Разумова И.Ю.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней»

Годзенко А.А.

ФГБОУ ДПО РМАНПО

Генно-инженерные биологические препараты в лечении увеита при анкилозирующем спондилите (клинические наблюдения)

Авторы:

Разумова И.Ю., Годзенко А.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2022;138(3): 68‑72

Прочитано: 3616 раз


Как цитировать:

Разумова И.Ю., Годзенко А.А. Генно-инженерные биологические препараты в лечении увеита при анкилозирующем спондилите (клинические наблюдения). Вестник офтальмологии. 2022;138(3):68‑72.
Razumova IYu, Godzenko AA. Genetically engineered biological agents in the treatment of uveitis in patients with ankylosing spondylitis (clinical observations). Russian Annals of Ophthalmology. 2022;138(3):68‑72. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/oftalma202213803168

Рекомендуем статьи по данной теме:
Биомар­ке­ры в слез­ной жид­кос­ти при уве­ите. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2025;(4):88-95

Анкилозирующий спондилит (АС) — хроническое системное воспалительное заболевание неизвестной этиологии, характеризующееся преимущественным поражением позвоночника (спондилит), крестцово-подвздошных суставов (КПС; сакроилиит) с частым вовлечением энтезисов (энтезит) и периферических суставов (артрит) [1].

Увеит — наиболее часто встречающееся и клинически значимое экстраартикулярное проявление АС, развивающееся примерно в 20—40% случаев заболевания и составляющее более 50% в структуре всех внесуставных проявлений АС [2, 3]. Увеит при АС, как правило, ассоциирован с носительством антигена гистосовместимости HLA-B27 и чаще возникает у мужчин молодого возраста [4].

В большинстве случаев увеит манифестирует в первые 10 лет болезни, однако у части пациентов может задолго предшествовать первым проявлениям АС или возникать на фоне малосимптомно протекающего АС [5—8].

В настоящее время группой экспертов Международного общества по оценке спондилоартрита (Assessment of SpondyloArtritis international Society, ASAS) увеит включен в число классификационных критериев аксиального спондилоартрита (СпА), что позволяет учитывать его при ранней диагностике АС [9].

Увеит при АС, как правило, односторонний, одновременное поражение двух глаз нехарактерно. Преобладающей формой увеита при АС является иридоциклит; угрожающие зрению поражения задних отделов глаза (стекловидного тела, хориоидеи, сетчатки и зрительного нерва) наблюдаются редко. Тем не менее у значительной части больных развиваются осложнения, приводящие к снижению зрения (задние и передние синехии, витриит, хориоретинит, кистозный макулярный отек, нейропатия, катаракта, глаукома и атрофия зрительного нерва), что обусловлено частыми (до 5—6 раз в год) рецидивами, являющимися основным фактором неблагоприятного прогноза увеита при АС [4, 7].

Сегодня увеит рассматривается как серьезное клиническое проявление АС, существенно ухудшающее прогноз заболевания. Поэтому активное лечение и предотвращение обострений увеита является одной из важных задач в процессе ведения пациентов с АС.

Лечение увеита состоит из двух этапов: подавления активного воспаления и предотвращения рецидивов. Объем лечебных мероприятий зависит от локализации и выраженности воспалительного процесса. Для купирования острого переднего увеита, типичного для АС, широко используют глюкокортикоиды (ГК) в инъекциях и инстилляциях в сочетании с инстилляциями нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) и мидриатиков. Во многих случаях своевременного применения этих препаратов бывает достаточно для купирования увеита. При вовлечении в патологический процесс задних отделов глаза и непосредственной угрозе потери зрения возможно системное назначение ГК. Противорецидивное лечение увеита состоит из системного применения НПВП, которые активно воздействуют не только на позвоночник и суставы, но и на глазное воспаление, а также базисных противовоспалительных препаратов (БПВП). Наиболее часто применяемым БПВП у этих пациентов является сульфасалазин, в случае его неэффективности или непереносимости назначают метотрексат или циклоспорин А.

В последние годы для лечения увеита с успехом используются генно-инженерные биологические препараты (ГИБП), преимущественно ингибиторы фактора некроза опухоли α (иФНО-α).

К настоящему времени опубликовано достаточно много данных, касающихся влияния этих препаратов на течение увеита. Накопленный клинический опыт позволяет в большинстве случаев подтвердить эффективность биологической терапии увеита у больных АС. Представляемые клинические примеры демонстрируют влияние ГИБП на клинические проявления и частоту обострений увеита.

Клиническое наблюдение 1

Пациент Г. 55 лет наблюдался в ФГБНУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» (далее — ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой) с диагнозом «АС, HLA-B27-ассоциированный, поздняя стадия, с внеаксиальными проявлениями (периферический артрит), активность высокая, II функциональный класс, с внескелетными проявлениями (рецидивирующий передний увеит левого глаза), шейно-грудной кифоз».

Из анамнеза известно, что боль в спине воспалительного ритма беспокоит пациента в течение двух десятилетий (с 34 лет), больной эпизодически принимал НПВП. Диагноз АС поставлен через 5 лет после начала болезни на основании выявления двустороннего сакроилиита, ограничения подвижности всех отделов позвоночника, наличия HLA-B27, отмечалось повышение СОЭ. Был назначен сульфасалазин в дозе 2 г/сут в комбинации с НПВП с недостаточным эффектом: боль в спине сохранялась, наблюдался артрит правого коленного сустава. В течение последних 4 лет — рецидивирующий увеит левого глаза, 3—4 атаки в год продолжительностью до 1 мес. На фоне местных инъекций ГК наблюдался кратковременный эффект. В связи с высокой воспалительной активностью спондилита, частыми обострениями увеита в ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой инициирована терапия инфликсимабом в дозе 200 мг внутривенно капельно по стандартной схеме. На фоне лечения боль в спине и шее уменьшилась, однако продолжались ежемесячные рецидивы увеита, в связи с чем во время очередной госпитализации инфликсимаб был заменен на адалимумаб в дозе 40 мг подкожно 1 раз в 2 нед. За период лечения адалимумабом до настоящего времени (5 лет) обострений увеита не было, выполнена операция факоэмульсификации с имплантацией интраокулярной линзы на левом глазу (OS), в последующем — лазерная дисцизия вторичной катаракты OS с хорошим эффектом.

Клиническое наблюдение 2

Пациент Д. 1969 года рождения находится под наблюдением в ФГБНУ «НИИ глазных болезней» с 2017 г. с диагнозом «хронический рецидивирующий передний увеит, HLA-B27-ассоциированный, АС». Из анамнеза известно, что пациент страдает хроническим рецидивирующим передним увеитом OS с 22 лет. В том же году в связи с жалобами на боль в позвоночнике и суставах был обследован в ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой, где поставлен диагноз АС. На фоне лечения сульфасалазином в дозе 2 г/сут и НПВП был достигнут положительный эффект: уменьшилась боль в спине и суставах, атаки увеита наблюдались не чаще 1 раза в год. Через 10 лет отмечены усиление боли в спине, крупных суставах, ограничение подвижности в шейном отделе позвоночника, рецидивы увеита участились до 4—5 раз в год. Доза сульфасалазина была увеличена до 4 г/сут, производилась замена НПВП, атаки увеита купировали местным применением ГК (парабульбарными инъекциями и инстилляциями), местным применением НПВП и мидриатиков. На фоне проводимого лечения отмечался непродолжительный эффект в отношении как проявлений АС, так и течения увеита. С 2013 г. в стационаре ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой была начата терапия адалимумабом в дозе 40 мг 1 раз в 2 нед, однако через 6 мес из-за недостаточного эффекта препарат был заменен на этанерцепт в дозе 50 мг/нед. На фоне лечения этанерцептом был получен положительный эффект: уменьшилась боль в позвоночнике и суставах, наступила длительная ремиссия увеита, которая продолжалась до 2017 г. В 2017 г. после проведенной факоэмульсификации с имплантацией интраокулярной линзы на OS возобновилась боль в суставах и позвоночнике, отмечено повышение СОЭ и уровня С-реактивного белка, возник рецидив переднего увеита, который был купирован парабульбарным введением и инстилляциями ГК, НПВП. С учетом высокой клинико-лабораторной активности АС и обострения увеита было принято решение о замене ГИБП на голимумаб в дозе 50 мг 1 раз в месяц подкожно. На фоне лечения достигнуты быстрое улучшение глазного статуса (уменьшение количества воспалительных клеток в камерной влаге и стекловидном теле с последующим их исчезновением и, как следствие, повышение остроты зрения), а также клинико-лабораторная ремиссия спондилита и артрита, которая сохраняется до настоящего времени.

Клиническое наблюдение 3

Пациентка З. 1976 года рождения в 2007 г., в возрасте 31 года, обратилась в ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой по направлению офтальмолога с жалобами на боль в поясничной области, перемежающуюся боль в ягодицах, боль и припухание голеностопных, правого коленного, правого локтевого суставов, снижение зрения правого глаза (OD).

Из анамнеза известно, что в возрасте 20 лет у пациентки впервые развился артрит правого коленного сустава, через 2 года появились боль воспалительного ритма в позвоночнике, в том числе в ночное время, утренняя скованность. В сентябре 2007 г. (31 год) после переохлаждения почувствовала боль в области OD, покраснение глазного яблока, затуманивание зрения. Одновременно появились боль и припухание голеностопных, правого коленного, правого локтевого суставов.

При обследовании в ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой визуально определялась инъекция правого глазного яблока. Движения в позвоночнике были умеренно ограничены, диагностирован артрит голеностопных, правого коленного и правого локтевого суставов. В анализе крови выявлено повышение СОЭ (26 мм/ч по Панченкову), уровня HLA-B27. На рентгенограмме таза отмечались признаки двустороннего сакроилиита 2-й стадии; на рентгенограмме поясничного и грудного отделов позвоночника — квадратизация тел III и IV поясничных позвонков. На МРТ КПС в режиме T2 Fat-Sat в субхондральных отделах тела правой подвздошной кости на уровне нижних отделов сустава была выявлена зона отека костного мозга — активный сакроилиит.

При осмотре офтальмологом в ФГБНУ «НИИ глазных болезней» были отмечены выраженная смешанная инъекция правого глазного яблока, отек роговицы с мелкими преципитатами на эндотелии, отек радужной оболочки, выпот фибрина в области зрачка, прозрачный хрусталик, взвесь воспалительных элементов и деструктивные изменения стекловидного тела. При офтальмоскопии отмечены гиперемия и отек диска зрительного нерва. Поставлен диагноз «АС, HLA-B27-ассоциированный, развернутая стадия, с поражением периферических суставов, активность высокая, I функциональный класс, острый нейроувеит OD».

Назначено лечение сульфасалазином в дозе 2 г/сут, НПВП, вводили дипроспан внутрисуставно. Офтальмологом были назначены инстилляции противовоспалительных препаратов, мидриатиков, парабульбарные инъекции ГК. В результате лечения уменьшились боль в спине и припухание суставов, атака увеита была полностью купирована в течение 1 мес.

В последующие 4 года на фоне постоянного приема сульфасалазина и НПВП увеит рецидивировал 2—3 раза в год, с вовлечением то OD, то OS. С 2012 по 2016 г. в рамках клинического исследования больная получала терапию ингибитором интерлейкина-17 (ИЛ-17) секукинумабом, в результате чего значительно снизилась активность спондилита и артрита. За первые 3 года лечения было отмечено два кратковременных обострения увеита. Дальнейшая терапия секукинумабом существенно не влияла на течение глазного воспаления, обострения увеита (непродолжительные) наблюдали 2 раза в год, купировали применением ГК и НПВП в каплях и парабульбарными инъекциями ГК. По окончании терапии секукинумабом пациентке был назначен адалимумаб, что способствовало длительной ремиссии увеита.

Обсуждение

Представленные наблюдения демонстрируют влияние на течение увеита при АС разных ГИБП: иФНО-α (антител и растворимых рецепторов), ингибиторов ИЛ-17. Данные литературы и клиническая практика позволяют говорить о том, что не только эффективность ГИБП в отношении увеита при АС может отличаться от таковой для опорно-двигательного аппарата, но и у разных пациентов один и тот же препарат может по-разному воздействовать на увеит.

Результаты большинства исследований свидетельствуют о превосходстве адалимумаба над другими препаратами по влиянию на частоту обострений увеита, что послужило основанием официально одобрить его для лечения неинфекционного увеита [10]. Клиническое наблюдение 1 демонстрирует успешное применение адалимумаба после замены им инфликсимаба у пациента с АС и увеитом, приведшее к ремиссии увеита. Данные о воздействии этанерцепта на увеит противоречивы: с этим препаратом чаще были ассоциированы случаи развития увеита de novo, и в целом, согласно данным литературы, он уступал по эффективности антителам к ФНО-α [11, 12]. Тем не менее история болезни пациента Д. (клиническое наблюдение 2) показывает достаточно длительную — почти 5 лет — ремиссию увеита в период применения этанерцепта. Вероятно, манифестации увеита в данном случае способствовало оперативное лечение катаракты, после чего этанерцепт был заменен на голимумаб. Эффективность голимумаба в лечении увеита была подтверждена в ряде исследований при АС и других СпА [13, 14].

Пациентка З. (клиническое наблюдение 3) в течение 5 лет получала терапию секукинумабом. Результаты этого наблюдения позволяют говорить о том, что в данном случае препарат не оказал существенного влияния на течение увеита. Ингибиторы ИЛ-17 вошли в клиническую практику позже иФНО-α. Результаты 2-летнего исследования секукинумаба при АС, в котором эпизоды увеита регистрировались как нежелательные явления, продемонстрировали низкую частоту увеита в период применения секукинумаба — 2 случая на 100 пациенто-лет [15]. Обобщенный анализ данных трех рандомизированных контролируемых испытаний III фазы секукинумаба у 794 пациентов с АС в течение 156 нед показал, что частота эпизодов увеита составила 1,4 на 100 пациенто-лет за период лечения — всего 26 случаев увеита, из них было 14 обострений и 12 случаев увита de novo [16]. Из всех эпизодов увеита 1 был тяжелый, но не привел к прекращению лечения, остальные — средней тяжести и легкие. Полученные данные позволили сделать вывод, что секукинумаб не повышает риск увеита у больных АС.

Тем не менее данных об эффективности секукинумаба в отношении увеита при СпА недостаточно. В рекомендациях Американской академии офтальмологов по лечению неинфекционного увеита (2018) констатировано отсутствие достоверного контроля воспаления и снижения частоты атак увеита на фоне подкожного применения секукинумаба [10].

Заключение

Биологическая терапия активно используется для лечения увеита у больных АС и другими СпА. Приоритет в настоящее время отдается антителам к ФНО-α. Действие на увеит других ГИБП, в том числе ингибиторов ИЛ-17, нуждается в дальнейшей оценке.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Эрдес Ш.Ф., Бадокин В.В., Бочкова А.Г., Бугрова О.В., Гайдукова И.З. и др. О терминологии спондилоартритов. Научно-практическая ревматология. 2015;53(6):657-660.  https://doi.org/10.14412/1995-4484-2015-657-660
  2. Brewerton DA, Caffrey M, Nicholls A. Letter: Acute anterior uveitis and HLA-B27. Lancet. 1974;1(7855):464.  https://doi.org/10.1016/s0140-6736(74)92431-3
  3. Taurog JD. The role of HLA-B27 in spondyloarthritis. J Rheumatol. 2010; 37(12):2606-2616. https://doi.org/10.3899/jrheum.100889
  4. Разумова И.Ю., Годзенко А.А., Воробьева О.К., Гусева И.А. Проспективное исследование увеитов при спондилоартритах и их ассоциация с антигеном гистосовместимость HLA-B27. Вестник офтальмологии. 2016;132(4):4-9.  https://doi.org/10.17116/oftalma 201613244-4
  5. Martin TM, Smith JR, Rosenbaum JT. Anterior uveitis; current concepts of pathogens and interactions with the spondyloarthropathies. Curr Opin Rheum. 2002;14(4):337-341.  https://doi.org/10.1097/00002281-00001
  6. Годзенко А.А., Разумова И.Ю. Особенности клинических проявлений и лечение увеита при анкилозирующем спондилите. Эффективная фармакотерапия. Ревматология, травматология и ортопедия. 2013; 52(2):26-35. 
  7. Годзенко А.А., Бочкова А.Г., Румянцева О.А., Разумова И.Ю., Бадокин В.В., Эрдес Ш.Ф. Течение и исходы увеита у больных анкилозирующим спондилитом. Научно-практическая ревматология. 2014;52(5): 520-525.  https://doi.org/10.14412/1995-4484-2014-520-525
  8. Fernandes-Melon J, Munos-Fernandes S, Hidalgo V, Bonilla-Hernan G, Schlincker A, Fonceca A, Veitez J, Martin-Mola E. Uveitis as the Initial clinical manifestation in patients with spondyloarthropathies. J Rheumatol. 2004;31(3):524-527. 
  9. Zeidler H, Amor B. The Assesment in Spondyloarthritis International Society (ASAS) Classification Criteria for Spondyloarthritis in General: The Spondyloarthritis Concept in Progress. Ann Rheum Dis. 2011;70(1):1-3.  https://doi.org/10.1136/frd.2010/135889
  10. Dick AD, Rosenbaum JT, Al-Dhibi HA, Belfort R, Brezin AP, Chee SP, Devis JL, Ramanan A, et al. Guidance on Noncorticosteroid Systemic Immunomodulatory Therapy in Noninfectious Uveitis. Ophthalmology American Academy of Ophthalmology Fundamentals of Care for Uveitis (FOCUS). Ophthalmology. 2018;125(5):757-773. Epub 2018 Jan 6.  https://doi.org/10.1016/J ophtha 2017.11.017
  11. Guignard S, Gossec L, Salliot C, Ruyssen-Witrand A, Luc V, Duclos M, Dugados M. Efficacy of tumour necrosis factor blockers in reducing uveitis flares in patients with spondylarthropathy: a retrospective study. Ann Rheum Dis. 2006;65(12):1631-1663. https://doi.org/10.1136/ard 2006.052092
  12. Lim LL, Fraunfelder FW, Rosenbaum JT. Do Tumor necrosis factor inhibitors cause uveitis? A registry-based study. Arthritis Rheum. 2007;56(10): 3248-3252. https://doi.org/10.1002/art 22918
  13. Heslinga SC, Nurmohamed MT, Gerarde AH, Griep E, Koehorst C, Kok MR, Schilder A, Verhoef M, Van der Horst-Bruinsma IE. Significantly reduced recurrence rate of acute anterior uveitis in ankylosing spondelitis during treatment with golimumab. Arthritis Rheum. 2016;68(10). Annual Meeting.
  14. Calvo-Río V, Blanco R, Santos-Gomes M, Rubio-Romero E, Cordero-Coma M, Gallergo-Flores A, Veroz R, Torre I, Hernandez FF, Atanes A, et al. Golimumab in refractory uveitis related to spondyloarthritis. Multicenter study of 15 patients. Semin Arthritis Rheum. 2016;46(1):95-101.  https://doi.org/10.1016/j.semarthrit 2016.03.002
  15. Braun J, Baraliakos X, Deodhar A, Baeten D, Sieper J, Emery P, Readie A, Martin R, Mpofu S, Richards HB. Effect of secukinumab on clinical and radiographic outcomes in ankylosing spondylitis: 2-year results from the randomised phase III MEASURE 1 study. Ann Rheum Dis. 2017;76(6):1070-1077. https://doi.org/10.1136/anrheumdis-2016-209730
  16. Deodhar AA, Miceli-Richard C, Baraliakos X, Marzo-Ortega H, Gladman DD, Blanco R, Gupta AD, Martin R, Safi J, Porter B, Shete A, Rosenbaum JT. Incidence of Uveitis in Secukinumab-treated Patients with Ankylosing Spondylitis: Pooled Data Analysis from Three Phase 3 Studies ACR. Open Rheumatol. 2020;2(5):294-299.  https://doi.org/10.1002/acr2.11139

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.