Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Касимов Э.М.

Национальный центр офтальмологии им. акад. Зарифы Алиевой

Агаева Ф.А.

Национальный Центр офтальмологии им. акад. Зарифы Алиевой, ул. Джавадхана, 32/15, Баку, Азербайджан, AZ 1114

Показатели кортизола в плазме крови и во влаге передней камеры при глаукомах

Авторы:

Касимов Э.М., Агаева Ф.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2017;133(2): 39‑45

Просмотров: 711

Загрузок: 5


Как цитировать:

Касимов Э.М., Агаева Ф.А. Показатели кортизола в плазме крови и во влаге передней камеры при глаукомах. Вестник офтальмологии. 2017;133(2):39‑45.
Kasimov M, Aghaeva FA. Cortisol levels in plasma and aqueous humour of patients with steroid induced and other glaucomas. Russian Annals of Ophthalmology. 2017;133(2):39‑45. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma2017133239-44

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сте­ро­ид­ная гла­уко­ма при ге­моб­лас­то­зах. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):84-88
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
По­ка­за­те­ли спон­тан­но­го по­ве­де­ния ма­как-ре­зус при суб­хро­ни­чес­ком пот­реб­ле­нии ал­ко­го­ля в мо­де­ли со сво­бод­ным вы­бо­ром. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):106-112

Широкое применение кортикостероидных гормонов в различных областях медицины может привести к повышению внутриглазного давления (ВГД). Уже в 1950 г. J. McLean указал на повышение уровня ВГД после системного применения адренокортикотропного гормона, а через 4 года было описано повышение ВГД после местного применения кортизона [1, 2]. Данные заявления в то время не только представляли интерес в отношении патогенетических механизмов развития стероидной офтальмогипертензии (СОГ) и стероидной глаукомы (СГ) на фоне применения экзогенных стероидов, но и позволяли понять роль эндогенных глюкокортикоидов в патогенезе некоторых форм открытоугольной глаукомы [3, 4].

Наиболее биологически активным глюкокортикоидным гормоном коры надпочечников является кортизол, содержащийся во всех органах и тканях, а также в биологических жидкостях организма. В большинстве физиологических состояний только 10% плазменного кортизола циркулирует в свободном, несвязанном с транскортином и альбумином, состоянии [3]. Согласно данным литературы, между суточными колебаниями ВГД и концентрации кортизола в плазме крови у здоровых и пациентов с глау-комой существует корреляция, при этом суточные изменения концентрации кортизола более выражены у пациентов с глаукомой [5]. У больных с офтальмогипертензией и с глаукомой наблюдается повышенная концентрация общего и свободного кортизола в плазме крови по сравнению с аналогичными показателями у здоровых людей. Так, по данным G. McCarty и соавт., у пациентов с глаукомой концентрация глюкокортикоидов в плазме крови на 37% выше, чем у здоровых пациентов [3, 6—8].

Изменения метаболизма кортизола при первичной открытоугольной глаукоме (ПОУГ) были показаны в ряде клинических исследований. Изучена экспрессия и активность ферментов, участвующих в процессе метаболизма кортизола и, соответственно, в патогенезе ПОУГ [9]. В периферических тканях активность кортикостероидного гормона регулируется на пререцепторном уровне посредством изоферментов 11β-гидроксистероидде-гидрогеназы: оксиредуктазы, которая активирует кортизол из кортизона, и дегидрогеназы, которая инактивирует кортизол в кортизон. Посредством влияния на местный внутриглазной уровень кортизола оксиредуктаза оказывает воздействие на глюкокортикоидные рецепторы и трабекулярную сеть, приводя к резистентности оттока водянистой влаги у предрасположенных лиц [10]. Появление метаболитов-антагонистов кортизола, а также новых искусственных ингибиторов оксиредуктазы способствует разработке новых концепций лечения глаукомы [10—14].

Несмотря на ряд проведенных исследований по оценке гормонального статуса пациентов с различными формами глаукомы, данные литературы о локальном метаболизме глюкокортикоидов весьма ограничены, а у пациентов с СГ показатели состояния системного и местного метаболизма кортизола на сегодняшний день не изучены. Сложность проблемы обусловлена тем фактом, что у пациентов с СГ имеет место изменение общего гормонального статуса на фоне применяемой стероидной терапии (СТ). Данные клинических исследований о наличии реакции подавления (супрессии) секреции кортизола на фоне приема стероидов как у здоровых, так и у пациентов с глаукомой [7, 8, 15] свидетельствуют о необходимости дальнейшей детальной оценки показателей кортизола у данной категории пациентов.

Цель исследования — определить и провести сравнительный анализ концентраций кортизола на системном (плазма крови) и локальном (влага передней камеры — ВПК) уровнях у пациентов с СГ и другими формами глаукомы (ДФГ).

Материал и методы

В данное проспективное исследование были включены результаты анализа 64 пациентов, средний возраст которых составил 54,9±1,5 (19—79) года, из них 33 (51,56%) мужчины и 31 (48,44%) женщина. Все пациенты были разделены на 4 группы: 1-я группа — 11 пациентов (18 глаз) с СГ (9 пациентов) и СОГ (2 пациента), развившихся на фоне получаемого стероидного лечения; 2-я группа — 31 пациент (39 глаз) с ДФГ (ПОУГ, псевдоэксфолиативной, закрытоугольной, увеальной, вторичной — на фоне интравитреальной инъекции авастина); 3-я группа — 10 пациентов (20 глаз), получающих стероидное лечение (ПСТ), без выявленной «стероидной реакции»; 4-я группа — контрольная — 12 пациентов (16 глаз) с катарактой.

Пациенты с проведенным лазерным или офтальмохирургическим вмешательством, а также с глазной травмой в анамнезе были исключены из исследования. Всем пациентам проводился общепринятый комплекс офтальмологического обследования (визометрия, периметрия, биомикроскопия, гониоскопия, тонометрия, пахиметрия, офтальмоскопия). Оценивались демографические показатели пациентов, а также такие клинические параметры, как уровень исходного ВГД, состояние диска зрительного нерва (вертикальное соотношение экскавации к диску — ВСЭД) и стадия глаукомы, количество применяемых антиглаукоматозных препаратов. Для измерения уровня ВГД применялся метод апланационной тонометрии по Маклакову. У каждого пациента вычислялось среднее трех измерений ВГД.

Сбор крови. Все пробы крови для определения кортизола были взяты между 8:30 и 10:00 утра, период когда концентрация кортизола в крови наивысшая [5, 7]. Центрифугирование производилось немедленно при комнатной температуре в течение 15 мин.

Сбор ВПК. Все пробы были взяты в начале проведения трабекулэктомии для предупреждения нарушения гематоофтальмического барьера, связанного с хирургической травмой.

Собранные образцы плазмы крови и ВПК до проведения измерений помещали в пластиковые контейнеры (эпиндорфы), регистрировали и замораживали при температуре –20,0 °С. Концентрация кортизола определялась методом иммуноферментного анализа с помощью аппарата Stat Fax-2100 («Awareness Technology, Inc.», США) с применением коммерческой тест-системы DRG Cortisol ELISA («DRG Instruments GmbH», Германия). Контролем служили плазма крови пациентов, находившихся на СТ, и плазма крови и ВПК пациентов с катарактой соответствующего возраста и пола.

В исследовании были соблюдены этические принципы, предъявляемые Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki).

Для статистической обработки количественных данных использован непараметрический U-кри-терий Уилкоксона (Манна—Уитни), а для качественных данных — критерий согласия Пирсона χ2. Для оценки силы связи между изученными показателями вычислен коэффициент линейной корреляции с Z-преобразованием Фишера. Различия считались статистически достоверными при уровне значимости меньше 0,05.

Результаты и обсуждение

Общая характеристика пациентов представлена в табл. 1. Наибольшее количество пациентов (46,9%) находилось в возрастной группе 60 лет и старше. Статистически достоверных различий по возрастному и половому признакам между группами не выявлено.

Таблица 1. Общая характеристика пациентов (демографическая и клиническая), включенных в исследование Примечание. МСТ — местная стероидная терапия; ССТ — системная стероидная терапия.

Причинами назначения СТ у 21 пациента послужили: ревматоидный артрит — у 6 (9,4±3,6%) человек, склеродермия — у 2 (3,1±2,2%), системная красная волчанка — у 2 (3,1±2,2%), пемфигус — у 1 (1,6±1,6%) пациента, бронхиальная астма — у 1 (1,6±1,6%), хронический блефароконъюнктивит — у 3 (4,7±2,6%), весенний катар — у 3 (4,7±2,6%), аллергический конъюнктивит — у 2 (3,1±2,2%), узелковый эписклерит — у 1 (1,6±1,6%) пациента.

Во 2-й группе из 31 пациента у 15 (48,4%) была диагностирована ПОУГ, у 13 (41,9%) — псевдоэкс-фолиативная глаукома, у 3 (9,7%) — вторичная глаукома (закрытоугольная, увеальная, после интравит-реальной инъекции авастина).

Как видно из табл. 1, значимых различий в средних уровнях исходного ВГД у пациентов 1—4-й групп не наблюдалось. В 1-й и во 2-й группах у пациентов с глаукомой показатели исходного уровня ВГД были выше в 1,7 раза, а показатели ВСЭД более чем в 2 раза по сравнению с аналогичными показателями в 3-й и 4-й группах, при этом разница являлась статистически достоверной (р<0,001).

Как показал анализ, средняя продолжительность СТ у пациентов с выявленной СОГ и СГ оказалась в 1,4 раза больше (на 39,3%), чем у пациентов без выявленной «стероидной реакции», однако данная разница не является статистически достоверной. При этом наибольшее количество (61,9%) пациентов находилось на СТ продолжительностью до 5 лет, 12 (57,1%) пациентов получали ССТ, 9 (42,9%) человек — МСТ. Пациенты, находившиеся на ССТ, принимали метипред по 4 или 8 мг ежедневно, пациенты, получавшие МСТ, применяли стероидные капли или мази, содержащие дексаметазон/преднизолон с частотой использования от 1 до 4 раз.

По данным различных исследований, концентрация кортизола в плазме крови у здоровых пациентов варьирует от 50 до 249 нг/мл между 8 и 10 ч утра [7]. По данным G. McCarty и соавторов, концентрация кортизола в плазме крови у пациентов с офтальмогипертензией и глаукомой составляет 113 и 119 нг/мл соответственно; по данным J. Freedman и соавторов, — 169 нг/мл [3, 7]. B. Weinstein и соавторы показали, что средняя концентрация кортизола в ВПК составляет 2,5 нг/мл, при этом особых различий между показателями пациентов с глаукомой и без глаукомы не наблюдалось [9]. Более детальных данных по концентрации кортизола в ВПК у здоровых пациентов и пациентов с различными формами глаукомы нет.

Средние концентрации кортизола в плазме крови и в ВПК у пациентов 4 групп представлены в табл. 2. Концентрация кортизола плазмы крови у пациентов 1-й и 2-й групп была выше, чем у пациентов двух других групп. Наши результаты совпадают с результатами других исследований, показывающих более высокий уровень кортизола плазмы крови у пациентов с офтальмогипертензией и глаукомой [3, 6—8]. При этом средняя концентрация кортизола плазмы крови у пациентов 3-й группы была на 15% ниже (на 22 нг/мл), чем у пациентов 4-й группы, что подтверждает наличие реакции супрессии секреции кортизола на фоне СТ, описанной ранее. Так, J. Freedman и соавторы указывают на среднее снижение концентрации кортизола на 25 нг/мл после назначения перорально преднизолона 15 мг пациентам контрольной группы (постсупрессионный уровень плазменного кортизола составил 109 нг/мл) при среднем снижении концентрации кортизола на 68 нг/мл у пациентов с глаукомой [7]. Согласно данным B. Schwartz и соавторов, у пациентов с офтальмогипертензией и глаукомой наблюдалась меньшая концентрация кортизола плазмы крови по сравнению с показателями здоровых лиц после внутримышечного введения адренокортикотропного гормона [15].

Таблица 2. Показатели кортизола в плазме крови и ВПК у пациентов 4 исследуемых групп Примечание. p — статистически значимая разница: с показателями контроля (р1), с показателями группы ПСТ (р2), с показателями группы ДФГ (р3).

У пациентов с СГ концентрация плазменного кортизола была на 41,8% (в 1,4 раза) выше, чем у пациентов 3-й группы, на 20,6% выше, чем у пациентов 4-й группы (р>0,05) и на 36,1% ниже, чем у пациентов с ДФГ (р<0,05). Мы полагаем, что более низкая концентрация кортизола в плазме крови у пациентов с выявленной СОГ и СГ (стероидреспондеры) по сравнению с аналогичным показателем у пациентов с ДФГ является проявлением реакции супрессии секреции кортизола в ответ на назначенную ССТ или МСТ; однако эта реакция супрессии значительно слабее, чем у пациентов, находящихся на СТ, без выявленной «стероидной реакции». Полученные данные расходятся с данными B. Schwartz и R. Levene, согласно которым у пациентов-стероидреспондеров, также как и у пациентов с болезнью Кушинга, отсутствует реакция снижения концентрации плазменного кортизола в ответ на системное использование кортикостероидов [8].

Таким образом, наибольшая концентрация плазменного кортизола наблюдалась у пациентов 2-й группы: в 2 раза выше, чем у пациентов 3-й и 4-й групп (р<0,01) и в 1,6 раза выше, чем у пациентов 1-й группы (р<0,05). Однако наибольшая концентрация кортизола в ВПК наблюдалась именно у пациентов 1-й группы (в 1,2 раза выше, чем у пациентов 2-й группы и в 1,8 раза выше, чем у пациентов 4-й группы (p<0,05)), что объясняет особенности патогенеза и наиболее рефрактерное течение СГ в большинстве случаев.

Проводилось также определение соотношения средних концентраций плазменного кортизола и кортизола ВПК (ПК/ВПК) в 4 группах. Как показал анализ, ПК/ВПК у пациентов с СГ оказалось на 53,6% ниже, чем у пациентов с ДФГ (р<0,05) и на 9,5% выше, чем у контрольных пациентов (р>0,05). Наши данные расходятся с данными P. Rozsíval, согласно которым наименьшее ПК/ВПК наблюдается у пациентов с вторичной глаукомой, развившейся на фоне С.Т. Авторы предполагают, что существует определенная защита трабекулярной сети в отношении эндогенного кортизола у пациентов с глаукомой [16].

Проведенный корреляционный анализ выявил наличие прямой (позитивной) корреляции (коэффициент корреляции по Фишеру 0,34, p<0,05) между уровнем исходного ВГД и концентрацией кортизола в ВПК у пациентов с глаукомой (1-я и 2-я группы) (см. рисунок).

Корреляция между уровнем исходного ВГД и концентрацией кортизола в ВПК у пациентов с СГ и ДФГ.

В литературе имеются сведения о влиянии таких факторов, как степень тяжести глаукомного процесса, различные сопутствующие соматические заболевания и первоначальный тип системной гемодинамики у пациентов с ПОУГ, на содержание кортизола в плазме крови [3, 4]. В нашем исследовании не наблюдалось значимых различий между группами по степени тяжести глаукомного процесса и частоте встречаемости соматических заболеваний (гипертонической болезни, атеросклероза, диабета и т. д.), что увеличивает достоверность полученных данных.

Выводы

1. Впервые проведено клиническое исследование, показывающее концентрацию кортизола как на системном, так и на местном уровнях у пациентов с СГ, ДФГ и пациентов, находящихся на СТ.

2. Выявлена более высокая концентрация кортизола в плазме крови и в ВПК у пациентов с глаукомой по сравнению с показателями группы контроля.

3. Определена достоверная положительная корреляция между уровнем исходного ВГД и концентрацией кортизола в ВПК у пациентов с глаукомой, что еще раз подтверждает роль кортизола в патогенезе глаукомы.

4. У пациентов с выявленными СОГ и СГ наблюдается более низкая концентрация кортизола в плазме крови по сравнению с аналогичными показателями у пациентов с ДФГ, что является проявлением слабой реакции супрессии секреции кортизола в ответ на назначенную ССТ или МСТ. Однако среднее содержание кортизола в плазме крови у пациентов-стероидреспондеров выше, чем у здоровых лиц и у пациентов без выявленной «стероидной реакции» на фоне получаемой СТ.

Таким образом, всем пациентам, получающим стероидное лечение, рекомендуется определять концентрацию кортизола в плазме крови и при повышенном уровне плазменного кортизола направлять данных пациентов в специализированные офтальмологические учреждения с целью раннего выявления пациентов-стероидреспондеров и профилактики развития СГ.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Э.К., Ф.А.

Сбор и обработка материала: Ф.А.

Статистическая обработка: Ф.А.

Написание текста: Ф.А.

Редактирование: Э.К.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.