Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Разумов А.Н.

ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы»

Мокина Н.А.

ГБУЗ «Самарский областной детский санаторий «Юность»

Современная роль курортной медицины в медицинской дипломатии и национальной гуманитарной политике

Авторы:

Разумов А.Н., Мокина Н.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 695

Загрузок: 33


Как цитировать:

Разумов А.Н., Мокина Н.А. Современная роль курортной медицины в медицинской дипломатии и национальной гуманитарной политике. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2023;100(1):7‑17.
Razumov AN, Mokina NA. The modern role of the resort medicine in medical diplomacy and national humanitarian policy. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2023;100(1):7‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20231000117

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­вой ка­фед­ре фи­зи­чес­ких ме­то­дов ле­че­ния в Рос­сии — 135 лет. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):69-73
Ис­то­ри­чес­кие ас­пек­ты фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия дет­ской ку­рор­тной ме­ди­ци­ны в Са­мар­ском ре­ги­оне. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):62-69

Введение

Ускоренная глобализация, наблюдающаяся в последние десятилетия, практически нивелировала различия между многими внутренними и внешними проблемами. Публичная дипломатия приобретает конкурентное значение в условиях динамично меняющейся структуры геополитики. Она призвана располагать к себе аудиторию зарубежных государств, общественности с формированием положительного имиджа «материнского» государства в интересах формирования долгосрочных взаимовыгодных и лояльных взаимоотношений. Для этого могут использоваться разные «инструменты» и направления, от социокультурных до гуманитарных, цифровых и медицинских. На сегодняшний день представляется бесспорным, что состояние здоровья граждан страны и связанные с этим состоянием риски оказывают сильнейшее влияние не только на ее собственные перспективы, но и на общемировую повестку. Так, начавшаяся в 2020 г. пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) показала, как быстро могут распространяться смертоносные инфекционные болезни, влияя на образ жизни людей и мировую экономику. Глобальное здравоохранение уже укрепилось в качестве неотъемлемого компонента внешнеполитической повестки дня, дискурса национальной безопасности и дипломатии, выделившись в новое направление публичной дипломатии, так называемой «мягкой силы», — медицинскую дипломатию (МД) [1—4].

МД как часть публичной дипломатии включает собирательные усилия стран в области здравоохранения, начиная от официальных переговоров и заканчивая широким спектром партнерских отношений и взаимодействия между государственными и неправительственными организациями, финансовыми фондами и др. на международном уровне; здравоохранение — универсальный международный язык, который понятен всем и способствует установлению прочных связей [2, 4—8].

В Концепции отечественной внешней политики использование инструментов «мягкой силы» признается неотъемлемой ее составляющей как в вопросах упрочения позиций Российской Федерации, так и в качестве одного из влиятельных центров современного мира, усиления роли России в мировом гуманитарном пространстве. Эти цели согласуются с парадигмой развития МД, одним из аспектов которой является и курортная медицина как направление гуманитарного сотрудничества и геополитического позиционирования страны на мировой арене. Сегодня на уровне глобального политического дискурса признается важность здравоохранения как важного дипломатического инструмента, а недостаточное инвестирование государства в национальную систему здравоохранения представляет собой серьезную угрозу для будущего процветания страны и ее положения в глобальном геополитическом аспекте; недоинвестиции в системы здравоохранения бросают серьезный вызов будущему, поскольку здоровье населения страны вносит свой вклад в движение экономического роста [9—12].

Цель исследования — проанализировать современное значение курортной медицины как составляющей МД в гуманитарной госполитике государств.

Материал и методы

На 1-м этапе исследования был проведен обзор научной литературы со всесторонним анализом для выявления публикаций по заданной теме за 5-летний период (с 2017 по 2022 г.) с использованием следующих баз данных и источников: РИНЦ, PubMed, MEDLINE, The Cochrane Library, DBLP, Google Scholar, ISI Proceedings, JSTOR Search, Scopus, Embase, CINAHL, Scopus, Web of Science и Science Direct, PsycINFO, Academic Search Complete, Search.ebscohost.com, Vestnik.mgimo.ru, pdc-journal.com, Intcom-mgimo.ru, Mirec.mgimo.ru, Comparative politics.org. На 2-м этапе исследования была проанализированы данные, касающиеся национальной курортной отрасли, с применением SWOT-анализа в геополитическом контексте с декомпозицией до отдельных стран и агломераций — участников отрасли [3].

Результаты

Проведенный анализ показал, что развитость здравоохранения в целом в современных условиях играет существенную роль в вопросах гуманитарной политики государства. При этом курортное дело и лечебно-оздоровительный туризм создают привлекательный имидж страны и являются фактором устойчивого экономического развития. С позиций ресурсного подхода считается, что конкурентное преимущество формируется, когда действующее лицо, или актор, реализует создающую для потребителя ценность, которую при этом не используют его конкуренты. Ресурсный подход рассматривает актора с позиций совокупности материальных и нематериальных ресурсов, которые включают активы, способности, организационные процессы, отличительные характеристики, знания и другие элементы, позволяющие разрабатывать и реализовывать конкурентную стратегию [3, 10].

С позиций стратегического менеджмента, в контексте курортной отрасли как составляющей системы здравоохранения, SWOT-анализ выявил такие сильные стороны этой отрасли, как обширная сеть санаторно-курортных организаций (СКО), расположенных в разных биоклиматических зонах — от субтропиков (Крым, Сочи), горных локаций (Кавказ, Алтай) до приморских зон (Дальний Восток, Балтика), с разнообразными природными лечебными факторами (ПЛФ), а также качественное медицинское образование и наука. При этом российская национальная внешнеполитическая повестка определяется исторически сложившимся позитивным имиджем нашей страны в сфере гуманитарного сотрудничества, что подкрепляется технологическими возможностями отечественной медицинской науки и практики, способностью к быстрым технико-организационным нововведениям, уникальными технологиями и природными лечебными ресурсами для бальнеолечения, грязелечения, ландшафтотерапии, климатотерапии. Немаловажен факт, что наша страна была одним из государств — основателей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и жертвовала миллионы доз вакцины от оспы, внеся ключевой вклад в победе над этим заболеванием. В копилке преимуществ также многолетний опыт развертывания мобильных медцентров и госпиталей, передовые медицинские технологии и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), Русская гуманитарная миссия (РГМ), волонтерские движения милосердия, ресурс молодежных некоммерческих организаций в гуманитарной сфере. Все это формирует серьезный задел в перспективах гуманитарной внешнеполитической повестки государства [13—16].

Наряду с этим выгодное географическое расположение России на пересечении евроазиатских сухопутных и морских логистических путей с близостью к точкам перспективного экономического роста — странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Ближнего Востока, Африки, сильные традиционные ценности на основе культурно-религиозных традиций создают бесспорное геополитическим преимущество для дальнейшего устойчивого развития нашей страны. При этом необходимо обратить пристальное организационное внимание на такие узкие места, как замедленная координация действий центра с субъектами ввиду географической масштабности государства, сложная демографическая ситуация и социально-экономическая неравнозначность регионов, в том числе ввиду неравномерной заселенности территории страны, что замедляет экономический рост. Кроме того, необходимо отметить, что материально-техническая база отечественной санаторно-курортной сети пострадала вследствие оптимизации, а также недостаточности сервисной составляющей. Все это при обострении негативизма внешней политики коллективного Запада по сдерживанию и экономической изоляции России от мирового сообщества требует принятия необходимых превентивных мер (табл. 1).

Таблица 1. SWOT-анализ: Россия

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Россия в числе государств — основателей ВОЗ.

Развитая отечественная сеть СКО от субтропиков до приморья.

ПЛФ

Достойное медицинское образование и наука.

Многолетний имиджеобразующий опыт в гуманитарной сфере.

Уникальные технологии, способность к быстрым нововведениям, НИОКР.

Сохранение традиционных ценностей

Замедленная организационная координация центра с периферией.

Демографическая проблема.

Социально-экономическая неравнозначность регионов. Оптимизированная санаторно-курортная сеть.

Недостаточность сервисной составляющей

Географической центр пересечения евроазиатских путей.

Близость к «реперным» точкам экономического роста, в геополитике (АТР, Африка).

Сильные традиционные, культурно-религиозные, ценности

Негативная внешняя политика стран Запада по сдерживанию и экономической изоляции России

Дальнейший SWOT-анализ ряда заметных и в той или иной степени конкурирующих с нашей страной в геополитической повестке государств и их альянсов на Западе и Востоке, среди которых Япония, Китай, Индия, США и Евросоюз (ЕС), показал следующее [3, 15]:

1. Япония считается традиционным лидером восточного «журавлиного» клина и экономическим драйвером стран АТР. Как страна долгожителей это своего рода образец профилактической работы с населением. Будучи исторически относительно закрытой страной для широкой внешней политики, Япония в последнее время нарастила свои усилия в части гуманитарного сотрудничества с оказанием поддержки, с предоставлением медицинского оборудования, изделий, лекарств и вакцин уязвимым системам здравоохранения развивающихся стран АТР. На сегодня страна является крупнейшим после США финансовым донором ВОЗ. Медицинский туризм и курортное дело в Японии активно развиваются, и страна входит в десятку мировых лидеров в этой сфере, уступая лидерство европейскому (немецкому, французскому и др.), израильскому и американскому медицинскому и лечебно-оздоровительному туризму. В Японии законодательно отлажена регулятивная сторона курортного дела на основе закона «О развитии комплексных курортных зон» (1987 г., №7С), согласно которому основные направления развития курорта и его охрана определяются межминистерской комиссией, а решения по функционированию и развитию курортов согласовываются с местными органами власти и общественностью; закон предусматривает льготный режим налогообложения курортных учреждений и финансовые госгарантии; страховые и пенсионные фонды софинансируют пребывание на курортах пациентов. Постоянство гуманитарной политики Японии укрепляет имидж страны в долгосрочной перспективе, особенно в странах сферы ее традиционно прямых интересов — АТР. При этом основной посыл Японии в гуманитарной сфере состоит в противостоянии попыткам расширения влияния Китая, преимущественно в странах АТР. Медицинский туризм в Японии является дорогим, страна логистически далеко расположена с точки зрения перераспределения на себя потоков потенциальных потребителей, что снижает доступность продукта и наряду с сохранением традиционной закрытости Японии в сфере вопросов развития экспорта и привлечения иностранцев не создает ей имиджевых преимуществ и фактора надежности, в том числе в части способности оперативно реагировать «здесь и сейчас» в момент гуманитарного кризиса в странах-реципиентах. Однако на фоне высокой гуманитарной активности Китая велика вероятность утраты Японией традиционного «журавлиного клина», в том числе и в АТР (табл. 2) [17—20].

Таблица 2. SWOT-анализ: Япония

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Рост усилий Японии в гуманитарной сфере.

Япония — крупнейший финансовый донор ВОЗ.

Медицинский туризм в Японии активно развивается, страна входит в десятку мировых лидеров в этой сфере.

Отлажена регулятивная составляющая курортного дела

Сосредоточение усилий в противостоянии расширению влияния Китая в АТР.

Лечебно-оздоровительный туризм в Японии является дорогим, страна логистически далеко расположена от потенциальных потребителей.

Традиционная закрытость внешней политики Японии не создает имиджевых преимуществ страны как надежного гуманитарного партнера

Относительное постоянство гуманитарной политики Японии усиливает имидж страны в долгосрочной перспективе, особенно в странах ее прямых интересов — АТР

На фоне высокой гуманитарной активности Китая велика вероятность утраты Японией традиционного «журавлиного клина», в том числе в АТР

2. Китай, подчас опережая Японию, активно включился в глобальную повестку здравоохранения, и усилия этой страны отмечены ВОЗ; Пекин вошел в тройку лидеров «вакцинной дипломатии» в период пандемии новой коронавирусной инфекции, включив вакцины в гуманитарную составляющую своей долгосрочной внешнеполитической инициативы «Один пояс — один путь». Китай активно развивает медицинский туризм по направлению высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), курортной и традиционной медицины. В Китае основана широкая сеть научно-исследовательских институтов в сфере фундаментальных и клинических медицинских наук с учетом лучших мировых практик. Медицинские вузы Китая вышли на мировой уровень медицинских образовательных программ. Пекин рассматривает здравоохранение как средство укрепления дипломатических отношений со странами-реципиентами в сфере своих интересов (АТР, Африка и др.). Лидерство по цене и диверсификация создают для Китая возможности привлечения и перенаправления в свою сторону турпотоков от «старожилов» отрасли в ЕС и др. В то же время прежние китайские «инструменты» публичной дипломатии — панда-дипломатия, дипломатия стадиона, конфуцианские институты — не современны. Китаю вменяют в вину нарушение договоренностей при поставках и недостаточное качество медицинских изделий, препаратов и услуг, что создает имиджевые проблемы для китайской медицины вообще и для медицинского туризма в частности. При этом в основе «мягкой силы» Китая — социалистическая идеология, которая работает только в пределах границ Китая, но не за рубежом, что ставит под угрозу гуманитарно-политический статус-кво Китая. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что главным козырем Китая на мировой арене является «жесткая сила», а поскольку военный бюджет сокращается, то снижается и влияние «жесткой силы» Пекина. При этом усилия гуманитарной политики Пекина не всегда равносильны противодействию им со стороны стран-конкурентов. Так, Индия, давний конкурент Пекина, активно вторгается в те же зоны гуманитарного влияния, что и Китай, в том числе в странах АТР и Африки, забирая на себя потенциальных реципиентов [2, 21, 22] (табл. 3).

Таблица 3. SWOT-анализ: Китай

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Активное включение Пекина в глобальную повестку здравоохранения.

Лидерство в «вакцинной дипломатии» в период пандемии COVID-19. Долгосрочная гуманитарная политика Китая («Один пояс — один путь»).

Динамичное развитие медицинского туризма (ВМП, курортная и традиционная медицина)

«Панда-дипломатия» и конфуцианские институты устарели.

Китай нарушает договоренности при поставках, что создает имиджевые проблемы для китайской медицины вообще и для медицинского туризма в частности

Учрежденная китайская сеть НИИ и медицинские вузы на основе лучших мировых практик.

Пекин рассматривает здравоохранение как средство укрепления дипотношений со странами-реципиентами в сфере своих интересов (АТР, Африка).

Лидерство по цене и диверсификация создают возможности привлечения турпотоков от «старожилов» отрасли

Основа «мягкой силы» Китая — социалистическая идеология, работает только в пределах его границ, что ставит под угрозу гуманитарно-политический статус-кво Китая. Влияние «жесткой силы» Китая сокращается, а усилия гуманитарной политики Пекина не всегда равносильны противодействию им со стороны стран-конкурентов (Индии и пр.)

3. Индия, как это ни парадоксально, вырвалась в лидеры «вакцинной дипломатии» в повестке глобального здравоохранения последних лет за счет слабой национальной системы здравоохранения при развитой сети фармацевтических предприятий, работающих на экспорт; Индия является крупнейшим в мире производителем и поставщиком дженериков. Из-за проблем с транспортировкой и хранением вакцин, нехваткой подготовленного медперсонала кампания по вакцинации собственного населения была практически сорвана, создав значительные излишки вакцин и фармпрепаратов, что позволило Индии экспортировать и раздавать в виде гуманитарной помощи странам-реципиентам невостребованные внутри страны препараты и принесло много очков в геополитическом имидже. Немаловажен и тот факт, что Индия забирает на себя мощнейший турпоток медицинских туристических направлений по ВМП, курортной и традиционной медицине, благодаря наличию врачей и учреждений мирового класса при ценах, которые более чем в 10 раз ниже в сравнении с конкурентами. Индия развивает контакты на высоком, многостороннем и региональном уровнях, в том числе в повестке стран Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), стран G-20 и др.; Индией были организованы онлайн-тренинги для медработников стран СААРК по стратегическим направлениям и смежным аспектам здравоохранения. Национальный принцип «Весь мир — единая семья» создает для Индии большие перспективы в сфере медицинской дипломатии наряду с широкой сетью инфраструктуры по производству любых препаратов. Медицинский туризм поддерживается на государственном уровне, МИД Индии ввел ускоренный порядок получения медицинских виз ввиду растущего спроса на медицинский туризм, что создает возможности как для повышения прибыльности медицинской туристической отрасти страны, так и усиления ее авторитета и национального имиджа на мировой арене. Слабые стороны Индии заключаются в низко развитой национальной системе здравоохранения, невысоком развитии национального медицинского образования и науки, учитывая давнюю зависимость страны от англосаксонского мира в этой и во многих других сферах экономики. По-прежнему актуальны для Индии проблемы кадровой обеспеченности с постоянной утечкой медицинских кадров на Запад и острой нехваткой подготовленного медперсонала внутри страны. Наряду с этим основной угрозой для Индии является ее главный геополитический соперник — Китай, который имеет гораздо более стабильную, чем Индия, национальную систему здравоохранения, подготовки и удержания медицинских кадров и ученых, независимую национальную сеть научно-исследовательских учреждений и превосходство в НИОКР [20, 23—27] (табл. 4).

Таблица 4. SWOT-анализ: Индия

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Лидерство в «вакцинной дипломатии», крупнейшие мощности фармпредприятий.

Гуманитарный имиджевый прорыв в последние годы в помощи странам-реципиентам, за счет излишков препаратов.

Бурное развитие медицинского туризма, поддерживаемого на государственном уровне, мощнейший турпоток по ВМП, курортной и традиционной медицине, благодаря масштабу и преимуществу по цене.

Укрепление медицинских позиций страны в регионе прямого интереса, странах СААРК

Слабо развитая национальная система здравоохранения.

Зависимая от англосаксонского мира система медицинского образования и науки.

Проблемы кадровой обеспеченности, с постоянной утечкой медицинских кадров на Запад и острой нехваткой подготовленного медперсонала внутри страны

Динамичное развитие гуманитарной повестки для стран-реципиентов (СААРК и др.), национальный принцип «Весь мир — единая семья», наряду с широкой сетью фарминдустрии, поддержкой медицинского туризма на государственном уровне, упрощенной выдачей медицинских виз МИДом Индии, растущим спросом, что за счет преимущества по цене и масштаба создает возможности по усилению авторитета и национального имиджа в сфере МД

Китай имеет гораздо более стабильную, чем Индия, национальную систему здравоохранения, подготовки и удержания медицинских кадров и ученых, независимую национальную сеть научно-исследовательских учреждений и превосходство в НИОКР

4. США — крупнейший финансовый спонсор глобального здравоохранения. Основные финансовые фонды в МД аффилированы к США (Глобальный финансовый фонд, Глобальный альянс по вакцинам, Глобальная инициатива по ликвидации полиомиелита и др.). США имеют официальные организационные структуры и нормативную базу в МД, развитое направление медицинского туризма с акцентом на ВМП. Страна организовала широко развитую сеть гуманитарной помощи в странах-реципиентах сферы национальных интересов, которая является отработанным инструментом в достижении геополитических целей. В США работает вот уже более полутора десятков лет отдельная официальная организационно-управленская структура в МД — Управление глобальной дипломатии в области здравоохранения (OGHD). В США МД занимается как отдел публичной дипломатии и связей с общественностью Госдепартамента, так и Управление по глобальным вопросам Министерства здравоохранения и социальных служб. Страна также позиционируют МД как часть оборонной дипломатии. Соединенные штаты активно и регулярно используют МД в глобальной полит-повестке для сбора финансовых средств, повышения политической приверженности и лояльности участников, установления политических целей и пр. США широко используют множество гуманитарных программ — от помощи женщинам и детям до борьбы с редкими и опасными инфекционными болезнями в более чем 60 развивающихся стран, в том числе в странах Африки (Камерун, Либерия, Мозамбик, Нигерия, Сенегал и Уганда, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Кения, Танзания), Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Бангладеш, и др.). Несмотря на то что сегодняшний глобальный ландшафт финпомощи в области здравоохранения характеризуется множеством доноров, на таких крупнейших стран-доноров, как США, Великобритания, Нидерланды, в совокупности приходится до 3/4 финансовых вложений в области глобального здравоохранения. В части медицинского туризма как одного из направлений имиджа страны в сфере МД, США известны преимущественно высокотехнологичными методами лечения, которые доступны только весьма состоятельной части потребителей. Среди таких методов ВПМ: трансплантации органов, оперативное лечение сердечно-сосудистых заболеваний, ортопедические и офтальмологические операции. Донорское финансирование стран-реципиентов рассматривается в глобальном дискурсе как дополнительные возможности стран в достижении глобальных целей устойчивого развития (ЦУР). По мере изменения приоритетов в рамках ЦУР все большее значение будут иметь страны, активные в конкретных областях здравоохранения, важных для устойчивого прогресса в МД. Возможности США состоят в том, какие организации активны в конкретных областях здравоохранения для определения дефицита финансирования и планирования инвестиций, важных для устойчивого прогресса в МД. А это при грамотном планировании может послужить ресурсом для развития МД. Слабые стороны США в МД — отсутствие отдельного направления курортной медицины, имиджевых локаций из категории «мировых здравниц» (как в ЕС), акцент курортных локаций в сторону пляжного отдыха. Частая смена всех ветвей власти, включая исполнительную, приводит к путанице приоритетов и задач в МД; усугубляет ситуацию также отсутствие четко сформулированного мандата МД, подлинной и относительно самостоятельной в принятии решений власти, подотчетного руководства на местах, постоянной поддержки на высоком уровне, постоянного бюджета. При этом существует борьба за ресурсы и территории между управленческими структурами (агентством США по международному развитию, USAID), офисом глобального координатора по СПИДу и Центров по контролю и профилактике заболеваний, CDC). Наряду с этим угрозой для МД США является следующее обстоятельство: несмотря на то что США до конца 2010-х годов были крупнейшим донором глобального здравоохранения, предоставляя наибольшую долю официальной помощи в целях развития, состав доноров динамично изменяется за счет вовлечения национальных, региональных и иных тенденций донорского финансирования глобального здравоохранения. Среди 17 ЦУР три охватывают глобальное здравоохранение, при этом прогнозы расходов на здравоохранение в ближайшие 15 лет свидетельствуют о неоднозначном будущем, наряду с безусловным признанием важности здоровья человека в повестке развития, включая его взаимосвязь с улучшением социально-экономических и экологических условий. Ресурсы США, доступные для глобального здравоохранения, стали более ограниченными, отражая затянувшуюся рецессию и бюджетные потрясения последнего десятилетия. Несмотря на все усилия, стране так и не удалось достичь единства, преодолев борьбу за ресурсы и территории, между разными игроками в МД США (USAID и CDC). Необоснованное получение прибыли, вытеснившее приоритет интересов пациента в сфере здравоохранения США, утрата традиционных христианских ценностей с подменой их «правилами» создают идеологический тупик для развития гуманитарной политики (табл. 5) [11, 26—32].

Таблица 5. SWOT-анализ: США

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

США — крупнейший финансовый спонсор глобального здравоохранения, основные финансовые фонды в МД аффилированы к США.

США имеют официальные организационные структуры и нормативную базу в МД, развитое направление медицинского туризма, с акцентом на ВМП, широко развитую сеть гуманитарной помощи в странах-реципиентах сферы национальных интересов как отработанный инструмент в достижении геополитических целей

Отсутствие отдельного направления курортной существующей медицины, имиджевых локаций из категории «мировых здравниц» как в ЕС, акцент курортных локаций в сторону пляжного отдыха. Частая смена всех ветвей власти с путаницей приоритетов и задач в МД; отсутствие четко сформулированного мандата МД, подлинной вертикали власти в принятии решений, подотчетного руководства на местах, постоянного бюджета; существует борьба за ресурсы и территории между управленческими структурами в МД США

По мере изменения приоритетов в рамках ЦУР все большее значение будет иметь то, какие организации активны в конкретных областях здравоохранения для определения дефицита финансирования и планирования инвестиций, важных для устойчивого прогресса в МД, что при грамотном планировании может послужить ресурсом для развития МД

Состав и география доноров глобального здравоохранения динамично меняется не в пользу США.

Ресурсы США, доступные для МД, снижаются, отражая рецессию и бюджетные потрясения последнего десятилетия.

Не удалось достичь единства и вертикализации управления МД, преодолеть борьбу за ресурсы и территории между разными игроками в МД США. Необоснованное получение прибыли, вытеснившее приоритет интересов пациента, утрата традиционных ценностей с подменой их «правилами» создают идеологический тупик для развития гуманитарной политики США

5. Евросоюз фактически стал агломерацией стран, почти утративших оригинальную государственность, поэтому его сильные и слабые стороны складываются из совокупности стран — членов ЕС. В рамках усилий ЕС бюро ВОЗ по повышению компетентности дипломатов и руководящих работников здравоохранения в вопросах МД выпустило руководства по МД, интегрирующие опыт в области глобального здравоохранения, где указывается, что дипломатия в области здравоохранения становится как никогда актуальной и превращается в центральный элемент стратегического руководства здравоохранением на глобальном уровне и неотъемлемую часть внешней политики. В ЕС здравоохранение более не является исключительной прерогативой национальных министерств здравоохранения, но приобретает значение совместной и скоординированной зоны ответственности, служит важным инструментом, позволяющим вносить вклад в достижение общих целей на региональном, национальном и субнациональном уровнях. В последние полтора десятка лет стратегия в области глобального здравоохранения занимает в политике ключевых лидеров общественного мнения стран ЕС все более видное место. Так, она была одним из центральных вопросов, инициированных западной Европой и Германией в рамках G7, об уроках кризиса Эболы; Германия предложила рассматривать МД как одну из основных тем международной политики, поскольку здоровье является одним из главных элементов фундамента социально-экономического и политического развития и стабильности. Германия также известна своим реализованным потенциалом в области медицинского турима, в части ВПМ и курортного дела. В регулирование и взаимокоординацию развитой отрасли медицинского туризма страны активно вовлекаются все участники (госорганы, предприятия туристской отрасли, их объединения и союзы, НИИ и университеты, профильные НКО и пр.). Курортная отрасль является интегрированной и неотъемлемой частью экономики Германии и частым инструментом, для решения общеэкономических проблем федерального масштаба (выравнивание уровней экономического развития регионов, развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня безработицы, развитие отсталых сельскохозяйственных территорий и пр.); в стране действуют широкий спектр налоговых льгот, финансовая поддержка государством предприятий курортной отрасли, отмечены прямое участие государства в продвижении национального турпродукта, поддержка кадрового обеспечения отрасли, финансирование и поддержка профильных НИИ. Италия предложила рассматривать вопросы МД как новую парадигму в вопросе создания уникальных возможностей для повышения устойчивости общества в целом, а также жизнестойкости и благополучия граждан городов и агломераций. МД в сфере городского здравоохранения играет важнейшую роль в создании того, что становится важным для укрепления солидарности граждан, ощущения их личной сопричастности к долгосрочным социальным программам и для формирования чувства позитивной принадлежности к городу его бренда. Эти подходы часто называют социальными инновациями или социальным посредничеством. Развитие курортной медицины Италии как части международного имиджа страны тесно связано со стимулированием медицинского туризма, приносящего реальные доходы, часть из которых направляется на развитие инфраструктуры и экологическую охрану курортных местностей, обустройство источников лечебных вод, грязей и т.п. Организация всей этой работы и контроль за деятельностью курортных учреждений переданы законом из ведения центральных органов локальным властям. Устав итальянских университетов предусматривает возможность курортной специализации на последипломных курсах медицинской гидрологии и климатологии. Здравоохранение — мощный двигатель экономики, открывающий множество возможностей для создания новых рабочих мест и предприятий. Именно на этом положении базируется так называемая «серебряная экономика», определяемая ЕС как комплекс экономических возможностей, возникающих в результате государственных и потребительских расходов, связанных со старением населения, и специфических потребностей людей в возрасте 65 лет и старше. Эта деятельность является иллюстративным примером дипломатии в области городского здравоохранения, в орбите которой итальянский город Удине, например, обменивается опытом в сфере содействия активному и здоровому старению с Эдинбургом (Великобритания), Гран-Пуатье (Франция). Деятельность ЕС включает гуманитарную и медицинскую помощь на территориях конфликтов в Восточной Европе и Центральной Азии и др. Во Франции государственной политике в сфере медицинского и курортного туризма уделяется пристальное внимание; коллегиальным консультативным органом выступает Национальный совет по туризму. Курорты Франции имеют единый статус «туристического курорта»; статус «курорта» может быть присвоен декретом Французской Республики только тем туристическим коммунам и территориям, которые проводят активную политику по развитию въездного туризма, продвигают исключительность природных ресурсов и культурного наследия в своем регионе. Страны Восточной Европы, в частности Словения, участвуют в многочисленных партнерствах в курортной отрасли. Восточная Европа в целом находится в процессе формирования политики в МД, что позволяет этому субрегиону действовать скоординировано в вопросах глобальной дипломатии в области здравоохранения, в том числе для удовлетворения потребностей стареющего населения в услугах здравоохранения. В Словении функционирует созданная в советский период сеть курортов (Рогашка-Слатина, Раденцы и др.) с обновленной инфраструктурой и современными технологиями, гармонизированными с ЕС. В Венгрии на факультете общественного здравоохранения Дебреценского университета уже разработан учебный курс по МД, подготовленный в рамках оперативной программы ЕС по социальному обновлению. Помимо общих учебных модулей, программа включает 5-дневный тренинг с компонентами, отражающими конкретные региональные потребности применительно к странам — участникам ЕС; подготовлен методический справочник «Дипломатия в области здравоохранения» для преподавателей факультета и слушателей курсов. Факультет общественного здравоохранения Дебреценского университета получил статус Сотрудничающего центра ВОЗ по проблемам социальной уязвимости и здоровья. Евробюро ВОЗ активно сотрудничает с Центром глобального здравоохранения по вопросам разработки кратких очных и онлайн-курсов по МД с целью подготовки большего числа дипломатов в здравоохранении и экспертов по здравоохранению в дипломатии. Венгрия стала центром подготовки кадров в МД, в том числе благодаря ее развитой курортной медицине, ставшей визитной карточной этой страны. Одна из приоритетных задач государственной стратегии развития медицинского туризма Венгрии — создание нового плана Сечени с использованием геотермального потенциала страны при поддержке на государственном уровне, с реконструкцией и расширением национальной сети курортов. В ЕС отработаны программы позиционирования медицинского туризма по направлениям научно-образовательных мероприятий для целевых аудиторий, выставки и презентации ознакомительных туров с посещением термальных источников и лечебно-оздоровительных локаций, ВМП и медицинская реабилитация для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пожилых. Опыт стран ЕС (Германии, Венгрии, Словении, Чехии) с их эффективными примерами организации пространства городов-курортов тиражируется как передовой в мире. Возможности медицинского туризма ЕС расширяются в части цифровизации, роботизирования и «трансграничности здравоохранения», чтобы, например, испанский пациент, будучи в Италии в отпуске, мог получить рецепт в местной аптеке, или врач в отделении неотложной помощи во Франции мог получить доступ к базовой медицинской информации финского пациента; инфраструктура для этого уже существует в форме программы MyHealth@EU, возможности которой будут еще более расширены. Также будет создан новый европейский совет по цифровым и медицинским данным с внешним контролем данных о здоровье народонаселения. При этом слабой стороной ЕС является отсутствие объединяющей идеологии, подмененной «сводом правил», который устраивает далеко не всех членов ЕС. Отмечается рост демографических проблем, резкий спад рождаемости, в том числе ввиду распространения на государственном уровне программ по контролю рождаемости, снижения религиозного фактора, пропаганды ЛГБТ и т.п. Наблюдается утрата социальной ориентированности, наряду со стремлением к необоснованному получению прибыли, что приносит в жертву гуманистические принципы медицины и обеспеченность медицинскими услугами. Нарушается главный основополагающий принцип медицины, изложенный Платоном в его труде «Государство» (кн. 1, 342-D): «Ни один врач, поскольку он врач, не заботится о своем благе, но о благе своего пациента, а не просто зарабатывает деньги». Бурное развитие предпринимательства в здравоохранении приносит в жертву те принципы, на которых в общественном сознании зиждется система здравоохранения — равенство, справедливость, общественное согласие, гласность, гарантия эффективности и безопасности, что подменяется стремлением к необоснованному получению прибыли. Угрозы Евросоюза — в тотальном контроле над данными о здоровье населения с широкими возможностями управления этими процессами извне. В дальнейшем прогнозируется нарастание социальной напряженности при еще большем снижении эффективности национальных систем здравоохранения вследствие демографических проблем и миграционного кризиса (табл. 6) [4—6, 8, 17, 28, 33].

Таблица 6. SWOT-анализ: Евросоюз

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Развитая высоко-имиджевая и высокотехнологичная система евро курортов.

Действующая нормативная база и образовательные программы в сфере курортной медицины и МД.

Наличие современных НИИ, отлаженная система подготовки и восполнения кадров и образовательных программ, отработанная система планирования и развития медицинского туризма мерами государственной, законодательной, финансовой и налоговой поддержки

Отсутствие объединяющей идеологии, подмененной «сводом правил».

Рост демографических проблем, резкий спад рождаемости и прогрессивное старение населения, в том числе из-за программ по контролю рождаемости, снижения религиозного фактора, пропаганды нетрадиционного поведения и т.п.

Утрата социальной ориентированности наряду с стремлением к необоснованному получению прибыли в сфере охраны здоровья

«Серебряная экономика» квазигорода, карты здоровья и системное развитие МД, наряду с вовлечением стран восточной Европы (бывшего соцлагеря) с их более молодым и работоспособным населением, создает возможности дальнейшего экономического отрасли

Угрозы Евросоюза — в тотальном контроле над данными о здоровье населения с широкими возможностями управления этими процессами извне, с дальнейшим нарастанием социальной напряженности, снижением эффективности, отдельно взятых национальных систем здравоохранения на фоне нарастающих демографических проблем и миграционного кризиса

Обсуждение

Таким образом, анализ национальных ресурсов и возможностей в сфере МД в целом и курортной медицины в частности выявил, что, хотя преимущества геополитических конкурентов России вполне очевидны, однако имеются и определенно значимые их слабые стороны. При этом сильные стороны России в этой сфере превалируют и позволяют использовать слабые стороны конкурентов в свою пользу. Среди ключевых факторов успеха России: технологические возможности отечественной медицинской науки и практики, наличие подготовленного персонала, сеть профильных санаторно-курортных учреждений и курортов в самых разных климатических зонах, от субтропиков до приморья, располагающих уникальными технологиями и природными лечебными ресурсами как база для лечения и восстановления здоровья пациентов, международный гуманитарный опыт сотрудничества, развитая национальная система здравоохранения и государственного санитарно-эпидемиологического надзора, способность к гибкому и оперативному реагированию, развитая сеть научно-образовательных учреждений с низкими издержками на НИОКР, наличие современных информационных систем, надежное и точное выполнение обязательств и широта возможностей в сфере гуманитарной помощи, крепкие традиционные ценности. Все это при организационной доработке слабых сторон и возможных угроз позволяет рассматривать МД, в том числе в области отечественной курортологии, как несомненно перспективные направления в гуманитарной политике нашего государства, необходимые для достижения национальных целей в глобальной политической повестке.

Выводы

1. Проведенная оценка отрасли МД показала, что МД, несомненно, является активно действующим новым направлением «мягкой силы» или «гуманитарной политики» и все более заметным внешнеполитическим и дипломатическим инструментом.

2. В условиях сохраняющегося запроса стран-реципиентов на гуманитарную, в том числе медицинскую, составляющую роста значимости здравоохранения как мощного экономического и геополитического ресурса поддерживается ситуация конкуренции стран-доноров за лидерство в странах-реципиентах и проводимой там в интересах государств-доноров гуманитарной политики; несмотря на то что в отрасли МД имеются высокие входные отраслевые барьеры, круг участников не уменьшается, но растет, и в первую очередь за счет стран с прорывным экономическим ростром (Китай, Индия и др.); в этих условиях исторически сложившиеся «ключевые игроки» — доноры вынуждены непрерывно искать способы дифференциации, поддержания стабильности финансирования для сохранения своих прежних позиций, поскольку риск «переключения» стран-реципиентов весьма высок, а репутация традиционных игроков нивелируется в долгосрочной перспективе; наряду с многолетней доминантной ролью США и аффилированных к США стран Евросоюза и финансовых фондов отмечается появление новых стран-доноров из категории так называемых развивающихся стран, таких как, например, страны БРИКС (Россия, Индия, Китай, Бразилия, Южная Африка), страны Азии, Африки, Южной Америки (Таиланд, Кения, Мексика и др.); при этом все более значимую роль в условиях нарастания глобализации играют регионы и субрегионы, новые НКО/НПО, в том числе гуманитарные религиозные организации, активные организации гражданского общества, частные физические и юридические лица, обладающие соответствующим опытом и компетенциями.

3. Проведенный анализ российских ресурсов и возможностей в сфере МД выявил, что, хотя преимущества геополитических конкурентов России вполне очевидны, у них имеются и слабые стороны при широком диапазоне возможностей нашей страны, среди которых развитость отечественной медицинской науки и практики, способность осуществления технико-организационных нововведений, наличие квалифицированного персонала с возможностью его подготовки/переподготовки, арсенал мобильных госпиталей МЧС, Минобороны, ФМБА России, сеть федеральных и государственных учреждений здравоохранения и государственного санитарно-эпидемического надзора, санаторно-курортных медицинских организаций, международный гуманитарный опыт оперативного развертывания/строительства/работы с нуля медцентров и госпиталей, способность к быстрому и гибкому реагированию и хорошо организованная логистика, развитая сеть учреждений НИОКР, наличие эффективных информационных систем, действующие репутационные НКО (Русская гуманитарная миссия и пр.), надежное выполнение гуманитарных обязательств и широта гуманитарных возможностей, крепкие традиционные ценности).

Авторы выражают благодарность МГИМО МИД РФ за возможность использования материалов и ресурсов вуза при подготовке статьи.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования, редактирование текста — А.Н. Разумов; сбор, анализ материала и написание текста — Н.А. Мокина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.