Следы крови являются важным вещественным доказательством и используются правоохранительными органами для установления истины при расследовании преступлений против жизни и здоровья человека. При грамотной экспертной оценке они несут большую информацию об обстоятельствах происшествия. В связи с этим при расследовании всех происшествий, при которых имеются повреждения кожного покрова с наружным кровотечением, желательно назначать медико-криминалистические экспертизы следов крови для формирования необходимой доказательной базы. Большое количество экспертиз следов крови по сравнению с другими видами медико-криминалистических экспертиз, а также по сравнению с количеством инцидентов, при которых имело место наружное кровотечение, является свидетельством актуальности этой работы в деятельности врача судебно-медицинского эксперта [1—6].
Постоянные мониторинг и анализ выполненных медико-криминалистических исследований (экспертиза) следов крови позволяют установить особенности их проведения, сравнить между собой, разработать пути совершенствования и повышения качества, улучшить взаимодействие с судебно-следственными органами и показать наиболее важные направления научных исследований.
Цель исследования — анализ медико-криминалистических экспертиз следов крови по различным показателям: распределение по годам, видам, характеру травматического воздействия, особенностям травмирующих предметов, разновидностям выявленных следов.
Материал и методы
Изучили архивный материал медико-криминалистического отделения (далее Отделение) Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы (далее Бюро) за период с 2011 по 2015 г. включительно. При исследовании архивного материала использовали методы стандартной статистической обработки.
Результаты и обсуждение
За 5-летний период в Отделении провели 5749 экспертиз, из них 107 экспертиз следов крови (см. рисунок).
Порядок организации и производства медико-криминалистических экспертиз следов крови определен в п. 85 Приказа Минздравсоцразвития России № 346-н от 12.05.10. В соответствии с этим нормативным документом экспертиза следов крови может быть трасологической, идентификационной и ситуационной. В 98 (91,6%) экспертизах решались диагностические задачи — установление вида и механизма образования следов крови (трасологические), в 9 (8,4%) экспертизах имел место анализ реконструкции конкретных событий происшествия (ситуационные). Идентификационных экспертиз (установление следонесущего предмета по отпечаткам и мазкам крови) в исследованном архивном материале не было. Такое распределение трасологических экспертиз может быть связано с необходимостью установления механизмов формирования следов крови, которые выявляли при осмотре места происшествия.
Анализ экспертиз следов крови по видам травмирующих воздействий, сопровождавшихся наружным кровотечением, представлен в табл. 1.
Из данных табл. 1 видно, что наибольшее количество экспертиз следов крови выполнено в результате причинения повреждений острыми 59 (55,1%) и тупыми 30 (28%) предметами. Всего в 107 экспертизах исследовали 275 предметов со следами крови. В 45 экспертизах следственные органы предоставляли 1 предмет, в 1 экспертизе — 9 предметов: одежда, обувь потерпевших, подозреваемых или свидетелей, предметы обстановки места происшествия (обои, ковровые покрытия, обивка мебели и т. д.), предполагаемые орудия травмы, а также фототаблицы и протоколы осмотра места происшествия. Чаще других на исследование следов крови предоставляли одежду обвиняемых — 31 (29%), одежду потерпевших — 27 (25,2%), предметы обстановки — 12 (11,2%), фототаблицы и протоколы осмотра места происшествия и различные их сочетания — в 24 (22,4%). Всего элементы одежды исследовали в 72 (68,6%), обувь в 15 (14,3%) случаях. Из предметов обстановки следы крови чаще других были выявлены на обоях — 3 (2,9%) случая.
Таким образом, особенностью медико-криминалистических экспертиз следов крови является большое разнообразие предметов-носителей этих следов, среди которых преобладают предметы одежды. Кроме этого, следует отметить, что все чаще следственными органами предоставляются на экспертизу фотоизображения мест происшествий. С учетом бурного развития современных цифровых технологий такой вид исследования перспективен и в дальнейшем будет иметь наибольшое распространение за счет своей наглядности и большей точности. Его следует выделить в особый подвид трасологических экспертиз, со своими правилами и особенностями проведения.
Использование современного высокотехнологичного цифрового оборудования, которое дает точную визуализацию места происшествия, — это один из путей перспективного развития и совершенствования медико-криминалистических экспертиз следов крови. Особенно многообещающие возможности предоставляет 3D-сканирование места происшествия с применением современных компьютерных программ, позволяющих выполнять 3D-моделирование возможных действий субъектов криминального события [3, 4].
Распределение выполненных экспертиз по следам крови на предметах представлено в табл. 2.
Анализ встречаемости различных видов следов крови на предметах показал, что в большинстве случаев (60,4%) на одном предмете обнаруживали несколько видов следов крови, различных по механизму образования, в редких случаях — один вид следа.
Выводы
За период с 2011 по 2015 г. в медико-криминалистическом отделении Бюро провели 107 экспертиз следов крови. Ежегодное число таких экспертиз устойчиво увеличивалось, среди них преобладали трасологические — 98 (91,6%). Чаще других следы крови образовывались при травмирующем воздействии острых — 59 (55,1%) и тупых — 30 (28%) предметов.
Особенностями медико-криминалистических экспертиз по следам крови является большое разнообразие предметов со следами крови, представленных на экспертизу (одежда, обувь, предметы обстановки и др.). В большинстве случаев на одном предмете устанавливали несколько видов следов крови, отличающихся по механизму образования.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1e-mail: nzotova21@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-3675-7983;