Проблема невынашивания беременности является одной из наиболее актуальных в современном акушерстве и гинекологии. Медицинская и социальная значимость этой проблемы очевидна при рассмотрении его распространенности, неоднозначных и сложных подходов к терапии, частоты сопутствующих осложнений и неблагоприятных исходов беременности. Несмотря на многообразие причин, в 50% случаев этиология данного осложнения беременности остается неустановленной [8], поэтому актуальным является изучение медико-социальных факторов риска невынашивания беременности. Выявлено, что подростковый возраст и возраст матери старше 30 лет, возраст отца старше 35 лет, низкий уровень образования, курение, прием алкогольных напитков, семейное положение, высокий паритет родов и абортов, неблагоприятные профессиональные факторы, низкий социально-экономический статус повышают риск невынашивания беременности [2, 4, 6, 9, 10, 13]. Условия труда оказывают определенное влияние на течение беременности. Установлена прямая зависимость преждевременного прерывания беременности от профессии матери, характера труда, от наличия профессиональных вредностей, даже при условии облегченного труда в период гестации [1]. Невынашивание беременности чаще встречается у женщин, занятых физическим трудом, сочетающих труд с учебой [1]. Несмотря на то что нутриенты (пищевые вещества) являются важным звеном в гаметогенезе, развитии эмбриона, исследования последних лет показали связь привычной потери беременности с перееданием и избыточной массой тела [5, 14]. Отягощенная наследственность по невынашиванию, эндометриоз, хронические заболевания органов репродуктивной системы и мочевыводящих путей также могут быть причинами данной патологии [3, 5, 7, 11, 12, 14]. Частота привычного невынашивания беременности по-разному колеблется в разных регионах, в каждом из которых преобладающее влияние имеют определенные медико-социальные факторы, приводящие к реализации привычной потери беременности.
Цель исследования - выявление особенностей факторов риска привычного невынашивания беременности у женщин Иванова.
Материал и методы
Для решения поставленной цели была сформирована основная группа, включавшая 95 пациенток с угрозой прерывания беременности ранних сроков и привычным невынашиванием беременности (О20.0; О26.2 по МКБ-10). Контрольную группу составили 85 беременных в I триместре гестации с неосложненным течением беременности при постановке на учет в отсутствие угрозы прерывания беременности в анамнезе. Изучение медико-социальных особенностей беременных проводили на основании добровольного информированного согласия методом анкетирования, с использованием специальной карты, включающей характеристику социально-бытовых, профессиональных, материальных факторов, акушерско-гинекологический и соматический анамнез. Математические методы обработки полученных данных включали статистический анализ, методы клинической эпидемиологии (расчет значений относительного риска - ОР, 95% доверительного интервала - ДИ) с использованием системы OpenEpi (OpenSource.org). Различия относительных показателей определяли с использованием критерия Стьюдента, Фишера, &khgr;2 и считали достоверными при р<0,05. Изучение силы связи альтернативно варьирующих признаков проводилось с использованием тетрахорического коэффициента сопряженности Чупрова.
Результаты и обсуждение
Сравнительный анализ показал, что средний возраст женщин с привычным невынашиванием беременности достоверно превышал возраст женщин контрольной группы: соответственно 31,1±0,5 и 27,2±0,5 года (р=0,0001). Возраст отца будущего ребенка в основной группе был также достоверно старше и составил 34,0±0,6 года, тогда как в контрольной - 30,6±0,8 года (р=0,001). Средний рост беременных не различался в группах и составил 1,65±0,01 м. Средняя масса тела опрошенных основной группы была равна 63,6±1,0 кг и достоверно превысила среднюю массу тела женщин контрольной группы - 59,7±1,3 кг (р=0,017). Беременные с привычным невынашиванием в анамнезе по сравнению с беременными контрольной группы достоверно чаще состояли в повторном браке (16,8 и 1,1%; р=0,0001), а у женщин контрольной группы чаще брак был незарегистрированным (27,1 и 11,6%; р=0,008). При этом пациентки основной группы были достоверно чаще знакомы с супругом менее 3 мес до вступления в брак, поводом для которого служили общие интересы. Пациентки основной группы в 60% случаев имели высшее образование, в 31,6% - среднее специальное, тогда как пациентки контрольной группы в 63,5% имели высшее образование, в 27% - среднее специальное. При этом пациентки с привычным невынашиванием беременности в 69,5% наблюдений были служащими и только в 16,8% - рабочими, тогда как женщины контрольной группы достоверно реже относили себя к категории «служащие» - 27,1% и достоверно чаще к категории «рабочие» - 50,6% (р=0,0001).
Беременные основной группы отмечали в 44,3% случаев воздействие на рабочем месте таких неблагоприятных физических факторов, как вибрация, ионизирующее излучение, недостаточное освещение, перепады температуры или шум. Частое нервно-психическое напряжение на работе отмечали 37,9% женщин, контакт с пылью и химическими веществами - 23,1%, физически тяжелую работу и вынужденное положение - 12,6%. При этом продолжительность работы в условиях воздействия неблагоприятных факторов у пациенток основной группы была достоверно больше и составила 9,2±0,7 года по сравнению с пациентками контрольной группы - 3,2±0,97 года (р=0,001).
Свои материально-бытовые условия оценили как хорошие 55,8% пациенток основной группы и 71,8% - контрольной группы (р>0,05). Обеспеченность жильем и доход на одного члена семьи в изучаемых группах представлены на рисунке.
Одинаково часто женщины обеих групп не соблюдали режим дня. В основной группе 16% опрошенных продолжали заниматься спортом во время беременности. В контрольной группе лишь 8,3% женщин в ранние сроки беременности продолжали посещать спортивные секции, а основная часть беременных этой группы полностью прекратила занятия спортом.
При изучении пищевого поведения установлено, что женщины основной группы принимали пищу менее чем за 2 ч до сна в 55,8% наблюдений, пациентки контрольной группы - в 47,1% (табл. 1).
При анализе акушерско-гинекологического анамнеза обнаружена большая частота отягощенной наследственности по материнской линии у женщин с привычным невынашиванием беременности по сравнению с таковой в контрольной группе (табл. 2).
При оценке менструальной функции установлено, что у женщин основной группы наблюдался более длительный менструальный цикл. Частота нарушений менструального цикла достоверно не различалась у женщин основной и контрольной групп. В контрольной группе отмечалось более продолжительное время до наступления первой беременности после начала половой жизни. При этом начали половую жизнь до вступления в брак 83,2% женщин основной группы и 96,5% опрошенных контрольной группы (р>0,05).
Указали на наличие в анамнезе инфекций, передаваемых половым путем, 39% женщин основной группы и 17,7% - контрольной. Микоплазменная инфекция достоверно чаще наблюдалась в группе пациенток с привычным невынашиванием беременности, тогда как в контрольной группе отсутствовала. У пациенток основной группы достоверно чаще выявлялась в анамнезе вирусная инфекция (герпетическая, цитомегаловирусная, папилломавирусная). Распространенность других инфекционных заболеваний у женщин обследуемых групп достоверно не различалась и составила 10,6 и 19%. В основной группе пациенток достоверно чаще выявлялись эндометриоз, сальпингоофорит, острый или хронический эндометрит. Среди пациенток с привычным невынашиванием беременности достоверно чаще отмечались оперативные вмешательства на органах репродуктивной системы по поводу внематочной беременности, миомы матки.
При изучении экстрагенитальной патологии 40% пациенток основной группы указали на отсутствие хронических заболеваний (табл. 3).
Частота аллергических реакций не имела достоверных различий в изучаемых группах. Среди пациенток с привычным невынашиванием беременности только 30,5% опрошенных оценили состояние своего здоровья как хорошее по сравнению с 67,1% опрошенных из контрольной группы (р=0,0001).
При изучении медицинской активности установлено, что 55,8% пациенток основной группы достоверно чаще обращались к врачу сразу при ухудшении состояния здоровья, тогда как в контрольной группе только 34,1% (р=0,004). Среди опрошенных основной группы 56,8% по сравнению с 37,7% таковых в контрольной группе не занимались самолечением (р=0,01).
В качестве источника информации о состоянии своего здоровья 77,9% пациенток основной группы использовали рекомендации медицинских работников, 56,9% - интернет. Достоверно чаще женщины, страдающие привычным невынашиванием беременности, по сравнению с пациентками контрольной группы считали, что нет необходимости в проведении прегравидарной подготовки. Реже пациентки основной группы по сравнению с таковыми контрольной группы считали, что нужно отказаться от употребления алкогольных напитков, но в то же время 52,6% опрошенных выполняли назначенное обследование и 57,9% - лечение. Женщины основной группы планировали беременность за 10,5±1,1 мес до ее наступления, тогда как в контрольной группе - за 5,3±0,9 мес (р=0,0004).
Пациентки основной группы использовали различные методы контрацепции, но достоверно чаще применяли календарный метод.
В работах последних лет многие исследователи отмечают роль медико-социальных факторов риска в генезе привычного невынашивания беременности. Нами выявлено, что факторами риска привычной потери беременности является занятость женщин интеллектуальным трудом, воздействие неблагоприятных факторов на производстве. Женщины с привычным невынашиванием беременности достоверно чаще находятся в повторном браке, что может свидетельствовать о роли и мужского фактора в генезе данной патологии. Особенности пищевого поведения могут способствовать увеличению риска развития привычного невынашивания беременности. Многие авторы указывают на влияние экстрагенитальной патологии на течение беременности. Так, обострение хронических заболеваний, в частности инфекции мочевыводящих путей, артериальная гипертензия [3], избыточная масса тела, неблагоприятно влияют на течение гестации [5]. Большинство женщин основной группы указали на наличие хронических заболеваний в анамнезе. Однако распространенность различных нозологических форм была невысокой. Данные акушерско-гинекологического анамнеза по материнской линии свидетельствуют о наследственной предрасположенности к привычному невынашиванию беременности. Известно неблагоприятное влияние таких передающихся половым путем инфекций, как микоплазменная, хламидийная, уреаплазменная инфекция, перенесенных вмешательств на органах репродуктивной системы, хронических воспалительных заболеваний органов малого таза, эндометриоза [11, 12]. В нашем исследовании у женщин с привычным невынашиванием беременности чаще выявлялась микоплазменная и вирусная инфекции, хронические воспалительные заболевания гениталий, оперативные вмешательства на органах репродуктивной системы, что, с одной стороны, может явиться причиной невынашивания беременности, а, с другой, - следствием более полного клинико-диагностического обследования женщин с данной патологией. Высокая частота применения календарного метода контрацепции может свидетельствовать о недостаточной информированности женщин с привычным невынашиванием о способах профилактики нежелательной инфекции. Несмотря на то что большинство женщин с привычным невынашиванием беременности используют рекомендации медицинских работников, нельзя признать их медицинскую информированность достаточной. Об этом свидетельствует мнение женщин об отсутствии необходимости отказа от употребления алкогольных напитков и целесообразности проведения прегравидарной подготовки.
Выводы
1. Использование метода анкетирования в группе женщин с угрозой прерывания беременности ранних сроков и привычным невынашиванием беременности в анамнезе, жительниц Иваново, позволило установить неблагоприятное влияние на течение беременности у этих пациенток профессиональных факторов (физических, нервно-психического напряжения, продолжительности работы в условиях воздействия неблагоприятных факторов), недостаточного материального обеспечения, наследственных факторов, наличия инфекций (микоплазменной и вирусной), хронических воспалительных заболеваний гениталий и хирургических вмешательств на органах репродуктивной системы, что дает возможность отнести их к факторам риска развития привычного невынашивания беременности.
2. Женщины, имеющие перечисленные неблагоприятные факторы, должны проходить обследование и прегравидарную подготовку с целью снижения объема медикаментозного лечения во время беременности и профилактики перинатальной патологии.