Холин А.А.

Кафедра нервных болезней педиатрического факультета с курсом факультета усовершенствования врачей Российского государственного медицинского университета, Москва

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Ильина Е.С.

Российская детская клиническая больница (РДКБ), Москва

Федонюк И.Д.

Российская детская клиническая больница (РДКБ), Москва

Колпакчи Л.М.

Российская детская клиническая больница (РДКБ), Москва

Халилов В.С.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова

Косякова Е.С.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Москва

Зависимость эффективности и безопасности топирамата от возраста пациентов и форм эпилепсии

Авторы:

Холин А.А., Заваденко Н.Н., Ильина Е.С., Федонюк И.Д., Колпакчи Л.М., Халилов В.С., Косякова Е.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1951 раз

Как цитировать:

Холин А.А., Заваденко Н.Н., Ильина Е.С., Федонюк И.Д., Колпакчи Л.М., Халилов В.С., Косякова Е.С. Зависимость эффективности и безопасности топирамата от возраста пациентов и форм эпилепсии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(4‑2):45‑51.
Kholin AA, Zavadenko NN, Il'ina ES, Fedoniuk ID, Kolpakchi LM, Khalilov VS, Kosiakova ES. Efficacy and safety of topiramate depending on patient's age and forms of epilepsy. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(4‑2):45‑51. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ото­ток­сич­ность, обус­лов­лен­ная при­емом про­ти­во­эпи­леп­ти­чес­ких пре­па­ра­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):14-19
Син­дром эпи­леп­сии, свя­зан­ный с феб­риль­ной ин­фек­ци­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(7):34-40

Противоэпилептический препарат (ПЭП) топирамат рекомендован в качестве средства для монотерапии эпилепсии у взрослых и детей старше 2 лет, включая пациентов с впервые диагностированной эпилепсией, а также в составе комбинированной терапии пациентам старше 2 лет с фокальными и генерализованными тонико-клоническими приступами, а также для лечения приступов при синдроме Леннокса-Гасто.

Топирамат по химическому составу относится к группе сульфамат-замещенных моносахаридов. Он обладает несколькими механизмами действия: блокирует натриевые каналы и подавляет возникновение повторных потенциалов действия на фоне длительной деполяризации мембраны нейрона, повышает активность ГАМК в отношении некоторых подтипов ГАМК-рецепторов, модулирует активность самих ГАМКА-рецепторов, препятствует активации каинатом чувствительности каинат/АМПК-рецепторов к глутамату, а также угнетает активность некоторых изоферментов карбоангидразы. В целом ряде зарубежных [8-12] и отечественных [1-7] исследований были установлены эффективность и безопасность применения топирамата при лечении большинства форм эпилепсии. В настоящее время продолжается изучение целесообразности применения топирамата у детей, не достигших 2 лет, включая младенцев, и эффекта дозировок, превышающих рекомендуемые 5-10 мг/кг в сутки вплоть до максимально переносимых либо до 60 мг/кг в сутки [11].

Цель исследования - оценка эффективности и безопасности топирамата, применяемого у больных эпилепсией детей и взрослых, в зависимости от возраста и формы эпилепсии.

Материал и методы

В исследование были включены 722 пациента, 374 мужского и 348 женского пола, в возрасте от 3 мес до 57 лет, лечившихся топираматом (топамакс). Все они проходили обследование и лечение на кафедре нев­рологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова и в отделении психоневрологии и эпилепсии №2 Российской детской клинической больницы в период с 2002 по 2012 г.

Пациенты в возрасте до 2 лет получали топирамат по жизненно важным показаниям на основании коллегиального решения консилиума врачей и с учетом наличия информированного согласия родителей пациентов.

Всем пациентам для диагностики эпилепсии и оценки качества антиэпилептической терапии проводилось видео-ЭЭГ-мониторирование в динамике, которое наряду с фиксацией состояния бодрствования и проведения стандартных функциональных проб включало также запись сна. Исследования были проведены с использованием приборов видео-ЭЭГ-мониторинга «Энцефалан-видео» РМ-ЭЭГ-19/26 «Энцефалан-РМ» (НПКФ «Медиком МТД», Таганрог), а также Grass-Telefactor Beehive и Aura (США).

Оценка эффективности лечения проводилась по следующим критериям: 1) полное прекращение приступов (наступление клинической ремиссии); 2) высокая эффективность - урежение эпилептических приступов более чем на 50%; 3) низкая эффективность - отсутствие урежения приступов или урежение менее чем на 50%; 4) аггравация - учащение эпилептических приступов более чем в 2 раза или появление новых типов эпилептических приступов, с исчезновением данного эффекта на фоне отмены ПЭП или снижения его дозы (в случае дозозависимой аггравации). Общая эффективность препарата оценивалась суммированием первых двух групп оценок. Оценивалась также комплаентность - удержание на терапии более 1 года.

Результаты

Среди лечившихся 722 пациентов топирамат оказался эффективным у 465 (64,4%), при этом его эффективность в режиме монотерапии была выше у 127 (72,2%) из 176, чем при комбинированной терапии у 338 (61,9%) из 546 пациентов. Низкая эффективность отмечалась у 198 (27,4%) больных. Аггравация наблюдалась у 59 (8,2%) пациентов. Показатель комплаентности (удержание на терапии более 1 года) составил 60,7% (438 больных). Высокая эффективность у детей до 1 года (58) отмечалась в 32 (55,2%) случаях, низкая эффективность - в 20 (34,5%), аггравация - в 6 (10,3%). В группе детей от 1 года до 3 лет (201) высокая эффективность наблюдалась у 110 (54,8%), низкая - у 64 (31,8%), аггравация - у 27 (13,4%). В популяции детей старше 3 лет (385) высокая эффективность отмечена у 259 (67,3%), низкая - у 101 (26,2%) и у 25 (6,5%) наблюдалась аггравация. Во взрослой популяции, т.е. у лиц старше 18 лет (78), препарат был эффективен у 64 (82,1%), низкая эффективность отмечена у 13 (16,6%) и аггравация наблюдалась лишь у 1 (1,3%). Более подробно возрастное распределение эффекта применения топирамата отражено в табл. 1.

Выявленные формы эпилепсии у пациентов, получавших топирамат, и оценка эффективности его применения в зависимости от формы эпилепсии отражены в табл. 2.

В ходе исследования была проведена также оценка частоты побочных эффектов, возникающих у пациентов на фоне терапии топираматом. Следует подчеркнуть, что аггравационный эффект топирамата оценивался отдельно - не в связи с негативными явлениями, а в структуре оценки эффективности антиэпилептической терапии. С учетом наличия эффекта снижения массы тела в качестве прямого действия топирамата как средства для похудания и коррекции массы тела в качестве побочного действия оценивались лишь анорексия, либо утрата массы тела более чем за рамки двух перцентилей от средней возрастной нормы. Нежелательные явления отмечались у 82 (11,4%) из 722 пациентов, в том числе у 11 на фоне ремиссии и у 27 с существенным урежением эпилептических приступов, а также у 12 пациентов с аггравацией приступов. Они развились у 19 пациентов при монотерапии топираматом, а у 63 - на фоне комбинированной терапии (при использовании 2 препаратов - у 43 пациентов, 3 - у 19 и 4 - у 1). Негативные эффекты отмечались у 5 детей в возрасте до 1 года, у 25 детей в возрасте от 1 года до 3 лет, у 49 пациентов в возрасте от 3 до 18 лет и только у 3 взрослых больных. У 39 пациентов отмечался единственный побочный эффект терапии топираматом, у 43 - несколько побочных эффектов (от 2 до 5). Более подробно негативные эффекты на фоне терапии топираматом и распределение больных по этим эффектам приведено в табл. 3.

Обсуждение

Было установлено, что общая эффективность топирамата в нашем исследовании - 64,4% - была несколько ниже, чем в ряде других исследований - 72% [6] и 85% [8]. Это может быть объяснено тем, что большинство больных в исследуемой выборке составляли пациенты, склонные к фармакорезистентности (симптоматические фокальные детские формы эпилепсии и эпилептические энцефалопатии).

В группе ИГЭ топирамат показал наибольшую эффективность у пациентов с изолированными ГСП (клонико-тонико-клоническими) - достижение ремиссии у 18 (94,7%) из 19 пациентов; при этом у 14 больных - в режиме монотерапии и у 4 - в комбинациях с вальпроатом (депакин) (1), суксилепом (1), ламотриджином (ламиктал) (1) и леветирацетамом (кеппра) (1). Высокая эффективность топирамата при ИГЭ (до 100%) подтверждается, в частности, данными, полученными в исследовании К.Ю. Мухина и соавт. [6]. Эффективность топирамата при ЮМЭ была несколько ниже и достигала 80%. На рис. 1 представлены особенности ЭЭГ у больного с ЮМЭ.

Рисунок 1. ЭЭГ пациента З., 25 лет. Диагноз: ЮМЭ. Отмечаются группы диффузных и генерализованных пик- и полипик-волновых разрядов с клиническими проявлениями в виде эпилептических миоклоний век. На фоне монотерапии топамаксом у больного была достигнута клиническая ремиссия.

Обращает на себя внимание значительное преобладание больных женского пола, получавших топирамат при ИГЭ, что было обусловлено предпочтением выбора именно топирамата девушками, страдающими ИГЭ, из-за эффекта снижения массы тела и коррекции фигуры. Топирамат выгодно контрастирует с такими ПЭП, как вальпроаты, способствующими полноте, а также вызывающими сбой менструального цикла и неблагоприятно влияющими на женские репродуктивные функции. При ДАЭ с ГСП наблюдалась дозозависимая аггравация типичных абсансов при монотерапии топираматом в дозе, превышавшей 6 мг/кг в сутки, однако при этом прослеживался позитивный эффект в контроле над тонико-клоническими приступами.

Существенно более низкая эффективность топирамата отмечалась в группе идиопатических фокальных эпилепсий с эпилептиформными разрядами типа «доброкачественные эпилептиформные разряды детства» - в целом у 22 (57,4%) из 38 детей, а при роландической эпилепсии, наиболее частой форме в данной группе - у 61,1%. Хороший эффект в виде стойкой ремиссии отмечен в случаях аутосомно-доминантной лобной эпилепсии, семейной височной эпилепсии и при идиопатической затылочной форме Гасто. При идиопатической фокальной форме с псевдогенерализованными приступами наблюдался наименьший эффект (25%), равный вероятности аггравации псевдогенерализованных атипичных абсансов. Эффект при синдроме Панайотопулоса был отмечен лишь в половине случаев, а у 1 из 12 пациентов топирамат вызвал аггравацию приступов.

В группе симптоматических/криптогенных фокальных форм эпилепсии эффективность топирамата в целом составила 69,9%, при лобной форме - 64,5%, височной - 77,1%, теменной - 61,5% и затылочной форме эпилепсии - 72,9%. Следует подчеркнуть, что на фоне высокой эффективности топирамата при фокальной лобной эпилепсии у взрослых пациентов и детей старшего возраста, при той же форме у младенцев и детей раннего возраста нередко отмечается аггравация эпилептических приступов (преимущественно по типу псевдогенерализованных миоклонических и атипичных абсансов). Данный факт, вероятно, обусловлен процессами созревания рецепторного аппарата мембран нейронов. В частности, топирамат в группе детей раннего возраста и младенцев нередко аггравировал феномен вторичной билатеральной синхронизации, в то время как у детей более старшего возраста и взрослых, напротив, подавлял данный феномен и являлся препаратом выбора в лечении лобной эпилепсии с вторичной билатеральной синхронизацией при монотерапии, а также в составе рациональной комбинированной терапии. Особенности ЭЭГ в этом случае представлены на рис. 2.

Рисунок 2. ЭЭГ больной Н., 7 лет. Псевдогенерализованный атипичный абсанс правополушарного лобного генеза. Диагноз: детский церебральный паралич, гипотонически-астатическая форма. Симптоматическая лобная эпилепсия с вторично-генерализованными левосторонними гемиклоническими приступами и атипичными абсансами. Клиническая ремиссия в дальнейшем была достигнута на фоне комбинированной терапии топамаксом в сочетании с депакином и суксилепом.

Следует заметить, что топирамат хорошо зарекомендовал себя как ПЭП выбора при церебральных дисгенезиях, включая фокальные корковые дисплазии, а также диффузных аномалиях развития, изолированных и в структуре нейрокожных синдромов. Позитивный эффект применения топирамата при туберозном склерозе был отмечен в исследовании М.Ю. Дорофеевой и соавт. [4]. Препарат играет важную роль для сдерживания приступов у пациентов, являющихся кандидатами на хирургическое вмешательство, так как таким пациентам не рекомендуется терапия вальпроатами с целью снизить вероятность повышенной кровоточивости во время операции. В нашем исследовании у девочки с гемимегалэнцефалией была достигнута клиническая ремиссия на фоне комбинации топамакса и кеппры (рис. 3).

Рисунок 3. МРТ (а) и ЭЭГ (б) больной Д., 3 года. Гемимегалэнцефалия левого полушария, выраженная преимущественно по лобарному (переднему квадрантному) типу с максимумом диспластических изменений в левой лобной доле. На ЭЭГ, записанной в состоянии бодрствования, - продолженная региональная эпилептиформная активность левополушарного лобного генеза в виде групп спайков, острых волн, пик-, полипик-волновых и других сложных полифазных комплексов в сочетании с продолженным замедлением. Отмечается также эффект вторичной билатеральной синхронизации в лобных отделах здорового полушария. В клинике - правосторонние фокальные моторные гемиконвульсивные приступы с тоддовским парезом. Клиническая ремиссия была достигнута на фоне комбинации топамакса и кеппры.

При эпилептических энцефалопатиях топирамат способствовал урежению приступов в 75% случаев синдрома Драве; в составе комбинированной терапии симптоматического варианта синдрома Веста он был эффективен у 76,2% детей, включая 42,9% случаев ремиссии. Эти показатели близки к данным М.Ю. Дорофеевой и соавт. [4], свидетельствующим о 78% эффективности топирамата при резистентных детских формах эпилепсии. В нашем исследовании при синдроме Леннокса-Гасто улучшение клинической картины на фоне комбинированной терапии с применением топирамата наблюдалось у 63,6% пациентов, а при такой фармакорезистентной форме эпилепсии, как тяжелая эпилепсия с множественными независимыми фокусами спайков или синдром Марканда-Блюме-Отахара - у 50,6% детей. Эффективность топирамата в составе комбинированной терапии злокачественных эпилептических энцефалопатий с дебютом в неонатальном периоде ранее была доказана в ходе исследования Л.Ю. Глуховой и соавт. [3].

Аггравация под влиянием топирамата, согласно данным К.Ю. Мухина и соавт. [6], составляла 4%, по данным С.Н. Сивковой и соавт. [7] - 10%. В нашем исследовании эта цифра составила 8,2% (59 из 722 пациентов), при этом у 11 (1,5%) аггравация была дозозависимой, что требовало коррекции дозировки препарата, а не его полной отмены.

Установленная в данном исследовании частота побочных эффектов (11,4%) не превышает показатели, приводимые в других исследованиях - 14% [6], 15% [7] и 17% [4], что свидетельствует о хорошей переносимости препарата большинством больных.

Таким образом, топирамат обладает высокой эффективностью при терапии ИГЭ без абсансов и симптоматических/криптогенных фокальных форм эпилепсии. Также топирамат может быть полезен в качестве дополнительного препарата в терапии эпилептических энцефалопатий. По мере увеличения возраста пациентов наблюдается повышение эффективности топирамата, в то время как аггравационный риск существенно снижается. Пик аггравационного потенциала наблюдается в популяции раннего детского возраста (13,4%), в то время как максимум эффективности (82,1%) - у взрослых пациентов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.