Восстановление утраченных тканей пародонта остается в центре внимания современной пародонтологии [2, 6]. Вопрос об обеспечении заживления раневых поверхностей после операций вестибулопластики по-прежнему актуален во всем мире, в связи с чем совершенствуются методики операций, а на стоматологическом рынке появляются новые покровные материалы с модифицированными свойствами.
Одной из основных задач непрестанного совершенствования этих материалов (в первую очередь на основе коллагена) всегда было обеспечение благоприятного течения процесса заживления послеоперационных ран и предупреждение формирования послеоперационных рубцов со всеми присущими им отрицательными последствиями.
Стоит отметить, что по мере совершенствования покровных материалов требования к ним специалистов повышаются. Эти материалы должны не только максимально полноценно замещать тканевые дефекты, но и способствовать формированию более полноценной ткани по структуре и в первую очередь по толщине. Сегодня специалисты уже заняты вопросом разработки тканей, которые обладали бы аналогичной собственным тканям резистентностью к механическим нагрузкам, т. е. способностью к кератинизации.
Не теряет актуальности применение свободных лоскутов — десневых и субэпителиальных аутотрансплантатов — слизисто-десневых трансплантатов СДТ, адгезивных рассасывающихся пленок из натуральных и синтетических материалов [1, 3, 4, 12, 13, 15—18].
Все перечисленное остается очень важным.
Однако по мере успешного решения указанных задач возникли вопросы другого рода, касающиеся обеспечения более комфортного течения для пациентов послеоперационного периода. Первые же попытки решить эту проблему путем применения обезболивающих средств выявили новые трудности. Оказалось, что болевая и психологическая реакция пациентов на проводимые вмешательства определяется не только степенью их травматичности, но и тем, к какому психологическому типу принадлежит конкретный пациент.
Перечисленные вопросы мы попытались в какой-то мере решить в данной работе.
Цель исследования — изучение клинической эффективности материалов для закрытия раневой поверхности после операций вестибулопластики в зависимости от психоэмоциональных особенностей пациентов.
Материал и методы
Операции вестибулопластики по Edlan-Meicher проведены 72 пациентам (44 женщинам и 28 мужчинам) в возрасте от 22 до 55 лет (средний возраст — 40,2±1,5 года).
Пациенты были разделены на четыре группы в зависимости от примененного для закрытия раневой поверхности материала (табл. 1).
Для изучения психоэмоционального состояния пациентов проводили собеседование и психологическое тестирование с применением тестов САН (самочувствие, активность, настроение) (В.А. Доскин и соавт., 1973), Г.Ю. Айзенка EPI (1963) на определение типа темперамента [8] и визуально-аналоговую шкалу (ВАШ) боли (Е. Huskisson, 1974) [14] до операции и на 3-й день после операции. Обработку тестов проводил психолог. Выбор срока второго определения тестов объясняется тем, что к этому времени на раневой поверхности уже формируется сплошная защитная фибриновая пленка и болевые ощущения пациентов минимальны.
В послеоперационном периоде зубы вне зоны вмешательства пациенты чистили стандартным способом. Участок вмешательства после каждого приема пищи и на ночь обрабатывали при помощи смоченного в не содержащем спирта ополаскивателе листерин.
Результаты и обсуждение
В ближайшем послеоперационном периоде осложнений в виде отслоения защитного покрытия, кровотечений, развития воспалительного процесса в области операционной раны пациенты не отмечали — независимо от примененного вида покровного материала.
Анализ результатов исходного психоэмоционального состояния больных пародонтитом показал: у 23% пациентов выявлены сниженные показатели самочувствия; у 15,4% — настроения, а у 31% — пониженный уровень общей активности (по сравнению с нормой).
Большинство пациентов (62%) меланхолики и холерики, уровень нейротизма у них был повышен.
Результаты тестирования пациентов в 1-й группе. Исходное психологическое тестирование показало наличие у этих пациентов повышенной эмоциональной впечатлительности. 70% из них были меланхоликами, а 27% — холериками (с повышенным уровнем нейротизма). Повышенное исходное волнение этих пациентов вполне объяснимо ожиданием предстоящей операции.
Пациентам этой группы в день операции проводили седацию: прием 2—4 таблеток седативного препарата за 30 мин до операции [5, 7].
Пациентам, которые ощущали послеоперационные боли, назначали ибупрофен до 6 таблеток в день и седативный препарат по 2 таблетки 1—2 раза в день.
На 3-й день после операции пациенты 1-й группы оценивали свои болевые ощущения на 6 баллов по шкале ВАШ боли. Им назначали ибупрофен по 1 таблетке 4—6 раз в день.
Показатели самочувствия и настроения у этих пациентов достоверно не изменились по сравнению с исходными значениями. Активность у них снизилась на 14%, тогда как уровень нейротизма вырос почти на 20% (р<0,05).
Швы снимали на 7—8-й день. В области операционной раны воспалительного процесса не наблюдали.
Во 2-й группепо данным исходного психологического тестирования оказалось 46% холериков, 42% — меланхоликов, т. е. людей с высокой эмоциональной впечатлительностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, изменчивостью настроения и повышенной тревожностью.
У трети (30%) пациентов до операции были снижены показатели активности, самочувствия и настроения. В день операции им назначили ибупрофен по 1 таблетке при болях 3—4 раза в день, а пациентам с повышенной тревожностью дополнительно 2 таблетки седативного препарата за 2 ч до сна.
На 3-й день после проведенной операции пациенты оценивали свои болевые ощущения по шкале ВАШ на 3—4 балла, им назначали ибупрофен по 3—4 таблетки в день. В результате у всех пациентов в этой группе было хорошее самочувствие, но у 30% пациентов уровни активности и настроения остались сниженными. Уровень нейротизма у них вырос на 47% (почти в 1,5 раза) (р<0,05).
Повышение уровня нейротизма и некоторое снижение активности у пациентов, которым раневую поверхность закрывали мукодермом, объясняются незначительной болью при разговоре и приеме пищи. Отечность у больных исчезла к 5—6-му дню, к 8-му дню полностью рана была покрыта фибринозным налетом, к 12-му — эпителизировалась и снимали швы.
В 3-й групперезультаты теста Г.Ю. Айзенка EPI показали, что 34% пациентов были холериками, а 40% — меланхоликами (пациентами с высокой эмоциональной впечатлительностью). У 27% пациентов до операции показатели активности, самочувствия, настроения были снижены.
После проведенной операции количество таких пациентов возросло до 58%. В день операции им назначили ибупрофен по 3—4 таблетки, а пациентам с повышенным уровнем нейротизма — дополнительно 2 таблетки тенотена за 2 ч до сна.
На 3-й день после операции пациенты оценивали свои болевые ощущения по шкале ВАШ на 3—4 балла. Им назначали 3—4 таблетки ибупрофена в день. У этих пациентов также были снижены показатели самочувствия и активности на 20%, настроения — на 14%. Уровень нейротизма у них не изменился. Швы снимали на 12-е сутки.
В 4-й группедля покрытия раневой поверхности применяли губку с гемостатиком. При исходном психологическом тестировании у 95% пациентов этой группы были высокие показатели самочувствия, активности и настроения (тест САН), у 79% пациентов — высокий уровень нейротизма.
Анализ результатов теста Г.Ю. Айзенка показал, что 48% пациентов были холериками, а 30% — меланхоликами (пациентами с высокой эмоциональной впечатлительностью), 22 — сангвиниками. В день операции им назначили ибупрофен по 3 таблетки, а пациентам с повышенным уровнем нейротизма — еще и по 2 таблетки тенотена за 2 ч до сна.
На 3-й день после операции пациенты оценивали свои болевые ощущения по шкале ВАШ боли на 3 балла. Им был назначен ибупрофен по 1 таблетке 3 раза в день. При повторном тестировании у этих пациентов было выявлено некоторое снижение показателей самочувствия, активности и настроения, однако их значения соответствовали норме. Уровень нейротизма у них незначительно увеличился (на 6%) (р<0,5), что соответствовало наличию у пациентов незначительных болевых ощущений при разговоре и приеме пищи. Швы снимали на 7—8-е сутки.
Результаты и обсуждение
Результаты вестибулопластики у всех пациентов, включенных в данное исследование, оказались положительными. Течение послеоперационного процесса было благоприятным, во всех случаях был достигнут запланированный результат в плане создания зоны кератинизированной десны.
Процесс заживления у всех пациентов закончился в одинаковые сроки. Таким образом, в плане достигнутого результата значительных различий в зависимости от вида используемого покровного материала не было выявлено.
Отмечено, что у пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом имеются эмоционально-личностные изменения, такие как высокие уровни нейротизма, реактивной и личностной тревожности, сниженные показатели качества жизни и др. [10, 11 и др.], что согласуется с результатами нашего исследования.
Повышенный уровень нейротизма у этих пациентов может повлиять на восприятие ими боли и на процесс адаптации в послеоперационном периоде, что в конечном счете скажется на их качестве жизни [9].
У пациентов 1-й группы в послеоперационном периоде увеличение уровня нейротизма, снижение активности и боль при приеме пищи и гигиенической обработке полости рта свидетельствуют о наличии дискомфорта, что влияет на качество жизни больных.
Анализ литературных данных показал, что применение матрицы коллагена мукографт в качестве раневого покрытия при хирургическом лечении пародонтита было столь же эффективно, как пересадка свободного лоскута [17, 18]. Однако у пациентов в послеоперационном периоде исследователи отмечали снижение порога выносливости боли.
Результаты нашего исследования показали, что пациенты 3-й группы в послеоперационном периоде испытывали дискомфорт, что проявлялось в снижении показателей самочувствия, активности, настроения и повышенном уровне нейротизма.
Результаты нашего клинического исследования, опрос пациентов и анализ психологического тестирования показали, что при использовании губку с кровоостанавливающими свойствами больные испытывали наименьший дискомфорт, чем пациенты в других группах. Губка не нарушала сроков течения раневого процесса, не вызывал в тканях острого воспаления и местной токсической реакции, уменьшал болевые ощущения, связанные с мимикой, артикуляцией, приемом пищи, проведением гигиенических мероприятий, а также в дальнейшем вызывал у пациентов эстетическое удовлетворение от проведенной операции.
Эти данные согласуются с результатами отечественных и зарубежных авторов, отметивших, что применение абсорбирующего раневого покрытия в послеоперационном периоде у больных пародонтитом обеспечивает надежный гемостаз, защищает рану от внешней инфекции, механических, химических и термических воздействий, а также причиняет меньше болевых ощущений, связанных с приемом пищи и проведением гигиенических мероприятий [1, 2, 4, 12].
Проведенное исследование позволило разработать нам алгоритм медикаментозной профилактики у пациентов с учетом особенностей их эмоционально-личностной сферы (табл. 2).
На основании клинических результатов нами подготовлены рекомендации по применению анальгетиков и седативных препаратов на пред- и послеоперационном этапах:
— пациентам с повышенным уровнем нейротизма (меланхоликам и холерикам) рекомендовано проводить менее травматичные операции, например, с применением коллагеновых мембран (мукографт, кровоостанавливающая губка) и/или проводить седацию;
— в послеоперационном периоде для уменьшения дискомфорта пациентам с повышенным уровнем нейротизма можно рекомендовать продолжать прием анксиолитических препаратов;
— пациентам с устойчивым типом нервной системой (сангвиникам и флегматикам) можно проводить операцию с забором лоскута с неба.
Таким образом, анализ особенностей эмоционально-личностной сферы пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме помогает врачу оценить структуру субъективных ощущений больных, индивидуально подобрать адекватное комплексное лечение, оказать эффективную помощь и уменьшить негативные последствия, влияющие на качество жизни пациента.