Архипова Е.Ф.

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва

Логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение развития детей младенческого возраста с церебральным параличом (обзор)

Авторы:

Архипова Е.Ф.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1424

Загрузок: 21


Как цитировать:

Архипова Е.Ф. Логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение развития детей младенческого возраста с церебральным параличом (обзор). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2012;112(7‑2):52‑55.
Arkhipova EF. Logopedic and psychological-pedagogic maintenance of infants with cerebral palsy. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(7‑2):52‑55. (In Russ.)

Проблема изучения перинатальной патологии нервной системы у детей младенческого возраста становится все более актуальной. Это обусловлено прогрессирующим ростом частоты церебральных нарушений у новорожденных, что приводит к тяжелым двигательным и речевым нарушениям, препятствующим развитию социальной адаптации детей в дальнейшем. Перинатальные факторы вызывают не только неврологические и психические расстройства, но задерживают и искажают с младенческого периода формирование доречевых функций, являющихся базисными для речевого развития, что усугубляет инвалидизацию таких детей. Среди детей, впервые признанных инвалидами, 57% составляют больные детским церебральным параличом (ДЦП).

В связи с этим возникает необходимость в применении логопедических диагностических методик, позволяющих в младенческий период определять структуру доречевого дефекта ребенка, прогнозировать уровень его нервно-психического развития, выстраивать и реализовывать коррекционно-образовательный маршрут с первых месяцев жизни ребенка.

Определенные подходы к решению проблемы ранней логопедической помощи детям с ДЦП с первых месяцев жизни были сделаны рядом исследователей еще в конце прошлого века. Среди них нужно назвать прежде всего К.А. Семёнову, которая продолжает работать в этой области до настоящего времени [3].

Однако внедрение в учреждениях здравоохранения и образования ранних логопедических диагностических и коррекционных технологий остается недостаточным, что приводит к утрате возможности в сенситивные периоды развития ребенка оказать ему адекватную и эффективную логопедическую помощь. Такие тяжелые речевые нарушения, как дизартрия, алалия, заикание, общее недоразвитие речи занимают большое место (65-85%) в клинике ДЦП. Прогноз дальнейшего течения и исхода заболевания определяется не только тяжестью двигательных нарушений у детей, но и особенностями их интеллекта и речи.

Из-за недостатка квалифицированных кадров логопедическая работа с детьми чаще всего начинается после 3-4 лет, когда уже упущены возможности профилактики не только тяжелых речевых нарушений, но и вторичных нарушений. В связи с этим исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи является неэффективным, а вторичные нарушения ограничивают образовательные возможности ребенка.

Вместе с тем было доказано, что раннее выявление нарушений доречевого развития у детей с ДЦП и своевременное коррекционно-логопедическое воздействие в младенческий период позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить речевые дефекты, предупредить формирование вторичных нарушений [1, 2].

Известно, что в развитии не только психики, но и речи ребенка большое значение имеет нормальное течение доречевого периода, формирование которого начинается с рождения ребенка и заканчивается к концу первого года жизни. В младенческий период у ребенка развиваются моторика, зрительное и слуховое восприятие; формируются гуление и лепет; развиваются понимание речи и познавательная деятельность; формируются эмоционально-коммуникативные функции, предпосылки самообслуживания, мышления и предметной деятельности. Доречевой период у ребенка с ДЦП отличается от того же периода у здорового ребенка. Имеется определенная патогенетическая общность нарушения доречевого развития с двигательными нарушениями в целом. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2-3 года, а иногда и больше. Кроме того, отмечается патологическая неврологическая симптоматика в органах артикуляции: повышенный или пониженный мышечный тонус, гиперкинезы, гиперсаливация, диспраксические явления и др. В силу этого логопедическая работа с такими детьми должна строиться с учетом не возрастного фактора, а того, на каком доречевом этапе развития находится ребенок. Для реализации перехода от одного этапа доречевого развития к другому ребенку требуются специальные предпосылки и условия, которые в большинстве случаев не могут осуществляться без специализированной логопедической помощи.

Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые 2 года жизни ребенка.

Коррекционной работе должно предшествовать логопедическое обследование (скрининговое или углубленное), которое должно установить качество сформированности линий развития младенца и уточнить структуру дефекта. Скрининговое исследование является практико-ориентированным и экономным по времени. Установлено, что для скрининга психомоторного развития целесообразно использовать шкалу КАТ/КЛАМС, а при наличии грубых неврологических нарушений и замедленного развития – шкалы Гриффитс, KID-R и RCDI-2000. Клинико-логопедическое изучение детей с ДЦП с первых недель жизни включает методы: наблюдение за ребенком в период бодрствования (характерное положение тела, возможности зрительного и слухового восприятия, вокализации, наличие и активность комплекса оживления и пр.); беседы с медицинским персоналом (как сосет, глотает, жует, воспринимает процедуры и т.д.); изучение медицинской документации (оценка по шкале Апгар, данные разных специалистов о состоянии здоровья ребенка, наличие реакций на прививки и т.д.); сбор анамнеза (когда закричал, когда приложили к груди, когда выписали из роддома и пр.); опытно-экспериментальную работу по изучению и обучению детей в доречевой период (комплексное обследование, составление индивидуальной программы развития, коррекционная работа, обучение родителей приемам коррекционно-развивающего общения с ребенком; сравнительный анализ речевого развития детей, количественно-качественная оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия).

Комплексное логопедическое обследование включает: изучение состояния общей моторики, тонкой моторики рук и артикуляционного аппарата; изучение голосовой активности детей, а также ее интонационной выразительности. Проводится также и психолого-педагогическое обследование. Такое изучение позволяет выявить патологические особенности в доречевом развитии детей с ДЦП, определить структуру дефекта, наметить пути логопедической коррекции и оценить ее эффективность. Обследование детей и коррекционная логопедическая работа с ними должны проводиться с первых месяцев жизни, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности у детей с ДЦП. Приведем пример обследования и количественного анализа его результатов у ребенка в возрасте 5 мес по скрининговой методике Гриффитс (см. рисунок).

Рисунок 1. Профиль психомоторного развития ребенка В.А. (5 мес) с ДЦП по методике Гриффитс, баллы.
Профиль психомоторного развития ребенка включает 5 линий развития: состояние моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности.

Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте 5 мес, и сравнивая их с условной нормой, можно отметить отставание на 3-4 мес (3-4 эпикризных срока) по всем функциям. Ребенок в 5 мес по психомоторному развитию соответствует уровню развития 1,5-2-месячного ребенка. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к началу коррекционного логопедического воздействия и более глубокому исследованию. В результате обследования и его анализа можно составить индивидуальную программу развития ребенка.

Система коррекционной работы с детьми должна предусматривать раннее начало онтогенетически последовательного логопедического воздействия, опирающегося на сохранные функции. В основе коррекционных мероприятий должен лежать принцип двигательно-кинестетической стимуляции. Коррекционно-логопедическая работа должна включать систему упражнений, усложняющихся и видоизменяющихся в зависимости от этапа работы. Комплексный характер коррекционно-логопедической работы предусматривает: а) постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося роста и развитии ребенка; б) проведение коррекционно-логопедической работы в комплексе с медицинскими мероприятиями; в) активное участие родителей в коррекционно-логопедической работе. Задачи логопедической работы в младенческий период усложняются в зависимости от перехода ребенка на более высокий доречевой этап развития. Начинают работу со стимуляции голосовых реакций и гуления. Затем переходят к стимуляции интонированного общения и лепета, а потом развивают общение посредством интонационного лепета и лепетных слов. Основными направлениями логопедической работы являются: нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного логопедического массажа; нормализация моторики органов артикуляции с помощью артикуляционной пассивно-активной гимнастики с элементами кинезитерапии; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие эмоционально-коммуникативных функций и эмоциональных реакций; развитие движений руки и действий с предметами; формирование подготовительных этапов развития понимания речи; развитие предпосылок формирования активной речи (стимуляция гуления, интонированных вокализаций, являющихся первыми коммуникативными средствами, формирование слогового лепета и лепетных слов); формирование предпосылок к самообслуживанию и мышления.

В настоящее время разрабатывается и внедряется федеральная система ранней помощи детям с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), т.е. с особыми образовательными потребностями. Реализуются основные направления стратегии Правительства Москвы на 2008-2017 гг. по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети». На основании этого документа создан проект программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной коррекционной помощи детям с ОВЗ. Опорными элементами создаваемой системы ранней помощи детям с ДЦП могут быть психоневрологические отделения больниц, психолого-медико-социальные и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии и др. С 2006 г. создаются и уже функционируют структурные подразделения для детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ. Это лекотеки, целью которых является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 мес до 7 лет с ОВЗ (ДЦП) для социализации, формирования у них предпосылок учебной деятельности, для включения их в систему инклюзивного или интегрированного вида образования в дальнейшем, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи их родителям. Это службы ранней помощи, целью которых является создание условий для коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Создаются они для детей в возрасте от 2 мес до 4 лет с выявленными нарушениями развития ОВЗ (ДЦП) или риском нарушения для подготовки их перевода в систему инклюзивного или интегрированного вида образования в дальнейшем. В настоящее время помощь детям раннего возраста находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В связи с этим наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и недочеты. Недостаточно отработано взаимодействие этих структур и отсутствует нормативно-правовая база их интеграции. Недостаточно обеспечение методической и нормативной литературой. Недостаточно развита информационная база для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ДЦП. Отсутствует связующее звено в системе взаимодействия семьи и различных ведомств. Недостаточно четко организована профессиональная подготовка и переподготовка логопедов и других психолого-педагогических кадров для работы с детьми младенческого возраста с ДЦП. Существующий порядок пока недостаточно обеспечивает детям младенческого и раннего возраста с ДЦП комплексную коррекционно-логопедическую помощь. Дети с ДЦП младенческого возраста не получают своевременной квалифицированной психологической и логопедической помощи, что нарушает их права, декларируемые в ряде документов (федеральные законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О правах инвалидов» и др.).

До последнего времени в коррекционной работе с детьми с ДЦП применялись традиционные методы: дисциплинарный, междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходы. В настоящее время перспективным, современным и эффективным подходом в организации комплексного коррекционного воздействия и в реализации индивидуальной программы реабилитации или развития детей с ДЦП является синергетический подход [4] (непрерывное совместное действие специалистов междисциплинарной направленности). Синергетический подход предполагает планирование для ребенка с ДЦП единой для всех специалистов индивидуальной программы развития и переход от индивидуальной работы в области своих профессиональных знаний к командно-профессиональной работе. Коррекционная работа в этих условиях направлена не на устранение отдельных нарушений, а на формирование жизненно важных компетенций: коммуникативную, социальную адаптацию, функциональную независимость и др. Разработанная модель синергетического подхода в реабилитации детей с ДЦП ориентирована на детей дошкольного возраста. На современном этапе возникает необходимость в проведении исследований, направленных на использование принципов синергетического подхода в организации медико-психолого-логопедического коррекционного воздействия и реализации индивидуальной программы развития детей младенческого и раннего возраста с ДЦП.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.