В отечественной и зарубежной литературе активно обсуждаются различные аспекты алкоголизма у мужчин и женщин позднего возраста. По данным ряда исследователей [3, 4-8, 11, 13], в формировании алкогольной зависимости участвует комплекс медико-биологических, индивидуально-психологических, социально-демографических и других факторов, в том числе преморбидная или фоновая психопатологическая симптоматика (расстройства личности, аффективная патология, резидуально-органическая церебральная недостаточность и т.д.), которые определяют клинические особенности алкогольной зависимости у данной категории больных.
В последние годы отмечается рост заболеваемости алкогольной зависимостью среди мужчин и женщин позднего возраста. Некоторые отечественные исследователи [1, 2, 4-7, 9, 10, 12, 14] свидетельствуют, что на формирование алкогольной зависимости у лиц позднего возраста, как у мужчин, так и у женщин, в значительной степени оказывают влияние культурный уровень, образовательный ценз и профессия. А.Ю. Егоровым [5] была отмечена исходная гетерогенность группы, которую составляли лица с ранним началом алкоголизма и продолжающие злоупотреблять алкоголем во второй половине жизни и больные с собственно поздним алкоголизмом. Несмотря на достаточно большое число исследований алкогольной зависимости в позднем возрасте, клинические особенности формирования и течения данной патологии у мужчин и женщин старше 60 лет остаются недостаточно изученными.
Цель исследования - изучение клинико-динамических особенностей алкогольной зависимости у мужчин и женщин старше 60 лет с учетом возраста первого обращения к наркологу.
Материал и методы
Были проведены клинико-психопатологическое обследование и оценка развития болезни у 462 больных обоего пола, проходивших лечение в наркологических стационарах Челябинской области в 2010-2011 гг. и состоящих на диспансерном учете с диагнозом «психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением алкоголя» (рубрики F10.2-10.7 по МКБ-10).
С учетом гендерного фактора было выделено две группы больных: группа мужчин (n=391) старше 60 лет (средний возраст 65,5±5,2 года) и группа женщин (n=71) позднего возраста (средний возраст 64,9±4,2 года).
Для выделения основных особенностей алкогольной зависимости у лиц позднего возраста анализировались возрастные показатели - первой пробы алкоголя, начала систематической алкоголизации, потери количественного контроля в опьянении, формирования синдрома отмены и псевдозапоев, а также возраст первого обращения к наркологу.
Результаты и обсуждение
В табл. 1 представлены основные возрастные показатели развития алкоголизма у обследованных мужчин и женщин.
Анализ возрастных показателей различных форм злоупотребления алкоголем свидетельствует о том, что развитие псевдозапойной формы алкоголизации как у 40,4% мужчин, так и у 36,6% женщин позднего возраста наблюдалось в одинаковом возрасте (44,5±11,0 и 44,7±8,2 года). Причем у женщин после формирования синдрома отмены в течение 1 года появлялись псевдозапойные формы потребления алкоголя. При этом для мужчин были более типичны истинные запои (16,2% против 5,6%; p<0,05), а для женщин - постоянное потребление алкоголя на фоне низкой толерантности (40,8% против 28,6%; p<0,05). Не являлись типичными для мужчин или женщин позднего возраста такие формы злоупотребления алкоголем, как перемежающееся (8,7 и 7,0%) и постоянное потребление на фоне средней толерантности (6,1 и 9,9%).
На формирование алкоголизма позднего возраста у мужчин в 52,2% случаев против 35,2% у женщин уходило от 7 до 15 лет и в 22,8% случаев против 5,6% у женщин - более 15 лет, тогда как для 59,2% женщин против 25,0% мужчин типичен высокий (до 6 лет) темп прогредиентности заболевания.
Таким образом, алкогольная зависимость в позднем возрасте у мужчин начинает формироваться на 4-5 лет раньше, чем у женщин, но для последних характерна более высокая прогредиентность заболевания. Псевдозапойное пьянство является доминирующим в исследуемых группах. Типичными формами злоупотребления алкоголем для лиц мужского пола данной возрастной группы являются истинные запои, а для женщин - постоянное пьянство на фоне низкой толерантности.
Дифференциальный подход к клинико-динамическим особенностям алкоголизма позднего возраста (табл. 2) показал, что как в мужской, так и в женской группах часть пациентов впервые обратились к наркологу после 60 лет, другая часть больных проходили противоалкогольное лечение и в более раннем возрасте.
Анализ клинико-динамических показателей в 1-й и 2-й группах у мужчин свидетельствует, что алкоголизация в них началась в позитивной фазе пубертата, после 16 лет. Однако больные 1-й группы злоупотреблять спиртными напитками начали после 46 лет, в начале пятого десятка был сформирован синдром отмены с потерей количественного контроля, и лишь после 55 лет появились псевдозапои, а в начале шестого десятка они впервые обратились к специалисту. Пациенты 2-й группы начали злоупотреблять алкоголем в конце второго десятка лет, в середине третьего десятилетия потеряли количественный контроль, и появились признаки физической зависимости, после 40 лет пьянство приняло псевдозапойный характер и в конце четвертого десятка они впервые попали в поле зрения нарколога. Пациентки 3-й и 4-й групп впервые употребили спиртное после совершеннолетия - в 19 лет, однако больные 3-й группы начали злоупотреблять алкоголем в начале четвертого десятка, и после 45 лет у них был сформирован синдром отмены с потерей количественного контроля. В 50-летнем возрасте злоупотребление алкоголем приняло псевдозапойный характер, а в середине шестого десятка они впервые обратились к наркологу. Для женщин 4-й группы типично начало злоупотребления спиртными напитками после 30 лет, быстрое формирование синдрома отмены с потерей количественного контроля и псевдозапойной формой алкоголизации в начале четвертого десятилетия, а в раннем пенсионном периоде они уже проходили противоалкогольное лечение.
При сравнительном анализе показателей больных 1-й и 3-й идентичных групп установлено, что мужчины на 2,5 года раньше, чем женщины, впервые попробовали спиртные напитки, на 5 лет позже у них сформировались признаки физической зависимости, и на 5 лет раньше они обратились к наркологу для лечения. Отличительными особенностями мужчин 2-й группы по сравнению с женщинами 4-й группы были раннее начало алкоголизации во второй половине пубертата, формирование всех признаков алкогольной зависимости на 4-5 лет раньше, чем у женщин. При этом у пациентов обеих групп в одно и то же время, в начале четвертого десятка, сформировалось псевдозапойное пьянство, но женщины на 10 лет позже впервые обратились к врачу.
Полученные данные свидетельствуют, что для мужчин, впервые обратившихся к наркологу после 60 лет, типичны начало алкоголизации в пубертатном возрасте, малопрогредиентный тип течения зависимости, продолжение злоупотребления алкоголем в инволюционном периоде и нарастающая социально-психологическая и семейная дезадаптация в начале пенсионного возраста, тогда как для женщин аналогичной группы свойственны начало алкоголизации в периоде совершеннолетия, среднепрогредиентный тип течения болезни, злоупотребление спиртным в зрелом и инволюционном возрасте с сохранившимися социально-психологическими и семейными связями в течение первых 10 лет пенсионного периода. Для мужчин, впервые обратившихся к наркологу до достижения 60 лет, характерны ранняя алкоголизация, высокая прогредиентность формирования зависимости с началом социально-психологической и семейной дезадаптации в зрелом возрасте; у женщин, обратившихся к врачу до достижения 60-летнего возраста, отмечались начало злоупотребления спиртными напитками в зрелом возрасте, высокопрогредиентное течение алкоголизма и нарастающая социально-психологическая и семейная дезадаптация в предпенсионном и первые 3 года пенсионного возраста.
Выявленные дифференциальные клинико-динамические особенности алкоголизма у мужчин и женщин позднего возраста требуют активного внедрения целевых лечебных и профилактических мероприятий.