Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Михайлова Е.Г.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Никольская И.А.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Авраамова О.Г.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Копецкий И.С.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Виргильев П.С.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Реализация программы профилактики в системе школьной стоматологии в условиях модернизации здравоохранения

Авторы:

Михайлова Е.Г., Никольская И.А., Авраамова О.Г., Копецкий И.С., Виргильев П.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2022;101(5): 59‑63

Просмотров: 1290

Загрузок: 47


Как цитировать:

Михайлова Е.Г., Никольская И.А., Авраамова О.Г., Копецкий И.С., Виргильев П.С. Реализация программы профилактики в системе школьной стоматологии в условиях модернизации здравоохранения. Стоматология. 2022;101(5):59‑63.
Mikhailova EG, Nikol’skaya IA, Avraamova OG, Kopetskiy IS, Virgil’ev PS. Implementation of the prevention program in the school dentistry system in the context of healthcare modernization. Stomatology. 2022;101(5):59‑63. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202210105159

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие по­ка­за­те­ли сто­ма­то­ло­ги­чес­ко­го здо­ровья жи­те­лей Юр­гин­ско­го ра­йо­на Тю­мен­ской об­лас­ти. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):35-39
Ми­не­раль­ный сос­тав слю­ны и ин­тен­сив­ность ка­ри­еса у под­рос­тков в г. Сык­тыв­кар, Рес­пуб­ли­ка Ко­ми. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6):48-54

Профилактика стоматологических заболеваний является ведущим направлением в снижении стоматологической заболеваемости [1]. В структуре стоматологической службы одно из важных мест занимает школьная стоматология. Школьные стоматологические кабинеты (ШСК) являются наиболее приемлемой формой для оказания лечебно-профилактической помощи детям, так как имеют ряд преимуществ по оказанию лечебно-профилактической помощи [2, 3]. Это связано с максимальным уровнем доступности стоматологической помощи, возможностью проведения санитарно-просветительской работы с детьми, педагогами и родителями, длительным наблюдением. Также школьная стоматология создает большие возможности для проведения профилактических мероприятий на индивидуальном и групповом уровне [4, 5].

Можно отметить многочисленные попытки поиска новых форм работы ШСК, все они нацелены на реализацию профилактического направления, которое, несомненно, должно стать приоритетным в системе школьной стоматологической службы [6—8]. Так, разделение функций врача-стоматолога школьного и гигиениста стоматологического при их совместной работе за 5 лет реализации программы профилактики (ПП) в школе привело к редукции прироста кариеса у 12-летних детей на 63%, а число здоровых детей увеличилось в 5 раз [4, 9].

Вопросы приоритета профилактики в школьной стоматологии и введение гигиениста стоматологического как основного исполнителя профилактической работы в школе нашли отражение в задачах Государственной программы «Развитие здравоохранения». Однако, как показывают результаты анализа структуры стоматологической службы в субъектах федерации РФ в 2016 г., в России только 7,2% школ имеют функционирующие ШСК, а нагрузка детских врачей-стоматологов превышает нормативы более чем в 10 раз [8, 10]. Сложившиеся социально-экономические условия и модернизация здравоохранения диктуют необходимость поиска новых форм и методов функционирования школьной стоматологической службы.

Цель исследования — разработка и внедрение ПП стоматологических заболеваний для детей школьного возраста на основе индивидуального подхода к лечебно-профилактическим мероприятиям.

Материал и методы

Работа проводилась студентами стоматологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова в рамках освоения дисциплины «Профилактика и коммунальная стоматология» под руководством преподавателей кафедры в школах ЮЗАО Москвы (№1694, №1206) с 2011 по 2016 г. Лечебно-профилактическую работу в ШСК осуществляли врачи-стоматологи стоматологических отделений детских поликлиник, однако кабинеты в 2017 г. перестали функционировать.

Основой ПП стоматологических заболеваний является разработанный сотрудниками кафедры благотворительный проект «Красивая улыбка каждому ребенку» в рамках волонтерского клуба «Федеративная республика здоровой молодежи: территория детских улыбок», девиз которого — «Здоровые зубы — здоровая личность» (кураторы клуба — доценты кафедры к.м.н. Е.Г. Михайлова и к.м.н. И.А. Никольская).

Были обследованы 1848 детей в возрасте от 6 до 17 лет. Основную группу наблюдения составили 935 детей средней образовательной школы (СОШ) №1694 ЮЗАО Москвы, группу сравнения — 913 детей из СОШ №1206 ЮЗАО Москвы, у которых профилактика не проводилась.

ПП стоматологических заболеваний, проводимая в основной группе, состояла из двух компонентов: медицинского и образовательного. Медицинский компонент включал изучение стоматологической заболеваемости, стоматологический осмотр, оценку уровня гигиены рта, проведение контролируемой чистки зубов с использованием фторидсодержащих зубных паст, разработку и внедрение индивидуального плана лечебно-профилактических мероприятий для детей всех возрастных групп.

Образовательный компонент содержал оценку исходного уровня знаний по гигиене полости рта среди детей, родителей и педагогов посредством анкетирования, проведение санитарно-просветительской работы, обучение детей гигиене полости рта, осуществление контроля за чисткой зубов детей родителями и педагогами, контроль за правильным и сбалансированным питанием.

Работа с детьми проводилась на основе медико-психолого-педагогического подхода с учетом их возрастных особенностей, разработки индивидуальных планов гигиенических мероприятий и профилактических процедур. Индивидуализация подхода зависела от степени активности кариеса и уровня гигиены полости рта каждого ребенка. Эффективность программы профилактики оценивалась в ключевых возрастных группах детей 6, 12 и 15 лет.

Санитарно-просветительская работа с родителями проводилась на родительских собраниях, на которых были освещены режим и правила гигиены полости рта, анатомо-физиологические особенности развития зубочелюстной системы ребенка, необходимость тщательного контроля за гигиеной полости рта и правильного питания у детей различных возрастных групп. С педагогами проводились беседы на родительских собраниях с целью привлечения их к формированию здорового образа жизни детей и тщательного контроля за гигиеной рта учеников, что необходимо для дальнейшего сохранения стоматологического здоровья.

Анкетирование среди детей, родителей и педагогов проводили до внедрения программы профилактики и в динамике ее реализации с интервалом 1 год, 3 и 5 лет. Обучение гигиене рта проводили на демонстрационных моделях в классах, закрепление навыков чистки зубов и контроль гигиены отрабатывались в зоне активного обучения рациональным методам гигиены полости рта профилактического стоматологического кабинета (в медицинском кабинете для каждого класса было отведено место для штатива с индивидуальными зубными щетками — дети осуществляли чистку зубов после приема пищи).

В качестве учебных пособий использовали тематические сказки и презентации, подготовленные студентами, мультфильмы, с помощью которых дети знакомились с причинами возникновения кариеса, с вредными продуктами питания, вызывающими кариес, с режимом и средствами гигиены полости рта.

Каждому ребенку, участвующему в программе, был проведен стоматологический осмотр. Определяли показатели распространенности (%) и интенсивности (КПУ) кариеса, проводили оценку уровня гигиены с помощью индекса гигиены Грина—Вермильона, степень тяжести гингивита определяли у 12- и 15-летних детей с использованием индекса PMA. При проведении эпидемиологического обследования использовали карты ВОЗ (2013 г.).

Индивидуальный подход к лечебно-профилактическим мероприятиям заключался в рекомендациях для родителей по своевременному лечению и удалению зубов, ортодонтическому лечению и направлению на профилактические мероприятия. Профилактические мероприятия включали профессиональную гигиену, герметизацию фиссур постоянных зубов (моляров и премоляров) сразу после их прорезывания, глубокое фторирование постоянных зубов. Каждому ребенку осуществлялся подбор средств индивидуальной гигиены с использованием фторидсодержащих паст.

Лечение и удаление зубов, а также ортодонтическое лечение проводили в детской стоматологической поликлинике по месту жительства. Профилактические мероприятия проводили в ШСК гигиенистами стоматологическими и студентами стоматологического факультета.

При назначении диспансерного наблюдения особое внимание уделяли детям, имеющим декомпенсированную степень активности кариеса в возрасте 6 лет, — наблюдение проводили в детской стоматологической поликлинике через каждые 3—4 мес.

Результаты и обсуждение

В результате анкетирования родителей было выявлено, что их знания о гигиене рта и средствах гигиены у большинства основаны на сведениях из средств массовой информации и рекламы. В начале исследования обнаружено, что 67% родителей чистят зубы 1 раз в день, 31% — 2 раза в день и 2% — совсем не чистят зубы. Лишь 5% родителей знают о последовательности сроков прорезывания постоянных зубов. Замену зубной щетки 1 раз в 3 мес осуществляют 10% родителей, 74% — меняют ее 1 раз в полгода, а 16% — реже 1 раза в полгода. Стоматолога посещают с профилактической целью 2 раза в год 35% респондентов.

Через 3 года реализации программы результаты анкетирования показали повышение знаний родителей о гигиене полости рта: 45% родителей чистят зубы 2 раза в день, 64% — осуществляют замену зубной щетки 1 раз в 3 мес, 50% — стараются посещать стоматолога с профилактической целью.

Через 5 лет реализации программы отмечается значительное повышение знаний родителей о гигиене полости рта: 95% родителей чистят зубы 2 раза в день, 82% — осуществляют замену зубной щетки 1 раз в 3 мес, 72% — стараются посещать стоматолога с профилактической целью.

Иная картина наблюдается у детей. Исходное анкетирование 6-летних детей показало, что 63% из них чистят зубы 1 раз в день, 30% — 2 раза в день, 7% — не чистят зубы совсем. В группе 12-летних детей — 70% чистят зубы 1 раз в день, 21% — 2 раза в день, 9% — не чистят зубы совсем. Потребление сладостей среди детей 6 лет составило 25% от общего рациона пищи за день, а среди 12-летних детей — 32%. Замена зубной щетки осуществляется 6-летними детьми 1 раз в 3 мес лишь в 11% случаев, 75% детей меняют ее 1 раз в полгода, а 14% — реже 1 раза в полгода. В группе 12-летних детей осуществляют замену зубной щетки 1 раз в 3 мес 6% детей, 1 раз в полгода ее меняют 68% детей и реже 1 раза в полгода — 26%. Стоматолога посещают с профилактической целью 2 раза в год 37% 6-летних и 20% 12-летних детей (по данным опроса родителей).

Через 3 года реализации программы отмечается значительное повышение уровня знаний 6-летних и 12-летних детей о гигиене полости рта. Среди 6-летних детей 42% стали чистить зубы 2 раза в день, что на 12% больше, чем до начала программы, потребление сладостей снизилось до 20% от общего рациона, 35% детей осуществляют замену зубной щетки 1 раз в 3 мес, 53% — стараются посещать стоматолога с профилактической целью. Среди 12-летних детей 30% чистят зубы 2 раза в день, потребление сладостей снизилось до 27%, 20% детей осуществляют замену зубной щетки 1 раз в 3 мес, 42% — стараются посещать стоматолога с профилактической целью.

Через 5 лет реализации программы отмечается значительное повышение знаний 6- и 12-летних детей о гигиене полости рта. Среди 6-летних детей 98% чистят зубы 2 раза в день, потребление сладостей снизилось до 10% от общего рациона, 75% детей осуществляют замену зубной щетки 1 раз в 3 мес, 83% — стараются посещать стоматолога с профилактической целью. Среди 12-летних детей 91% чистят зубы 2 раза в день, потребление сладостей снизилось до 15% от общего рациона, 67% детей осуществляют замену зубной щетки 1 раз в 3 мес, 68% — стараются посещать стоматолога с профилактической целью.

Также проводилась оценка знаний по профилактике стоматологических заболеваний среди учителей. В начале исследования выявлено, что 64% учителей чистят зубы 1 раз в день, 35% — 2 раза в день и 1% — совсем не чистят зубы. Лишь 10% учителей знают о положительном влиянии фторидов на минерализацию эмали у детей, применяют дополнительные средства гигиены полости рта 30%, стоматолога посещают с профилактической целью 2 раза в год 37% респондентов. Через 3 года реализации программы результаты анкетирования показали повышение знаний учителей о гигиене полости рта — 47% чистят зубы 2 раза в день, 62% знают о положительном влиянии фторидов на минерализацию эмали у детей. Применяют дополнительные средства гигиены полости рта 38% учителей, стараются посещать стоматолога с профилактической целью 51%. Через 5 лет реализации программы отмечается значительное повышение знаний учителей о гигиене полости рта — 97% чистят зубы 2 раза в день, 83% знают о положительном влиянии фторидов на минерализацию эмали у детей. Применяют дополнительные средства гигиены полости рта 52% учителей, стараются посещать стоматолога с профилактической целью 80%.

Результаты анкетирования показали необходимость включить в карты для родителей не только индивидуальные рекомендации по поводу лечения кариеса и его осложнений, но и общую информацию об индивидуальной гигиене полости рта.

В начале исследования в 2011 г. были получены следующие результаты: исходный уровень КПУ у детей 6-летнего возраста в основной и контрольной группах составил 2,4 и 2,6 соответственно.

На фоне участия в программе в течение 5 лет КПУ детей 12-летнего возраста составил 2,6 в основной группе и 5,1 в контрольной — таким образом, редукция прироста кариеса составила 49%. А у 12-летних детей, которые участвовали в программе в течение 3 лет, КПУ в 15-летнем возрасте составил 3,4 в основной группе и 5,4 в контрольной, редукция прироста кариеса составила 37% (см. таблицу).

Динамика показателей интенсивности и распространенности кариеса зубов у детей 6, 12 и 15 лет за период внедрения программы профилактики

Группа наблюдения

До начала проведения программы

Через 3 года

Через 5 лет

КПУ

распространенность (%)

КПУ

распространенность (%)

КПУ

распространенность (%)

6 лет

группа профилактики

2,4

59,6

2,5

47,9

2,4

39,3

группа сравнения

2,6

59,2

2,5

58,9

2,5

59,1

12 лет

группа профилактики

4,6

86,01

3,2

85,9

2,6

86,0

группа сравнения

4,7

86,05

4,8

85,8

5,1

86,01

15 лет

группа профилактики

5,5

91,01

4,0

90,8

3,4

91,0

группа сравнения

5,3

90,9

5,2

91,05

5,4

90,8

В результате проведения ПП увеличилось число детей без кариеса. Если в начале здоровых детей в группе 12-летних было 20%, то через 5 лет их стало 35%.

Уровень гигиены рта в группе 6-летних детей в начале наблюдения был неудовлетворительным (2,3—2,5) и оставался таковым во все периоды наблюдения до конца проведения программы.

Уровень гигиены рта у 12- и 15-летних детей в процессе внедрения программы профилактики улучшился с неудовлетворительного (2,6 и 3,1 соответственно) до хорошего (0,3 и 0,4 соответственно).

При оценке степени тяжести гингивита были получены следующие данные: до начала программы у детей 12 лет он составлял 42% в основной группе и 40% в контрольной. У детей 15 лет — 55% в основной группе и 52% в контрольной. Эти показатели соответствовали средней степени тяжести гингивита, что также указывает на плохой уровень гигиены рта у подростков.

После 5 лет проведения программы профилактики в 2016 г. индекс РМА составил у детей 12 лет в основной группе 8%, в контрольной — 30%, у детей 15 лет в основной группе 6% и в контрольной — 42%.

Распространенность заболеваний пародонта в возрасте 15 лет уменьшилась с 94,4 до 43,7%.

Уровень гигиены в группе 12-летних детей, которые были в программе профилактики в течение 5 лет, улучшился в 5 раз, а у 15-летних детей — в 7 раз.

Заключение

Внедрение ПП показало ее эффективность, которая проявилась в улучшении знаний детей, родителей и учителей о методах сохранения стоматологического здоровья. Кроме того, редукция прироста кариеса у 12-летних детей, участвовавших в программе профилактики в течение 5 лет, составила 37%, а число здоровых детей увеличилось на 15%.

Проведение ПП в школе показало, что согласованные действия родителей, педагогов и врачей-стоматологов приводят к улучшению состояния твердых тканей постоянных зубов школьников, снижению степени риска воспалительных заболеваний пародонта в подростковом возрасте, улучшению качества индивидуальной гигиены рта.

Особенно важное значение имеет наличие ШСК и гигиениста стоматологического для возможности осуществления профилактических мероприятий детям всех возрастных групп.

Ввиду массового закрытия стоматологических кабинетов в школах в настоящее время необходимо сохранить возможность работы с детьми по профилактике стоматологических заболеваний. Одним из возможных методов может стать привлечение для такой работы студентов стоматологических факультетов и медицинских колледжей, а также добровольцев для проведения образовательного компонента ПП в учреждениях общего образования. Также это имеет большое значение в получении практических навыков для обучения студентов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.