Представлен обзор, посвященный анализу коммуникаций в клинике ревматических заболеваний, а также исследований коммуникативных навыков врачей-ревматологов.
ЦЕЛЬ ОБЗОРА
Проанализировать стили и качество общения врача и пациента, а также роль коммуникативной компетентности врача-ревматолога в повышении эффективности решения лечебно-диагностических задач.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведен поиск научных статей, доступных в электронных базах данных PubMed, eLibrary, MedLine, Science Direct, Research Gate, по поисковым запросам, соответствующим ключевым словам данной статьи.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Большинство исследований, посвященных коммуникациям между врачом и пациентом, не сфокусировано на ревматических заболеваниях. Немногочисленные работы показали, что эффективная коммуникация между врачом и пациентом может положительно повлиять на комплаенс пациента и улучшение качества его жизни. В то же время низкое качество коммуникаций связано со снижением приверженности пациентов лечению и неудовлетворительными результатами терапии, так как при отсутствии доверия к врачу и достаточной информации о заболевании высока вероятность того, что пациент не будет придерживаться предписанного режима приема лекарственных препаратов. Это увеличивает риск повышения активности заболевания, частоты обострений и поражения внутренних органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективные медицинские коммуникации являются важным компонентом лечебного процесса, способствуют доверию пациента, оказывают существенное влияние на его комплаентность, мотивируют принимать активное участие в лечебном процессе, улучшают эмоциональный фон и удовлетворенность от проводимого лечения, а также повышают качество жизни больного. Обучение студентов-медиков и врачей-ревматологов навыкам общения с больными является важным элементом программы высшего медицинского образования.