Нуриева Н.С.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Воронина Е.А.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Делец А.В.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Оценка адаптации к обтурирующим протезам верхней челюсти по данным электронной аксиографии и конусно-лучевой компьютерной томографии

Авторы:

Нуриева Н.С., Воронина Е.А., Делец А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2022;101(2): 47‑51

Прочитано: 2064 раза


Как цитировать:

Нуриева Н.С., Воронина Е.А., Делец А.В. Оценка адаптации к обтурирующим протезам верхней челюсти по данным электронной аксиографии и конусно-лучевой компьютерной томографии. Стоматология. 2022;101(2):47‑51.
Nurieva NS, Voronina EA, Delets AV. Assessment of adaptive mechanisms to obturators of the upper jaw according to the data of electronic axiography and cone-beam computer tomography. Stomatology. 2022;101(2):47‑51. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/stomat202210102147

Рекомендуем статьи по данной теме:

Даже в современных условиях стремительного развития медицинской науки, когда непрерывно совершенствуются подходы и тактика лечения, появляются новые материалы и технологии, ряд медико-социальных проблем по-прежнему требует к себе особенно пристального внимания [1, 2]. К ним, несомненно, относятся онкологические заболевания [3], что обусловлено целым рядом причин. Это высокие показатели заболеваемости и смертности, первично выявляемые терминальные стадии заболевания, поздняя обращаемость пациентов за лечением и частая инвалидизация, что особенно характерно для онкологических поражений тканей ротовой полости [4, 5]. Лечение злокачественных опухолей верхней челюсти на современном этапе основывается на принципах мультидисциплинарного подхода, объединяя специалистов не только онкологического профиля, но и лор-врачей, пластических и челюстно-лицевых хирургов, стоматологов, дефектологов, логопедов [6, 7]. Лечение новообразований верхней челюсти сопряжено с возникновением обширного дефекта. Особенности реабилитации зависят от наличия ороназального и/или ороантрального сообщения (соустья), выраженности рубцовых изменений, состояния слизистой оболочки вокруг дефекта и рта в целом, а также степени функциональных нарушений [8, 9]. Все перечисленное создает предпосылки к формированию тяжелых функциональных расстройств — нарушения дыхания, жевания, глотания, слюноотделения и речи [10]. В силу малой выборки пациентов, небольшого числа специалистов в сфере онкостоматологии и недостаточного финансирования для проведения исследований с применением самых современных видов цифровой стоматологии имеется дефицит данных о реабилитации таких пациентов, их возможности к адаптации в случае большого объема оперативного вмешательства [11, 12].

На средства грантов президента РФ, РФФИ, вуза на кафедру ортопедической стоматологии и ортодонтии ФГБОУ ВО «ЮУГМУ» Минздрава России было закуплено оборудование, что позволило провести исследование на самой современной диагностической аппаратуре. За много лет, в течение которых изучался вопрос протезирования пациентов с дефектами неба и осуществлялось наблюдение процесса адаптации к замещающим протезам с различными постоперационными сроками, нами накоплен большой клинический и научный опыт [13, 14]. Однако исследования адаптации с позиции анализа функционирования височно-нижнечелюстного сустава ранее не проводились в силу высокой стоимости диагностического оборудования и малого числа врачей, владеющих подобными навыками [15, 16].

Цель исследования— оценить адаптацию пациентов к обтурирующим протезам в различные периоды адаптации с помощью объективных (цифровых) методов анализа — электронной аксиографии, конусно-лучевой компьютерной томографии, цифрового скана лица и внутриротового сканирования зубных рядов.

Материал и методы

В исследовании, проведенном на кафедре ортопедической стоматологии и ортодонтии ФГБОУ ВО «ЮУГМУ» Минздрава России в рамках научной стратегии кафедры, участвовало 17 пациентов с послеоперационными дефектами твердого неба. Все дефекты были односторонними и образовались в результате комбинированного лечения злокачественных новообразований верхней челюсти. Все пациенты получали стандартную схему реабилитации, включающую в себя изготовление резекционного, формирующего и замещающего (обтурирующего) протезов. Оценка адаптации проводилась после изготовления постоянного съемного обтурирующего протеза. Анализ адаптации включал в себя проведение конусно-лучевой компьютерной томографии на томографе фирмы Planmeca; внутриротового сканирования зубных рядов аппаратом Cerec Omnicam фирмы Sirona; электронной аксиографии аппаратом Proart фирмы Prosystom (рис. 1, 2). Кроме того, все пациенты были клинически осмотрены для выявления признаков наличия расстройств височно-нижнечелюстного сустава по Гамбургскому тесту.

Рис. 1. Наложение компьютерной томограммы, электронных моделей зубных рядов и 3D-скана лица.

а — фас, б — профиль.

Рис. 2. 3D-реформат лица пациента.

а — с протезом; б — без него.

Четырнадцать пациентов с послеоперационными дефектами пользуются съемными протезами от одного до двух лет, три пациента — на протяжении семи лет. Все отмечают хорошую адаптируемость к конструкциям, нормализацию жевания, дыхания, глотания.

При проведении электронной аксиографии в ходе исследования выявлены определенные нюансы применения технологии: комплекс аксиографического анализа подразумевает внутриротовое сканирование зубных рядов, однако для пациентов с объемными, тяжелыми конструкциями характерно отвисание протеза, поэтому важно фиксировать его в максимальном прилегании к протезному ложу как при получении электронного оттиска верхней челюсти, так и при проведении корреляции с прикусной вилкой. При фиксации данных центральным маркером для определения положения головы аналогично стабилизируется съемный протез. Кроме того, конусно-лучевая компьютерная томография предполагает извлечение съемных протезов, включающих металлический базис, который приводит к появлению артефактов на томограмме. Однако при снятии конструкции происходит неконтролируемое снижение высоты прикуса, отсутствуют ориентиры для объединения электронных моделей и данных томографии. Мы пришли к выводу, что для адаптации методики к указанной категории пациентов, а также для пациентов с вторичной адентией, замещающейся пластмассовыми зубами, которые не рентгеноконтрастны, в проекции зубов 1.6, 2.6, 1.1 и 2.1 с вестибулярной стороны необходимо фиксировать композитный материал диаметром 2 мм для корреляции данных, полученных с помощью этих двух методов диагностики.

Нами были исследованы симметрия движения обеих головок височно-нижнечелюстного сустава при открывании рта, при протрузии, перемещение нижней челюсти при открывании рта, смещении вперед, вправо и влево.

Результаты и обсуждение

У 15 (88,2%) пациентов из 17 выявлено ограничение открывания рта и перемещения нижней челюсти в здоровую сторону. У лиц с ограничением открывания рта среднее значение составило 19,48±6,18 мм. Минимальное открывание рта зарегистрировано у пациента с самым большим сроком ношения протеза — 7 лет (10,50 мм). Среднее значение выдвижения нижней челюсти составило 6,38±1,71 мм; среднее значение отклонения нижней челюсти в здоровую сторону при латеротрузии — 7,84±3,24 мм; среднее значение перемещения мыщелка на балансирующей стороне — 5,42±2,69 мм; среднее значение отклонения нижней челюсти в сторону костного дефекта при латеротрузии — 10,30±3,54 мм; среднее значение перемещения мыщелка на балансирующей стороне — 8,36±2,65 мм.

У 2 пациентов из 17 ограничения открывания рта не выявлено, среднее значение открывания — 41,40±1,41 мм; среднее значение выдвижения нижней челюсти — 6,38±1,71 мм.

Таким образом, у пациентов с односторонними послеоперационными дефектами верхней челюсти, возникшими в результате комбинированного лечения злокачественного новообразования, встречается ограничение открывания рта и движений нижней челюсти разной степени выраженности, которое часто приводит к снижению качества жизни, проявляется сложностью лечения зубов, откусывания пищи, осуществления повседневного ухода за полостью рта и протезами. Некоторые пациенты отмечают нормальное открывание сразу после операции, но в процессе реабилитации происходит постепенное ограничение. Несмотря на небольшую выборку пациентов, на данный момент во всех случаях ограничения открывания рта (88,2% наблюдений) имеется уменьшение мобильности мыщелка на здоровой стороне. Вероятнее всего, это связано с постепенным развитием постоперационной внесуставной контрактуры.

Можно разделить весь период реабилитации пациентов от момента хирургического лечения и до установки постоянного замещающего протеза и далее на три этапа:

1 этап — первые две недели после оперативного вмешательства. В указанный период времени используется резекционная пластинка. Она решает ключевые вопросы нормализации базовых функции питания и дыхания. Но для этого периода характерно наличие боли, отека, а также послеоперационной внесуставной контрактуры. Заниматься восстановлением функции на первом этапе весьма затруднительно и не совсем физиологически корректно.

2 этап — продолжается до полугода, в течение которых необходимо использование формирующего протеза. Целью данного периода является восстановление функции жевания, речи, формирование краев послеоперационного дефекта. Логичным будет сразу при установке формирующего протеза проводить комплекс реабилитационных мероприятий с целью предотвращения развития мышечной и рубцовой контрактур, формирования ограничения открывания рта, а также боковых смещений нижней челюсти.

3 этап — установка постоянного замещающего протеза. При должном подходе и адекватных реабилитационных мероприятиях риск развития контрактур и смещений в этот период значительно снижается. Именно поэтому возможно восстановление нормальной функции височно-нижнечелюстного сустава и всей челюстно-лицевой области.

Безусловно, продолжение проведения мероприятий по предупреждению развития ограничения открывания рта необходимо на всем протяжении с целью предотвращения долгосрочных осложнений. Проведение реабилитации только в третий этап не будет таким эффективным, так как уже сформируются рубцовые изменения.

Заключение

Всем пациентам с односторонними послеоперационными дефектами верхней челюсти, возникшими в результате комбинированного лечения злокачественного новообразования, рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий с использованием тренажеров и миогимнастических упражнений с целью профилактики внесуставной контрактуры, сохранения мобильности открывания рта и всего диапазона движений на протяжении длительного периода.

Оценка динамики по данным аксиографии в различные периоды реабилитации позволяет расширить понимание о патогенезе изменений в височно-нижнечелюстном суставе у пациентов с односторонней резекцией верхней челюсти.

Использование модуля скана лица позволяет создавать 3D-модель для оценки динамики эстетики мягких тканей с обтуратором и без него. Возможно совмещение двух моделей и перевод в цифровые показатели для оценки улучшения показателей симметрии лица.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-315-90058.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Геворков А.Р., Бойко А.В., Болотина Л.В., Шашков С.В., Абузарова Г.Р., Сарманаева Р.Р. Результаты внедрения индивидуальной программы терапии сопровождения пациентов с опухолями головы и шеи, проходящих химиолучевую терапию. Опухоли головы и шеи. 2020;10(4): 60-73.  https://doi.org/10.17650/2222-1468-2020-10-4-60-73
  2. Genden EM, Buchbinder D, Urken ML. The submental island flap for palatal reconstruction: a novel technique. Journal of Oral & Maxillofacial Surgery. 2004;62(3):387-390.  https://doi.org/10.1016/j.joms.2003.06.009
  3. Кипарисов Ю.С., Кипарисова Д.Г., Нуриева Н.С. Стоматологическая реабилитация пациентов с приобретенными дефектами верхней челюсти с применением дентальных мини-имплантатов. Клинический пример. Chronos. 2016;(6-1):8-11. 
  4. Demir Z, Kurtay A, Sahin U, Velidedeoğlu H, Celebioğlu S. Hair-bearing submental artery island flap for reconstruction of mustache and beard. Plastic and reconstructive surgery. 2003;112(2):423-429.  https://doi.org/10.1097/01.PRS.0000070520.96829.85
  5. Salgado CJ, Mardini S, Chen HC, Chen S. Critical oropharyngocutaneous fistulas after microsurgical head and neck reconstruction: indications for management using the “tissue-plug” technique. Plastic and reconstructive surgery. 2003;112(4):957-963.  https://doi.org/10.1097/01.PRS.0000076219.62225.07
  6. Вагнер В.Д., Ивасенко П.И., Анисимова И.В. Онкологическая настороженность в практике врача-стоматолога. М.: Медицинская книга; 2010.
  7. Vojvodić D, Celebić A, Mehulić K, Zabarović D. Prosthetic rehabilitation of a patient with mandibular resection prosthesis using mini dental implants (MDIs) — case report. Collegium antropologicum. 2012;36(1):307-311. 
  8. Раджабова З.А., Ракитина Д.А., Гурин А.В., Коркола Н.И., Нажмудинов Р.А., Дунаевский И.В. Реконструктивно-пластические операции у пациентов со злокачественными новообразованиями языка, слизистой дна полости рта, виды пластики. Опухоли головы и шеи. 2015;5(1): 15-18.  https://doi.org/10.17650/2222-1468-2015-1-15-18
  9. Todescan S, Lavigne S, Kelekis-Cholakis A. Guidance for the maintenance care of dental implants: clinical review. Journal (Canadian Dental Association). 2012;78:107. 
  10. Статистика злокачественных новообразований в России и странах СНГ в 2012 г. Под ред. Давыдова М.И., Аксель Е.М. М.: Издательская группа РОНЦ; 2014.
  11. Реконструктивные операции при опухолях головы и шеи. Под ред. Матякина Е.Г. М.: Вердана; 2009.
  12. Martin D, Baudet J, Mondie JM, Peri G. The submental island skin flap. A surgical protocol. Prospects of use. Annales de chirurgie plastique et esthétique. 1990;35(6):480-484. 
  13. Кипарисова Д.Г., Кипарисов Ю.С., Нуриева Н.С. Оценка состояния полости рта у пациентов с новообразованиями орофарингеальной зоны. Проблемы стоматологии. 2016;12(3):52-57.  https://doi.org/10.18481/2077-7566-2016-12-3-52-57
  14. Manchot C. Die Hautarterien des menschlichen Korpers. Leipzig: Vogel; 1989.
  15. Dobratz EJ, Hilger PA. Cheek defects. Facial plastic surgery clinics of North America. 2009;17(3):455-467.  https://doi.org/10.1016/j.fsc.2009.05.004
  16. Scepanovic M, Calvo-Guirado JL, Markovic A, Delgardo-Ruiz R, Todorovic A, Milicic B, Misic T. A 1-year prospective cohort study on mandibular overdentures retained by mini dental implants. European journal of oral implantology. 2012;5(4):367-379. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.