Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кулаков А.А.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Андреева С.Н.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Фурчакова А.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в сфере информационного взаимодействия пациента и медицинской организации

Авторы:

Кулаков А.А., Андреева С.Н., Фурчакова А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2022;101(1): 79‑83

Прочитано: 971 раз


Как цитировать:

Кулаков А.А., Андреева С.Н., Фурчакова А.В. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в сфере информационного взаимодействия пациента и медицинской организации. Стоматология. 2022;101(1):79‑83.
Kulakov AA, Andreeva SN, Furchakova AV. Internal control of the quality and safety of medical activities in the field of information interaction between patient and medical organization. Stomatology. 2022;101(1):79‑83. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202210101179

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ос­лож­не­ния при ди­аг­нос­ти­чес­ких и ле­чеб­ных эн­дос­ко­пи­чес­ких вме­ша­тельствах на ниж­них от­де­лах же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та. Кол­ле­ги­аль­ное об­суж­де­ние ин­фор­ми­ро­ван­но­го доб­ро­воль­но­го сог­ла­сия Ас­со­ци­ацией вра­чей-эк­спер­тов ка­чес­тва ме­ди­цин­ской по­мо­щи. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2025;(2):94-105

Информатизация всех сфер здравоохранения в нашей стране является активным процессом, направленным на создание на всех уровнях информационных технологий, способствующих повышению качества управленческих и лечебных процессов. Новые информационно-статистические системы становятся важными инструментами при разработке механизмов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ВККиБМД). При этом и сами процессы информационного взаимодействия должны контролироваться в рамках этого контроля.

При обсуждении путей реализации основных положений ВККиБМД в медицинских организациях, в научной литературе отмечается важность понимания эффективных инструментов управления и критериев проводимых, в рамках ВККиБМД, оценок [1, 2]. Это проблема особенно актуальна вследствие того, что ВККиБМД является многоаспектной проблемой, определенная роль в разработке внутренних локальных нормативных актов, регламентирующих ВККиБМД отводится руководителю медицинской организации, а выбор действенных, актуальных критериев оценки может существенно влиять на эффективность контроля, способствовать решению управленческих задач и обеспечивать доказательность качественной деятельности медицинской организации [2—6]. Анализ литературы по данному вопросу показывает, что основное внимание при организации ВККиБМД уделяется клинической составляющей, т.е. оценке выполнения порядков оказания медицинской помощи, стандартов, клинических рекомендаций [2—4, 6, 7], при этом зачастую вопросы оценки качества информированности пациента, проблемы хранения и передачи информации, составляющей врачебную тайну, отходят на второй план.

По данным наших исследований судебной практики в России за 6 лет (2013—2018 гг.), связанной с некачественным оказанием стоматологической помощи, существуют определенные проблемы информационного взаимодействия на всех уровнях: врач — пациент, врач — родственники пациента, медицинская организация — пациент, медицинская организация — страховые компании и контролирующие органы.

В ходе наших исследований были изучены материалы 1419 судебных дел (исковые заявления, заключения судебно-медицинских экспертиз, определения и решения суда). При проведении анализа структуры 1419 исков за 2013—2018 гг. была изучена 9821 жалоба. В зависимости от состава жалобы условно разделены на 5 групп: непосредственно связанные с результатами или последствиями стоматологического лечения; связанные с планированием лечения, социальными последствиями лечения; жалобы на отсутствие или некорректность информации для пациента (рис. 1).

Рис. 1. Структура исковых жалоб пациентов в 2013—2018 гг.

На рис. 2 отображены данные по структуре 9821 исковой жалобы. Основными претензиями были, совершенно естественно, претензии к качеству и результатам стоматологического лечения (4809 жалоб или 48,97%), а также жалобы на общее ухудшение самочувствия, появление новых соматических заболеваний, длительность стационарного лечения осложнений (3261 жалоба или 33,20%). В 3,88% случаев исковые жалобы содержали претензии к качеству планирования лечения и в 1,80% отмечены были жалобы социального характера (на грубость врача, унижение человеческого достоинства, потерю работы или кормильца и т.д.).

Рис. 2. Информационные блоки.

Достаточно значительной по своему объему была группа жалоб на недостаточное информирование пациентов о различных аспектах лечения. Эта группа составила 12,15% всех исковых жалоб, претензии подобного плана содержались в 1193 исках из 1419 (т.е. в 84%) исследуемых судебных дел. Сюда были отнесены жалобы пациентов на:

— отсутствие информации о гарантийных сроках и сроках лечения; наличии у медицинской организации лицензий и сертификатов на определенные виды деятельности; необходимости получения согласий на обработку персональных данных; обязательности письменного получения информированного добровольного согласия (ИДС) на лечение; условиях договора на возмездное оказание услуг;

— некорректное хранение и использование личной информации пациента и информации, составляющей медицинскую тайну; некорректное использование фотографий пациента;

— несогласованная видеосъемка процесса лечения; разглашение сведений, составляющих врачебную тайну; неудовлетворение требований об удалении персональных данных из общего доступа; отсутствие медицинской документации или результатов анализов, моделей челюстей, оттисков и т.п.

В связи с таким объемом претензий именно в данной сфере внимание к качеству информационного взаимодействия между врачом, медицинской организацией и пациентом крайне важно и требует отдельного контроля со стороны администрации учреждения в рамках проводимого внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Отношения, которые возникают между медицинской организацией и пациентами при получении, хранении и передачи конфиденциальной информации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Среди важнейших принципов регулирования этой области правовых отношений данный закон устанавливает условия введения ограничений на доступ к информации; свободный доступ к информации о работе государственных учреждений; недопустимость разглашения конфиденциальной информации о личности без его согласия. Весь объем информации медицинской организации может быть разделен на блоки, представленные на рис. 2. Такое деление обусловлено не только смысловым подтекстом, но и законодательными нормативными документами, регулирующими действия медицинских работников по каждому разделу.

Таким образом, при осуществлении ВККиБМД можно выделить несколько блоков для проведения контроля, связанных с информацией, которую медицинская организация может предоставить, должна предоставить и обязана предоставить только при определенных условиях. Следует помнить, что медицинская организация должна обеспечить еще и защиту информации:

— от несанкционированного доступа и разглашения лицам, не имеющим право на обладание данной информацией;

— от внешний воздействий, которые ведут к потере информации обязательной для длительного хранения.

В настоящее время можно говорить о том, что увеличение доступности и качества информационных систем, возрастание активности населения при использовании различных электронных ресурсов и баз, законодательная поддержка и заинтересованность государства в скорейшей интеграции информационных систем, внедрении единообразия мониторинга и анализа данных — все это способствует изменению уровня информационного взаимодействия между пациентом и медицинской организацией. Однако одновременно возрастают и требования со стороны государства и пациентов к качеству информационной среды общения.

Эта сфера регулируется большим количеством федеральных законов. Основополагающими являются: Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и дополн.) (ст. 13 о соблюдении врачебной тайны, условиях и порядке разглашения сведений, составляющих врачебную тайну; ст.73 — об обязанности врачей соблюдать врачебную тайну; ст. 79 — об обязанности предоставления информации гражданам, органам внутренних дел); Закон РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 10, 36); Федеральным законом от 29.11.10 №326-ФЗ (ред. от 24.02.21) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ст. 20); Приказом Минздрава России от 30.12.14 №956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Минздрава России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Приложение 2).

Перечислены только основные законы, регулирующие информационную среду медицинской организации. Однако остается проблема неопределенности некоторых критериев оценки информационного взаимодействия, что может затруднять ВККиБМД и провоцировать конфликтные ситуации.

При любой обработке, хранении, использовании и передаче информации о пациентах, диагнозах, посещениях и т.п., т.е. при обработке персональных данных пациентов медицинская организация должна обеспечить выполнение требований Федерального закона от 27.07.06 №152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно «Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», подписанной в Страсбурге 28.01.81, к которой Россия присоединилась в 2005 г. после подписания соответствующего федерального закона о ратификации (от 19.12.05 №160-ФЗ) персональными данными является «любая информация об определенном или поддающемуся определению физическом лице «субъекте данных»». В Конвенции гарантированы права субъекта данных на получение информации о целях получения, сроках хранения и возможности исправления и уничтожения данных.

Определяющими условиями получения и обработки персональных данных пациентов, согласно требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», являются не только добровольность и необходимость согласия пациента, но и адекватность объема получаемых данных целям их получения. При этом при осуществлении ВККиБМД следует контролировать обеспечение медицинской организацией:

— неограниченного свободного доступа пациентов для ознакомления с локальным нормативным актом, определяющим политику медицинской организации в отношении обработки персональных данных;

— возможности предоставления доказательств получения согласия со стороны пациента, т.е. документа, подписанного пациентом, содержание которого утверждено законом о персональных данных;

— использования специальных организационных и технических мер, способствующих их сохранности и защите.

Не следует путать контроль качества информационного взаимодействия с пациентом и понятие информационной безопасности для управления которой был разработан Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования»), и которая не является объектом ВККиБМД.

Однако при проведении ВККиБМД следует учитывать, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.08 №512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных», если в медицинской организации используется фото- и видеосъемка. Обработка биометрических данных (например, на сайте медицинской организации) возможна только после получения согласия пациента в письменном виде (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.06 №152-ФЗ «О персональных данных»).

Результаты рентгенологических методов исследования (ОПТГ, МРТ, КЛКТ), которые хранятся в медицинской организации, тоже могут получить статус биометрических персональных данных в случае, если они предоставляются по запросу суда для проведения судебно-медицинской экспертизы, поскольку они будут использованы для идентификации личности конкретного пациента [8]. В случае видеосъемки в медицинской организации пациенты должны быть официально уведомлены о том, что контроль качества и сервиса оказываемых услуг проводится с использованием видеонаблюдения.

Необходимость получения ИДС на стоматологическое лечение в письменном виде прописана в ст. 20 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (посл. ред.) и Приказом Минздрава России от 20.12.12 №1177н «Об утверждении порядка дачи ИДС на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении отдельных видов медицинских вмешательств, форм ИДС на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства» (в послед. ред.).

Далее приказом Минздрава России от 17.07.19 №538н «О внесении изменений в порядок дачи ИДС на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, утвержденный приказом Минздрава России от 20.12.12 №1177н» были внесены существенные изменения:

— расширен перечень видов медицинского вмешательства, на которые необходимо получать ИДС;

— утверждена возможность получения ИДС и отказа от одного или нескольких видов вмешательства в электронном виде в случае возможности использования усиленных квалифицированных электронных подписей или простых электронных подписей посредством применения единой системы идентификации и аутентификации;

— утвержден срок действия ИДС — на весь период оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации.

При получении информированного добровольного согласия на стоматологическое лечение также необходимо учитывать, что недопустимо анонимное получение ИДС даже при оказании услуг на платной основе, что разъяснено в Письме Минздрава России от 09.06.17 №17-1/3717-1 «О возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно». Этой позиции придерживается и Росздравнадзор. Получение ИДС анонимно (без возможности идентификации пациента) при оказании медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования также не предусмотрено. В части 1 статьи 44 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» четко прописано, что ведется персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Еще одним документом, разъясняющим действия медицинских работников в отношении сведений, составляющих врачебную тайну, является Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.01.20 №1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой», в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал наличие несоответствия ч. 1 ст. 20 ФЗ от 21.11.11 №323 — «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Конституции Российской Федерации в части недопустимости разглашения сведений о пациенте его родственникам, не указанным в ИДС после смерти пациента.

Анализ нормативного регулирования процессов информационного взаимодействия показывает наличие значительного объема документов, которые необходимо учитывать при организации работы медицинского учреждения. Следует отметить, что базовые перечни направлений ВККиБМД в медицинской организации для поликлиники и стационаров содержатся в одноименных методических рекомендациях, разработанных совместно Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ФГБУ «Центром мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора [9, 10] и включают лекарственную, хирургическую, эпидемиологическую безопасность, безопасность среды в медицинской организации, организацию экстренной и неотложной медицинской помощи, идентификации пациента и т.д. В перечень вошли направления контроля за работой регистратуры и управления персоналом.

При этом базовый перечень основных направлений проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не содержит отдельного направления по контролю за безопасностью информационной среды медицинской организации и контроля качества информационного взаимодействия. Такие показатели оценки, как «наличие информационных материалов для пациентов», «наличие программного обеспечения», включены в раздел контроля за организацией работы регистратуры, что, с нашей точки зрения, нуждается в коррекции.

Заключение

Анализ вопросов, связанных с информационным взаимодействием между пациентами и стоматологической организацией, показал сложность и неоднозначность их решения. С учетом того, что в 84% судебных дел, связанных с некачественным оказанием стоматологической помощи, имеются претензии пациентов на качество предоставления, обработки и хранения информации в медицинских организациях, следует признать актуальной разработку специальных критериев оценки качества информационной среды медицинской организации для полноценного осуществления ВККиБМД и выделения их в отдельное направление внутреннего контроля. Это позволит повысить эффективность управления качеством в медицинских организациях.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.