Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бурдюкова Е.В.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, Москва, Российская Федерация, 127473

Скотникова Ю.В.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, Москва, Российская Федерация, 127473

Пустовалов Д.А.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова»

Оранская А.Н.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва

Анищенко А.П.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова»

Черепкова Е.В.

1. Научный центр клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН, Новосибирск;
2. Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск

Гуревич К.Г.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Актуальные проблемы физического здоровья детей и подростков

Авторы:

Бурдюкова Е.В., Скотникова Ю.В., Пустовалов Д.А., Оранская А.Н., Анищенко А.П., Черепкова Е.В., Гуревич К.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1831

Загрузок: 43


Как цитировать:

Бурдюкова Е.В., Скотникова Ю.В., Пустовалов Д.А., Оранская А.Н., Анищенко А.П., Черепкова Е.В., Гуревич К.Г. Актуальные проблемы физического здоровья детей и подростков. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016;93(1):25‑29.
Burdiukova EV, Skotnikova IuV, Pustovalov DA, Oranskaya AN, Anishchenko AP, Cherepkova EV, Gurevich KG. The topical problems of physical health of the children and adolescents. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2016;93(1):25‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort2016125-29

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­ги­ональ­ный опыт ком­плексной ди­на­ми­чес­кой оцен­ки ста­ту­са здо­ровья под­рос­тков с пос­тко­вид­ным син­дро­мом в пе­ри­од до­ле­чи­ва­ния в са­на­то­рии. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):39-44
Фи­зи­чес­кое раз­ви­тие, за­бо­ле­ва­емость и фак­ти­чес­кое пи­та­ние де­тей дош­коль­но­го воз­рас­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):72-76

В настоящее время актуальную проблему здравоохранения представляют хронические неинфекционные заболевания (НИЗ). По данным ВОЗ, ежегодно от НИЗ умирают 38 млн человек [1], причем большинство смертей приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний (17,5 млн человек ежегодно). За ними следуют онкологические заболевания (8,2 млн), респираторные болезни (4 млн) и диабет (1,5 млн). [2] Основной причиной развития НИЗ является недостаточная физическая активность. Каждый третий взрослый человек в мире недостаточно активен [3].

Низкая физическая активность и несбалансированное питание ведут к развитию избыточной массы тела, а впоследствии к ожирению. Наиболее удобной мерой оценки уровня ожирения и избыточной массы тела у населения является индекс массы тела (ИМТ). ИМТ рассчитывается как отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в метрах (кг/м2). Риск развития НИЗ возрастает с увеличением ИМТ.

Детское ожирение является фактором, обусловливающим более высокую вероятность ожирения, преждевременной смерти и инвалидности во взрослом возрасте. Кроме того, страдающие ожирением дети впоследствии испытывают затруднения при дыхании, подвержены повышенному риску переломов, гипертензии, ранних признаков сердечно-сосудистых заболеваний, инсулинорезистентности и психологическим травмам.

Для детей в странах с низким и средним уровнем дохода существует более высокая вероятность неправильного питания в антенатальный период, в период грудного вскармливания и в младшем возрасте. В то же время они потребляют более дешевые продукты с высоким содержанием жиров, сахара, соли и калорий и с низким содержанием питательных микроэлементов. Подобное питание в сочетании с невысоким уровнем физической активности приводит к резкому росту детского ожирения [4].

Оценка функционального состояния организма - один из наиболее важных этапов любого диагностического исследования. У практически здоровых людей подобное исследование позволяет выявить неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья.

Цель работы - оценка уровня физического развития и состояния здоровья школьников в зависимости от возраста и пола.

Пациенты и методы

Исследование проводили среди школьников Москвы по предварительно полученному письменному информированному согласию родителей или законных представителей. Всего обследовали 15 067 школьников в возрасте 7-17 лет: 7760 мальчиков, 7307 девочек. Распределение обследованных по полу и возрасту представлено в таблице

.

Общие критерии включения в исследование:

- дети и подростки от 7 до 17 лет, мужского и женского пола, законные представители (родители, опекуны и др.) которых способны читать и говорить по-русски и подписали информированное согласие;

- удовлетворительное общее состояние здоровья, отсутствие психических и серьезных соматических заболеваний или их последствий.

Критерии исключения:

- патология сердечно-сосудистой системы (пороки сердца в стадии декомпенсации; тяжелые нарушения ритма; стенокардия III функционального класса; гипертоническая болезнь II-III стадии; ревмокардиты и миокардиты в стадии обострения);

- тромбофлебиты;

- патология дыхательной системы (бронхиальная астма, хронические пневмонии в стадии обострения);

- патология желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки в стадии обострения и неполной ремиссии; хронические гепатиты в стадии обострения);

- сахарный диабет инсулинозависимый;

- заболевания крови;

- острые инфекционные заболевания;

- травмы и заболевания суставов, не позволяющие выполнять напряженные двигательные тесты.

Обследование проводили по двум основным направлениям:

1) оценка физического развития и функционально-соматических показателей: рост, масса тела, артериальное давление (АД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), задержка дыхания (проба Штанге), пульс в покое, силовая выносливость (отжимания, пресс);

2) определение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и основных параметров ее функционирования - двухступенчатый нагрузочный степ-тест, при котором регистрировали пульс во время дозированной физической нагрузки и через минуту после ее окончания, АД, ЖЕЛ, задержку дыхания, пульс в покое.

Затем проводили анализ ИМТ школьников и рассчитывали их индивидуальный индекс физического здоровья (ИФЗ), который определяли с помощью оценочной шкалы, ориентированной на физические особенности возраста и пола обследуемых и выражающей каждый показатель значением баллов по шести уровням.

Результаты и обсуждение

Проанализировали корреляционную связь изучаемых параметров (рис. 1

). Практически все параметры, за исключением ИФЗ, оказались зависимы от возраста.

В свою очередь ИФЗ в наибольшей степени связан (отрицательные коэффициенты корреляции) с частотой сердечных сокращений (ЧСС), АД, что может характеризовать адаптивные резервы сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке.

Данное исследование также доказало зависимости между параметрами, характеризующими состояние сердечно-сосудистой системы, и показателями, отражающими дыхательные функции. Так, значения АД существенно связаны с показателями ЖЕЛ и пробы Штанге.

При анализе зависимости изучаемых параметров от пола испытуемых выявили, что по всем показателям, за исключением ЧСС, мальчики достоверно отличались от девочек. Все изученные функциональные показатели у мальчиков выше, чем у девочек.

На следующем этапе провели анализ ИМТ обследованных школьников. В работе использовали ИМТ как показатель, характеризующий избыток или недостаток массы тела, что соответствует рекомендациям ВОЗ. Были использованы нормативные значения данного показателя по полу и возрасту, полученные в результате паневропейского исследования, где Россия была одной из референс-стран.

Нами были рассчитаны относительные значения ИМТ. Для этого ИМТ каждого конкретного ребенка делился на нормативное значение в соответствии с полом и возрастом, округленным до целого числа лет, что дало возможность рассматривать ИМТ без относительной привязки к возрасту и полу: показатели более единицы характеризовали гиперстенический тип телосложения, а показатели менее единицы - гипостенический. Расчет показал, что для того, чтобы делать заключение о достоверном отклонении показателя от нормы, относительный ИМТ должен отличаться от единицы не менее чем на 5%. Относительные значения ИМТ проводили отдельно для школьников разного возраста и пола.

На рис. 2

приведена зависимость относительного ИМТ от пола и возраста обследуемых. У школьников Москвы всех возрастных групп среднее значение ИМТ превышало нормативы (на рис. 2
соответствующая область закрашена). Максимальные значения относительного ИМТ у девочек наблюдали в 9-11 лет, у мальчиков - в 9-12 лет. При этом незначительный спад происходил в 10 лет, что может соответствовать препубертатному периоду. Наиболее интенсивный рост относительного ИМТ как у девочек, так и у мальчиков выявлен в период 8-9 лет.

Достоверное отличие ИМТ от нормы наблюдали у девочек 7-13 лет и у мальчиков 7-15 лет. Превышение относительного значения ИМТ у мальчиков старше 8 лет по сравнению с таковым у девочек свидетельствует о большей распространенности гиперстенического типа телосложения у обследованных школьников мужского пола.

При сравнении полученных нами данных с данными В.К. Полякова и соавт. по Саратову [5] и И.Ю. Сидоровой по Иркутску [6], выяснилось, что школьники Москвы более подвержены формированию избыточной массы тела и развитию ожирения, чем их сверстники из других городов. Это косвенно может свидетельствовать о значительном снижении двигательной активности и нарушениях режима питания у школьников-москвичей.

На заключительном этапе исследования проанализировали зависимость ИФЗ от возраста и пола (рис. 3

). ИФЗ детей при поступлении в школу оказался равен 4 баллам, что соответствует хорошему физическому развитию и адаптационным резервам организма. Однако за первый год обучения в школе этот показатель резко снижается как у мальчиков, так и у девочек и опускается до 3,4 и 2,9 балла, что характеризует удовлетворительное и даже неудовлетворительное состояние организма.

Увеличение ИФЗ наблюдается у девочек, начиная с 15 лет, у мальчиков значительный рост показателя идет с 13 лет. В указанный период, а также к 17 годам мальчики имеют более высокий ИФЗ, чем девочки.

Достоверное снижение ИФЗ детей в течение первого года обучения в школе свидетельствует о выраженном уменьшении функциональных резервов организма учащихся в условиях нарастающей физической и психической нагрузки. Несмотря на постепенный рост ИФЗ испытуемых в последующий период, данный показатель в момент окончания школы ниже, чем при поступлении.

В заключение хотелось бы отметить, что контроль и управление функциональными резервами организма человека - актуальная и чрезвычайно сложная научно-практическая задача [7], особенно если это касается подрастающего поколения. И очень важно сохранить здоровье детей в период обучения в школе, а также совершенствовать методики оздоровления.

Работа выполнена в рамках гранта Президента РФ МК-5330.2015.7

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: К.Г.

Сбор материала: Е.Б., Ю.С.

Статистическая обработка материала: Д.П.

Анализ материала: А.О.

Написание текста статьи и его редактирование: А.А., Е.Ч.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.