Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) относится к числу основных причин поражения печени.
Распространенность различных форм поражения печени у лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, очень высока, а у отдельных категорий наркологических больных приближается к 100% [1].
В основе поражения печени у пациентов наркологической клиники обычно лежат следующие основные причины: 1) гепатотоксическое действие ПАВ; 2) заражение вирусными гепатитами, связанное с нестерильным внутривенным введением ПАВ. Токсическое влияние этанола и каскад патологических биохимических реакций и морфологических процессов, вызванных алкогольной интоксикацией - являются основной причиной алкогольного поражения печени (АПП). Парентеральное введение опиоидов, имеет значение прежде всего для потребителей инъекционных наркотиков (ПИН), являясь причиной вирусных гепатитов (ВГ), главным образом гепатитов С и В.
Различные по клиническим проявлениям и тяжести формы АПП встречаются практически у всех лиц, злоупотребляющих алкоголем.
Распространенность ВГ у ПИН, по оценкам разных авторов [1, 3, 6], находится в пределах 60-95%.
Таким образом, у подавляющего большинства представителей двух основных категорий пациентов наркологической клиники - больных алкоголизмом и лиц, страдающих опиоидной зависимостью, - отмечается та или иная форма поражения печени.
У некоторых наркологических больных в соответствии со сложным характером аддиктивных расстройств развиваются смешанные формы поражения печени. Например, многие ПИН, страдающие ВГ, в периоды прекращения употребления наркотика злоупотребляют алкоголем, и в этих случаях хронический гепатит может осложняться атаками острого алкогольного гепатита (ОАГ). В свою очередь распространенность гепатита С у лиц, страдающих алкогольной зависимостью, составляет более 25%, что значительно превышает общепопуляционные показатели [5].
Сочетание вирусного и алкогольного поражения печени закономерно повышает риск развития цирроза печени.
Проблема своевременного лечения поражения печени у наркологических больных осложняется трудностями в его распознавании.
Алкогольная жировая дистрофия печени и алкогольный цирроз печени могут протекать практически бессимптомно. Клинические проявления ОАГ часто бывают значительно более очевидными, но собственный клинический опыт автора статьи показывает, что у подавляющего большинства больных алкоголизмом, поступающих в наркологическую клинику в плановом или экстренном порядке, отсутствуют жалобы, указывающие на АПП, даже в тех случаях, когда позже у этих пациентов диагностируется ОАГ [1].
Острые ВГ у ПИН часто также протекают стерто, без очевидных симптомов поражения печени, с выраженным преобладанием безжелтушных форм.
Сложность распознавания болезней печени в наркологической практике усугубляется экстренной госпитализацией пациентов, затрудняющей своевременное использование лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Таким образом, следует выделить два основных аспекта проблемы поражения печени у пациентов наркологической клиники: 1) высокая распространенность поражения печени различной этиологии у лиц, злоупотребляющих ПАВ; 2) трудности в своевременной диагностике и лечении болезней печени в неотложной наркологической практике.
Важно также принимать во внимание, что риск утяжеления течения острого алкогольного или вирусного гепатита при отсутствии возможности его своевременного выявления существенно повышается при активном назначении поступающим в клинику пациентам психотропных средств, многие из которых обладают гепатотоксическими свойствами.
Все сказанное выше позволяет считать предупреждение и лечение болезней печени необходимым компонентом лечебных программ в наркологии, особенно в условиях неотложной наркологической практики, и основным профилактическим и лечебным средством в данных случаях являются гепатопротекторы, важное место среди которых занимает адеметионин (международное название - S-аденозилметионин).
Адеметионин (гептрал) относится к препаратам метаболического действия, является основным донатором метильных групп, принимает участие во многих биохимических реакциях, обладает гепатотропными и умеренными нейротропными свойствами. Выступая в роли гепатопротектора, адеметионин улучшает течение болезней печени, уменьшает проявления АПП и препятствует развитию цирроза печени [4].
Адеметионин может быть эффективен в предупреждении и лечении умеренного когнитивного нарушения и начальных проявлений деменции [7].
Адеметионин обладает тимоаналептическими (антидепрессивными) свойствами, определяющими его способность усиливать эффекты антидепрессантов, а также выступать в качестве средства монотерапии неглубоких депрессивных состояний [2, 4]. Адеметионин эффективен при соматизированных депрессиях и дистимиях [2].
Антидепрессивные свойства придают адеметионину особое значение для наркологической практики в связи с высокой частотой коморбидных депрессий у лиц, страдающих зависимостью от алкоголя и наркотиков, и в связи с дисфорическими состояниями и другими аффективными расстройствами, осложняющих синдромы отмены ПАВ у многих пациентов.
Введение адеметионина в лечебные схемы при поступлении пациентов в наркологическую клинику позволяет добиться двойного эффекта: уменьшения угрозы здоровью, связанной с болезнями печени (особенно если они не распознаны в связи с бессимптомным течением) и улучшения эмоционального состояния пациентов. Кроме того, благотворное влияние препарата на метаболические процессы позволяет рассчитывать на улучшение мозговых функций при алкогольной и печеночной энцефалопатиях.
Адеметионин (гептрал) выпускается в виде таблеток для приема внутрь и лиофилизата для приготовления раствора с целью внутримышечного или внутривенного введения. Способ употребления и суточные дозы (800-1600 мг - при энтеральном приеме, 400-800 мг - при парентеральном введении) определяются индивидуально.
Лечение адеметионином (гептралом) рекомендуется сопровождать назначением цианокобаламина (витамина В12) и фолиевой кислоты, поскольку недостаток этих веществ может уменьшать плазменную концентрацию препарата и, следовательно, его лечебное действие. Данная превентивная мера имеет особое значение для комплексной терапии алкоголизма в связи с дефицитом многих витаминов, осложняющим злоупотребление алкоголем. Кроме того, благотворное влияние препарата на метаболические процессы позволяет рассчитывать на улучшение мозговых функций при алкогольной и печеночной энцефалопатиях.
Статья подготовлена при поддержке компании «Эбботт».