Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Архипова Е.Ф.

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва

Логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение развития детей младенческого возраста с церебральным параличом (обзор)

Авторы:

Архипова Е.Ф.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1426

Загрузок: 21


Как цитировать:

Архипова Е.Ф. Логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение развития детей младенческого возраста с церебральным параличом (обзор). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2012;112(7‑2):52‑55.
Arkhipova EF. Logopedic and psychological-pedagogic maintenance of infants with cerebral palsy. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(7‑2):52‑55. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рос­сий­ское рет­рос­пек­тив­ное мно­го­цен­тро­вое ис­сле­до­ва­ние при­ме­не­ния пре­па­ра­та AbobotulinumtoxinA для кор­рек­ции хро­ни­чес­кой си­ало­реи у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):53-61
Син­дром Ай­кар­ди—Гутье­рес 6-го ти­па, ас­со­ци­иро­ван­ный с ком­па­унд-ге­те­ро­зи­гот­ным ва­ри­ан­том в ге­не ADAR: пер­вое опи­са­ние кли­ни­чес­ко­го слу­чая в рос­сий­ской по­пу­ля­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):131-138

Проблема изучения перинатальной патологии нервной системы у детей младенческого возраста становится все более актуальной. Это обусловлено прогрессирующим ростом частоты церебральных нарушений у новорожденных, что приводит к тяжелым двигательным и речевым нарушениям, препятствующим развитию социальной адаптации детей в дальнейшем. Перинатальные факторы вызывают не только неврологические и психические расстройства, но задерживают и искажают с младенческого периода формирование доречевых функций, являющихся базисными для речевого развития, что усугубляет инвалидизацию таких детей. Среди детей, впервые признанных инвалидами, 57% составляют больные детским церебральным параличом (ДЦП).

В связи с этим возникает необходимость в применении логопедических диагностических методик, позволяющих в младенческий период определять структуру доречевого дефекта ребенка, прогнозировать уровень его нервно-психического развития, выстраивать и реализовывать коррекционно-образовательный маршрут с первых месяцев жизни ребенка.

Определенные подходы к решению проблемы ранней логопедической помощи детям с ДЦП с первых месяцев жизни были сделаны рядом исследователей еще в конце прошлого века. Среди них нужно назвать прежде всего К.А. Семёнову, которая продолжает работать в этой области до настоящего времени [3].

Однако внедрение в учреждениях здравоохранения и образования ранних логопедических диагностических и коррекционных технологий остается недостаточным, что приводит к утрате возможности в сенситивные периоды развития ребенка оказать ему адекватную и эффективную логопедическую помощь. Такие тяжелые речевые нарушения, как дизартрия, алалия, заикание, общее недоразвитие речи занимают большое место (65-85%) в клинике ДЦП. Прогноз дальнейшего течения и исхода заболевания определяется не только тяжестью двигательных нарушений у детей, но и особенностями их интеллекта и речи.

Из-за недостатка квалифицированных кадров логопедическая работа с детьми чаще всего начинается после 3-4 лет, когда уже упущены возможности профилактики не только тяжелых речевых нарушений, но и вторичных нарушений. В связи с этим исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи является неэффективным, а вторичные нарушения ограничивают образовательные возможности ребенка.

Вместе с тем было доказано, что раннее выявление нарушений доречевого развития у детей с ДЦП и своевременное коррекционно-логопедическое воздействие в младенческий период позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить речевые дефекты, предупредить формирование вторичных нарушений [1, 2].

Известно, что в развитии не только психики, но и речи ребенка большое значение имеет нормальное течение доречевого периода, формирование которого начинается с рождения ребенка и заканчивается к концу первого года жизни. В младенческий период у ребенка развиваются моторика, зрительное и слуховое восприятие; формируются гуление и лепет; развиваются понимание речи и познавательная деятельность; формируются эмоционально-коммуникативные функции, предпосылки самообслуживания, мышления и предметной деятельности. Доречевой период у ребенка с ДЦП отличается от того же периода у здорового ребенка. Имеется определенная патогенетическая общность нарушения доречевого развития с двигательными нарушениями в целом. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2-3 года, а иногда и больше. Кроме того, отмечается патологическая неврологическая симптоматика в органах артикуляции: повышенный или пониженный мышечный тонус, гиперкинезы, гиперсаливация, диспраксические явления и др. В силу этого логопедическая работа с такими детьми должна строиться с учетом не возрастного фактора, а того, на каком доречевом этапе развития находится ребенок. Для реализации перехода от одного этапа доречевого развития к другому ребенку требуются специальные предпосылки и условия, которые в большинстве случаев не могут осуществляться без специализированной логопедической помощи.

Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые 2 года жизни ребенка.

Коррекционной работе должно предшествовать логопедическое обследование (скрининговое или углубленное), которое должно установить качество сформированности линий развития младенца и уточнить структуру дефекта. Скрининговое исследование является практико-ориентированным и экономным по времени. Установлено, что для скрининга психомоторного развития целесообразно использовать шкалу КАТ/КЛАМС, а при наличии грубых неврологических нарушений и замедленного развития – шкалы Гриффитс, KID-R и RCDI-2000. Клинико-логопедическое изучение детей с ДЦП с первых недель жизни включает методы: наблюдение за ребенком в период бодрствования (характерное положение тела, возможности зрительного и слухового восприятия, вокализации, наличие и активность комплекса оживления и пр.); беседы с медицинским персоналом (как сосет, глотает, жует, воспринимает процедуры и т.д.); изучение медицинской документации (оценка по шкале Апгар, данные разных специалистов о состоянии здоровья ребенка, наличие реакций на прививки и т.д.); сбор анамнеза (когда закричал, когда приложили к груди, когда выписали из роддома и пр.); опытно-экспериментальную работу по изучению и обучению детей в доречевой период (комплексное обследование, составление индивидуальной программы развития, коррекционная работа, обучение родителей приемам коррекционно-развивающего общения с ребенком; сравнительный анализ речевого развития детей, количественно-качественная оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия).

Комплексное логопедическое обследование включает: изучение состояния общей моторики, тонкой моторики рук и артикуляционного аппарата; изучение голосовой активности детей, а также ее интонационной выразительности. Проводится также и психолого-педагогическое обследование. Такое изучение позволяет выявить патологические особенности в доречевом развитии детей с ДЦП, определить структуру дефекта, наметить пути логопедической коррекции и оценить ее эффективность. Обследование детей и коррекционная логопедическая работа с ними должны проводиться с первых месяцев жизни, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности у детей с ДЦП. Приведем пример обследования и количественного анализа его результатов у ребенка в возрасте 5 мес по скрининговой методике Гриффитс (см. рисунок).

Рисунок 1. Профиль психомоторного развития ребенка В.А. (5 мес) с ДЦП по методике Гриффитс, баллы.
Профиль психомоторного развития ребенка включает 5 линий развития: состояние моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности.

Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте 5 мес, и сравнивая их с условной нормой, можно отметить отставание на 3-4 мес (3-4 эпикризных срока) по всем функциям. Ребенок в 5 мес по психомоторному развитию соответствует уровню развития 1,5-2-месячного ребенка. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к началу коррекционного логопедического воздействия и более глубокому исследованию. В результате обследования и его анализа можно составить индивидуальную программу развития ребенка.

Система коррекционной работы с детьми должна предусматривать раннее начало онтогенетически последовательного логопедического воздействия, опирающегося на сохранные функции. В основе коррекционных мероприятий должен лежать принцип двигательно-кинестетической стимуляции. Коррекционно-логопедическая работа должна включать систему упражнений, усложняющихся и видоизменяющихся в зависимости от этапа работы. Комплексный характер коррекционно-логопедической работы предусматривает: а) постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося роста и развитии ребенка; б) проведение коррекционно-логопедической работы в комплексе с медицинскими мероприятиями; в) активное участие родителей в коррекционно-логопедической работе. Задачи логопедической работы в младенческий период усложняются в зависимости от перехода ребенка на более высокий доречевой этап развития. Начинают работу со стимуляции голосовых реакций и гуления. Затем переходят к стимуляции интонированного общения и лепета, а потом развивают общение посредством интонационного лепета и лепетных слов. Основными направлениями логопедической работы являются: нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного логопедического массажа; нормализация моторики органов артикуляции с помощью артикуляционной пассивно-активной гимнастики с элементами кинезитерапии; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие эмоционально-коммуникативных функций и эмоциональных реакций; развитие движений руки и действий с предметами; формирование подготовительных этапов развития понимания речи; развитие предпосылок формирования активной речи (стимуляция гуления, интонированных вокализаций, являющихся первыми коммуникативными средствами, формирование слогового лепета и лепетных слов); формирование предпосылок к самообслуживанию и мышления.

В настоящее время разрабатывается и внедряется федеральная система ранней помощи детям с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), т.е. с особыми образовательными потребностями. Реализуются основные направления стратегии Правительства Москвы на 2008-2017 гг. по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети». На основании этого документа создан проект программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной коррекционной помощи детям с ОВЗ. Опорными элементами создаваемой системы ранней помощи детям с ДЦП могут быть психоневрологические отделения больниц, психолого-медико-социальные и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии и др. С 2006 г. создаются и уже функционируют структурные подразделения для детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ. Это лекотеки, целью которых является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 мес до 7 лет с ОВЗ (ДЦП) для социализации, формирования у них предпосылок учебной деятельности, для включения их в систему инклюзивного или интегрированного вида образования в дальнейшем, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи их родителям. Это службы ранней помощи, целью которых является создание условий для коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Создаются они для детей в возрасте от 2 мес до 4 лет с выявленными нарушениями развития ОВЗ (ДЦП) или риском нарушения для подготовки их перевода в систему инклюзивного или интегрированного вида образования в дальнейшем. В настоящее время помощь детям раннего возраста находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В связи с этим наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и недочеты. Недостаточно отработано взаимодействие этих структур и отсутствует нормативно-правовая база их интеграции. Недостаточно обеспечение методической и нормативной литературой. Недостаточно развита информационная база для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ДЦП. Отсутствует связующее звено в системе взаимодействия семьи и различных ведомств. Недостаточно четко организована профессиональная подготовка и переподготовка логопедов и других психолого-педагогических кадров для работы с детьми младенческого возраста с ДЦП. Существующий порядок пока недостаточно обеспечивает детям младенческого и раннего возраста с ДЦП комплексную коррекционно-логопедическую помощь. Дети с ДЦП младенческого возраста не получают своевременной квалифицированной психологической и логопедической помощи, что нарушает их права, декларируемые в ряде документов (федеральные законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О правах инвалидов» и др.).

До последнего времени в коррекционной работе с детьми с ДЦП применялись традиционные методы: дисциплинарный, междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходы. В настоящее время перспективным, современным и эффективным подходом в организации комплексного коррекционного воздействия и в реализации индивидуальной программы реабилитации или развития детей с ДЦП является синергетический подход [4] (непрерывное совместное действие специалистов междисциплинарной направленности). Синергетический подход предполагает планирование для ребенка с ДЦП единой для всех специалистов индивидуальной программы развития и переход от индивидуальной работы в области своих профессиональных знаний к командно-профессиональной работе. Коррекционная работа в этих условиях направлена не на устранение отдельных нарушений, а на формирование жизненно важных компетенций: коммуникативную, социальную адаптацию, функциональную независимость и др. Разработанная модель синергетического подхода в реабилитации детей с ДЦП ориентирована на детей дошкольного возраста. На современном этапе возникает необходимость в проведении исследований, направленных на использование принципов синергетического подхода в организации медико-психолого-логопедического коррекционного воздействия и реализации индивидуальной программы развития детей младенческого и раннего возраста с ДЦП.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.