Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Янушевич О.О.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Пашков К.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Бондарь В.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Из истории отечественной стоматологии: Московская зубоврачебная школа приват-доцента Московского университета доктора медицины Гилярия Ивановича Вильга

Авторы:

Янушевич О.О., Пашков К.А., Бондарь В.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2024;103(2): 91‑95

Просмотров: 613

Загрузок: 2


Как цитировать:

Янушевич О.О., Пашков К.А., Бондарь В.А. Из истории отечественной стоматологии: Московская зубоврачебная школа приват-доцента Московского университета доктора медицины Гилярия Ивановича Вильга. Стоматология. 2024;103(2):91‑95.
Yanushevich OO, Pashkov KA, Bondar’ VA. From the history of domestic dentistry: Moscow Dental School of the Privat-docent of Moscow University, MD Gilyariy Ivanovich Vilga. Stomatology. 2024;103(2):91‑95. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202410302191

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пя­ти­лет­ки Ев­до­ки­мо­ва. К 140-ле­тию со дня рож­де­ния. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(4):81-88
К ис­то­рии оте­чес­твен­ной сто­ма­то­ло­гии: про­фес­сор Ги­ля­рий Ива­но­вич Виль­га и его по­пыт­ки ре­фор­ми­ро­вать зу­бов­ра­чеб­ное об­ра­зо­ва­ние. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(5):67-72

Приват-доцент Императорского Московского университета Гилярий-Здислав Иванович Вильга (1864—1942) к зубоврачебным школам, дававшим зубным врачам за 2,5 года обучения среднее профессиональное образование, относился скептически (рис. 1). Поздравляя в 1902 г. своего коллегу, учредителя и заведующего 1-й Московской зубоврачебной школой доктора Илью Матвеевича Коварского с десятилетием работы его школы, Гилярий Иванович говорил: «...Зубоврачебные школы, насколько это можно требовать от частного учреждения, в значительной мере выполнили возложенные на них обязанности... Но жизнь с течением времени ставит нам новые и новые задачи, и по отношению к зубоврачеванию она теперь предъявляет уже другие требования. Какую роль в осуществлении этих требований займут зубоврачебные школы, покажет будущее...» [1].

Рис. 1. Гилярий-Здислав Иванович Вильга (1864—1942). Из собрания музея истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Гилярий-Здислав Иванович считал, что зубоврачевание должно быть приравнено к другим медицинским дисциплинам, а потому будущие специалисты должны получать высшее зубоврачебное образование в самостоятельных одонтологических институтах с 4-летним курсом обучения.

Тем не менее в 1909 г. он стал учредителем и заведующим зубоврачебной школы. Поскольку в городе уже были 1-я Московская зубоврачебная школа доктора И.М. Коварского, 2-я Московская зубоврачебная школа, учрежденная в 1897 г. Вильгельмом Федоровичем Грефе, а вскоре открылась еще и 3-я Московская зубоврачебная школа доктора А.Б. Изачика, Гилярий Иванович не стал присуждать своей школе порядковый номер, а назвал ее просто: «Московская зубоврачебная школа и зубоврачебные курсы для врачей, зубных врачей и дантистов приват-доцента Московского университета доктора медицины Гилярия Ивановича Вильга». Во всяком случае, именно такой штамп стоял на официальных бланках школы; на вывеске школы красовался несколько укороченный вариант этого названия (рис. 2).

Рис. 2. Внешний вид московской зубоврачебной школы Гилярия Ивановича Вильга. Арбат, 44, домовладение Нейдгарт. Из собрания музея истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Почему же приват-доцент Императорского Московского университета, председатель президиумов Московского одонтологического общества и Российского союза зубоврачевания Г.И. Вильга решился на такой шаг? Ответ на этот вопрос он дал 17 декабря 1911 г., отвечая на поздравления преподавателей школы с 10-летием Московского одонтологического общества. Гилярий Иванович сказал: «Многоуважаемые Товарищи! Вы являетесь моими ближайшими сотрудниками по специальной подготовке будущих зубных врачей, т.е. сотрудниками по наиболее ответственной моей общественной деятельности. Вы знаете, что к открытию зубоврачебной школы побудили меня лишь только любовь к педагогической деятельности и желание создать такую школу, где бы и при нынешних условиях можно было получить удовлетворительное зубоврачебное образование...» [2].

Если 1-я Московская зубоврачебная школа доктора И.М. Коварского просуществовала 27 лет (с 1892 по 1918 г.), и упоминания о ней относительно часто встречаются в архивах и на страницах одонтологических журналов конца XIX — начала XX века, то школа Г.И. Вильга функционировала только 10 лет (с 1909 по 1918 г.), и документальных свидетельств своего существования оставила не так много. Известно, что располагалась она по адресу: улица Арбат, 44, домовладение Нейдгарт. О том, в каких помещениях проходило обучение будущих зубных врачей, мы узнаем из замечательного письма заведующего 2-й Московской зубоврачебной клиникой Г.И. Вильга в Отделение центропечати Хамовнического Совета рабочих и красноармейских депутатов, в котором он просит отпустить для нужд клиники 10 календарей 1920 г. и перечисляет имеющиеся в клинике помещения: канцелярия, кабинет заведующего, кабинет ассистента, ординаторская, операционная, экстракционная, клинические залы, протезная мастерская1.

В 1918 г. в школе на третьем семестре числились 200 учащихся, на пятом — 188. Штат школы включал 12 преподавателей, 9 демонстраторов в клинике, 5 демонстраторов в протезной, 3 человека хозяйственного персонала, 5 человек прислуги по клинике, 4 человека прислуги по технической, 2 служащих канцелярии, а также монтера, слесаря, истопника и швейцара. Согласно описи, проведенной в 1918 г., школа располагала всем необходимым для преподавания инвентарем: для занятий анатомией имелось: 1 скелет на подставке, 280 костей туловища, 30 костей черепа, 30 костей черепа в особых витринах, 1 череп; для занятий гистологией и бактериологией — 1 волшебный фонарь и 44 диапозитива к нему, 1 микроскоп, 6 моделей зуба; для занятий физикой — 67 рисунков и чертежей, 23 физических прибора (лейденская банка, элементы); для занятий химией — 55 приборов для химических опытов (банок пробирок и т.д.); для занятий дентиатрией — рисунки, гипсовые модели и диапозитивы; для занятий по протезной технике — 125 показательных работ, а также 37 фантомов для отработки методики пломбирования.

Для клинических занятий в школе было 85 кресел, 82 бормашины, 81 стол к креслам, 46 хирургических инструментов и экстракторов, 22 зубоврачебных щипца, 2 набора приборов и аппаратов для изготовления фарфоровых пломб, 1 хирургическое кресло. Для занятий по технике протезирования имелось: 1 бормашина, 5 шлейфмашин, 1 аппарат для литья металлов, плавильных печей, кювет и мехов — по 3, ручных технических инструментов 1002.

О том, чему обучали учащихся и какие экзамены они сдавали в Московской зубоврачебной школе приват-доцента Московского университета доктора Гилярия Ивановича Вильга, мы узнаем из его рапорта в Московское врачебное управление 23 ноября 1913 г.3: «Имею честь сообщить Вашему превосходительству, что Педагогическим советом заведываемой мной школы установлено следующее расписание экзаменов.

Выпускные: декабря 9-го клиника, 11 и 12 дентиатрия, 14 и 16 протезная техника, 19 и 21 физиология и гистология. Января 10 и 11 анатомия, 15 и 16 хирургия общая и частная, 23 и 24 общая патология, патологическая анатомия и терапия.

Переходные экзамены III семестра: декабря 8 и 9 протезная техника, 12 анатомия, 13 дентиатрия, 14 общая патология и бактериология, 16 методика пломбирования золотом, 17 анатомия, 19 дентиатрия, 20 общая патология и бактериология.

I семестр: декабря 5 и 7 протезная техника, 9 и 10 анатомия, 12 химия и физика, 15 и 17 методика пломбирования, 18 и 20 гистология, 21 химия и физика.

Согласно сохранившимся в архивах спискам учеников за период с 1909 по 1918 г. зубоврачебную школу приват-доцента Московского университета окончили 2216 человек — вполне внушительная цифра, если учесть, что к 1918 г. в России было всего около 6000 специалистов по зубоврачеванию4.

Следует отметить, что среди 2000 выпускников был Александр Иванович Евдокимов — будущий член-корреспондент АМН СССР, директор Государственного института зубоврачевания (ГИЗ) и Государственного института стоматологии и одонтологии (ГИСО). А.И. Евдокимов проходил обучение в школе Г.И. Вильга в 1909—1912 гг., а после, по предложению заведующего, работал в школе демонстратором и ассистентом заведующего в течение года. О тесном сотрудничестве А.И. Евдокимова и Г.И. Вильга говорит и тот факт, что будущий директор ГИСО был членом Московского одонтологического общества (рис. 3) и Российского зубоврачебного союза, а затем членом правления союза (председателем правления союза был Г.И. Вильга) [3].

Рис. 3. Александр Иванович Евдокимов (верхний ряд, первый справа) и Гилярий-Здислав Иванович Вильга (нижний ряд, второй слева) на собрании членов Московского одонтологического общества. 1913 год. Из собрания музея истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

С самого начала при Московской зубоврачебной школе приват-доцента Московского университета доктора медицины Г.И. Вильга действовали зубоврачебные курсы для врачей, зубных врачей и дантистов.

Программа курсов включала следующее:

I. Консервативное зубоврачевание. Дифференциальная диагностика зубных болезней. Новейшие методы лечения зубов. Клинические лекции на больных и демонстрации. Пломбирование золотом, фарфором, золотыми вставками и проч. материалами.

II. Болезни полости рта и десен.

III. Зубоврачебная хирургия. Экстракции и другие операции в полости рта. Общая и местная анестезия.

IV. Протезное зубоврачевание. Работы на каучуке, металле (золоте и пр.). Сложные протезы (обтураторы и проч.). Коронковые и мостовидные работы.

V. Ортодонтия.

Практические занятия курсистов проводились в клинике на больных и в лаборатории на фантомах. Курсы функционировали круглый год (3 семестра — осенний, весенний и летний). Выбор предметов и продолжительность занятий предоставлялись курсистам.

Плата за общий курс (1 семестр 3—3,5 мес), охватывающий всю программу занятий, кроме ортодонтии, и составляла 100 руб., за 1 мес — 50 руб., за каждый добавочный месяц — 30 руб., за частичный курс (около 2 мес) — 60 руб. Были также организованы вечерние курсы. Практический курс ортодонтии читал по вечерам бывший ассистент доктора Körbitz’a в Берлине В.И. Завидзкий [4].

На заседании Ученой одонтологической комиссии 26 августа 1918 г. Г.И. Вильга говорил по этому поводу: «При других московских зубоврачебных школах тоже были открыты в последние годы зубоврачебные курсы совершенствования. Незначительная посещаемость их (насколько мне известно) объясняется тем, что курсисты занимались вместе с учащимися школы, для них не были выделены, как это было сделано у меня, особые организационные систематические курсы, отвечающие существующим потребностям окончившего современную школу зубоврачевания»5.

Постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата просвещения «О реформе зубоврачебного образования» 1 октября 1918 г. все зубоврачебные школы (в том числе школа Г.И. Вильга) были закрыты, а их имущество национализировано. В то же время наиболее успешные школы были переданы в распоряжение Наркомздрава в качестве учебно-вспомогательных учреждений при открываемых для одонтологических отделений медицинских факультетов университетов, открываемых для обучения будущих специалистов по зубоврачеванию. Этот своеобразный кастинг прошли пять зубоврачебных школ, так были образованы 1-я и 2-я Московские государственные клиники (бывшие школы Коварского и Вильга), Петроградская зубоврачебная клиника (бывшая школа Суткина), Казанская зубоврачебная клиника (бывшая школа Натансона), Саратовская зубоврачебная клиника (бывшая школа Галлера). Эти клиники функционировали еще один год, и после сдачи слушателями экзаменов в октябре 1919 г. они были ликвидированы. Однако сам факт отбора позволяет нам утверждать, что зубоврачебные школы доктора И.М. Коварского и приват-доцента Московского университета Г.И. Вильга входили в пятерку лучших по стране.

Чтобы понять, чем отличались зубоврачебные школы И.М. Коварского и Г.И. Вильга, надо сказать несколько слов об их руководителях. Илья Матвеевич Коварский хотел создать лучшую в России зубоврачебную школу и добился этого — специально построенное для этих целей здание было оборудовано им по последнему слову науки и техники (включая рентгеновский аппарат), и работали у него лучшие преподаватели (в том числе профессора и доценты Московского университета). Гилярий Иванович Вильга помещение для школы арендовал, рентгеновского аппарата у него не было, а среди преподавательского состава единственной «звездой» был сам приват-доцент Московского университета Г.И. Вильга. У него была другая, более масштабная цель — сплотить всю зубоврачебную корпорацию и организовать зубоврачебную помощь всему населению России. Для достижения этой цели он, будучи председателем президиума Российского зубоврачебного союза, боролся (хотя и безуспешно) за реформу зубоврачебного образования; чтобы увеличить в стране количество грамотных специалистов он открыл свою зубоврачебную школу; чтобы повысить качество имеющихся специалистов, он готов был обучать зубоврачебному искусству всех — и врачей, выпускников медицинских факультетов, и зубных врачей, окончивших зубоврачебные школы, и даже дантистов, получивших знания в кабинетах наставников и потому традиционно считавшихся наименее подготовленными. Именно этим можно объяснить такое его повышенное внимание к курсам усовершенствования, которые звучали даже в непомерно длинном названии его школы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1Центральный государственный архив города Москвы (далее ЦГАМ). Ф. 412. Оп. 1. Д. 589. Л. 7.

2 ЦГАМ. Ф. 412. Оп. 1. Д. 586. Л. 1, 2 об.

3 ЦГАМ. Ф. 412. Оп. 1. Д. 587. Л. 1, 1 об.

4 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГА РФ). Ф. А482. Оп. 20. Д. 10. Л. 58.

5ГА РФ. Ф. А482. Оп. 20. Д. 2. Л. 21, 21 об.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.