-й группы положительная динамика отмечалась в 25,5% случаев, в 3-й — в незначительном проценте случаев.

На основании полученных в настоящем исследовании результатов могут быть сделаны следующие выводы.

1. Признаки вегетативной дисфункции и снижение адаптационных резервов организма в виде повышения активности симпато-адреналовой системы в покое характерны для детей с легкими двигательными нарушениями, а повышение активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в состоянии покоя и замещение вегетативной регуляции на более низкий гуморально-метаболический уровень наблюдается у детей со среднетяжелыми и тяжелыми расстройствами кинестезии. Высокие показатели амплитуды потенциалов височных и собственно жевательных мышц зарегистрированы у пациентов с преобладанием симпатического низкочастотного компонента вегетативной нервной системы.

2. Речевые нарушения и ЗЧА у детей со спастическими формами ДЦП проявляются синдромом взаимного отягощения — нейромоторные афферентные и эфферентные артикуляционные нарушения создают нейротрофические предпосылки для усугубления ЗЧА.

3. Разработанный комплекс лечебно-профилактических ортодонтических и реабилитационных мероприятий для детей со спастическими формами ДЦП позволяет получить положительный результат и повысить эффективность лечения и реабилитации двигательных и речевых нарушений у данной категории детей. В этих случаях он должен проводиться непрерывно, начиная с раннего возраста и до максимально достижимого уровня коррекции утраченных функций.

4. Полученные данные о частоте и структуре зубочелюстных аномалий и двигательных нарушений у детей с различными клиническими вариантами спастических форм ДЦП необходимо использовать в практическом здравоохранении для планирования лечебно-профилактической работы в реабилитационных центрах.

К онфликт интересов отсутствует.

1 Патент № 116766 от 10.06.12.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.