Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Топольницкий О.З.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Воложин А.И.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Шехтер А.Б.

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова

Позднякова Т.И.

Кафедра госпитальной терапевтической стоматологии, пародонтологии и гериатрической стоматологии, кафедра общей и эстетической стоматологии факультета последипломного образования Московского государственного медико-стоматологического университета

Зуйков Ю.А.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Дорофеева Е.И.

Московский государственный медико-стоматологический университет

От скальпеля к лазеру. Сравнительные аспекты регенерации слизистой оболочки полости рта (экспериментальное исследование)

Авторы:

Топольницкий О.З., Воложин А.И., Шехтер А.Б., Позднякова Т.И., Зуйков Ю.А., Дорофеева Е.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2011;4(5): 30‑35

Просмотров: 1293

Загрузок: 18


Как цитировать:

Топольницкий О.З., Воложин А.И., Шехтер А.Б., Позднякова Т.И., Зуйков Ю.А., Дорофеева Е.И. От скальпеля к лазеру. Сравнительные аспекты регенерации слизистой оболочки полости рта (экспериментальное исследование). Российская стоматология. 2011;4(5):30‑35.
Topol'nitskiĭ OZ, Volozhin AI, Shekhter AB, Pozdniakova TI, Zuĭkov IuA, Dorofeeva EI. From scalpel to laser. Comparative aspects of regeneration of the oral mucous membrane (experimental study). Russian Journal of Stomatology. 2011;4(5):30‑35. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Изу­че­ние ра­но­за­жив­ля­юще­го действия на­но­час­тиц се­реб­ра и це­рия при ле­че­нии не­ос­лож­нен­ных кож­ных ран в эк­спе­ри­мен­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(4):18-24

В хирургической стоматологии важную роль играет скорость заживления раны слизистой оболочки полости рта (СОПР). Поэтому изучение регенерации тканей СОПР после травмы, нанесенной скальпелем, лазером и при помощи радионожа, является актуальным [1, 3, 4, 6, 7]. Важность изучения этого вопроса обусловлена необходимостью оптимизировать репаративный процесс при операциях на пародонте, СОПР и других образованиях [5]. Выбор инструмента для хирургического вмешательства позволит создать оптимальные условия регенерации тканей, находящихся в зоне операции. В клиническую практику активно внедряются хирургические лазерные системы, которые благодаря импульсному режиму лазерного излучения и другим параметрам создают минимальную зону термического повреждения [2]. Общеизвестно бактерицидное действие лазера и стерилизующее воздействие радиоволны на края раны. Механизм действия радионожа заключается в преобразовании электрического тока в радиоволны определенных диапазонов (АМ-ФМ) с входной частотой 3,8 МГц. Сравнительного анализа репаративных процессов при использовании скальпеля, лазера и радионожа на идентичной экспериментальной модели проведено не было, что послужило основанием для настоящего исследования.

Цель исследования - выбор хирургического инструмента для создания оптимальных условий заживления раны СОПР.

Материал и методы

Экспериментальное исследование проводили на 27 кроликах шиншилла массой 3,5-4 кг, которые были разделены на три равные группы соответственно инструменту для нанесения раны СОПР. В 1-й группе использовался лазер, во 2-й - радионож, в 3-й - скальпель. Операцию проводили под наркозом Zoletil («Virbac Sante Animale», Франция). Препарат вводили внутримышечно из расчета 7,5 мг на 1 кг массы тела кролика.

В 1-й группе эксперимента использовалась стоматологическая лазерная установка Waterlaser Millennium (США), которая работает на кристалле Er,Cr: YSGG (эрбий, хром, иттрий, скандий, галлий и гранат), сокращенно - эрбиевый лазер. Система излучает фотоны на длине волны 2780 нм и с тактовой частотой 20 Гц. Мощность лазера может варьировать от 0 до 6 Вт. Лазер имеет регулируемую систему подачи воздуха и воды. На слизистой оболочке щеки у кроликов с двух сторон делался разрез лазером мощностью 1,5 Вт, длиной 10-12 мм при расстоянии от лазера до ткани 0,5-0,8 см. Рану ушивали. Кроликов выводили из эксперимента в сроки 3, 6 и 11 дней после операции.

Во 2-й группе использовался радиоволновой хирургический прибор Surgitron Dento-Surg фирмы «Ellman international, Inc.» (США), основанный на использовании режущих свойств радиоволны различной формы. Радиоволновой хирургический прибор имеет 4 режима работы: полностью выпрямленная фильтрованная волна для разреза; полностью выпрямленная нефильтрованная волна для разреза и коагуляции; частично выпрямленная нефильтрованная волна для коагуляции; фульгурационный ток (от лат. fulgur - молния - метод лечения ограниченных доброкачественных разрастаний эпителия, гемокоагуляция путем прижигания искрой без непосредственного контакта активного электрода с тканью). Мощность тока в приборе варьирует в широком диапазоне. Установив нужную форму волны и мощность, можно выполнить разрез, коагуляцию, фульгурацию.

Разрез на слизистой оболочке щеки воспроизводили такой, как в 1-й группе. Использовали режим полностью выпрямленной фильтрованной волны.

В 3-й группе разрез на слизистой оболочке щеки длиной 10-12 мм наносился скальпелем, рана ушивалась. Материал во 2-й и 3-й группах также забирали на 3, 6 и 11-е сутки после нанесения повреждения. Для этого животных выводили из опыта избыточной дозой гексенала. Область повреждения вырезали, материал фиксировали в 10% нейтральном формалине, после общепринятой обработки заливали в парафин, срезы толщиной 4-5 мкм окрашивали гематоксилином и эозином, пикрофуксином по ван Гизону. Препараты просматривались на микроскопе Олимпус ВХ51, проводилось компьютерное микрофотографирование на программе Диаморф.

Результаты и обсуждение

Применение лазера (1-я группа)

На 3-и сутки лазерные разрезы представлены раневыми дефектами, на которых отсутствует эпителий. Сам дефект закрыт «пробкой» из фибрина, тканевого детрита и нейтрофильных лейкоцитов (рис. 1).

Рисунок 1. Лазер мощностью 1,5 Вт, 3 сут. Сравнительно небольшой дефект заполнен «пробкой» из экссудата. В краях и дне раны грануляционная ткань. Отмечается регенерация эпителия. ×100. Здесь и на рис. 2-12: окраска гематоксилином и эозином.

Его дно в незначительной степени выполнено некротизированными мышцами и элементами фибрина. Однако в основном там формируется грануляционная ткань, состоящая из новообразованных капилляров и пролиферирующих фибробластов. Воспалительная инфильтрация в этой ткани выражена слабо. Определяется регенерация эпителия: от краев разреза эпителий наползает на раневой дефект (рис. 2).

Рисунок 2. Лазер мощностью 1,5 Вт, 3 сут. Дно дефекта выполнено некротическими тканями и фибрином, выражена воспалительная инфильтрация. ×400.
Регенерирующий эпителиальный пласт отличается слабой дифференцировкой клеток и меньшей толщиной. В более глубоких слоях слизистой оболочки, вблизи раневого дефекта, отмечаются небольшие очаги некроза мышц, частично замещенные грануляционной тканью.

Раневой дефект на 6-е сутки полностью эпителизирован (рис. 3).

Рисунок 3. Лазер мощностью 1,5 Вт, 6 сут. Утолщенный дифференцированный эпителий закрывает поверхность бывшего раневого дефекта. Под ним фиброзно-рубцовая ткань с уменьшающимся количеством сосудов. ×200.
Эпителий дифференцирован на слои, но утолщен по сравнению с интактным эпителием. Под эпителием располагается рубцовая фиброзная ткань, состоящая из коллагеновых волокон и фибробластов. Количество сосудов и клеток в ней уменьшается по сравнению с предыдущим сроком, как и воспалительная инфильтрация. В глубоких слоях слизистой оболочки еще сохраняются небольшие очаги некроза мышечной ткани, которые постепенно замещаются соединительной тканью, а некротизированные волокна резорбируются.

На 11-е сутки раневой дефект полностью закрыт эпителием нормальной толщины, акантоз отсутствует. Эпителий хорошо дифференцирован на слои и уже не отличается от интактного эпителия (рис. 4).

Рисунок 4. Лазер мощностью 1,5 Вт, 11 сут. На месте дефекта рубцовая ткань в процессе разрыхления и обратного развития. Она покрыта дифференцированным эпителием без признаков акантоза. ×200.

Под эпителием сохраняется рубцовая ткань, однако в этот период она разрыхляется по сравнению с 6-дневным сроком. Это уменьшает плотность рубца, приближая его к структуре нормальной слизистой оболочки. Количество сосудов и клеточных элементов близко к норме, воспалительная инфильтрация практически исчезает.

Применение радионожа (2-я группа)

В этой группе на 3-и сутки опыта раневой дефект небольшого размера с наползающим на его края регенерирующим эпителием. У одного из животных раневой дефект оставался широким. При этом дно дефекта было покрыто некротизированной тканью, которая образовалась в результате воздействия радиоволн (рис. 5).

Рисунок 5. Радионож, 3 сут. Над бывшим раневым дефектом дифференцированный эпителий. Сам дефект заполнен фиброзирующей грануляционной тканью, богатой сосудами. ×100.
Под некротизированной тканью формировалась грануляционная ткань относительно незрелого характера с нейтрофильной и макрофагальной инфильтрацией.

В этой группе, по-видимому, в результате воздействия радионожа возникает участкок некроза слизистой оболочки, при быстром отторжении которого наступает эпителизация дефекта и заживление раны.

На 6-е сутки раневой дефект полностью закрыт эпителием, который в этом месте значительно гиперплазирован. Эпителий хорошо дифференцирован. Под эпителием располагается грануляционная ткань, трансформировавшаяся в фиброзную ткань (рис. 6),

Рисунок 6. Радионож, 6 сут. Вверху дифференцированный гиперплазированный эпителий, под ним фиброзно-рубцовая ткань с увеличенным количеством клеток и сосудов, без признаков воспаления. ×200.
которая характеризуется повышенным содержанием фибробластов и макрофагов. Однако количество сосудов в ней уменьшается, а количество коллагеновых волокон увеличивается. Некротизированная ткань на этот срок уже не выявляется, воспалительная инфильтрация почти полностью отсутствует.

К 11-м суткам опыта раневой дефект эпителизирован. Эпителий по сравнению с предыдущим сроком гиперплазирован в меньшей степени, его структура нормализуется, но отмечается частичное врастание эпителия в бывшую раневую щель (рис. 7).

Рисунок 7. Радионож, 11 сут. Регенерация слизистой без наложения швов. Узкий, рыхлый рубец, плотная ткань видна в подэпителиальном пространстве. Эпителий слабо гиперплазирован, врастает в бывшую раневую щель. ×200.

Рубец тонкий, относительно рыхлый. Плотная соединительная ткань обнаруживается лишь в верхнем отделе рубца. В глубоком отделе бывшей раневой щели определяется умеренный фиброз мышечной ткани. Таким образом, в опытной группе к 11-м суткам определяется нормализация ткани вокруг рубца.

Применение скальпеля (3-я группа)

В данной группе, где раны наносили скальпелем и затем ушивали, у разных животных степень заживления ран была различной. У одних животных к 3-м суткам оставался лишь небольшой раневой дефект, на который с обеих сторон наползал регенерирующий эпителий (рис. 8).

Рисунок 8. Скальпель, 3 сут. Небольшая раневая щель, на которую с обеих сторон наползает эпителий. Раневой дефект заполнен пролиферирующими фибробластами. Справа видны остатки некротизирующейся ткани с нейтрофильной инфильтрацией. ×200.

Он отличался нечеткой дифференцировкой слоев и дистрофическими изменениями клеток по краю эпителизации. Дно раневого дефекта заполнено частично некротизированной тканью, но в основном раневая щель замещена грануляционной тканью, состоящей из пролиферирующих фибробластов и тонких коллагеновых волокон. Ткань содержала множественные сосуды. Выявлялись нейтрофилы и макрофаги, резорбирующие некротизированную ткань. В грануляционной ткани также была видна очаговая инфильтрация немногочисленными нейтрофилами, макрофагами и лимфоцитами.

Раневая щель частично закрыта фибрином, заполнена некротизированной и частично грануляционной тканью (рис. 9).

Рисунок 9. Скальпель, 3 сут. Фрагмент предыдущего препарата. Слева внизу пролиферирующий эпителий, в центре фибрин, сверху некротизированная ткань с нейтрофильной, макрофагальной и лимфоцитарной инфильтрацией. ×400.

При этом в глубокой части раневого дефекта отмечались некротические изменения мышечных волокон десны и расположенные между ними очаги грануляционной ткани. Однако у большей части животных раневой дефект на этот срок оставался достаточно широким, регенерация эпителия обнаруживалась только по краям дефекта (рис. 10).

Рисунок 10. Скальпель, 6 сут. Раневая щель закрыта частично фибрином, грануляционной тканью и некротическими клетками. Раневой дефект широкий, регенерация эпителия по краям дефекта. ×200.

Наружный слой раневого дефекта покрыт толстым слоем фибринозно-лейкоцитарного экссудата, состоящего из фибрина и многочисленных нейтрофильных лейкоцитов, большей частью разрушенных, а также элементами некротизированной ткани. Под этим слоем располагались некротизированные мышечные волокна, перемежающиеся с очагами незрелой грануляционной ткани. Эта ткань также, как и участки некроза, инфильтрирована макрофагами, нейтрофилами и небольшим количеством лимфоцитов.

Через 6 сут после операции в этой группе у большинства животных раневой дефект уже закрыт эпителием, причем новообразованный эпителий отличался значительной гиперплазией по сравнению с интактным эпителием и частично врастал в раневую щель. Раневая щель заполнена грануляционной тканью, которая имела местами еще незрелый характер (рис. 11).

Рисунок 11. Скальпель, 6 сут. В глубоких отделах раневой поверхности определяется резорбция некротизированных мышечных волокон. Грануляционная ткань незрелого характера. ×200.

В глубоких отделах раневой щели отмечалась резорбция некротизированных мышечных волокон и замещение их грануляционной или фиброзной тканью.

На 11-е сутки после разреза в 3-й группе раневой дефект полностью эпителизирован, однако эпителий в этом участке еще гиперплазирован. На месте раневого канала формировался клиновидный рубец из плотной фиброзной соединительной ткани. Эта ткань состоит из веретеновидных фибробластов и коллагеновых волокон, ориентированных преимущественно вертикально. Часть окружающих мышечных волокон атрофирована и замещена соединительной тканью. Рубец у большинства животных этой группы относительно широкий и грубый (рис. 12).

Рисунок 12. Скальпель, 11 сут. Относительно толстый грубый рубец, состоящий из фиброзной ткани. ×200.

Заключение

Наше исследование показало, что раневое заживление СОПР в значительной степени зависит от метода нанесения повреждения.

Сравнительное изучение ран слизистой оболочки, нанесенных радионожом и лазером мощностью 1,5 Вт, показало, что процессы заживления раны у большинства животных приблизительно одинаковы в обоих случаях. Объем некротизированных тканей в ранние сроки, замещение некроза грануляционной тканью, краевая эпителизация, последующая полная эпителизация дефекта с дифференцировкой эпителия и формирование рубца происходят в одинаковые сроки. Однако у некоторых животных раны, нанесенные радионожом, заживают несколько быстрее, чем при нанесении лазером мощностью 1,5 Вт.

Таким образом, раневой дефект СОПР, нанесенный лазером при мощности 1,5 Вт или радионожом, заживает в более короткие сроки, чем при нанесении разреза обычным скальпелем. Некротизированная ткань быстрее отторгается и резорбируется макрофагами. Грануляционная ткань в раневом канале созревает и претерпевает фиброзно-рубцовую трансформацию в более короткие сроки. Регенерация эпителия, его дифференциация и полная эпителизация дефекта наступают значительно раньше, а формирующийся после заживления рубец остается более тонким и пластичным.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.