Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Степаненко Н.П.

ФГБУН "Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии" Федерального медико-биологического агентства

Левицкая Т.Е.

ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский Томский государственный университет"

Матвеева Е.А.

Филиал "Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии" ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России

Зайцев А.А.

ФГБУН "Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии" Федерального медико-биологического агентства России

Коновалов А.Б.

Филиал "Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии" ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России

Тренькаева Н.А.

ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский Томский государственный университет"

Акимова К.К.

ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский Томский государственный университет"

Кремено С.В.

ФГБУН "Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии" Федерального медико-биологического агентства

Достовалова О.В.

ФГБУН "Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии ФМБА России"

Мерзлякова Н.В.

Медико-психологическое сопровождение детей-спортсменов в разные периоды тренировочного цикла

Авторы:

Степаненко Н.П., Левицкая Т.Е., Матвеева Е.А., Зайцев А.А., Коновалов А.Б., Тренькаева Н.А., Акимова К.К., Кремено С.В., Достовалова О.В., Мерзлякова Н.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 364

Загрузок: 3


Как цитировать:

Степаненко Н.П., Левицкая Т.Е., Матвеева Е.А., Зайцев А.А., Коновалов А.Б., Тренькаева Н.А., Акимова К.К., Кремено С.В., Достовалова О.В., Мерзлякова Н.В. Медико-психологическое сопровождение детей-спортсменов в разные периоды тренировочного цикла. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(6):30‑33.
Stepanenko NP, Levitskaia TE, Matveeva EA, Zaĭtsev AA, Konovalov AB, Tren'kaeva NA, Akimova KK, Kremeno SV, Dostovalova OV, Merzliakova NV. The medical and psychological support for the child athletes during different periods of the training cycle. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2014;91(6):30‑33. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние ней­ро­биоуп­рав­ле­ния по бе­та-рит­му го­лов­но­го моз­га на фун­кци­ональ­ное сос­то­яние сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы спортсме­нов с раз­ным ха­рак­те­ром дви­га­тель­ной де­ятель­нос­ти. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):45-51
Эф­фек­ты бе­та-сти­му­ли­ру­юще­го тре­нин­га в вос­ста­нов­ле­нии адап­та­ци­он­ных ре­зер­вов у спортсме­нов с раз­ной нап­рав­лен­нос­тью тре­ни­ро­воч­но­го про­цес­са. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(6):40-45
Эф­фек­ты при­ме­не­ния ги­пе­рок­си­чес­ких ин­га­ля­ций у спортсме­нов раз­лич­ных ви­дов спор­та, в том чис­ле ра­нее пе­ре­нес­ших COVID-19, при тре­ни­ров­ках в сред­не­горье. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(6):46-51
Ас­со­ци­ация кли­ни­чес­ких осо­бен­нос­тей и ме­та­бо­ли­чес­ких на­ру­ше­ний с по­ве­ден­чес­ки­ми и пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми фак­то­ра­ми у жи­те­лей Твер­ско­го ре­ги­она. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):41-48
Фи­зи­чес­кая наг­руз­ка в про­фи­лак­ти­ке за­бо­ле­ва­ний сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы: две сто­ро­ны од­ной ме­да­ли. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(10):117-122

Современный уровень высших спортивных достижений в художественной гимнастике предполагает возрастание тренировочных нагрузок, психо­эмоциональной напряженности. Для юного спорт­смена обычными становятся состояния, отличающиеся повышенной активацией психофизиологических ресурсов, тревожностью и стрессом [1]. Подобные состояния негативно отражаются на спортивно значимых качествах, приводят к снижению толерантности к стрессовым нагрузкам и ухудшению внимания, что препятствует успешному выполнению сложнокоординационных действий [2-6].

Важную роль в адаптации к стрессам играют гормоны коры надпочечников. Глюкокортикоиды активируют деятельность сердечно-сосудистой системы, обмен веществ, осуществляют быструю мобилизацию энергетических возможностей организма, что очень важно при физических нагрузках. Кроме того, глюкокортикоиды тормозят потребление глюкозы во внепеченочных тканях, что приводит к повышению ее уровня в плазме. У здоровых людей это влияние уравновешивается инсулином, оказывающим противоположный эффект. Тиреоидные гормоны участвуют в регуляции разнообразных физиологических функций, стимуляции клеточного и тканевого дыхания, что важно при адаптации к интенсивным нагрузкам [7].

К числу средств повышения адаптационных возможностей организма относятся рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, массаж, психокорригирующие мероприятия. Одним из методов, реализующих тренировочно-адаптационный эффект, стимуляцию работоспособности, являются углекислые ванны [8].

Цель настоящей работы - оценить динамику стресслимитирующих гормонов, психологического статуса и спортивно значимых качеств у детей-спорт­сменов на фоне комплекса восстановительных мероприятий в тренировочный и посттренировочный периоды.

Материал и методы

Проведено комплексное обследование 42 девочек-гимнасток 8-15 лет, занимающихся в школе олимпийского резерва г. Северска в течение 2-6 лет. Перед началом обследования все пациентки проинформированы о цели исследования и родители детей дали добровольное согласие на участие. 1-я группа спортсменок (n=17) одновременно с проведением восстановительных мероприятий регулярно тренировалиаь 5-6 раз в неделю, 1-2 раза в день по 2-4 ч, 2-я группа (n=25) получала лечебный комплекс без дополнительных нагрузок, находясь в посттренировочном периоде.

Всем спортсменкам до и после лечения проводили исследование уровней тиреотропного гормона (ТТГ), тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3), кортизола, инсулина в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа.

Для психологической диагностики использовались: интерпретационные коэффициенты Модифицированного восьмицветового теста Люшера (МВТ Люшера) для определения уровня стресса и психо­эмоционального напряжения; тест Спилбергера-Ханина для оценки ситуативной тревожности, тесты программно-аппаратного комплекса «Vienna test system» (SCHUHFRIED, Австрия) «Когнитрон», направленные на исследование точности и концентрации внимания, Детерминационный тест для определения толерантности к нагрузкам [9].

Лечебный комплекс включал: режим - тренирующий; диету - стол №1 (согласно новой номенклатуре диет); «сухие» углекислые ванны с концентрацией углекислого газа от 20 до 60 объемных процентов, температурой паровоздушной смеси 28-32 °С, 10-15 мин, через день, на курс 8-10 процедур; ручной массаж общий, через день, на курс 10 процедур; групповые или индивидуальные занятия с психологом, направленные на снижение стрессовых и тревожных состояний, повышение устойчивости к нагрузкам, развитие внимания, по 30-40 мин, 3 раза в неделю, на курс 9-10 занятий.

Для проведения статистической обработки материала использовали пакет SPSS 18 (лицензия №20100810-1). Критерий Колмогорова-Смирнова использовался для проверки нормальности распределения. Поскольку нормальное распределение подтвердилось, данные были представлены в виде «среднее ± ошибка среднего» (М±m). Для определения достоверности различий зависимых и независимых выборок (до и после лечения) при нормальном распределении использовали t-критерий Стьюдента для парных наблюдений и для независимых наблюдений. Для определения корреляционных связей использовался коэффициент корреляции Пирсона. Критический уровень значимости принимался равным 0,05.

Результаты и обсуждение

В результате проведенного курса было установлено, что до начала терапии у 43% (6 человек) спорт­сменок 1-й группы и 32% (8 человек) 2-й наблюдались значения Т3 ниже нижней границы референтных значений. К концу лечения данный показатель достигал нормативных пределов. У спортсменок с изначально сниженным уровнем Т3 отмечалось повышение данного показателя в 1-й группе с 4,35±0,17 до 4,76±0,17 пмоль/л (р=0,035), во 2-й - с 4,3±0,1 до 5,13±0,33 пмоль/л (р=0,047). Данный факт объясняется тем, что основное количество присутствующего в крови Т3 образуется в печени и в период физических нагрузок возможно временное снижение его продукции в печеночных клетках [10]. Уровни Т4 и ТТГ у всех спортсменок соответствовали норме и в процессе лечения значимо не менялись.

При особенно длительных нагрузках хорошим прогностическим признаком является активация гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы по показателю кортизола (повышение его концентрации в крови в пределах референтных значений). Вклад глюкокортикоидов необходим для индивидуальной устойчивости к стрессу. Однако при повышении продукции кортизола выше референтных значений наблюдается истощение функциональных резервов организма, что, как правило, негативно отражается на психоэмоциональном состоянии и спортивных результатах [7].

До начала проводимой терапии было установлено, что в обеих группах, 29% (4 человека) и 12% (3 человека) соответственно, уровень кортизола превышал пределы верхней границы нормы (референтные значения 150-660 нмоль/л). Однако в этих подгруппах к окончанию лечения наблюдалось снижение данного показателя с 1009,7±86,45 до 648,1±117,8 нмоль/л (р=0,002) в 1-й группе и с 806,8±33,28 до 568,8±115,02 нмоль/л (р=0,002) во 2-й. Напротив, у спортсменок с уровнем кортизола, изначально соответствующим референтным величинам, значимых изменений не обнаруживалось. Полученные нами результаты согласуются с данными литературы, в которых показано, что в условиях максимальной физической деятельности у спорт­сменок не происходит слишком большого выброса кортизола из-за адаптации к частым нагрузкам [7].

У тренирующихся спортсменок в 16% случаев (3 человека) уровень инсулина до лечения был выше нормальных показателей (контрольные значения 13,1±2,53 мкМЕ/мл), во 2-й группе повышенный уровень инсулина был в 17% случаев (4 человека). В обеих группах у детей с изначально повышенным уровнем инсулина к концу лечения наблюдалось его снижение с 20,1±4,2 до 13,8±3,3 мкМЕ/мл (р=0,049) и с 25,55±6,23 до 16,82±6,23 мкМЕ/мл (р=0,016) соответственно. У спортсменок обеих групп с нормальным уровнем инсулина значимой динамики в процессе лечения не наблюдалось.

Полученные данные объясняются тем, что при физической нагрузке происходит мобилизация гликогена печени, что отражается на содержании глюкозы в крови спортсменок. Возрастающий уровень инсулина у спортсменок способствует поглощению глюкозы работающими тканями и нормализации адаптационных реакций на стрессовые ситуации [11].

По психологическим показателям до начала лечебных мероприятий значимых различий выявлено не было: выборки характеризовались тенденцией к формированию стресса, повышенным психоэмоциональным напряжением, средним уровнем ситуативной тревоги.

В ходе лечения в обеих группах отмечалось достоверное снижение уровня стресса, психоэмоционального напряжения и ситуативной тревожности. Положительная динамика наблюдалась в состоянии спортивно значимых психологических качеств: повышении концентрации и точности внимания, увеличении толерантности к нагрузкам (р<0,05) (см. таблицу).

В начале исследования в группе детей в тренировочный период уровень кортизола, толерантность к нагрузкам и концентрация внимания были выше (на 27, 30 и 21% соответственно), точность же была в 2 раза ниже, чем у детей в посттренировочный период. Имеющиеся различия объясняются дополнительными физическими нагрузками, которые сопровождаются усиленной выработкой кортизола. Повышение кортизола в рамках референтных значений свидетельствует о запуске адаптационного механизма, соответственно происходит повышение выносливости, улучшение концентрации и собранности [12, 13]. Корреляционный анализ, проведенный между показателями уровня кортизола и точностью внимания, выявил отрицательную связь средней силы (р=–326; r=0,037), что соотносится с данными о негативном влиянии повышения кортизола в сыворотке крови на отдельные свойства внимания [14, 15]. Данный факт важен при выполнении сложнокоординационных движений в художественной гимнастике [4, 16]. Для повышения точности внимания у спортсменок следует назначать дополнительные коррекционные занятия в тренировочный период, направленные на развитие когнитивных функций.

Некоторые тенденции в различиях между группами, наблюдаемые до лечения, сохранились и после него (р<0,05). Уровень кортизола в группе тренирующихся спортсменок также был выше на 26%, а точность внимания - ниже на 26%. Выявленные ранее различия в уровне концентрации внимания и толерантности к нагрузкам после лечения не наблюдались.

Таким образом, у спортсменок может наблюдаться снижение концентрации Т3 в сыворотке крови в период интенсивных нагрузок и после, что не связано с дискоординацией гипоталамо-гипофизарной системы, а носит обратимый характер. Возрастающий уровень инсулина при нормальном уровне гликемии натощак у части спортсменок в тренировочный и посттренировочный периоды носит адаптивный характер и нормализуется к концу лечения. У гимнасток в период интенсивных тренировок в ряде случаев наблюдается относительное повышение уровня кортизола вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, но на фоне проводимых лечебных мероприятий это не приводит к срыву адаптации организма детей. В условиях тренировочной деятельности гипофизарная система спортсменок работает с повышенной нагрузкой, способствуя мобилизации психоэмоционального состояния для достижения поставленных задач, в связи с чем у спортсменок в тренировочный период наблюдаются более высокие толерантность к нагрузкам и концентрация внимания. Повышенный уровень кортизола негативно влияет на точность внимания, что необходимо учитывать при проведении восстановительных мероприятий у спортсменок. Комплекс, включающий диету, «сухие» углекислые ванны, ручной массаж и психокорригирующие мероприятия, оказывает нормализующее влияние на показатели гормонального и психологического статуса юных спортсменок в тренировочный и посттренировочный периоды, способствуя повышению адаптационного потенциала организма в целом.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн: Н.C., А.К., А.З., Т.Л.

Сбор и обработка материала: Н.C., Е.М., Н.М., Н.Т.

Статистическая обработка данных: С.К., О.Д., Е.М.

Написание текста: Н.C., Е.М., С.К.

Редактирование: Н.C., Т.Л., Е.М.

Перевод текста: К.А.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.