Здоровье органов полости рта, а также нормальное функционирование жевательного аппарата являются не только неотъемлемой частью общего состояния организма, но и одним из показателей общего здоровья человека и положения в социуме. Вопросы красоты лица и эстетики зубов волновали человека с давних пор. История становления цивилизации демонстрирует нам заинтересованность социума вопросами красоты и эстетики с древнейших времен до наших дней. Сохранение нормального функционирования всей зубочелюстной системы, обеспечение эстетичного внешнего вида пациента позволяет не только сохранить здоровье и функцию многих органов и систем, но и добиться психоэмоционального равновесия.
В настоящее время красивая улыбка является не только индикатором здоровья зубов, но и показателем социальной среды, в которой находится человек. Таким образом, важное место в системе эстетических ценностей каждой культуры и каждого этноса занимают правильные конфигурации черт лица, в частности зубов. Исследования, проведенные стоматологами на разных континентах, показали, что вид правильного соотношения зубов и губ вызывает прилив положительных эмоций еще до начала разговора [7, 8].
Наиболее грубые нарушения эстетики лица вызывают зубочелюстные аномалии и деформации (ЗЧАД). Однако в последние 10-15 лет значительная часть отечественных и зарубежных авторов отмечают неуклонный рост качественных и количественных проявлений ЗЧАД по всему миру [1, 5, 6]. Эта группа стоматологической патологии имеет тенденцию к стремительному развитию и влечет за собой ряд тяжелых осложнений.
Молодые люди наиболее подвержены быстрому развитию ЗЧАД. Эта особенность, связанная с большой пластичностью челюстных костей и высокой реактивностью организма, приводит к быстрому прогрессированию патологии. Нарушение речеобразования, дыхания, жевания, правильного развития челюстных костей, дисфункция височно-нижнечелюстного сустава являются частым результатом неполного или отсутствующего лечения в молодом возрасте. В отдельных случаях развития осложнений это приводит к грубой дыхательной и сердечной недостаточности, снижению физических показателей и формированию психологического дисбаланса личности [3, 4]. Однако пластичность костной ткани при ранней диагностике может выступить и союзником в лечении. Сроки полного устранения деформации в молодом возрасте гораздо короче, чем для людей после 35 лет [2]. Эту особенность необходимо учитывать и использовать в планировании ортопедического лечения.
Целью настоящего исследования явилась регистрация стоматологического статуса школьников старших классов, студентов вузов и учеников колледжей и училищ Барнаула, а также определение нуждаемости молодых людей в стоматологическом лечении.
Полученные нами данные были внесены в разработанный «Паспорт стоматологического здоровья», что позволило объективно оценить состояние и проследить изменения стоматологического здоровья в динамике. Подробно в паспорте отмечалась предрасположенность и наличие деформаций зубных рядов у лиц с частичным отсутствием и дефектами твердых тканей зубов, а также первые признаки и наличие повышенной стираемости зубов.
Материал и методы
Обследованы 833 человека, среди них учащиеся старших классов средних школ №111 и 126, учащиеся ПТУ №35 Барнаула и Алтайского краевого колледжа культуры, а также студенты Алтайского государственного медицинского университета и Алтайской государственной академии культуры и искусств.
Результаты и обсуждение
При анализе данных стоматологической патологии особое внимание уделяли ЗЧАД и патологии, непосредственно связанной с ними. С целью изучения распространенности деформаций и аномалий зубных рядов все обследованные лица были разделены на 4 группы с возрастным различием в 1-3 года. Таким образом, мы получили группы сравнения: учащиеся старших классов школ (104 человека), учащиеся профессионально-технических училищ и колледжей (232 человека), студенты младших курсов вузов Барнаула (216 человек) и студенты-старшекурсники (281 человек). Различные виды ЗЧАД по классификации Е.И. Гаврилова были выявлены у 470 (56,4%) обследованных, в том числе 41 (39,4%) школьника, 105 (48,6%) студентов младших курсов, 164 (58,5%) старших курсов, 160 (68,4%) учащихся ПТУ. Повышенную стираемость твердых тканей зубов как смежную патологию имели 117 (14,0%) осмотренных, из них 8 (7,7%) школьников, 19 (8,8%) студентов младших курсов, 31 (11,0%) студент старших курсов и 117 (50,4%) учащихся ПТУ и колледжей. Статистическая обработка проводилась при помощи непараметрического критерия Пирсона (χ2), минимальное значение p=0,05.
Статистическая обработка данных распространенности ЗЧАД выявила отсутствие достоверно значимых различий лишь среди школьников и студентов младших курсов (табл. 1).
По всем остальным параметрам прослеживалось явное доминирование признака в группах старших учащихся над младшими. Эти данные подтверждают корреляцию возраста и количественных показателей ЗЧАД, а также свидетельствуют о высокой нуждаемости молодежи Барнаула и Алтайского края в специализированной стоматологической помощи.
Достоверные различия проявления повышенной стираемости зубов отмечены при сравнении группы учащихся ПТУ с остальными группами исследования (табл. 2).
На наш взгляд, резкое преобладание повышенной стираемости зубов у учащихся колледжей и училищ над всеми остальными группами молодежи связано с низким уровнем диагностики и санитарно-просветительской работы, что требует повышенного внимания.
Заключение
Результаты нашего обследования показали, что нуждаемость молодежи в стоматологическом лечении и профилактике высока. Статистическая обработка полученных данных свидетельствует о крайне быстром формировании ЗЧАД в молодом возрасте и широком распространении повышенной стираемости зубов среди учащихся ПТУ. Нуждающиеся в лечении направлены к специалистам, за ними продолжается динамическое наблюдение до полной санации полости рта.