Многочисленные клинико-физиологические исследования указывают на сложный и многообразный патогенез климактерического синдрома (КС), возникновение которого связано с нарушением адаптационных механизмов и метаболического равновесия, дисфункцией гипоталамических структур в периоде возрастной перестройки нейроэндокринной системы на фоне прогрессирующего угасания функции яичников [1, 2, 5, 6].
Несмотря на определенные возможности заместительной гормональной терапии у больных с КС, ее применение в ряде случаев ограничено и не решает в полной мере этой важной медико-социальной проблемы [7]. Не всегда удается добиться стойкой ремиссии заболевания, предотвратить рецидивы и оказать комплексное влияние на состояние сердечно-сосудистой системы, вегетососудистых и психоэмоциональных расстройств. В связи с этим остается актуальным поиск альтернативных методов лечения больных данной категории [8, 9].
Распространенность расстройств в психоэмоциональной сфере в пременопаузе, их значимость в социальной адаптации женщины, а также их недостаточная изученность и необходимость коррекции этих нарушений в практической работе врача обусловливают актуальность изучаемой проблемы, диктуют необходимость поиска новых подходов к профилактике и лечению данного осложнения у пациенток в пременопаузе, определения индивидуального лечения в зависимости от патогенеза и выраженности отдельных клинических симптомов [3].
Материал и методы
Обследованы 153 женщины в периоде пременопаузы, у которых в клинической картине ведущую роль играли психоэмоциональные и нейровегетативные расстройства. Возраст пациенток колебался от 45 до 50 лет (средний возраст 47,5±2,8 года).
В зависимости от метода лечения женщины с КС в пременопаузе были разделены на 3 группы, сопоставимые по возрасту, сопутствующим заболеваниям, степени и характеру выраженности психоэмоциональных проявлений КС: пациентки 1-й группы (n=58) принимали микродозированный пероральный контрацептив, содержащий дроспиренон, по контрацептивной схеме. Больные 2-й группы (n=55) получали фитоэстрогены в сочетании с физиотерапией. У пациенток 3-й группы (n=40) использовались немедикаментозные методы лечения. Основным критерием деления на группы было желание женщины получать ту или иную терапию после разъяснения особенностей каждого вида лечения, а также нуждаемость в контрацепции.
Пациентки 1-й группы, нуждающиеся в контрацепции, принимали микродозированный пероральный контрацептив, содержащий 3 мг дроспиренона и 20 мкг этинилэстрадиола, который сочетает преимущества низкой дозы эстрогена и инновационного прогестагена четвертого поколения - дроспиренона, умноженные на преимущества нового режима применения «24+4». Дроспиренон - производный спиролактона, отличающийся от всех ранее существующих прогестагенов. По своим биологическим эффектам дроспиренон максимально близок к естественному прогестерону. Подобно последнему дроспиренон дает антиандрогенный и антиминералокортикоидный эффект.
Пациентки 2-й группы принимали биологически активную добавку, содержащую экстракт цимицифуги (30 мг), экстракт сои (62,5 мг), экстракт корня дикого ямса (50 мг), индол-3-карбинол (25 мг), экстракт листьев крапивы (30 мг), органический бор (в составе фруктобората кальция) (1 мг), витамин Е (16 мг), витамин В6 (2 мг), фолиевую кислоту (0,2 мг), 5-гидрокситриптофан (50 мг), D, L-фенилаланин (50 мг) по 1 таблетке 2 раза в день во время еды в течение 6 мес. Начало приема препарата не зависело от дня менструального цикла. Пациенткам 2-й группы назначалась также физиотерапия: электрофорез 1% раствора никотиновой кислоты на воротниковую область по 15 мин через день, курс 15 сеансов, дарсонвализация волосистой части головы, длительностью 5 мин через день, курс 15 сеансов. Повторение курса физиотерапии через месяц.
У пациенток 3-й группы использовались электросон и гравитационная терапия.
В основе повышенной гравитации заложены технологии космической экспериментальной медицины и не имеющие аналогов у нас в стране и за рубежом, предусматривающие воздействие на организм человека искусственной силы тяжести. Это стало возможным благодаря созданию специального лечебного стенда искусственной силы тяжести в виде центрифуги короткого радиуса - СИСТ-001. Конструктивные особенности стенда позволяют дозированно воздействовать на организм человека, вызывая наибольшие изменения наиболее подвижной ткани в организме человека, которой является кровь и тканевая жидкость. Основными действующими физическими факторами в гравитационной терапии являются сочетанное воздействие умеренных величин повышенной гравитации с вектором центробежных сил голова-ноги и дозированной физической нагрузки на нижние конечности с помощью установленного на центрифуге тренажера. При этом происходит перераспределение крови из верхней части туловища в область нижних конечностей и таза. В связи с этим изменениям гемодинамики принадлежит одно из ведущих мест в генезе физиологических сдвигов и последующих лечебных эффектов гравитационной терапии [4].
Процедуры назначались через час-полтора после приема еды. Электросон проводили по лобно-сосцевидной методике, используя частоту 60 Гц, длительностью 30 мин. Через 30 мин после электросна проводили гравитационную терапию. С целью адаптации к перегрузке проведение гравитационной терапии начиналось с минимальной терапевтической дозы, предусматривающей перегрузку до +1,5 Гц на протяжении 2 сеансов. К концу курса лечения перегрузка составляла +2,5 Гц. Длительность процедуры 10-12 мин. Процедуры проводились 1 раз в день, ежедневно. Общий курс лечения составлял 10 дней.
Все 3 группы были сопоставимы по возрасту, акушерско-гинекологическому анамнезу, экстрагенитальной патологии, длительности периода пременопаузы, частоте и тяжести КС.
Критерии включения: письменное согласие пациентки, пременопауза, проявления КС. Критерии исключения: наличие в анамнезе черепно-мозговых травм, суицидальных попыток, личностные расстройства, тромбозы и тромбоэмболии.
Перед назначением терапии все женщины подвергались детальному обследованию: личный и семейный анамнез, гинекологическое исследование, ультразвуковое исследование органов малого таза, щитовидной железы. Производили пальпацию молочных желез, ультразвуковое исследование молочных желез или маммографию (по показаниям). Определяли биохимические показатели крови, показатели гемостаза (уровень фибриногена, протромбинового индекса, билирубина, глюкозы), измеряли артериальное давление, индекс массы тела. Посредством непрямого опроса уточняли переносимость препарата. Контрольные визиты осуществлялись через 2 нед, 3 и 6 мес от даты первичного обследования и начала лечения.
Для оценки нейровегетативных, метаболических и психоэмоциональных симптомов использовали менопаузальный индекс H. Kupperman в модификации Е.В. Уваровой (1982). Слабая степень выраженности менопаузальной симптоматики отмечается при сумме баллов 12-34, умеренная - при 35-58, тяжелая - при сумме баллов более 58.
После проверки заполнения анкет и карт выкопировки была создана база данных. Для создания базы данных и математической обработки статистического материала использовался персональный компьютер Pentium IV, в качестве основного программного обеспечения выбран пакет модулей для статистической обработки данных STATISTICA for Windows Release 6.0.
Результаты и обсуждение
Средний возраст пациенток 1-й группы (n=58) составил 46,9±2,4 года; во 2-й группе (n=55) - 47,3±1,9 года, в 3-й группе (n=40) - 48,3±0,6 года.
Из всех обследованных женщин в браке состояли 89 (51,9%). Свои материально-бытовые условия оценили как хорошие 64 (70,0%) пациентки, удовлетворительные - 29 (23,3%), неудовлетворительные - 4 (6,7%). Различия между группами не были достоверными.
По социальному положению пациентки распределились следующим образом: служащие - 101 (74,8%), рабочие - 21 (10,5%), домохозяйки - 31 (14,7%).
Нарушение менструального цикла по типу опсоменорреи имелось у 23 (39,6%) пациенток 1-й группы, у 17 (30,9%) - 2-й группы, у 13 (32,5%) - 3-й группы. Степень тяжести КС у обследованных пациенток представлена в таблице.
В течение первого месяца лечения наблюдалось исчезновение клинических проявлений КС легкой степени тяжести и уменьшение тяжелых проявлений КС за счет уменьшения нейровегетативных проявлений и изменений в психоэмоциональной сфере во всех группах. Во всех случаях пациентки 1-й группы отмечали выраженный стимулирующий эффект действия препарата, заметно повышались работоспособность, поведенческая активность.
Для более наглядного сравнения влияния того или иного метода терапии на проявления нейровегетативных, эндокринно-метаболических и психоэмоциональных нарушений шкалы модифицированного менопаузального индекса, отражающие эти проявления, решено представить по отдельности.
Как видно из данных на рис. 1,
Данные эндокринно-метаболической шкалы модифицированного менопаузального индекса представлены на рис. 2.
Рис. 3
Индекс массы тела у пациенток 1-й группы снизился с 27,6 до 27,5, у пациенток 2-й группы - с 27,6 до 27,5, у пациенток 3-й группы - с 29,2 до 29,0.
В 1-й группе 2 пациентки отметили увеличение индекса массы тела с 26,9 до 27,4; 3 пациентки отметили снижение либидо. Из пациенток 1-й группы 3 отказались от дальнейшего приема препарата и выбыли из исследования.
Во 2-й и 3-й группах побочных эффектов терапии не наблюдалось.
Нормализация менструального цикла произошла у 23 (100%) пациенток 1-й группы, у 9 (52,9%) пациенток 2-й группы, у 3 (23,1%) пациенток 3-й группы.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали эффективность и безопасность применения микродозированного комбинированного перорального контрацептива, содержащего дроспиренон, фитоэстрогенов с преформированными факторами, а также немедикаментозных методов для лечения КС у женщин в пременопаузе. Побочные эффекты встречаются относительно редко, носят кратковременный характер и, как правило, не требуют дополнительных мер коррекции.
Результаты 6-месячной терапии микродозированным комбинированным пероральным контрацептивом, содержащим дроспиренон, свидетельствуют о его более существенном положительном влиянии на вазомоторные проявления и психоэмоциональное состояние пациенток в связи с нормализацией менструального цикла и наличием уверенности в контрацепции.
Результаты 6-месячной терапии фитоэстрогенами с физиотерапией, свидетельствуют об их более существенном положительном влиянии на вазомоторные проявления и психоэмоциональное состояние пациенток.
При лечении больных женщин с КС, получавших гравитационную терапию, наблюдается более выраженный клинический эффект. Это проявляется уменьшением количества приливов, потливости, нормализацией артериального давления, улучшением ночного сна. Гравитационная терапия в комплексе с электросном оказывает более выраженное рефлекторное регулирующее влияние на состояние мозгового кровоснабжения, проявляющееся улучшением кровенаполнения сосудов головного мозга, снижением тонуса артериол, улучшением венозного оттока. У женщин 3-й группы отмечаются более благоприятная динамика в нормализации вегетативного тонуса, значительное улучшение процессов вегетативной регуляции деятельности сердца, снижение напряжения компенсаторных механизмов, повышение адаптационно-приспособительных реакций.
Таким образом, данные методы терапии весьма эффективны в купировании КС, что дает возможность индивидуального подбора терапии для улучшения качества жизни пациенток.
Выводы
1. Результаты 6-месячной терапии микродозированным комбинированным пероральным контрацептивом, содержащим дроспиренон, и фитоэстрогенами с физиотерапией свидетельствуют об их более существенном положительном влиянии на вазомоторные проявления и психоэмоциональное состояние пациенток с КС.
2. Применение гравитационной терапии в комплексе с электросном оказывает более выраженное рефлекторное регулирующее влияние на вегетативную нервную систему, проявляющееся улучшением кровенаполнения сосудов головного мозга, процессов вегетативной регуляции деятельности сердца, усилением адаптационно-приспособительных реакций.