Бобошко М.Ю.

Лаборатория слуха и речи Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Жилинская Е.В.

Лаборатория слуха и речи НИЦ «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова», Санкт-Петербург, Россия, 197022

Цезарани А.

Аудиологическое отделение университетской клиники, Милан, Италия, 20122

Берардини Н.

Аудиологическое отделение университетской клиники, Милан, Италия, 20122

Голованова Л.Е.

Сурдологическое отделение Городского гериатрического медико-социального центра, Санкт-Петербург, Россия, 190103

Легостаева Т.В.

Лаборатория слуха и речи Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Речевой тест с вербальными заданиями и моторным ответом

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2015;80(4): 47-51

Просмотров : 38

Загрузок : 1

Как цитировать

Бобошко М. Ю., Жилинская Е. В., Цезарани А., Берардини Н., Голованова Л. Е., Легостаева Т. В. Речевой тест с вербальными заданиями и моторным ответом. Вестник оториноларингологии. 2015;80(4):47-51. https://doi.org/10.17116/otorino201580447-51

Авторы:

Бобошко М.Ю.

Лаборатория слуха и речи Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Все авторы (6)

Речь играет важнейшую роль в социальной жизни человека, и уже много лет оценка речевой разборчивости занимает существенное место в экспертизе и диагностике слуховых расстройств [1]. Еще в XIX веке использовался метод проверки слуха «живой» речью, который не потерял своей актуальности и в наши дни благодаря своей простоте и доступности. Однако невозможность сохранения постоянного уровня и дозированного изменения интенсивности речи исследователя предопределила создание метода речевой аудиометрии, при выполнении которой записанные на носитель стандартизированные образцы речи подаются через калибровочную систему в наушники или на звуковые колонки. В качестве предъявляемого фонетического материала используются специальные списки речевых сигналов (артикуляционные таблицы), соответствующие задачам исследования. Ранние тесты были созданы для оценки изолированных речевых звуков (слогов) [2]. Однако наиболее широкое распространение получили словесные таблицы, представляющие собой группы из отдельных 20—50 одно- или многосложных слов. В связи с тем, что большая часть речевого общения в повседневной жизни предполагает использование смысловых предложений со сложными грамматическими структурами, был разработан фразовый тест [3]. В наши дни фразовые тесты находят свое применение главным образом при усложненной речевой аудиометрии (для уточнения топики поражения слухового анализатора) и при оценке эффективности слухопротезирования. Среди тестов, основанных на предъявлении фраз, достаточно широко используются англоязычный тест слушания в шуме HINT (Hearing in Noise Test) [4] и Ольденбургский фразовый тест OLSA (Oldenburger Satztest), адаптированный для многих европейских языков [5, 6].

Итальянскими исследователями был предложен новый фразовый тест с вербальными заданиями и двигательными ответами — VTMR (Test with Verbal Tasks and Motor Responses), в котором понимание речи, побуждающей к выполнению простых заданий, оценивается двигательной реакцией на фонетически сбалансированные речевые команды [7]. Выполнение двигательных заданий проще и меньше обусловлено знаниями пациента, быстротой речи, когнитивными факторами по сравнению с ответами в традиционной речевой аудиометрии. Речевой тест, использующий моторный ответ, может в некоторых случаях облегчить оценку речевого восприятия, особенно у людей с умственными расстройствами, у которых плохие результаты речевых тестов отражают скорее снижение когнитивных способностей, нежели нарушение слуховой функции. Насколько известно, до сих пор не было разработано методики, аналогичной тесту VTMR.

Цель данного исследования — оценить возможности использования русской версии теста VTMR при обследовании пациентов пожилого и старческого возраста со снижением слуха и когнитивными нарушениями.

Пациенты и методы

Были обследованы 32 человека пожилого и старческого возраста, разделенных на две группы. В первую группу вошли 20 человек (13 женщин и 7 мужчин) от 60 до 83 лет (средний возраст 72 года) с двусторонней симметричной хронической сенсоневральной тугоухостью (ХСНТ) II—III степени, использующих слуховые аппараты (СА). Вторую группу составили 12 человек (11 женщин и 1 мужчина) от 64 до 88 лет (средний возраст 75 лет) с нормальными порогами слуха и легкими когнитивными нарушениями по результатам теста MMSE (25—27 баллов). MMSE (Mini-Mental State Examination, краткая шкала оценки психического статуса) представляет собой краткую анкету из 30 пунктов, используемую для выявления (скрининга) когнитивных нарушений, в частности деменции. Для прохождения теста обычно требуется около 10 мин, в ходе которых врач проводит краткую оценку арифметических способностей человека, его памяти и ориентирования [8].

После ЛОР-осмотра и тональной пороговой аудиометрии всем пациентам проводилось речевое тестирование в свободном звуковом поле: традиционный речевой тест с определением разборчивости 30 разносложных слов в тишине [9] и тест VTMR. Интенсивность сигнала в обоих исследованиях контролировалась с помощью шумомера при подаче тестового тона частотой 1 кГц и составляла 60 дБ УЗД (относительно исходного уровня звукового давления). У пациентов с тугоухостью речевые тесты проводились сначала без СА, а затем — с использованием С.А. Оборудование для выполнения теста VTMR, наряду с аудиоплеером и звуковыми колонками, включает штифт на плоской основе, на который нанизывают 5 колец разного цвета, 1 молоточек и 1 деревянную основу, на которую крепятся 4 палочки различных цветов. За одно исследование подавалось 25 вербальных заданий, паузы между которыми составляли 8 секунд. Эти задания представляют собой стандартизированные по спектру частот фразы из нескольких слов, которые побуждают к выполнению простых действий, например «снять оранжевое кольцо со стержня», «стукнуть молоточком один раз по зеленой палочке» и т. п. Задания читаются на русском языке диктором-женщиной. Результат оценивается в процентах в зависимости от числа правильно выполненных заданий.

Кроме того, все пациенты 1-й группы заполняли анкеты HHIE (Hearing handicap inventory for elderly) для пожилых людей с нарушением слуха [10]. Анкета HHIE состоит из 25 вопросов, из которых 12 относятся к социально-ситуационной оценке (шкала S) и 13 — к эмоциональной оценке (шкала Е). Шкала Т объединяет общие данные двух шкал. Результат оценивается в баллах: 0 баллов означает отсутствие проблем, 100 — значительные проблемы в жизни пациента, связанные с тугоухостью. Для оценки эффективности слухопротезирования проводилось сравнение количества набранных общих баллов в анкетах HHIE до проведения реабилитации и через 3—4 нед после начала использования СА.

Статистическая обработка полученных результатов выполнялась в лаборатории информационных технологий и математического моделирования института физиологии им. И.П. Павлова РАН посредством программного комплекса SPSS. Сравнение между эффектами применения метода VTMR и речевых тестов проводилось с использованием t-test и критерия Вилкоксона для парных наблюдений. Расчет корреляций между метрическими и порядковыми переменными осуществлялся с использованием корреляций по Пирсону и Спирмену.

Результаты и обсуждение

По данным тональной пороговой аудиометрии средняя потеря слуха в речевом диапазоне у пациентов 1-й группы составила на протезированном ухе 56±9 дБ НПС относительно нормального порога слышимости. У пациентов 2-й группы пороги слуха на разговорных частотах были в пределах нормы (ниже 20 дБ НПС).

Как показал сравнительный анализ полученных данных, все обследованные прошли тест VTMR значительно лучше, чем тест на определение разборчивости разносложных слов. В 1-й группе процент правильно выполненных заданий теста VTMR без СА был равен 73,2±29,2, с применением СА — 88,6±20,5%, а разборчивость разносложных слов составила 34,8±20,9 и 56,0±18,4% соответственно (рис. 1). Результаты обоих тестов, пройденных с использованием СА, оказались достоверно лучше, чем без СА (р<0,001).

Рис. 1. Эффективность слухопротезирования по данным оценки разборчивости разносложных слов (А) и теста VTMR (В) у лиц с хронической сенсоневральной тугоухостью (n=20). 1 — результаты исследований без СА, 2 — результаты исследования с использованием С.А. По оси ординат — % правильных ответов/выполненных заданий в речевом тесте и тесте VTMR.

При оценке эффективности слухопротезирования было обнаружено, что у лиц до 75 лет разница между результатами традиционного речевого теста с использованием СА и без него была достоверно выше, чем аналогичная разница для теста VTMR (р<0,001). Это можно объяснить тем, что у большинства пациентов до 75 лет данные теста VTMR, как без СА, так и при использовании СА были близки к 100%, т. е. различия близки к 0. У лиц старше 75 лет наблюдалась противоположная картина: разница между результатами традиционной речевой аудиометрии без СА и со СА была достоверно меньше, чем между соответствующими результатами теста VTMR (р<0,001). Вероятно, это связано с существенным ухудшением показателей разборчивости разносложных слов у лиц старше 75 лет как при использовании СА, так и без СА, тогда как результаты теста VTMR у них остаются достаточно высокими (рис. 2).

Рис. 2. Результаты традиционного речевого теста и теста VTMR в зависимости от возраста. По оси ординат — % правильных ответов/выполненных заданий в традиционном речевом тесте и тесте VTMR; по оси абсцисс — возраст испытуемых (годы).

При анализе результатов анкетирования по оценке качества жизни было выявлено, что пациенты отмечали существенное улучшение качества жизни при использовании С.А. Если без СА сумма баллов в анкете HHIE была равна 55,4±23,9, то при использовании СА — 31,0±19,4. При этом сумма баллов по шкале, оценивающей эмоциональное состояние пациента, без СА составляла 28,6±15,0, а при использовании СА — 15,1±12,5; для шкалы, оценивающей возможности социальной адаптации, эти значения были равны 25,8±10,1 и 15,9±8,9 балла соответственно (рис. 3). Как следует из результатов анкетирования, улучшение качества жизни пациентов при использовании СА было достоверным (p<0,001 для шкал Е и Т, p<0,01 для шкалы S).

Рис. 3. Результаты анкетирования пожилых людей с нарушением слуха (HHIE), полученные до использования слухового аппарата (А) и спустя 3 нед после начала его использования (В). 1 — шкала E; 2 — шкала S; 3 — шкала T.

У всех пациентов 2-й группы, имевших нормальный слух и легкие когнитивные расстройства, результаты теста VTMR были равны 100%, а разборчивость разносложных слов составляла 88±12%, что свидетельствует о меньшей зависимости результатов теста VTMR от умственных способностей и большей его показательности для оценки именно слуховых возможностей.

Понимание речи при прохождении любого речевого теста — это сложный, комплексный процесс опознания целевого сигнала, фоновой помехи, индивидуального восприятия задания и комбинированного взаимодействия названных факторов. На результаты речевой аудиометрии влияет не только лингвистический багаж (образованные люди знают слова и реагируют на них легко и быстро, следовательно, их результат будет лучше), но и эффект тренировки (при регулярном тестировании испытуемый привыкает к заданию и отвечает лучше), наличие визуальных подсказок, тип потери слуха (при кондуктивной тугоухости пациенты обычно лучше справляются с речевыми тестами, чем при сенсоневральной тугоухости). Существующие на настоящий момент теории восприятия речи предполагают, что кратковременная память, лексическая организация также вносят вклад в успешное распознавание речи [11—15].

Особенности нейрокогнитивных процессов могут вызывать межиндивидуальные различия при выполнении речевых тестов [16]. Некоторые исследователи предположили наличие связи между познавательными способностями, в частности процессом запоминания, и восприятием речи [17]. В исследованном нами тесте VTMR минимизировано влияние изменения нейрокогнитивных процессов на распознавание речи. Простота и избыточность VTMR облегчают проверку способностей понимать вербальные команды, особенно у пациентов со сниженным интеллектом или сниженной комплаентностью, требующих длительного обучения перед тестированием и показывающих плохие результаты традиционных речевых тестов, в том числе у пожилых лиц, детей с нарушениями обработки слуховой информации и пациентов со снижением умственных способностей [18, 19]. Предварительные результаты, полученные у нормально слышащих пациентов с синдромом Дауна, демонстрирующих лучшие результаты VTMR, подтверждают эту гипотезу [7]. Похожие результаты были получены и у пациентов с когнитивными нарушениями, участвовавших в нашем исследовании.

Успешное понимание речи зависит от возможности испытуемого эффективно обрабатывать сложный акустический сигнал. С возрастом эти способности часто снижаются вследствие ухудшения слуха, нарастания разобщений в нервных путях, соединяющих ухо как сенсорный орган со слуховой корой головного мозга [20, 21]. Неудивительно, что эти препятствия к акустическому анализу ухудшают понимание речи пожилыми людьми. В дополнение к сенсорным нарушениям, старение ассоциировано с изменениями работы кратковременной памяти и снижением скорости обработки речевого сигнала [22]. Эти находки предполагают связь изменений в понимании речи со сложным комплексом перцептивных и когнитивных факторов [23].

По результатам наших исследований, пациенты после 75 лет показывали гораздо худшие результаты речевых тестов, требующих большего напряжения работы данного комплекса, по сравнению с VTMR.

Нарушения периферического слуха вызывают похожий эффект, приводя к передаче обедненного акустического сигнала в слуховую кору. Сниженная четкость сигнала ведет к изменению активации нейронов в ответ на речь и со временем может стать причиной структурных изменений в слуховой коре. Причем чем больше возраст, тем более выражен данный эффект [24]. Это предположение доказано многими исследователями: пожилые испытуемые со сниженным слухом хуже выполняют задания по распознаванию речи не только по сравнению с испытуемыми того же возраста с лучшим слухом [25—28], но и по сравнению с молодыми испытуемыми с таким же снижением слуха [29, 30]. Результаты нашего исследования согласуются с приведенными данными. У лиц старше 75 лет были выявлены достоверно худшие показатели речевой аудиометрии, в том числе и при использовании СА.

Тест VTMR предоставляет богатый семантический контекст, что может компенсировать возрастные изменения как в слуховой чувствительности, так и в распознавании речи [31—33]. Было показано, что сложности с распознаванием отдельных слов или целых предложений могут быть уменьшены при использовании богатого семантического контекста. Этот эффект может быть использован у пожилых лиц в качестве компенсации возрастного снижения сенсорной функции, что позволит им демонстрировать относительно лучшее понимание смысловых фраз [34]. Перечисленное выше может являться теоретической основой результатов, полученных в нашем исследовании, в соответствии с которыми пожилые люди проходят тест VTMR значительно лучше, чем стандартные речевые тесты.

Выводы

1. Тест VTMR представляет ценность для контроля эффективности слухопротезирования, особенно у лиц старше 75 лет, для которых характерно значительное ухудшение речевой разборчивости, не позволяющее исследователю в полной мере использовать возможности традиционной речевой аудиометрии.

2. Тест VTMR целесообразно использовать для исследования слуховой функции лиц с когнитивными нарушениями в связи с простотой его выполнения, информационной избыточностью и небольшой зависимостью от лингвистических навыков пациента.

3. Прохождение теста VTMR оказывает положительный психологический эффект на пациентов, поскольку они справляются с ним лучше, нежели со стандартными речевыми тестами, которые, напротив, могут вызывать фрустрирующий эффект у лиц со значительным снижением слуха, тем самым снижая их комплаентность.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail