Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Особенности настройки процессора кохлеарного имплантата у детей со слуховой (аудиторной) нейропатией
Журнал: Вестник оториноларингологии. 2023;88(2): 10‑16
Прочитано: 2225 раз
Как цитировать:
Кохлеарная имплантация — общепризнанный метод восстановления слуховой функции у детей и взрослых с глубокой сенсоневральной тугоухостью [1, 2]. Среди рассматриваемых кандидатов на кохлеарную имплантацию особую группу составляют пациенты со слуховой (аудиторной) нейропатией (СН), в проведении операции которым длительное время отказывали из-за специфичности механизмов нарушений при СН. СН — это специфическое расстройство слуха, выделяемое в последние годы в структуре сенсоневральной тугоухости (A. Starr и соавт., 1991, 1996) [3, 4]. В России первые публикации с данными исследования особенностей слуховой функции, этиологии этого нарушения появились с 2006 г. [5—9]. СН встречается у 6—8% людей с потерей слуха [6, 10, 11]. Диагностическим признаком СН является сочетание наличия у пациента вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ) (показателя сохранности наружных волосковых клеток) и/или микрофонного потенциала улитки при отсутствии коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) или их регистрации только на стимулы большой интенсивности. Последнее свидетельствует об аномальной передаче сигналов от улитки в ядра ствола мозга [6, 9, 11, 12]. Отличительной особенностью СН является также внутрииндивидуальная нестабильность порогов слуха. Тональные пороги слуха у разных пациентов со СН могут колебаться от нормы до глухоты. У большинства пациентов пороги слуха соответствуют 1—2-й степени тугоухости. Однако восприятие тональных сигналов у пациентов данной категории не соответствует тяжести нарушения восприятия речи [3, 4, 6, 10]. У пациентов сохраняется низкая разборчивость речи, а у детей — выраженное нарушение развития понимания речи окружающих и собственной устной речи [3, 6, 10].
Предполагается, что повреждение, вызывающее СН, может локализовываться в разных структурах (это внутренние волосковые клетки (ВВК), синапс между ВВК и дендритами нейронов спирального ганглия, аксоны нейронов спирального ганглия, образующие слуховой нерв) [4, 10, 12, 13]. При этом в основе СН могут лежать разные механизмы [10, 13, 14]:
— нарушение высвобождения медиатора (глутамата) в ВВК (пресинаптический уровень);
— нарушение синаптической передачи между ВВК и дендритом нейрона спирального ганглия;
— нарушение постсинаптической передачи нейротрансмиттеров;
— нарушение инициации возбуждающего постсинаптического потенциала в дендритах нейронов спирального ганглия;
— нарушение синхронности проведения возбуждения по волокнам слухового нерва к слуховым ядрам ствола мозга.
В качестве ведущей причины клинических проявлений СН рассматривается десинхронизация импульсов, передаваемых в слуховую систему, что вызывает нарушение временной обработки акустических сигналов в слуховых центрах [10, 11, 14]. При этом возможны различные варианты нарушений временной обработки сигналов: 1) одинаковая задержка передачи нервных импульсов по отдельным волокнам слухового нерва; 2) разная задержка передачи нервных импульсов по отдельным волокнам слухового нерва; 3) нарушение синаптической передачи в отдельных элементах; 4) сочетание задержки передачи нервных импульсов и синаптической передачи в отдельных волокнах слухового нерва (рис. 1).
Рис. 1. Варианты нарушений временной обработки сигналов при слуховой нейропатии по T. Moser и A. Starr (2016) [4].
1 — одинаковая задержка передачи нервных импульсов по отдельным волокнам слухового нерва; 2 — разная задержка передачи нервных импульсов по отдельным волокнам слухового нерва; 3 — нарушение синаптической передачи в отдельных элементах; 4 — сочетание задержки передачи нервных импульсов и синаптической передачи в отдельных волокнах слухового нерва.
Пониманию механизмов развития СН в значительной мере способствовало применение современных методов исследования физиологии слуха [4, 10, 12, 14]. Выявлено, что в слуховой системе встречаются различные физиологические дефекты, которые могут вызвать СН. Это привело к введению более широкого термина, объединяющего различные формы патологии слуха, связанные с искаженной передачей нейронных импульсов в слуховые центры мозга: «расстройства спектра слуховой нейропатии» (auditory neuropathy spectrum disorders) [10, 13, 14]. В эту группу включаются поражения, затрагивающие синаптические элементы периферического отдела слуховой системы (слуховая синапсопатия) и/или слуховой нерв (слуховая нейропатия).
Важную роль в изучении механизмов нарушений слуховой функции при СН и определении тактики реабилитации пациентов играют результаты компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) [3, 13, 15, 16]. Эти результаты выявили, что у 1—10 детей, у которых СН диагностирована по данным объективных аудиологических тестов, выявляется аномалия улитки и дисплазия слуховых нервов [13, 15].
Можно выделить экзогенные и эндогенные (генетические) факторы возникновения СН. К экзогенным этиологическим факторам СН относят недоношенность, малую массу тела при рождении, гипербилирубинемию, дефицит тиамина и гипоксию [4—6, 11, 13]. Выявлено 20 генов, мутации которых ведут к развитию изолированной или синдромальной СН [10, 13, 17, 18]. Генетические мутации могут вызывать нарушения синапсов, нервных волокон или сочетание нарушений разных структур. Поражение различных структур при разных генетических мутациях приводит к вариабельной клинической картине у пациентов со СН, в том числе к вариабельным результатам слухопротезирования и кохлеарной имплантации [13, 17, 19, 20]. Знание патогенеза СН у конкретного пациента позволит определить оптимальную стратегию его реабилитации, включая выявление сопутствующих расстройств (двигательных, зрения и др.) при синдромальных формах СН. Это определяет интенсивность исследований в этом направлении.
Нарушение временной обработки акустических сигналов при СН приводит к ухудшению обнаружения и локализации звуков, разборчивости речи. Опыт показывает, что, хотя в слуховых аппаратах у пациентов со СН улучшаются реакции на звуки, способность различать звуки и речь у многих из них ограниченна, так как усиление звуков слуховым аппаратом не компенсирует нарушение синхронизации нервных импульсов, передаваемых в слуховые центры мозга, характерное для СН. Многие пациенты со СН с порогами слуха 30—60 дБ не используют слуховые аппараты из-за отсутствия эффекта. Части пациентов со СН, прежде всего с высокими поведенческими порогами слуха, при низкой эффективности слухопротезирования слуховыми аппаратами рекомендуется проведение кохлеарной имплантации. Однако результаты кохлеарной имплантации у этих пациентов неоднородны, что в значительной степени обусловлено различными механизмами нарушений у разных пациентов с диагнозом СН. Исследования показали, что у 75% детей со СН результаты кохлеарной имплантации такие же, как у детей с сенсоневральной глухотой [13, 19, 20]. У 25% детей со СН возможности развития слухоречевого восприятия с кохлеарным имплантатом (КИ) ограничены узнаванием окружающих звуков. Однако с КИ у них лучше развивается слухо-зрительное восприятие речи окружающих и возможность развития собственной речи. В частности, у детей со СН, сочетающейся с гипоплазией слухового нерва, слуховое восприятие с КИ существенно хуже по сравнению с другими детьми со СН [13, 15, 19, 20].
Важной составляющей послеоперационной слухоречевой реабилитации пациентов является настройка процессора КИ. Параметры настройки процессора индивидуальны и зависят от многих факторов, в том числе от анатомических особенностей улитки, расположения в ней отдельных электродов, чувствительности волокон слухового нерва и др. Очевидно, что дети со СН, для которых характерны различные аномалии синаптических элементов нейронов спирального ганглия, слухового нерва, анатомических структур улитки, могут нуждаться в особой тактике настройки процессора КИ [10, 13, 15, 16, 19—21].
Цель исследования — выявить особенности настройки речевого процессора КИ у детей со СН.
Обследуемые. 22 пациента со СН в возрасте от 3 до 9 лет. 10 детей имели дополнительные нарушения (такие как задержка психомоторного развития, ДЦП, гидроцефалия, СДВГ, нарушение зрения и др.). Всем детям была выполнена односторонняя кохлеарная имплантация (имплантаты Concerto, процессоры Opus 2 и Sonnet 2 (Med-El)).
Методы обследования. Тональная аудиометрия (стандартная и различные варианты детской аудиометрии с наушниками и в звуковом поле), тимпанометрия, регистрация стапедиального рефлекса на акустические и электрические стимулы (ЭСР), регистрация слуховых вызванных потенциалов (потенциалы на частотно-модулированные тоны — ASSR, коротколатентные стволомозговые потенциалы — КСВП на щелчки, chirp-тоны, электрические стимулы через КИ — эКСВП, потенциал действия слухового нерва — ART), КТ височных костей, сурдопедагогическая методика оценки слуховой функции. У части пациентов проводилась МРТ мозга (мостомозжечкового угла) и генетический анализ.
Наблюдение пациентов проводили на трех этапах:
— на этапе предоперационного обследования и интраоперационного тестирования;
— на этапе подключения процессора КИ и первичной настроечной сессии;
— динамическое наблюдение в течение 2 лет (через 3 мес после первой настройки процессора КИ, а затем каждые 6 мес).
Этап предоперационного обследования. У всех пациентов по данным поведенческой тональной аудиометрии диагностирована стойкая тугоухость 3—4-й степени. Для большинства пациентов была характерна интраиндивидуальная вариабельность порогов слуха в диапазоне 20—30 дБ. У всех пациентов КСВП не визуализировались при максимальной интенсивности сигнала 100 дБ, регистрировался микрофонный потенциал и тимпанограмма типа А, акустические рефлексы отсутствовали. На момент предоперационного обследования ОАЭ отсутствовала у 21 пациента. У 12 пациентов диагноз СН был поставлен впервые, а пациенты поступили в СПб НИИ ЛОР с диагнозом двусторонней сенсоневральной тугоухости 3—4-й степени. По данным КТ и МРТ аномалии анатомических структур внутреннего уха и гипоплазия слухового нерва были выявлены у 38% пациентов. Все пациенты были слухопротезированы, использовали слуховые аппараты не менее 6 мес без выраженного прогресса в развитии реакций на звуки и понимания речи, несмотря на регулярные занятия с сурдопедагогом. Слуховое восприятие детей по шкале «Уровни развития слухового восприятия» соответствовало уровням от 1 («есть реакция на окружающие звуки») до 4 («различает два и более речевых сигнала»). Собственная речь детей соответствовала уровням от 0 («ребенок произносит отдельные слоги и цепочки слов») до 2 («пользуется фразовой речью, но она неразборчива») по модифицированной шкале «Уровни разборчивости устной речи ребенка с нарушенным слухом» [1, 15]. У одного ребенка была сформирована связная речь, но прогрессировали снижение слуха и нарушение разборчивости речи, не компенсируемые слуховыми аппаратами. Низкая эффективность слухопротезирования для восприятия звуков и речи была определяющим фактором при решении о целесообразности проведения кохлеарной имплантации всем обследованным детям со СН. При этом родители предупреждались о вероятности ограниченного развития у ребенка слухового восприятия с КИ вследствие особенностей нарушений при СН, прежде всего у детей с гипоплазией слухового нерва.
Операция. Особенности анатомии улитки позволили использовать у всех пациентов стандартную электродную цепочку и ввести в улитку все электроды. Интраоперационное тестирование проводилось по стандартному протоколу для пациентов с сенсоневральной глухотой: измерение сопротивления электродов, регистрация стапедиальных рефлексов на электрическую стимуляцию при визуальном контроле и потенциала слухового нерва (телеметрия нервного ответа, ART). ЭСР были зарегистрированы у 68% пациентов, потенциал слухового нерва на всех электродах регистрировался у 86% пациентов. Эти данные учитывались при первичной настройке процессора КИ.
Этап подключения процессора КИ и первичной настроечной сессии. Первое подключение процессора проводилось через 4 нед после операции, первичная настроечная сессия занимала 8—10 дней. При первом подключении процессора КИ использовался стандартный алгоритм настройки параметров, рекомендуемый для детей с сенсоневральной тугоухостью с процессорами Med-El: стратегия кодирования импульсов FS4 или CIS, частота стимуляции 900—3000 имп/с. Далее, в течение 8—10 дней, ежедневно корректировали параметры настройки — увеличивали максимальные комфортные уровни (МКУ) электрических импульсов, уточняли МКУ и пороговые уровни стимуляции на разных электродах с учетом поведенческих реакций ребенка на электрические импульсы в процессе настройки, а также на окружающие звуки и речь по наблюдениям сурдопедагога и родителей.
Для уточнения параметров настройки процессора КИ (определения активируемых электродов, МКУ и порогового уровня электрических стимулов) использовали регистрацию ЭСР и потенциала слухового нерва (ART). У большей части пациентов со СН удалось зарегистрировать ЭСР (17 человек, 77%). У 7 (32%) пациентов пороги регистрации ЭСР значительно превышали обычные уровни стимуляции. У 4 пациентов (18%, включая 2 пациентов с гипоплазией слухового нерва) ЭСР не были зарегистрированы. ART (телеметрия ответа слухового нерва) у большинства пациентов со СН был зарегистрирован.
У 63% детей с СН карта настройки процессора КИ в целом была сходна с типичной картой для пациентов с сенсоневральной тугоухостью (рис. 2).
Рис. 2. Пример карты настройки аудиопроцессора кохлеарного имплантата у ребенка со слуховой нейропатией, сходной с картой настройки у пациента с сенсоневральной тугоухостью.
Для 27% пациентов со СН, в число которых входили пациенты с гипоплазией слухового нерва, были характерны повышенные значения МКУ, которые были получены на основе регистрации ЭСР и ART (рис. 3).
Рис. 3. Пример карты настройки аудиопроцессора с повышенными значениями МКУ у ребенка со слуховой нейропатией и гипоплазией слухового нерва.
Контроль адекватности настройки процессора проводился с помощью поведенческой тональной аудиометрии в звуковом поле, сурдопедагогической методики, наблюдений родителей. Поведенческие тональные пороги слуха с КИ у 50% пациентов составляли 30—35 дБ, у 41% пациентов — 40—50 дБ. По результатам сурдопедагогической оценки у 32% детей отмечались условно-рефлекторные реакции на низко-, средне- и высокочастотные звуки речи на расстоянии более 6 м, у всех детей отсутствовали дискомфортные реакции на громкие звуки.
Родители 82% детей уже во время первичной настроечной сессии отмечали, что реакции ребенка на окружающие звуки, имя, часто произносимые просьбы стали более стабильными.
Динамическое наблюдение пациентов в течение 2 лет. Процесс настройки процессора КИ у пациентов со СН основывался на продолжительном наблюдении и комплексном тестировании. В целом после подключения процессора КИ у большинства пациентов со СН реакции на звуки развивались медленнее по сравнению с детьми с сенсоневральной тугоухостью. На это влияло также то, что 44% детей со СН имели дополнительные неврологические нарушения. У 6 детей, не имеющих дополнительной патологии, темпы слухоречевого развития после подключения процессора были сопоставимы с таковыми у детей с сенсоневральной тугоухостью.
Наилучшая динамика наблюдалась у 2 детей с подтвержденной мутацией гена DFNB9 (OTOF). Данная мутация вызывает нарушение продукции белка Otoferlin, который локализуется во внутренних волосковых клетках и является сенсором вхождения Ca2+ во ВВК из синапса, что приводит к пресинаптической форме СН. Мутация гена OTOF ответственна за множество несиндромальных форм нейропатий [17]. При этом изменения локализуются только в синаптической области ВВК.
Во время повторных настроечных сессий измеряли сопротивление электродов, регистрировали ЭСР, ART, тональные пороги в звуковом поле, проводили сурдопедагогическое тестирование и анкетирование родителей. У 91% детей через 3—6 мес с КИ расширился репертуар звуков, в том числе речевых, которые ребенок различает и узнает, реакции на звуки, в том числе тихие, стали стабильными. Это позволило уточнить и скорректировать параметры настройки. У большинства детей через 3—6 мес в соответствии с реакциями ребенка и другими тестовыми показателями был увеличен МКУ, что обеспечило расширение динамического диапазона воспринимаемых электрических стимулов.
У 2 пациентов, у которых отсутствовали ЭСР, ART и четкие реакции на звуки, проводилась регистрация электрически вызванных КСВП (эКСВП). Это позволило убедиться в проведении возбуждения в слуховые центры мозга пациента, а данные о порогах визуализации эКСВП и уровне насыщения амплитуды использовали для определения пороговых уровней электрической стимуляции и МКУ.
У 35% пациентов после 6 мес постоянного использования КИ и занятий с сурдопедагогом отсутствовал прогресс в различении речевых сигналов, сохранялась нестабильность реакций на звуки. В этих случаях параметры электрической стимуляции изменяли кардинально — меняли стратегию кодирования (переход на стратегию CIS), уменьшали частоту стимуляции (таблица). Стратегия CIS (continuous interleaved sampling — непрерывная чередующаяся выборка) в отличие от стратегий FS4-p (parallel signal processing — стратегия параллельной обработки сигналов) и FSP (fine structure processing — стратегия обработки тонкой структуры) у ряда пациентов с СН позволяет избегать избыточности сигнала.
Таблица. Распределение пациентов со слуховой нейропатией со стандартными и измененными параметрами настройки процессора кохлеарного имплантата
| Стратегия кодирования | Частота стимуляции (pps) | |||
| FS4+FSp | CIS | >1000 | <1000 | |
| Число пациентов | 73% | 27% | 65% | 35% |
Уменьшение скорости стимуляции — один из наиболее часто используемых и эффективных подходов, позволяющий компенсировать более длительный рефрактерный период ответа нейронов у пациентов с СН. Более медленная стимуляция позволяет усилить синхронизацию импульсов нейронных элементов, что важно для людей с нарушениями синхронизации возбуждения, к которым относятся пациенты с СН.
Возможно использование длительности фазы 50 мкс, 75 мкс или 100 мкс. Даже у детей с СН, у которых нет гипоплазии слухового нерва, увеличение длительности фазы может дать лучший результат. К недостаткам данного подхода можно отнести вероятность ухудшения спектрального и временного разрешения акустических сигналов у пациента.
В результате последовательного подбора параметров электрической стимуляции в течение 12 мес у 91% детей с СН были достигнуты оптимальные и стабильные карты настройки процессора КИ. У 18% это удалось достичь в течение 2 лет. Все дети постоянно используют КИ, у большинства из них наблюдается прогресс в развитии понимания речи окружающих и собственной устной речи в среднем на 2—3 уровня (по шкале «Уровни развития слухового восприятия»). У 3 детей с дополнительными нарушениями прогресс в развитии понимания речи на слух и устной речи был незначительным, хотя реакции на окружающие звуки обеспечили улучшение поведения и обучаемости ребенка, повысили качество жизни ребенка и его семьи.
Пациенты с СН являются проблемной категорией кандидатов на кохлеарную имплантацию, они требуют особого внимания специалистов на всех этапах имплантации — отбора пациентов на операцию, прогноза эффективности КИ для слухового восприятия, хирургической операции и послеоперационной слухоречевой реабилитации.
Важнейший компонент послеоперационной реабилитации — настройка процессора КИ. Анализ особенностей настройки процессора КИ у пациентов с СН подтверждает представление о значительной неоднородности этой группы пациентов. У обследованных пациентов с СН использовались стандартные электродные цепочки и во время операции были введены все электроды, что позволило при первичном подключении и настройке процессора активировать все электроды и использовать стандартный протокол параметров настройки, в том числе у пациентов с гипоплазией слухового нерва по данным МРТ. Настройка процессора КИ у пациентов с СН требует комплексного анализа результатов различных объективных (электрический стапедиальный рефлекс, телеметрия нервного ответа, стволомозговые потенциалы на электрическую стимуляцию) и субъективных методов тестирования (тональные пороги слуха в звуковом поле, сурдопедагогическое тестирование, анкетирование родителей).
При повторных настроечных сессиях (через 3—6 мес) у 65% детей с СН наблюдался существенный прогресс в слухоречевом развитии, что позволило использовать для них стандартный протокол параметров настройки со скорректированными по реакциям ребенка МКУ и пороговыми уровнями электрической стимуляции.
У 35% детей отсутствовал прогресс в различении речевых сигналов и сохранялась нестабильность реакций на звуки после 6 мес постоянного использования КИ и занятий с сурдопедагогом, несмотря на низкие тональные пороги слуха. У этих детей при повторных настроечных сессиях изменялась стратегия кодирования, уменьшалась частота стимуляции и увеличивалась ширина импульсов. Это способствовало улучшению различения звуков с КИ и прогрессу в речевом развитии ребенка.
Наблюдение детей с СН свидетельствует о том, что они нуждаются в более частой проверке/коррекции параметров настройки процессора КИ. В течение первого года использования КИ им рекомендуется это делать каждые 3 мес, далее не реже 2 раз в год, до достижения оптимальной стратегии кодирования и параметров настройки.
По мере взросления дети научаются реагировать на звуки, описывать свои ощущения, активнее участвовать в тестировании с использованием различного речевого материала, что позволит точнее настроить процессор КИ.
Для прогноза эффективности КИ и определения оптимальной тактики настройки процессора КИ пациентам с СН в протокол предоперационного обследования следует обязательно включать магнитно-резонансную томографию мостомозжечкового угла для выявления аномалии слухового нерва, а также генетическое обследование для выявления мутаций, вызывающих нарушения слуха спектра СН.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.