Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Смирнова Л.Е.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Оценка качества организации и оказания стоматологической медицинской помощи пациентам в различных субъектах Российской Федерации

Авторы:

Смирнова Л.Е.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2018;97(2): 14‑21

Просмотров: 424

Загрузок: 4


Как цитировать:

Смирнова Л.Е. Оценка качества организации и оказания стоматологической медицинской помощи пациентам в различных субъектах Российской Федерации. Стоматология. 2018;97(2):14‑21.
Smirnova LE. Quality assessment and organization of dental care in the regions of Russian Federation. Stomatology. 2018;97(2):14‑21. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201897214-21

Рекомендуем статьи по данной теме:
Удов­лет­во­рен­ность па­ци­ен­тов вза­имо­действи­ем с вра­ча­ми-сто­ма­то­ло­га­ми му­ни­ци­паль­ной по­лик­ли­ни­ки: об­щий уро­вень и влияющие на не­го фак­то­ры. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):34-39
Оцен­ка удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов ор­то­дон­ти­чес­ки­ми ус­лу­га­ми в ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ци­ях раз­лич­ной фор­мы собствен­нос­ти. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):50-54
Оцен­ка па­ци­ен­та­ми эф­фек­тив­нос­ти кур­са про­це­дур би­оре­ви­та­ли­за­ции ко­жи ли­ца: прос­пек­тив­ное ис­сле­до­ва­ние. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):93-100

Во многих развитых странах главным критерием оценки качества работы врача-стоматолога служит мнение населения. Один из наиболее информативных методов оценки качества медицинской помощи — социологические опросы пациентов. Будучи субъективными в условиях длительного проспективного наблюдения или большого объема выборки они приобретают объективный характер [1, 3, 4].

Материалом для нашего исследования послужила специально разработанная анкета из 20 вопросов, определяющих социальный статус респондентов и их отношение к качеству организации и оказанию стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности. В анкетировании участвовали 732 пациента: Голицыно (n=20), Уфа (n=275), Москва — частная клиника (n=19), Москва — Московский государственный медико-стоматологический университет — МГМСУ (n=50), Омск (n=200), Рязань (n=168).

Собранные данные представляли собой номинальные признаки. Их статистическая обработка заключалась в расчете абсолютных и относительных частот для каждого значения признака. Для признаков бинарного типа рассчитывались относительные частоты и их доверительные интервалы. При определении доверительных интервалов коэффициент доверительной вероятности принимался равным 95%.

Распределение пациентов по возрасту представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение участников опроса по возрасту.
Большая часть опрошенных в Голицыне, Уфе и МГМСУ находились в возрасте от 30 до 39 лет, в частной клинике в Москве — в возрасте от 40 до 49 лет. В Омске и Рязани большинство пациентов, принявших участие в опросе, были моложе 30 лет. В целом 31% участников опроса были моложе 30 лет, 21,3% — в возрасте от 30 до 39 лет, 20,2% — от 40 до 49 лет, 16,8% — от 50 до 59 лет и 10,7% — старше 60 лет. Средний возраст респондентов колебался от 33,5 года в Рязани до 48 лет в МГМСУ.

Всего в опросе приняли участие 247 (33,7%) мужчин и 485 (66,3%) женщин (рис. 2).

Рис. 2. Распределение участников опроса по полу.

У участников опроса преимущественно было высшее образование. Исключение составили опрашиваемые из Омска и Рязани, где доля пациентов с высшим образованием не превышала 50%. В этих регионах в отличие от других была высока доля респондентов с начальным и средним образованием. В целом 4,6% всех опрошенных были с начальным образованием, 11,6% — со средним, 21% — со средним специальным, 8,3% — с неполным высшим и более половины (54,4%) — с высшим.

Более 1/3 респондентов указали социальный статус служащего, 17,8% — рабочего, 9,3% — госслужащего, 6 — предпринимателя, 1,9% — военнослужащего. В опросе приняли участие также 16,3% пенсионеров, 11,3% учащихся, 3,8% временно не работающих и 0,3% безработных. Социальный статус по регионам сильно различался. Так, в Москве и МГМСУ в выборку не попали госслужащие и безработные. В Голицыне в опросе не участвовали пенсионеры, учащиеся, временно не работающие и безработные. По социальному статусу участники опроса практически во всех выборках в основном были служащие.

Среднедушевой доход на 1 члена семьи в месяц более чем у половины участников опроса превышал 15 тыс. руб. Доход >1/3 анкетируемых составлял от 10 тыс. до 15 тыс. руб. С доходом от 5 тыс. до 10 тыс. руб. было 13,5% опрошенных. Среднедушевой доход <5 тыс. руб. в месяц имели всего 3,8% участников опроса. Низкий уровень среднедушевого дохода был преимущественно у пациентов в Голицыне, Уфе, Омске и Рязани. Респонденты из Москвы и МГМСУ с таким низким уровнем среднедушевого дохода в выборке не участвовали.

Половина респондентов (49,8%) обслуживались на платной основе, 40,2% — за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и всего 10% — за счет средств добровольного медицинского страхования (ДМС) (рис. 3).

Рис. 3. Распределение участников анкетирования по способу обслуживания.
Способы обслуживания в медицинских организациях разных регионов различались. В Голицыне все пациенты обслуживались на платной основе. В Омске более половины опрошенных (57) все-таки выбирали обслуживание по полису ОМС. В Уфе на платной основе обслуживались 53,5% участников опроса, в Москве — 78,9%, в МГМСУ — 52%, в Рязани — 76,8%. Доля ДМС оказалась высокой только в Омске — 29%. В остальных выборках она колебалась от 0 до 5,3%.

Анализ показывает наличие статистически значимой связи между возрастом и предпочитаемым способом обслуживания в стоматологической медицинской организации — СМО. Пациенты до 30 лет отдавали предпочтение платному обслуживанию (129 из 227, или 56,8%), а полис ОМС использовали только 74 (32,6%) человека. Напротив, пациенты 60 лет и старше в основном (57,7%) обслуживались по полису ОМС, а платное обслуживание выбрали 39,7%.

Статистически значимая связь наблюдалась и между полом участников опроса и способом обслуживания в медицинской организации. Мужчины чаще используют полисы ОМС (44,9%) и ДМС (15%), женщины предпочитают платное обслуживание (54,9%), а на долю ОМС приходится 37,7% всех случаев обращения за стоматологической помощью.

Выбор способа обслуживания в СМО определяется также уровнем образования. Пациенты с высшим образованием чаще обращаются к платному обслуживанию (59,4%), а лица со средним и неполным высшим образованием предпочитают ОМС (54—57%).

Статистически значимая связь наблюдается между среднемесячным доходом на 1 члена семьи и способом обслуживания в СМО. Пациенты с низким доходом получают помощь в основном по полису ОМС, с высоким доходом предпочитают платное обслуживание.

Распределение участников опроса по длительности получения услуг в СМО по совокупности достаточно равномерное (рис. 4).

Рис. 4. Распределение респондентов по длительности получения стоматологических услуг в СМО.
До 1 года обслуживались 196 (26,8%) пациентов, от 1 года до 3 лет — 186 (25,4%), от 3 до 5 лет — 160 (21,9%) и 5 лет и более — 190 (26%). При этом распределение участников анкетирования по длительности получения стоматологических услуг в разных выборках было разным. Так, в Москве (частная клиника) отсутствовали пациенты с длительностью обслуживания менее 1 года. Напротив, в МГМСУ и Рязани пациенты с маленьким сроком обслуживания составляли почти половину выборочной совокупности. Длительность получения стоматологических услуг тесно связана с возрастом пациентов. Чем старше пациенты, тем более длительное время они обслуживаются в данной медицинской организации.

В качестве основной причины обращения в медицинскую организацию большинство (88,9%) пациентов указали потребность в лечении (табл. 1),

Таблица 1. Распределение участников опроса по причинам обращения в СМО
профилактическом осмотре — 5,2%, в обследовании — 4,6%, в оформлении документов — 0,7%, в диспансерном наблюдении — 0,5%.

Многие пациенты при выборе СМО руководствовались рекомендациями знакомых: в Голицыне 40%, в Уфе 35,6%, в Москве 84,2%, в Омске 34,5%, в МГМСУ 60%, в Рязани 46,4% (рис. 5).

Рис. 5. Признаки, приоритетные при выборе СМО, % от выборки. 1 — титулованные специалисты; 2 — широкий спектр услуг; 3 — местоположение; 4 — рекомендации знакомых; 5 — известность клиники; 6 — стоимость услуг; 7 — другое.
Наличие титулованных специалистов оказалось приоритетом при выборе клиники у пациентов Рязани (49,4%), Голицына (35%), Уфы (34,9%), МГМСУ (30%). Местоположение медицинской организации было важным аргументом при выборе СМО для 47,4% пациентов частной клиники Москвы, 40,5% участников опроса в Омске, 31,6% пациентов Уфы, 20% Голицына, 18,5% Рязани, 10% МГМСУ. Большая доля пациентов Омска (44,5%) отметили, что их привлекает широкий спектр услуг, оказываемых в медицинской организации. Известность клиники явилась важным аргументом преимущественно для пациентов МГМСУ (20%).

Большинство участников опроса (94%) отметили режим работы медицинских организаций как удобный. Однако в отдельных выборках эта доля варьировала. В Голицыне всех опрошенных устроил режим работы, а в МГМСУ — всего 68%. В остальных выборках доля довольных режимом работы колебалась от 89,5 до 97%. Самой большой оказалась доля недовольных режимом работы МГМСУ; 12% опрошенных заявили, что этот режим неудобен; высока оказалась доля тех, кто затруднился ответить (20%).

Наиболее предпочтительным способом записи на приеме к специалистам явилась запись через регистратуру самой медицинской организации. Этот способ отметили 59,3% участников опроса (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов участников анкетирования на вопрос о способе записи на прием к специалистам, % от выборки. 1 — Call-центр; 2 — федеральный портал госуслуг; 3 — интернет; 4 — регистратура поликлиники; 5 — другое.
При этом самой высокой доля пациентов, выбирающих этот способ записи, оказалась в Рязани — 60,7%, а самой низкой — в МГМСУ (всего 34%). Предпочитаемым способом записи к специалистам оказался также интернет, которым пользовались около 1/3 всех опрошенных. Однако в отдельных выборках результаты оказались полярными. В Омске предпочитающих запись через интернет оказалось 53,5%, а в Москве этот способ вообще не пользовался популярностью.

Практически всем участникам анкетирования (97,3%) удалось записаться на прием при 1-м обращении в медицинскую организацию. В Голицыне, Москве и Рязани у всех участников опроса проблем не возникло. В других выборках пациенты в некоторых случаях испытали затруднения: в Уфе в 1,8% случаев, в Омске в 6,5%, в МГМСУ в 4% (табл. 2).

Таблица 2. Распределение участников опроса по возможности записаться на прием при 1-м обращении Примечание. Здесь и в табл. 3—10: в скобках — процент.
По данным О.В. Карповой и М.А. Татарникова [5], на прием к врачу-стоматологу в день обращения за медицинской помощью смогли попасть только 28,7% пациентов.

Практически все пациенты имели возможность выбрать лечащего врача по желанию. Пациенты клиник Голицына и Москвы отметили, что они не испытывали затруднения в этом. У пациентов Уфы, Омска и Рязани в незначительном проценте случаев затруднения возникали (табл. 3).

Таблица 3. Распределение участников опроса по возможностям выбора врача по желанию

Почти все участники опроса (98,4%) высказали либо полную, либо частичную удовлетворенность приемом у врача-стоматолога (табл. 4).

Таблица 4. Распределение участников опроса по удовлетворенности приемом у врача-стоматолога
Число недовольных приемом или затруднившихся с ответом по совокупности составило соответственно 1,2 и 0,4%. По данным О.В. Карповой и М.А. Татарникова [5], обслуживанием в стоматологических клиниках были удовлетворены 84,6%, не удовлетворены 5,5% и затруднялись с ответом 9,9% респондентов. Социологи Аналитического центра Юрия Левады указывают, что удовлетворенность результатами стоматологической помощи является весьма высокой — 93% (полностью удовлетворены оказанной помощью 49%, 44% — скорее удовлетворены), причем это — удовлетворенность всеми компонентами стоматологического обслуживания. Данные 2014 г., практически не отличаются от оценок 2013 г. Не наблюдается также различий в этих оценках у лиц основных социально-демографических групп [2].

На вопрос, в доступной ли форме излагается информация о состоянии здоровья, разъясняется лечащим врачом обоснованность проведения медицинских манипуляций, 643 (87,8%) человека ответили утвердительно (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов участников опроса о доступности изложения информации о состоянии здоровья
Частично удовлетворены формой изложения информации о состоянии здоровья 60 (8,2%) человек, неудовлетворенность высказали всего 4 (0,4%), затруднились с ответом 26 (3,6%) из 732.

Условиями ожидания приема в СМО (наличие свободных мест ожидания, туалета, питьевой воды, санитарно-гигиеническое состояние) полностью удовлетворены 475 (64,9%) человек, частично — 187 (25,5%). Частичное неудовлетворение высказали 25 (3,4%), полностью не удовлетворены 21 (2,9%), затруднились с ответом 24 (3,3%) (табл. 6).

Таблица 6. Распределение участников опроса по удовлетворенности условиями ожидания приема
Высокая доля неудовлетворенных в Омске — 19% от числа пациентов, принявших участие в анкетировании. Напротив, в Голицыне и Москве отмечена 100% удовлетворенность условиями ожидания приема.

Большинство участников опроса (90,6%) высказали намерение порекомендовать СМО друзьям и родственникам (табл. 7).

Таблица 7. Распределение участников опроса по намерению рекомендовать СМО друзьям и родственникам
Пока не определились со своим мнением по этому вопросу 8,9% человек. Доля тех, кто не намерен рекомендовать медицинскую организацию, оказалась низкой — всего 0,5% принявших участие в опросе. По данным М.П. Харитоновой и соавт. [6] о результатах оказания стоматологической помощи в поликлинике, 87,93% пациентов готовы порекомендовать стоматологические услуги в этой СМО своим знакомым и друзьям, не порекомендовали бы 0,86%, не определились 11,21%.

В целом по всей совокупности высокий уровень доверия к врачебному персоналу высказали 554 (75,7%) человека, удовлетворительный — 144 (19,7%), низкий — всего 2 (0,3%), затруднились с ответом 32 (4,4%) (рис. 7).

Рис. 7. Распределение участников опроса по уровню доверия к врачебному персоналу.
Самый высокий уровень доверия пациентов к врачебному персоналу отмечен в Москве (94,7%) и Рязани (91,7%), самый низкий — в Уфе (64%).

На уровень доверия к врачебному персоналу статистически значимо влияет способ обслуживания пациентов в СМО. Пациенты, получившие платное обслуживание и по полису ДМС, высказали большее доверие врачам, чем обслуживаемые по полису ОМС. Оказывает влияние на уровень доверия к врачебному обслуживанию и длительность обслуживания в медицинской организации. Большее количество пациентов, обслуживаемых до 1 года, выразили высокий уровень доверия (81,1%), чем пациенты, обслуживаемые 5 лет и более (67,9%); более 1/3 определили уровень доверия как удовлетворительный или низкий (табл. 8).

Таблица 8. Распределение участников опроса по длительности обслуживания в СМО и уровню доверия к врачебному персоналу Примечание. χ2=9,8, df=3, p=0,021<0,05.

Полностью удовлетворенных качеством и полнотой информации, доступной на официальном сайте медицинской организации, среди участников анкетирования оказалось 425 (58,1%) человек, частично удовлетворенных — 133 (18,2%), частично и полностью не удовлетворенных — 12 (1,6%) и 3 (0,4%) соответственно и 159 (21,7%) затруднились с ответом (табл. 9).

Таблица 9. Распределение участников опроса по удовлетворенности качеством и полнотой информации, доступной на официальном сайте СМО
Самой большой доля респондентов, полностью удовлетворенных качеством и полнотой информации, оказалась в Омске (74,5%), самой низкой — в Уфе (46,9%). В Уфе же и наиболее высока доля тех, кого полностью не устраивает полнота и качество информации (0,7%). В Москве отмечен большой процент пациентов, которые затруднились с ответом на этот вопрос (52,6%).

В спорных ситуациях к руководству обращались всего 23 (3,1%) человека. Самой высокой их доля в случае спорных ситуаций была в Уфе (4,4%) и МГМСУ (4,0%). В Омске этот показатель составил 3,5%, в Рязани — 1,2%. Факты обращения к руководству полностью отсутствовали в Голицыне и частной клинике в Москве (табл. 10).

Таблица 10. Распределение участников опроса по факту обращения к руководству при возникновении спорных ситуаций

Таким образом, анализ ответов пациентов показывает, что режим работы медицинских организаций удобен для 94% респондентов, наиболее предпочтительным способом записи на прием являются регистратура поликлиники (59,3%) и Интернет (29,1%). При 1-м обращении на прием к врачу-стоматологу попадают 97,3% желающих, у 96% имеется возможность выбора врача. Полностью приемом врача довольны 78%, не удовлетворены — 0,3%. Условиями ожидания приема врача полностью довольны 64,9%, частично — 25,5%, полностью недовольны — 2,9%. Важным является факт намерения рекомендовать медицинские организации друзьям и родственникам (90,6%). Достаточно высок уровень доверия к врачебному персоналу у 95,4% пациентов, получивших стоматологическую помощь за личные средства и по полису ДМС. Доступностью, полнотой и качеством информации, размещенной на официальных сайтах СМО, довольны 76,3% пациентов.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Тел.: +7(903)597-6027

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.