В настоящее время актуальную проблему здравоохранения представляют хронические неинфекционные заболевания (НИЗ). По данным ВОЗ, ежегодно от НИЗ умирают 38 млн человек [1], причем большинство смертей приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний (17,5 млн человек ежегодно). За ними следуют онкологические заболевания (8,2 млн), респираторные болезни (4 млн) и диабет (1,5 млн). [2] Основной причиной развития НИЗ является недостаточная физическая активность. Каждый третий взрослый человек в мире недостаточно активен [3].
Низкая физическая активность и несбалансированное питание ведут к развитию избыточной массы тела, а впоследствии к ожирению. Наиболее удобной мерой оценки уровня ожирения и избыточной массы тела у населения является индекс массы тела (ИМТ). ИМТ рассчитывается как отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в метрах (кг/м2). Риск развития НИЗ возрастает с увеличением ИМТ.
Детское ожирение является фактором, обусловливающим более высокую вероятность ожирения, преждевременной смерти и инвалидности во взрослом возрасте. Кроме того, страдающие ожирением дети впоследствии испытывают затруднения при дыхании, подвержены повышенному риску переломов, гипертензии, ранних признаков сердечно-сосудистых заболеваний, инсулинорезистентности и психологическим травмам.
Для детей в странах с низким и средним уровнем дохода существует более высокая вероятность неправильного питания в антенатальный период, в период грудного вскармливания и в младшем возрасте. В то же время они потребляют более дешевые продукты с высоким содержанием жиров, сахара, соли и калорий и с низким содержанием питательных микроэлементов. Подобное питание в сочетании с невысоким уровнем физической активности приводит к резкому росту детского ожирения [4].
Оценка функционального состояния организма - один из наиболее важных этапов любого диагностического исследования. У практически здоровых людей подобное исследование позволяет выявить неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья.
Цель работы - оценка уровня физического развития и состояния здоровья школьников в зависимости от возраста и пола.
Пациенты и методы
Исследование проводили среди школьников Москвы по предварительно полученному письменному информированному согласию родителей или законных представителей. Всего обследовали 15 067 школьников в возрасте 7-17 лет: 7760 мальчиков, 7307 девочек. Распределение обследованных по полу и возрасту представлено в таблице.
Общие критерии включения в исследование:
- дети и подростки от 7 до 17 лет, мужского и женского пола, законные представители (родители, опекуны и др.) которых способны читать и говорить по-русски и подписали информированное согласие;
- удовлетворительное общее состояние здоровья, отсутствие психических и серьезных соматических заболеваний или их последствий.
Критерии исключения:
- патология сердечно-сосудистой системы (пороки сердца в стадии декомпенсации; тяжелые нарушения ритма; стенокардия III функционального класса; гипертоническая болезнь II-III стадии; ревмокардиты и миокардиты в стадии обострения);
- тромбофлебиты;
- патология дыхательной системы (бронхиальная астма, хронические пневмонии в стадии обострения);
- патология желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки в стадии обострения и неполной ремиссии; хронические гепатиты в стадии обострения);
- сахарный диабет инсулинозависимый;
- заболевания крови;
- острые инфекционные заболевания;
- травмы и заболевания суставов, не позволяющие выполнять напряженные двигательные тесты.
Обследование проводили по двум основным направлениям:
1) оценка физического развития и функционально-соматических показателей: рост, масса тела, артериальное давление (АД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), задержка дыхания (проба Штанге), пульс в покое, силовая выносливость (отжимания, пресс);
2) определение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и основных параметров ее функционирования - двухступенчатый нагрузочный степ-тест, при котором регистрировали пульс во время дозированной физической нагрузки и через минуту после ее окончания, АД, ЖЕЛ, задержку дыхания, пульс в покое.
Затем проводили анализ ИМТ школьников и рассчитывали их индивидуальный индекс физического здоровья (ИФЗ), который определяли с помощью оценочной шкалы, ориентированной на физические особенности возраста и пола обследуемых и выражающей каждый показатель значением баллов по шести уровням.
Результаты и обсуждение
Проанализировали корреляционную связь изучаемых параметров (рис. 1). Практически все параметры, за исключением ИФЗ, оказались зависимы от возраста.
В свою очередь ИФЗ в наибольшей степени связан (отрицательные коэффициенты корреляции) с частотой сердечных сокращений (ЧСС), АД, что может характеризовать адаптивные резервы сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке.
Данное исследование также доказало зависимости между параметрами, характеризующими состояние сердечно-сосудистой системы, и показателями, отражающими дыхательные функции. Так, значения АД существенно связаны с показателями ЖЕЛ и пробы Штанге.
При анализе зависимости изучаемых параметров от пола испытуемых выявили, что по всем показателям, за исключением ЧСС, мальчики достоверно отличались от девочек. Все изученные функциональные показатели у мальчиков выше, чем у девочек.
На следующем этапе провели анализ ИМТ обследованных школьников. В работе использовали ИМТ как показатель, характеризующий избыток или недостаток массы тела, что соответствует рекомендациям ВОЗ. Были использованы нормативные значения данного показателя по полу и возрасту, полученные в результате паневропейского исследования, где Россия была одной из референс-стран.
Нами были рассчитаны относительные значения ИМТ. Для этого ИМТ каждого конкретного ребенка делился на нормативное значение в соответствии с полом и возрастом, округленным до целого числа лет, что дало возможность рассматривать ИМТ без относительной привязки к возрасту и полу: показатели более единицы характеризовали гиперстенический тип телосложения, а показатели менее единицы - гипостенический. Расчет показал, что для того, чтобы делать заключение о достоверном отклонении показателя от нормы, относительный ИМТ должен отличаться от единицы не менее чем на 5%. Относительные значения ИМТ проводили отдельно для школьников разного возраста и пола.
На рис. 2 приведена зависимость относительного ИМТ от пола и возраста обследуемых. У школьников Москвы всех возрастных групп среднее значение ИМТ превышало нормативы (на рис. 2 соответствующая область закрашена). Максимальные значения относительного ИМТ у девочек наблюдали в 9-11 лет, у мальчиков - в 9-12 лет. При этом незначительный спад происходил в 10 лет, что может соответствовать препубертатному периоду. Наиболее интенсивный рост относительного ИМТ как у девочек, так и у мальчиков выявлен в период 8-9 лет.
Достоверное отличие ИМТ от нормы наблюдали у девочек 7-13 лет и у мальчиков 7-15 лет. Превышение относительного значения ИМТ у мальчиков старше 8 лет по сравнению с таковым у девочек свидетельствует о большей распространенности гиперстенического типа телосложения у обследованных школьников мужского пола.
При сравнении полученных нами данных с данными В.К. Полякова и соавт. по Саратову [5] и И.Ю. Сидоровой по Иркутску [6], выяснилось, что школьники Москвы более подвержены формированию избыточной массы тела и развитию ожирения, чем их сверстники из других городов. Это косвенно может свидетельствовать о значительном снижении двигательной активности и нарушениях режима питания у школьников-москвичей.
На заключительном этапе исследования проанализировали зависимость ИФЗ от возраста и пола (рис. 3). ИФЗ детей при поступлении в школу оказался равен 4 баллам, что соответствует хорошему физическому развитию и адаптационным резервам организма. Однако за первый год обучения в школе этот показатель резко снижается как у мальчиков, так и у девочек и опускается до 3,4 и 2,9 балла, что характеризует удовлетворительное и даже неудовлетворительное состояние организма.
Увеличение ИФЗ наблюдается у девочек, начиная с 15 лет, у мальчиков значительный рост показателя идет с 13 лет. В указанный период, а также к 17 годам мальчики имеют более высокий ИФЗ, чем девочки.
Достоверное снижение ИФЗ детей в течение первого года обучения в школе свидетельствует о выраженном уменьшении функциональных резервов организма учащихся в условиях нарастающей физической и психической нагрузки. Несмотря на постепенный рост ИФЗ испытуемых в последующий период, данный показатель в момент окончания школы ниже, чем при поступлении.
В заключение хотелось бы отметить, что контроль и управление функциональными резервами организма человека - актуальная и чрезвычайно сложная научно-практическая задача [7], особенно если это касается подрастающего поколения. И очень важно сохранить здоровье детей в период обучения в школе, а также совершенствовать методики оздоровления.
Работа выполнена в рамках гранта Президента РФ МК-5330.2015.7
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: К.Г.
Сбор материала: Е.Б., Ю.С.
Статистическая обработка материала: Д.П.
Анализ материала: А.О.
Написание текста статьи и его редактирование: А.А., Е.Ч.