Высокая распространенность осложненного кариеса и проблемы, связанные с его лечением и возникновением повторных осложнений, делают эту тему актуальной, несмотря на успехи современной эндодонтии. Качественное эндодонтическое лечение определяется обработкой и обтурацией корневого канала, что обусловливает долговременный и положительный прогноз сохранения и успешного функционирования зубов. По мнению ряда авторов, осложнения эндодонтического лечения вызваны некачественной обработкой и обтурацией корневых каналов. На качество обтурации влияют не только строение и морфология корневых каналов, но и методики обработки и пломбирования [1—7].
В настоящее время множество исследований посвящено традиционному протоколу инструментальной и медикаментозной обработки корневого канала, где в качестве медикаментозной обработки используется гипохлорит натрия, так называемый «золотой стандарт», который достаточно эффективно борется с патогенной микрофлорой [1, 5, 8]. Однако есть исследования, результаты которых говорят о недостаточной антибактериальной эффективности гипохлорита [9—11]. Это в свою очередь может вызвать негативный результат лечения вследствие плохого качества герметичности обтурации. В связи с этим большой интерес представляют альтернативные методики обработки корневых каналов, например, с помощью эрбиевых лазеров, позволяющих сделать высокоэффективную антибактериальную обработку корневого канала [12—14]. Вместе с тем есть данные, которые говорят о невысокой эффективности бактериальной обработки с помощью лазерной активации ирриганта [12]. Однако исследований, посвященных герметичности обтурации корневого канала в кореляции с методиками обработки с помощью эрбиевых лазеров, в научной литературе практически нет.
Таким образом, несмотря на современные успехи и повышение прогнозируемости эндодонтического лечения, проблема качественной обработки и, как следствие, пломбирования корневых каналов остается весьма актуальной.
Цель исследования — сравнительная оценка качества герметизации корневых каналов, подвергнутых стандартному методу обработки, обработке лазером и обработке техникой LAI, силером и гуттаперчей.
Материал и методы
В исследовании использовано 20 человеческих зубов, удаленных с диагнозом хронический апикальный периодонтит. Для механической подготовки всех зубов использовали ручные К-файлы и машинные никель-титановые файлы ProTaperUniversal (DentsplySironaEndodontics), корневые каналы обрабатывали минимум до размера ISO 35.04. Для эксперимента использовали лазер Er, Cr: YSGG с длиной волны 2780 нм (WaterlaseiPlus, Biolase, США) и радиальную эндодонтическую насадку RFT2 (диаметром 200 мкм, длиной 25 мм), для методики LAI — насадку RFT5 (диаметром 400 мкм, длиной 14 мм).
Зубы разделены на четыре группы, в каждой из которых по 5 зубов:
1-я контрольная группа, в которой в каждом зубе проводили медикаментозную обработку канала по традиционному протоколу с применением в качестве ирриганта 3% раствора гипохлорита натрия, 17% раствора ЭДТА и пассивной ультразвуковой активации (общий объем растворов составлял 20 мл на каждый канал).
2-ю группу составляют зубы, в которых в качестве ирриганта использовался только физиологический раствор, а затем канал подвергали обработке лазером на следующих режимах: мощность 1 Вт, частота 20 Гц, вода/воздух 20/20, количество импульсов 20. Лазерную насадку помещали в канал на глубину 1 мм от рабочей длины и медленными спиралевидными движениями продвигали в корональном направлении в течение 25 с. Обработку лазером повторяли четыре раза, в перерывах орошая канал физиологическим раствором.
3-ю группу зубов подвергали аналогичной обработке, увеличив мощность лазера до 1,5 Вт.
4-я группа, в которой каждый зуб обрабатывали по традиционному протоколу, используя в качестве ирриганта 3% NaOCl и 17% раствор ЭДТА и лазерную активацию ирригантов (LAI). Лазерная активация раствора проводилась при помощи насадки RFPT5, с которой для увеличения боковой энергии диффузии предварительно химически удалено внешнее покрытие. Насадку четыре раза по 5 с при 75 мДж, 20 Гц, 1,5 Вт погружали в корневой канал, не доходя 5 мм до апекса, в перерывах орошая свежей порцией ирриганта.
Пломбирование каналов проводили с применением эпоксидного силера АН+ и гуттаперчи по методу непрерывной волны с помощью прибора Calamus Dual (Dentsplay Maillefer).
Для оценки качества обтурации выполнены поперечные срезы средней и нижней трети канала методом шлифования и полирования на абразивных бумагах с крупностью размера абразивного зерна из карбида кремния 1200 и 2400. Электронно-микроскопические исследования проводили в лаборатории электронной микроскопии Центра коллективного пользования Сибирского федерального университета на сканирующем электронном микроскопе (СЭМ) JEOL JSM 7001-F (Япония), укомплектованном энергодисперсионным спектрометром. Морфологию поверхности изучали во вторичных электронах на увеличениях: ×70 и ×2000. Качественный и количественный элементный анализ поверхности препарата корня зуба проводили методом энергодисперсионного микроанализа.
Малая выборка показателей (пилотный формат исследования) не позволила провести полноценную статистическую обработку полученных данных.
Результаты и обсуждение
Типичное СЭМ-изображение общего вида поперечного среза зуба, подвергнутого медикаментозной обработке канала по традиционному протоколу, представлено на рис. 1, а.

Исследование поперечного среза корней зубов, обработанных по стандартному протоколу, выявило пустоты между пломбой и стенками корня, их ширина колеблется от 10 до 12,7 мкм, а также открытые дентинные канальцы, открывающиеся в пустоты между дентином и гуттаперчей (рис. 2, а).

Исследование поверхности поперечного среза корня зуба, обработанного лазером на мощности 1 Вт, показало плотное прилегание силера и гуттаперчи к дентину канала практически на всем протяжении, местами выявлены незначительные пустоты, максимальная ширина которых достигает 3,61 мкм (см. рис. 2, б). Предположительно это связано с тем, что большая часть дентинных канальцев запечатана из-за специфики обработки лазером и затекание силера в них невозможно.
Результаты исследования поперечного среза корня зуба, обработанного лазером на мощности 1,5 Вт, показали плотное прилегание силера к стенкам канала и гуттаперчи (рис. 3, а).
После обработки по технике LAI исследование поверхности поперечного среза корня показало плотное прилегание силера к стенкам канала и гуттаперчи. Обнаружено наличие небольших пустот шириной до 2,99 мкм (см. рис. 3, б). Применение данного метода обработки канала также дает запечатывание дентинных канальцев, что положительно скажется на отсутствии реинфицирования стенок канала зуба. Однако в отличие от метода, включающего обработку только лазером, плотность обтурации несколько хуже за счет образования большего количества пустот.
Анализ полученных результатов показал, что традиционная методика с гипохлоритом натрия является менее эффективной, чем методика обработки с помощью лазера. Об этом свидетельствует размер пустот (до 12 мкм) и дентинные канальцы, открывающиеся в просвет пустот. Наиболее эффективной из лазерных методик является обработка лазером при мощности 1,5 Вт. Отсутствие пустот, полностью запечатанные дентинные канальцы — эти факторы исключают повторное реинфицирование корневого канала и, как следствие, возникновение осложнений эндодонтического лечения. Безусловно, имеет значение мануальный навык врача в обтурации корневого канала, однако методика обработки лазером при мощности 1,5 Вт позволяет минимизировать риски, связанные с эффективностью пломбирования, даже у врачей с не очень высоким уровнем мануальных навыков.
Таким образом, методику обработки корневого канала с помощью лазера на мощности 1—1,5 Вт можно рекомендовать для дальнейших клинических исследований как альтернативу традиционному протоколу, полученные результаты настоящего пилотного исследования частично подтверждаются источниками литературы и являются основанием для дальнейших более глубоких изысканий.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Фурцев Т.В. — https://orcid.org/0000-0002-5300-9274
Казановская А.А. — e-mail: medident@medident.ru
Зеер Г.М. — https://orcid.org/0000-0002-8511-6197
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Фурцев Т.В., Казановская А.А., Зеер Г.М. Оценка эффективности герметизации корневых каналов в зависимости от вида обработки (экспериментальное исследование). Стоматология. 2019;98(6 вып. 2):24-28. https://doi.org/10.17116/stomat20199806224
Автор, ответственный за переписку: Фурцев Тарас Владимирович — e-mail: taras.furtsev@gmail.com